ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПОДГОТОВКИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1. Анализ психолого-педагогической и специальной литературы по
проблеме развития технического творчества детей как компонента подготовки к инновационной деятельности в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования 10
1.2. Анализ известных подходов к формированию экономической
направленности творчества детей в процессе их подготовки к инновационной деятельности 19
1.3. Теоретическая модель формирования экономической направленности технического творчества учащихся в процессе подготовки к инновационной
деятельности 39
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ 48
2.1. Традиционная педагогическая система развития технического творчества
и экономического образования детей в политехническом отделении Дворца молодежи г. Екатеринбурга 48
2.2. Особенности формирования экономической направленности
технического творчества школьников в условиях взаимосвязи основного и дополнительного образования 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
Согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одним из основных направлений развития является переход к инновационной экономике, которая ориентирована на формирование условий для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний.
Инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития.
Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность.
Важно не только включить детей в изобретательскую деятельность, но и найти инструменты оформления данных изобретений в форму интеллектуальной собственности с целью коммерциализации, т.е. получения прибыли. Коммерциализация в данном случае повысит мотивацию к изобретательству, а также поможет существовать и развиваться творческим объединениям, а также малым инновационным предприятиям на базе университетов, целью которых является поддержка и сопровождение процесса изобретательства на всех его стадиях.
Проблема исследования: не выявлено, какие изменения должны быть внесены в организационно-педагогическое обеспечение реализации содержания технического творчества детей в процессе их подготовки к инновационной деятельности в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования, чтобы обеспечить формирование экономической направленности технического творчества детей.
Однако эта проблема не нашла адекватного отражения в современных образовательные исследованиях. Большинству авторов важны аспекты экономического образования и воспитания школьников, но не целостная работа система в этом направлении не обеспечена.
Это является характерной особенностью исследований, связанных с экономической направленностью школьного основного и дополнительного образования. Аспекты экономического обучения школьников рассматриваются в исследованиях разных авторов, таких как Б. Ананьев, И. Волкова, К. Платонова, И. Кон, В.П. Алексеев , В.Я. Ядова и других, но вопросы формирования личностных качеств успешного предпринимателя в них не затронуты. В работах Б.П. Шемякина, П.Р Атутова, А.Ф. Аменда, Ю.К. Васильева, И.А. Сасовой, В.А. Полякова, В.К. Тарасова, обозначена актуальность экономической подготовки школьников в процессе технологического образования, раскрываются общие вопросы теории и методики технологического и экономического образования школьников, но не указываются способы решения этой проблемы.
Основные задачи, принципы, содержание, организационные формы и методы подготовки школьников к предпринимательской деятельности рассмотрены в работах Л.В. Леонтьева, Л.С. Зайцевой, В.П. Максимова, СЛ. Чернер, В.Д. Симоненко, и др. [31]. Однако стоит заметить, что на практике используются отдельные экономические задачи, а реальная предпринимательская деятельность чаще всего используется вне связи с практической предпринимательской деятельностью.
Используемые формы и методы предпринимательской подготовки не позволяют включить учащихся в самостоятельную практическую деятельность и не cпособствуют активному вхождению школьников в социальную структуру общества с развивающейся рыночной экономикой. Все это определяет противоречия:
-Противоречие между общественными требованиями по подготовке детей к инновационной деятельности в сфере изобретательства (технического творчества) и тем, что учреждениям образования не удается соответствовать этим требованиям, в частности из-за того, что организованный в них процесс развития технического творчества детей недостаточно ориентирован на достижение экономических результатов детского изобретательства;
-Противоречие между необходимостью формирования экономической направленности технического творчества детей в процессе их подготовки к инновационной деятельности, и тем, что в педагогической теории не нашли научного обоснования принципы и содержание образовательной деятельности по формированию данной направленности технического творчества в условиях учреждений общего и дополнительного образования;
-Между необходимостью реализации на практике принципов и содержания деятельности по формированию экономической направленности технического творчества детей в процессе их подготовки к инновационной деятельности, и тем что существующие методики развития технического творчества детей не предусматривает формирование данной направленности.
Актуальность данной проблемы, заключается в следующем:
Современное состояние экономики, производства и общественных отношений. Необходимость организации инновационной и предпринимательской деятельности. Развитие малого предпринимательства. Развитие и повышение коммерческой значимости интеллектуальной собственности. Возможность преобразования результатов технического творчества в процесс получения прибыли. Подготовка детей к инновационной предпринимательской деятельности с целью повышения эффективности результатов технического творчества.
Цель данной работы: теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка содержания и организационных форм процесса формирования экономической направленности технического творчества детей как компонента их подготовки к инновационной деятельности в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования.
Объект исследования: процесс развития технического творчества детей как компонент их подготовки к инновационной деятельности в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования.
Предмет исследования: формирование экономической направленности творчества детей в процессе их подготовки к инновационной деятельности в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования.
Гипотеза исследования процесс формирования экономической направленности технического творчества детей будет эффективным если:
• удержание и oрганизациoнные формы технического творчества школьников будут взаимосвязаны с oбучением их инновационному предпринимательству в условиях взаимосвязи общего и дополнительного oбразования;
• будет разработана и реализована структурно-функциональная модель формирования экономической направленности технического творчества учащихся в процессе их подготовки к инновационной деятельности;
• будут реализованы критерии оценки подготовки образовательного учреждения к процессу формирования экономической направленности технического творчества детей.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были сфoрмулирoваны задачи исследования:
1. Прoанализирoвать психолого-педагогическую литературу по проблеме организации технического творчества детей как компонента их подготовки к инновационной деятельности в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования;
2. Проанализировать существующие подходы и возможности формирования экономической направленности технического творчества детей в процессе их подготовки к инновационной деятельности в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования;
3. Теоретически обосновать и разработать содержание и организационные формы процесса формирования экономической направленности технического творчества детей как компонента их подготовки к инновационной деятельности в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования;
4. Организовать опытно-поисковую работу по содержания организационных форм процесса формирования экономической направленности технического творчества в политехническом отделении Дворца молодежи.
5. Разработать критерии оценки готовности учреждения подготовке детей к инновационной деятельности.
Методологической основой исследования являются теоретические работы отечественных и зарубежных исследователей по проблемам:
-деятельностного подхода в познании и обучении ( А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.);
-в области активизации и интенсификации процесса творческой подготовки учащихся (A.M. Василевская, И.Я. Лернер, Т.В. Кудрявцев, С.А. Новоселов и др.);
-основные выводы и рекомендации исследователей по проблемам развития технического творчества детей (В.Е. Алексеев, В.А. Горский, П.Н. Андрианов, И.П. Волков, М.А. Галагузова, Б.М. Игошев и др.);
-разработки в области теории и практики основ предпринимательской деятельности и экономического образования (А.Ф. Аменд, Б. Стасей, Ю.К. Васильев, К. Хесс, В.М. Власова, Б. Нидлс, Н.В. Силкина, Р. Хизрич и др.);
-в области исследования инновационных процессов (Т.Н. Бородулина, В.И. Вагизова, Н.Д. Гредяева, СВ. Пименов, З.А. Савельева, А.Ю. Глебанова, Ю.И. Сизов и др.);
-в области изучения экономических аспектов творческой деятельности (В.А. Брусов, И.М. Малышев, С.К. Никулин, Б.Ю. Чистяков, И.А. Фесик и др-);
-в области коммерческого использования изобретений (З.С. Амирханов, Т.Н. Бородулина, В.А. Арсентьев, Г.М. Глаголева, , Б.Н. Коваленко, Н.Д. Гредяева и др.).
Для решения поставленных задач в исследовании использовалась совокупность методов. Общенаучные методы: анализ, синтез, моделирование. Методы эмпирического исследования: изучение литературы, нормативных документов, программно-методической документации. Методы педагогики и психологии: непосредственное и опосредованное наблюдение за процессом технического творчества учащихся, беседа, интервьюирование, анализ результатов творческой деятельности учащихся.
Научная новизна исследования:
• обоснована необходимость взаимосвязи обучения техническому творчеству с обучением инновационному предпринимательству школьников;
• определены и реализованы педагогические особенности интеграции в системе развития технического творчества школьников процессов учебно-творческой и учебно-экономической деятельности в единый процесс учебно-инновационной деятельности школьников;
• обоснована необходимость включения в структуру содержания обучения техническому творчеству знаний, умений и навыков, требуемых для организации коммерческого использования продуктов творческого процесса;
• разработка структурно-функциональной модели подготовки учащихся к предпринимательской и инновационной деятельности.
Теоретическая значимость исследования:
• предложена теоретическая модель взаимосвязи процесса учебно-творческой технической деятельности с учебно-экономической деятельностью, основанная на интегративном подходе к процессу обучения;
• разработан комплекс организационных форм и средств подготовки школьников к практической деятельности по коммерческой реализации результатов технического творчества;
• разработаны критерии оценки готовности учреждения образования к инновационной и предпринимательской деятельности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Подготовка школьников к жизни в сложном информационно-технологическом мире определяет насущную потребность общества, его социальный заказ системе образования - подготовку подрастающего поколения к инновационной деятельности в сфере техники и технологий, что требует педагогических усилий по формированию экономической направленности технического творчества учащихся;
2. Повышению эффективности процесса формирования экономической направленности технического творчества детей способствует интеграция содержания и организационных формы технического творчества школьников с содержанием их обучения инновационному предпринимательству. Необходимым условием этого является реализация взаимосвязи содержания общего и дополнительного образования;
3. Результативность педагогически организованного процесса формирования экономической направленности технического творчества учащихся в процессе их подготовки к инновационной деятельности определяется полнотой реализации разработанной в диссертации структурно-функциональной модели этого процесса, в которой научно обоснованы этапы осуществления взаимосвязи процессов: технического творчества учащихся; их работы по вещественной реализации полученных в процессе творчества изобретательских идей; их деятельности по подготовке продукта изобретения к коммерческой реализации, например, посредством создания школьных компаний.
Для устойчивого экономического развития общества необходимо, чтобы школьное образование было направлено на подготовку творческого, независимого, инициативного, предприимчивого и технически компетентного ученика, способного генерировать и реализовывать новые идеи.
В рамках образовательного учреждения это подразумевает формирование у подрастающего поколения заинтересованного отношения к научно-техническому творчеству и разработку такого содержания образовательного процесса, которое сочетает подготовку будущих школьников к техническому творчеству с экономической подготовкой к предпринимательской деятельности по реализации результатов творчества.
Исследовательский процесс, проведенный в данной работе, показал, что сегодня действительно существует проблема формирования экономического направления технического творчества школьников в процессе обучения их инновационной деятельности. Для решения этой проблемы был поставлен ряд задач.
Решая первую задачу была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме организации технического творчества детей как компонента их подготовки к инновационной деятельности в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования. В результате чего было выявлено, что хотя экономическое образование включено в школьное основное и дополнительное образование на всем протяжении школьной программы, к сожалению, содержание экономического образования мало связано с развитием технического творчества школьников и с практической предпринимательской деятельностью.
В ходе решения второй задачи мы проанализировали существующие подходы и возможности формирования экономической направленности технического творчества детей в процессе их подготовки к инновационной деятельности. Исходя из анализа существующих подходов можно сделать вывод о том, что для формирования экономической направленности технического творчества важно, чтобы школьники научились преобразовывать результаты технического творчества в экономический продукт. Существующие подходы целесообразны, однако не позволяют в полной мере сформировать экономическую направленность технического творчества детей. Поэтому в ходе решения третьей задачи мы предложили к использованию в педагогическом процессе усовершенствованную структурно-функциональной модели формирования технического творчества детей при подготовке к инновационной деятельности.
Четвертая задача решена тем, что нам удалось теоретически обосновать и разработать содержание и организационные формы процесса формирования экономической направленности технического творчества детей как компонента их подготовки к инновационной деятельности в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования.
Также мы организовали опытно-поисковую работу по проверке содержания организационных форм процесса формирования экономической направленности технического творчества на базе политехнического отделения Дворца молодежи г. Екатеринбурга. В результате данной опытно-поисковой работы были выявлены недостатки существующих организационных форм обучения экономической направленности технического творчества детей и предложены критерии оценки образовательного учреждения на готовность учреждения подготовке детей к инновационной деятельности.
В связи с пандемией коронавируса COVID-19, к сожалению, в полной мере исследовательскую работу нам провести не удалось, однако мы сформировали предложения по корректировке организационных форм обучения техническому творчеству детей, реализуя структурно-функциональную модель подготовки учащихся к инновационной деятельности. Данная модель подготовки к инновационной деятельности в педагогической системе развития технического творчества включила в себя:1) этап обучения экономической деятельности и инновационному предпринимательству; 2) этап подготовки к реализации продукта творческой деятельности; 3) этап реализации продукта.
Также было предложено более активное участие в создании и использовании Школьных компаний в процессе творческой деятельности для активизации процессов по созданию, продвижению и реализации продуктов технического творчества детей.
В результате проведенных исследований, нам удалось сформулировать предположение о том, что именно обучение инновационному предпринимательству позволит наиболее эффективно сформировать экономическую направленность технического творчества школьников и поможет формированию экономически осознанного отношения школьников к техническому творчеству, рационализации и изобретательству, а также сориентирует их на эффективную работу в сфере научно-технического прогресса и освоение новой техники и технологий.
Проведенная исследовательская работа подтвердила правомерность сформулированной нами гипотезы о необходимых и достаточных условиях формирования экономической направленности технического творчества школьников и возможности организации инновационной деятельности в педагогической системе развития технического творчества.
Сегодня дети хотят заниматься техническим творчеством, очень много талантливых и одаренных детей. Обладая современным высококлассным оборудованием и квалифицированными специалистами, можно смело двигаться вперед. Задача современной школы - подготовка обучающихся к творческой деятельности, создание благоприятной обстановки для создания «стартапов», бизнес-идей и инноваций. Все это в будущем поможет сегодняшним школьникам более удачно реализоваться в профессиональной деятельности, а экономика страны, только выиграет от этого.
1. Алексеев В.Е. Педагогические проблемы развития технического творчества молодежи. - Ташкент: Фан, 1980. 150с.
2. Алексеев В.Е., Влазнев А.И., Комский Д.М. Деятельность учащихся в сфере техники: сущность основных понятий и педагогический аспект // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко. - Екатеринбург, 1995. - Вып. 1. - С. 107-118.
3. Алые паруса // Школьная компания «Сладкая минутка» [Электронный
ресурс]. URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/02/13/shkolnaya-
kompaniya.
4. Аменд А.Ф. Дидактические основы эколого-экономического общего образования: Автореф. дис....д-ра пед. наук: - Екатеринбург, 1997. 58с.
5. Анисимов Н.М. Теоретические и экспериментальные основы технологии обучения студентов изобретательской и инновационной деятельности: Дис....д-ра пед. наук: -М., 1998. 420с.
6. Арсеньтев В.А. Особенности использования научного труда в условиях современного капитализма: Дис....канд. экон. наук: - М., 1990. 422с.
7. Бажутин В.В., Кирикова 3.3., Крохина Н.В., Осипова И.В., Тарасюк О.В. Образовательно-ориентированный подход к профессиографии / Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. 175с.
8. Безрукова B.C. Педагогика: Учеб. для инж.-пед. спец. / Екатеринбург. Обл. ин-т развития регионального образования.- Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1993. 320 с.
9. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения./ Ин-т развития проф. образования. - М., 1995. 336с.
10. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. 192с.
11. Бородина Н.В. Применение деловых игр в инженерной подготовке будущих инженеров-педагогов: Дис....канд. пед. наук / НИИ проф.-техн. педагогики. -Казань, 1990. С. 65.
12. Брусов В.А. Проблемы повышения экономической эффективности массового технического творчества трудящихся в условиях развитого социализма / на материалах предприятий промышленности западных областей УССР: дис....канд. экон. наук. -М., 1974. - С. 87-156.
13. Вагизова В.И. Финансово-кредитное обеспечение инновационной деятельности в условиях перехода к рыночным отношениям: Дис....канд. экон. наук: -Казань. 1996. 210с.
14. Василевская A.M., Пономарева Р.А. Развитие технического творческого мышления у подростков и юношества. - Киев: Вища шк., 1982. 144с.
15. Васильев Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся.-М.: Педагогика, 1983. 93с.
16. Глебанова А.Ю. Экономические аспекты инновационного процесса: (Проблемы управляемости): Дис....канд. экон. наук. - М., 1994. 218с.
17. Горский В.А. Развитие технической самодеятельности учащихся в России в период с 1900 по 1990 годы (История, теория, опыт): Дис... д-ра пед. наук: -Екатеринбург, 1994. 436с.
18. Грошева Е. П., Наумкин Н. И. Педагогическая модель подготовки
студентов к инновационной инженерной деятельности при обучении техническому творчеству // Интеграция образования. том 58. 2010. Вып. 2. Научная библиотека КиберЛенинка. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskayamodel- podgotovki-studentov-k- innovatsionnoy-inzhenernoy-deyatelnosti-pri-obuchenii- tehnicheskomutvorchestvuixzz34EVqjnM0.
19. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности // Сов. педагогика. 1961. - № 8. - С. 12-18.
20. Дао Т.Н. Сравнительное патентное законодательство СРВ, России и отдельных стран Западной Европы: (Франции, Великобритании, Германии): Дис...канд. юрид. наук. - М., 1995. 189с.
21. Дворец молодежи [Электронный ресурс]. URL:https://dm-centre.ru/about.
22. Дракер Ш.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. - М.: СП Бук Чембер Интернешнл, 1992. С. 41-49.
23. Завалин П., Игнатов А., Кулагин А. Инновационная деятельность в условиях рынка. - СПб.: Наука, 1994. 190с.
24. Иванова И. Наука и инновации // Экономист. 1998.-№ 7.-С.72-79.
25. Кванториум//Что такое технопарки? [Электронный ресурс]. URL: https://kvant.dm-centre.ru/about.
26. Коваленко Б.Н. Особенности научного потенциала на современном этапе развития экономики: Дис....канд. экон. наук. - М., 1991. 167с.
27. Комсомольская правда//В Свердловской области открылись детские технопарки «Кванториум» // Статья [Электронный ресурс]. URL: https://www.ul.kp.ru/daily/26924/3971773/
28. Кривых С. В. Теория и методика организации профильного обучения : учебное пособие. URL: http://uchebnik-online.net/book/252-teoriya-i-metodika- organizacii-profilnogo-obucheniya-uchebnoeposobie- krivyx-sv/20-42-uchebnyj- plan-profilnogo-klassa-bazovye-uchebnye-predmety-novye- uchebnyepredmety.html.
29. Крутилина С.Ф. Инновационное предпринимательство // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/05/24050(дата обращения: 13.09.2020).
30. Куликов А.В. Формирование экономической направленности технического творчества студентов Профессионально-педагогического ВУЗа: Дис....канд. экон. наук. - Е.., 2000.
31. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. - Таллин: Валгус, 1980. 334с.
32. Леонтьев А.В. Методические основы подготовки студентов общетехнических факультетов педагогических институтов к экономическому образованию и воспитанию учащихся сельских школ: Дис....канд. пед. наук. -М., 1992. 164с.
33. Леонтьев A.H. Общее понятие о деятельности. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов // Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. 256с.
34. Лунева И.Г. Формирование у старшеклассников готовности к творческому усвоению знаний: Дис....канд. пед. наук: - Волгоград, 1987. 271с. 35. Майданов А.С. Процесс научного творчества. - М., 1983. 215с.
36. Маркашбаева Р.Р. Взаимосвязь технико-технологической и экономической подготовки учащихся старших классов как средство повышения эффективности трудового обучения: Дис....канд. пед. наук.- М., 1994. 144 с.
37. МБУДО «ГЦРиНТТДиЮ» //Школьные компании// Детские производственные предприятия: «Формула творчества» и «Терракот»// [Электронный ресурс]. URL: http://gcr71.ru/2019/02113.
38. Мельнов М.А. и др. Экономика и организация малого предпринимательства. Учеб. пособие. - Екатеринбург, Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1997. 428с.
39. Мухачева Е. В., Злобина К. В. Учебно-исследовательская деятельность как способ подготовки учащихся к инновационной деятельности // Педагогические системы развития творчества : материалы 10-й междунар. науч.-практ.конф. 13-146 декабря 2011 года, Екатеринбург. Ч. 2 / Отв.ред. С. А. Новоселов. Екатеринбург, 2011. 246 с.
40. Новоселов С.А., Львова Л.И.Структурно-функциональная модельподготовки учащихся к инновационной деятельности в области техники итехнологий//Педагогическое образование в России,. 2016.№ 3. С. 26-31.
41. Новоселов С. А. Технология развития изобретательства учащихся в процессе сбора и анализа технической и патентной информации. Екатеринбург : Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1995. 168 с.
42. Новоселов С. А., Торопов И. А. Синтез творческой и репродуктивной деятельности учащихся в процессе обучения анализу изобретений. Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед.ун-т, 2005. 146 с.
43. Новоселов С. А., Трифонова О. В. Турнир юных изобретателей и рационализаторов как средство комплексного развития творческих способностей // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2011. № 10 (89). С. 83-96.
44. Омаров A.M. Предприимчивость руководителя. - М.: Политиздат, 1990.256с.
45. Первушин В.А. Проблема управления инновационным проектом// Деловой визит. 1998. - № 5. - С. 4-6.
46. Первушин В.А. Проблемы коммерциализации научных разработок// Деловой визит. 1998. - № 4. - С. 33-35.
47. Пиндайк P., Рубенфельд Д. Микроэкономика. /Сокр. пер. с англ./ Науч. редакторы - В.Т. Борисович, И.М. Полтерович и др. - М.: Экономика, 1992. 510с.
48. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. - М., 1967. 115с. 96. Пономарев Я.Л. Психология творчества и педагогика. - М., 1976. 280с.
49. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие / Вансовская Л.И., Гайда В.К., Гербачевский В.К. и др.; Под. ред. А.А. Крылова. -Л.: ЛГУ, 1990. 272с.
50. Репин И. Спецпроект - наша сила в команде// Интервью [Электронный ресурс]. URL:https://dm-centre.ru/staff/nasha-sila-v-komande/.
51. Росстат//Наука//Технологические инновации и активность по данным Росстат [Электронный ресурс]. URL:https://rosinfostat.ru/innovatsii/.
52. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его развития. - М., 1958. 147с. Рус.яз., 1988. Т 3.576с.
53. Савельева З.А. Малый бизнес в инновационной сфере: Дис....канд. экон. наук. -СПб., 1995. 144с.
54. Словарь-справочник предпринимателя. - М.: Издат.-производств. фирма"ЗевсМ992. С. 84.
55. Стожко К.П., ШабатураЛ.Н. Теоретическая экономика: Учеб. Пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. 577с.
56. Столяров Ю.С. Техническое творчество школьников: Вопросы теории и организации, образовательное и воспитательное значение. - М.: Педагогика, 1984. 160с.
57. Стратегия инновационной политики Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс].
URL: ttp://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20120210_04.
58. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика, 1989. С. 30.
59. Техническое творчество учащихся: Учеб. пособие для студентов пединститутов и учащихся педучилищ по индустр.-пед. спец. / Ю.С. Столяров, Д.М. Комский, В.Г. Гретта и др. - М.: Просвещение, 1989. 223с.
60. Торопов И.А. Развитие технического творчества у учащихся в процессе учащихся в процессе анализа изобретений в учреждении начального профессионального образования: Дис....канд. пед. наук: - Екатеринбург, 1999. 189с.
61. Усольцев А. П., Шамало Т. Н., Щербакова В. Б. Модель системы естественнонаучной и технологической подготовки молодежи к инновационной деятельности // Подготовка молодежи к инновационной деятельности в процессе обучения физике, математике, информатике : сборник научных трудов. Екатеринбург : Урал.гос. пед. ун-т, 2013. 238 с. 62. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989. С. 56.
63. Фесик И.А. Развитие технического творчества у учащихся в процессе внеклассных занятий по экономике, изобретательству и рационализации: Дис... канд. пед. наук: -М., 1985. 231с.
64. Финансовый бизнес. 1997. - №5. - С. 5.
65. Чигиринская Н.В. Становление у старшеклассника предприимчивости как качества личности: Дис...канд. пед. наук: - Волгоград, 1995. 210с.
66. Чистяков Б.Ю. Экономическая подготовка подростков в процессе
технической деятельности во внешкольных учреждениях: Дис канд. пед.
наук:-М.; 1994. 143с.
67. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1993. С. 90.
68. Школьные бизнес-компании - потенциал бизнес-образования школьников //Практические материалы [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/prof-obr/xvii-respublikanskaya-vystavka-nauchno-metodicheskoy-literatury-pedagogicheskogo-opyta-i-tvorchestva.
69. Шумпетер Й. Экономическая мысль Запада. Теория Экономического развития.-М.: Прогресс, 1982. 184с.
70. Эволюция форм организации науки в развитых капиталистических странах. - М.: Наука, 1972. 121с.
71. Экономика предприятия: Под ред. Горфинкеля В.Я., Купрякова Е.М.- М.:
Бизнес и банки, ЮНИТИ, 1996. С. 351. 72. Эмрахов А.А. Проблемы
становления инновационного предпринимательства // Маркетинг. 1998. - № 2. - С. 112-117. 133. M. Small. How to make more money. -New York, 1953.