ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ГИТАРЕ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Цели, задачи и формы дополнительного музыкального образования 6
1.2. Характеристика программно-методического обеспечения процесса
обучения игре на гитаре 13
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА ГИТАРЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ 19
2.1 Характеристика этапов исследовательской работы, контингента ее участников, диагностических методик 19
2.2. Содержание опытно-поискового этапа исследовательской работы 21
2.3 Содержание обобщающего этапа исследовательской работы 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 43
Актуальность. Гитара - один из самых популярных музыкальных инструментов, имеющий богатые профессиональные и любительские традиции. Обучение игре на гитаре может быть направлено как на подготовку квалифицированных гитаристов-профессионалов, так и на общее музыкальное развитие. В России гитара традиционно является средством проведения досуга, общения людей. Ее богатый тембр, а также способность выступать как в качестве солирующего, так и в качестве аккомпанирующего инструмента делают гитару популярной в самых разных слоях населения. Популярность гитары, ее притягательность для детей и широкая востребованность в социальной и родительской среде определяют функционирование в настоящее время отделений и классов игры на гитаре в различных учреждениях дополнительного образования. В их число входят детские музыкальные школы, где к настоящему времени накоплен богатый опыт преподавания, сложились определенные традиции обучения, опирающиеся на материалы и опыт ряда известных исполнителей и педагогов (А. Андреев, А.М. Иванов-Крамской и др.). Созданы «Школы» - самоучители игры на гитаре, разработано программно-методическое обеспечение.
Однако значительная часть начинающих это обучение не доводит его до конца. Причиной этого в числе прочих является первоначальный этап освоения навыков игры, представляющий определенную сложность для начинающих. Большинство учащихся, преодолевших первоначальные трудности этого этапа, продолжают обучение.
Возникает противоречие между популярностью данного инструмента, его притягательностью для детей и востребованностью в среде родителей, - с одной стороны, и трудностями, возникающими у обучающихся на начальном этапе обучения игре на гитаре.
Для устранения указанного противоречия представляется необходимым анализ и обобщение информации, относящейся к начальному этапу освоения навыков игры на гитаре. Этим и обусловлена проблема настоящей выпускной работы «Обучение школьников игре на гитаре в условиях дополнительного образования»
Тема настоящей выпускной квалификационной работы «Начальный этап формирования у школьников навыков игры на гитаре в условиях дополнительного образования».
Цель: Теоретически обосновать и проверить в процессе опытной работы процесс начального формирования у обучающихся навыков игры на гитаре
Объект исследования - процесс обучения игре на гитаре в условиях детской музыкальной школы.
Предмет исследования: методы последовательного освоения
начальных навыков игры на гитаре.
Гипотеза: процесс начального обучения детей навыкам обучения игре на гитаре может быть более эффективным, если: осуществлять начальное обучение с учетом цели, задач и форм дополнительного музыкального образования; учитывать особенности контингента обучающихся при использовании программно-методического обеспечения процесса начального обучения игре на гитаре; использовать научно обоснованную диагностику уровня сформированности начальных навыков игры на гитаре; соблюдать последовательность начального формирования навыков игры на гитаре и проверять степень ее эффективности в ходе опытно-поисковой работы.
В ходе исследования решались следующие задачи:
• осветить цели, задачи и формы дополнительного музыкального образования;
• охарактеризовать программно-методическое обеспечение процесса обучения игре на гитаре;
• разработать диагностику уровня сформированное™ начальных
навыков игры на гитаре;
• соблюдать последовательность начального формирования навыков игры на гитаре и проверить ее эффективность в ходе опытно-поисковой работы.
В процессе исследования применялись следующие методы: теоретические: изучение научных источников по проблеме исследования, анализ, обобщение; эмпирические: педагогические наблюдения, диагностика, опытная работа.
Теоретико-методологическая основа курсовой работы концепция дополнительного образования детей (Л.Н Буйлова, Е. Димаков, Е.Б. Евладова, Н.В. Кленова., Н.Н. Михайлова, Л.Н Пепеляев, Н.И.Фунникова; теория инновационных образовательных технологий (Л.Н.Юрова); идеи и технологии обучения игре на гитаре (П.О. Вещицкий, Б. Л.Волман, А.М.Иванов-Крамской, М. Каракасси, В.И. Леонов, Н.П.Михайленко).
Базой опытной работы явились Центр детского творчества «Гайдаровцы» г. Серова Свердловской области, МАОУ СОШ № 32 г.
Екатеринбурга,
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.
Изучив содержание процесса обучения игре на гитаре в системе современного дополнительного образования, мы пришли к следующим выводам:
Проанализировав цели, задачи и формы дополнительного образования, мы пришли к следующим выводам. Цель дополнительного образования заключается в том, чтобы удовлетворить образовательные потребности социума, касающиеся развития способностей и дарований детей. В задачи дополнительного образования входит реализация образовательных функций в форме интеллектуальных, психолого-педагогических услуг в условиях свободного времени детей. Дополнительное музыкальное образование предусматривает удовлетворение потребности обучающихся в передаче комплекса знаний о музыке и в обучении какому-либо виду музыкального исполнительства, в том числе - игре на каком-либо музыкальном инструменте (соло, в ансамбле и оркестре), как в процессе практического музицирования, так и в виде специальных музыкальных занятий. В процессе дополнительного музыкального образования осуществляется подготовка школьников к какой-либо самостоятельной музыкальной деятельности, которая им поможет содержательно проводить досуг и проявлять общественную активность.
Рассмотрев программно-методическое обеспечение процесса обучения игре на гитаре, мы пришли к следующим выводам: в практике обучения детей игре на шестиструнной гитаре накоплен достаточно, многообразный и богатый программно-методический материал. Сопоставив между собой различные подходы к этому процессу, мы пришли к заключению, что для системы дополнительного образования наиболее подходит «Школа игры на гитаре», созданная П. Агафошиным. Другие современные школы, созданные Е. Медведевым, А. Носовым, А. Николаевым, Д. Агеевым, А. Кравченко, преследующих разные цели, также применимы для различного контингента обучающихся.
Обобщая данные, полученные в ходе исследовательской работы, по формированию у учащихся навыков игры на гитаре на начальном этапе., мы пришли к следующим выводам
Наша исследовательская работа была проведена в два этапа. На первом, опытно-поисковом, проходившем на базе Центра детского творчества «Гайдаровцы» в г. Серове, осуществлялось изучение литературы по методике преподавания гитары, изучение опыта работы преподавателей класса гитары и накопление первоначального опыта преподавания в классе гитары. На втором, обобщающем, проходившем в условиях педагогической практики общеобразовательной школы № 32 г. Екатеринбурга, осуществлялась работа по приобщению учащихся общеобразовательной школы к гитарной музыке, обобщение и систематизация педагогического опыта.
Диагностика учебного процесса включала следующие критерии:
а) умение принять позу гитариста - исполнителя,
б) владение базовыми навыками игры (чередование пальцев p i m a , Апояндо, Тирандо);
в) применение навыков в исполнении музыкального произведения.
Результаты оценивались по трем уровням - высокому, среднему и низкому.
По результатам опытно-поискового этапа можно сделать следующий вывод. Процесс опытно-поисковой работы, который проходил в течение 20 индивидуальных уроков с учениками, ранее не имевшими предшествующей музыкальной подготовки, но обладавшими при этом положительной мотивацией к музыкальным занятиям, дал положительные результаты. Все обучающиеся освоили начальные навыки, необходимые для дальнейшего обучения: позу гитариста-исполнителя, чередование пальцев p i m a , приемы апояндо, тирандо. Эти навыки были продемонстрированы учащимися на завершающих выступлениях с подготовленными программами.
Анализируя результаты итоговой диагностики, необходимо отметить положительную динамику по всем проверяемым параметрам у большинства обучающихся, т.е. налицо уверенный рост уровня сформированности навыков игры на шестиструнной гитаре у большинства участников группы (80%). Таким образом, можно заключить, что задачи формирующего этапа опытно-поисковой работы - обучить учащихся базовым знаниям игры на гитаре в объеме первого класса - были выполнены.
Выдвинутая нами гипотеза о том, что процесс начального обучения детей навыкам обучения игре на гитаре может быть более эффективным, если: осуществлять начальное обучение с учетом цели, задач и форм дополнительного музыкального образования; учитывать особенности контингента обучающихся при использовании программно-методического обеспечения процесса начального обучения игре на гитаре; использовать научно обоснованную диагностику уровня сформированности начальных навыков игры на гитаре; соблюдать последовательность начального формирования навыков игры на гитаре и проверять степень ее эффективности в ходе опытно-поисковой работы.
1. Агафошен П. Школа игры на гитаре М., 1990. 206 с.
2. Алексеев В. И. Дистанционное дополнительное образование // Вестник МГУКИ . М. , 2009. С. 169.
3. Андреев А. Современная школа игры на шестиструнной гитаре. Безнотная методика обучения. М. , 2017. 223 с.
4. Барабанов М. С. Школа игры на гитаре, методику музыкальноэстетического воспитания [Электронный ресурс]: http://www.dop-
obrazovanie.com/dlya-pedagogov/stati/pedagogicheskij -opyt/139- obuchenie-igre-na-shestistrunnoj-gitare
5. Бережной Д. А. Индивидуально-групповая форма обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. М. , 2013. 163 с.
6. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В., Фунникова Н. И. Дополнительное образование в современной школе. М. : Сентябрь, 2005. 192 с.
7. Буторина Н. И., Веселова О. В. Учебная программа по классической гитаре в детской музыкальной школе с применением компьютерных технологий [Текст]. М., 2017. 176 с.
8. Быков А.В. О игре на гитаре [Электронный ресурс]: http://www.perm- rifey.narod.ru
9. Вещицкий П.О. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре аккорды и аккомпанемент. М. : Сов. композитор, 1999. 110 с.
10. Димаков Е. Цели ДОД, ее основные функции [Электронный ресурс]: https://edunews.ru/additional-education/dopolnitelnoe-obrazovanie- detej.html
11. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. М.: ВЛАДОС, 2004. С. 352.
12. Иванов-Крамской А.М. Школа игры на шестиструнной гитаре [Электронный ресурс]: http://www.novsu.ru/file/99982
13. Калилин В. Юный гитарист. М. : Музыка 2008.
14. Каракасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре / ред А. Иванов- Крамской. М. : Сов. композитор, 1990. 152 с.
15. Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы. М.: Музыка, 1985. 144 с...