Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе программирования дидактических компьютерных игр во взаимосвязи общего и дополнительного образования

Работа №95329

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы170
Год сдачи2020
Стоимость4855 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
203
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ВО ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 13
1.1. Анализ проблемы развития творческих способностей старшеклассников в психолого-педагогической литературе 13
1.2. Возможность развития творческих способностей в процессе занятий по программированию 30
1.3. Теоретическое обоснование методики развития творческих способностей старшеклассников в процессе программирования дидактических компьютерных игр во взаимосвязи общего и дополнительного образования 48
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ВО ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 59
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня творческих способностей старшеклассников в процессе обучения программированию
во взаимосвязи общего и дополнительного образования 59
2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей старшеклассников в процессе обучения программированию во взаимосвязи общего и дополнительного образования 69
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы по развитию творческих способностей старшеклассников в процессе обучения программированию во взаимосвязи общего и дополнительного образования 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 130
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 138
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 141
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 142
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 143
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 146
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 148
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 156
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 160
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 163


Актуальность исследования. Запрос общества выражен в стандарте среднего общего образования, который ориентирован на «портрет выпускника школы» креативно и критически мыслящего, активно и целенаправленно познающего мир [138, стр. 4]. Согласно ФГОС СОО, одной из целей воспитания и обучения является становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности и неповторимости. Достижение этой цели предусматривает организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся. Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны ориентировать обучающихся на креативность; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности [138].
Проблемой развития творческих способностей занимались такие авторы, как Б.М. Теплов, В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков, Р.С. Немов, А.Н. Лук, A. А. Мелик-Пашаев, В.И. Андреев [132,32,145,73,65,68,3]; изучением детской одаренности Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, Н.Б. Шумакова, B. С. Юркевич, Ю.Д. Бабаева, В.И. Панов, М.А. Холодная [9,58,156,4,141,85]; методологические аспекты развития творческого мышления исследовали C. Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, И.И. Ильясов и др. [114,93,66,1,48,42].
Зарубежные ученые также глубоко изучали творческое мышление. Е.П. Торренс провел изучение креативного мышления и получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также воз-растает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие несколько лет и затем вновь получает толчок к развитию [105].
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы (Л.И. Божович, Б. Ливехуд, Э. Эриксон и др.) [104,12] показал, что обучающиеся 10-11 классов обладают необходимыми возможностями для развития творческих способностей.
Основная образовательная программа при конструировании и осуществлении образовательной деятельности ориентируется на гармоничное развитие личности, рассматривая это как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности образования, на создание соответствующих условий для развития творческого потенциала личности [138].
Организация педагогической деятельности по развитию творческих способностей старшеклассников возможна в рамках предмета информатики, в частности при обучении программированию, которое является эффективным средством развития творческих способностей, развития креативного и логического мышления.
В настоящее время идет период становления информационного общества, поэтому роль информатики как фундаментальной отрасли научного знания значительно возросла, она формирует представление об информации, информационных процессах, объектах и явлениях, а также методах и средствах их представления и моделирования на базе информационных технологий [147].
Раздел «Алгоритмы и элементы программирования», который изучается курсе информатики, подразумевает составление алгоритмов и программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку про-грамм. В целом же программирование занимает одну из значимых ниш в со-временном мире, оно является востребованным практически во всех сферах нашей жизни. Программирование двигает науку, которая двигает технический прогресс [105].
Формирование и развитие навыков самостоятельной творческой деятельности обучающихся на занятиях по обучению программированию воз-можно организовать в процессе выполнения творческих заданий по созданию компьютерных игр.
Но педагогические условия для выполнения этой задачи накладывают существенные ограничения. Они состоят в том, что на изучение информатики в рамках учебного плана, программированию отводится ограниченное количество часов, и этого времени оказывается достаточно только для изучения теоретического материала и приобретения некоторых практических навыков программирования. А для организации творческой деятельности учащихся, например, для выполнения творческих задач по программированию в процессе создания компьютерных игр, отведенного программой времени не остается.
Различные аспекты обучения программированию как учебной дисциплине рассматриваются в работах Ершова А. П., Кушниренко А. Г. и Лебедева Г. В., Полякова К.Ю. и Еремина Е. А., Жемчужникова Д.Г. [36,55,101,38], но авторы не уделяют внимания развитию творческих способностей. В работах Дубова В.М., Солопановой И.Ю., Штакиной О.В. предлагается модель развития творческих способностей в процессе изучения информатики и информационных технологий [33,127,149].
Однако, в педагогической теории недостаточно исследованы вопросы организации самостоятельной деятельности обучающихся при выполнении творческих проектов по разработке дидактических компьютерных игр.
Проблеме обучения школьников информатике и программированию в системе дополнительного образования посвящены исследования А.В. Алексеева, Н.А. Мещеряковой, С.М. Небогатиковой, Ф.В. Толкачёва и др. В указанных работах рассматриваются различные аспекты обучения школьников программированию как учебной дисциплине, но недостаточно внимания уделяется развитию творческих способностей [116].
Таким образом, в процессе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей старшеклассников на уроках информатики, в сравнении с практикой обучения школьников одному из ее разделов - «Алгоритмы и элементы программирования» были выявлены следующие противоречия:
- между требованиями общества, предъявляемыми к уровню овладения ин-формационными технологиями, предполагающему создание собственных алгоритмов для решения прикладных задач на основе изученных алгоритмов и методов, что требует соответствующего уровня развития творческих способностей, и тем, что школам не удается обеспечить достижения этого уровня всеми обучающимися в условиях ограниченного количества часов на изучение информатики в рамках учебного плана, в частности из-за того, что недостаточно используется потенциал организации самостоятельной деятельности обучающимися по разработке дидактических компьютерных игр, предполагающей выполнение творческих проектов, как в урочное, так и во внеурочное время;
- с одной стороны, в образовательной программе обучения информатике необходимо использовать потенциал организации самостоятельной деятельности обучающимися по разработке дидактических компьютерных игр, предполагающей выполнение творческих проектов, как в урочное, так и во внеурочное время, но с другой стороны , в педагогической теории не-достаточно исследованы вопросы организации этого вида учебно-творческой деятельности в условиях взаимосвязи программ среднего общего и дополнительного образования;
- между необходимостью организации учебно-творческой деятельности по разработке дидактических компьютерных игр в условиях взаимосвязи программ среднего общего и дополнительного образования и тем, что существующие методики обучения информатике не соответствуют данным условиям выполнения творческих проектов.
Выявленные уровни актуальности, приведенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, состоящую в определении того, какой должна быть структура и содержание методики обучения информатике, направленной на развитие творческих способностей обучающихся посредством разработки дидактических компьютерных игр в условиях взаимосвязи среднего общего и дополнительного образования.
Таким образом, была сформулирована тема исследования: «Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе программирования дидактических компьютерных игр во взаимосвязи общего и дополнительного образования».
Объект исследования: развитие творческих способностей старшеклассников в процессе обучения информатике.
Предмет исследования: развитие творческих способностей старшеклассников в процессе обучения программированию в условиях общего и дополнительного образования.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и проверка в ходе экспериментальной работы методики развития творческих способностей старшеклассников в процессе обучения программированию в форме выполнения творческих проектов по созданию компьютерных игр в условиях взаимосвязи общего и дополнительного образования.
Рабочая гипотеза: Предполагается, что развитию творческих способностей старшеклассников в процессе обучения информатике будет способствовать организация учебно-творческой деятельности по программированию дидактических компьютерных игр в условиях взаимосвязи общего и дополнительного образования на основе реализации методики, при выполнении следующих условий:
- Обучение будет осуществляться путем повышения доли самостоятельно выполняемых творческих учебных заданий за счет реализации взаимосвязи программ общего и дополнительного образования;
- Будет разработан и использован комплекс методов и приемов, позволяющих развивать творческие способности старшеклассников в процессе программирования дидактических компьютерных игр.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются его основные задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы, посвященной проблемам развития творческих способностей в процессе обучения программированию.
2. Проанализировать существующие подходы к развитию творческих способностей старшеклассников в процессе обучения программированию в условиях обеспечения взаимосвязи общего и дополнительного образования.
3. Обосновать теоретическую модель методики развития творческих способностей старшеклассников в процессе программирования дидактических компьютерных игр в условиях взаимосвязи общего и дополни-тельного образования.
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня творческих способностей старшеклассников.
5. Разработать методику развития творческих способностей старшеклассников в процессе программирования дидактических компьютерных игр в условиях взаимосвязи общего и дополнительного образования.
6. Проверить в ходе экспериментальной работы результативность предложенной методики развития творческих способностей старшеклассников.
Теоретическая основа:
Проблемы обучения информатике и, конкретно, программированию находят свое отражение в работах А.П. Ершова, А.Г. Кушниренко, A.C. Лесневского, С.М. Окулова, А.Л. Семенова, К.Ю. Полякова, Д.Г. Жемчужникова и др. [61,80,36,55,101,38].
Существенный вклад в развитие теории и методики обучения программированию внесли М.М. Бежанова, Н. Вирт, Э.З. Любимский, В.Л. Матросов, H.H. Непейвода, И.В. Поттосин, И.Н. Скопин и др. [38]. Проблеме обучения школьников информатике и программированию в системе дополнительного образования посвящены исследования А.В. Алексеева, Н.А. Мещеряковой, С.М. Небогатиковой, Ф.В. Толкачёва и др. [116]. В указанных работах рассматриваются различные аспекты обучения школьников программированию как учебной дисциплине.
Деятельностный подход к развитию творчества обосновали Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев,
Д.Б. Эльконин [129,153,60]. Идеи и положения о влиянии мотивационно-творческой активности на творческое развитие личности рассмотрены в исследованиях Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина [9,32]. Значение логических и эвристических способностей в творческом развитии личности обосновали В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, А.Н. Лук [9,65,2]. Проблемы развития творческих способностей средствами информатики изучались И.Ю. Солопановой, В.М. Дубовым [127,33].
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
- теоретические - изучение и анализ философской, психолого-педагогической, культурологической литературы;
- эмпирические - включенное наблюдение, беседа, анализ творческой деятельности обучающихся, опытно-поисковая работа, обобщение, систематизация и описание полученных данных.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 5 г. Богданович Свердловской области. В эксперименте принимали участие 22 ученика 10 «а» и последующего 11 «а» класса: 10 старшеклассников экспериментальной группы и 12 старшеклассников контрольной группы.
Этапы исследования. Первый этап исследования (2018 г.) заключался в выборе темы и ее формулировке, обосновании центральных идей, цели и конкретных задач исследовательской работы. Были изучены теоретические основы проблемы, сделан анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей старшеклассников, в результате чего определена методологическая и теоретическая база исследования.
На втором этапе исследования (2019 - 2020 гг.) была выдвинута гипотеза и определены задачи. Второй этап заключался в проведении опытно-поисковой работы: осуществлялась проверка эффективности разработанной методики развития творческих способностей старшеклассников в процессе программирования дидактических компьютерных игр на уроках информатики.
Третий этап исследования (2020 г.) заключался в анализе полученных результатов, систематизации материала, уточнении теоретических положений, формулировке выводов и оформлении диссертационной работы.
Достоверность полученных результатов обеспечивается исходными методологическими положениями, системной совокупностью взаимодополняющих методов исследования, экспериментальной проверкой, использованием математических методов для обработки статистических данных педагогического эксперимента, проведением комплексного анализа полученных результатов экспериментальной проверки.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- в отличие от работ Д.А. Слинкина (2001), Д.Г. Жемчужникова (2013), раскрывающих вопросы обучения программированию в школьном курсе информатики, и работ В.М. Дубова (2006), И.Ю. Солопановой (2008), О.В. Штакиной (2014), посвященных развитию творческих способностей школьников при обучении информатике, в данном исследовании предложен подход к развитию творческих способностей старшеклассников в процессе обучения программированию;
- определены возможности программирования дидактических компьютерных игр как средства развития творческих способностей старшеклассников во взаимосвязи общего и дополнительного образования;
- разработана методика развития творческих способностей старшеклассников в процессе программирования дидактических компьютерных игр, включающая этапы (планирование, организацию учебно-творческого процесса, контроль, оценивание результата воздействия на творческие способности), критерии и показатели оценки уровня развития творческих способностей старшеклассников в процессе программирования дидактических компьютерных игр во взаимосвязи общего и дополнительного образования.
Теоретическая значимость магистерской диссертации заключается:
- в предложенной теоретической оценке потенциала программирования в процессе творческого обучения и развития старшеклассников;
- в теоретическом обосновании методики развития творческих способностей старшеклассников в процессе программирования дидактических компьютерных игр;
- полученные данные могут служить базой для дальнейших теоретических и практических разработок в области развития творческих способностей учащихся в процессе обучения программированию.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные в исследовании положения и выводы, внедрены в практику обучения старшеклассников в курсе «Алгоритмизация и программирование» и могут быть использованы учителями школ в качестве одного из возможных вариантов развития творческих способностей обучающихся в процессе обучения программированию посредством организации учебно-творческой деятельности старшеклассников по созданию дидактических компьютерных игр.
Разработанная и прошедшая апробацию методика развития творческих способностей старшеклассников в процессе программирования дидактических компьютерных игр может быть использована в образовательном процессе в школах РФ, в том числе при разработке профильных и элективных курсов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Развитию творческих способностей старшеклассников в процессе обучения информатике способствует организация их учебно-творческой деятельности по программированию дидактических компьютерных игр в условиях взаимосвязи общего и дополнительного образования.
2. Эффективность развития творческих способностей обучающихся обеспечивается путем повышения доли самостоятельно выполняемых творческих учебных заданий при условии интеграции программ общего и дополнительного образования, повышения вариативности и технологичности образовательного процесса;
3. Результативность учебно-творческой деятельности старшеклассников в процессе программирования дидактических компьютерных игр обеспечивается комплексом методов и приемов, позволяющих развивать творческие способности, интегрированных в разработанной методике развития творческих способностей старшеклассников в процессе программирования дидактических компьютерных игр, включающей в себя следующие основные этапы: планирование, организацию учебно-творческого процесса, контроль, оценивание результата воздействия на творческие способности.
Апробация и внедрение. Основные результаты исследования были изложены в докладе на Международном педагогическом форуме «Стратегические ориентиры современного образования» (Екатеринбург, УрГПУ, 2020 г.) [148].
Результаты исследования внедрены в учебный процесс МАОУ СОШ №5 г. Богданович.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, 8 таблиц, 9 рисунков, 6 диа-грамм.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило актуальность проблемы и положения выдвинутой гипотезы, а также позволило сделать ряд теоретико-практических выводов.
Для доказательства выдвинутой гипотезы, заключенной в том, что развитию творческих способностей старшеклассников в процессе обучения информатике будет способствовать организация учебно-творческой деятельности по программированию дидактических компьютерных игр в условиях взаимосвязи общего и дополнительного образования на основе повышения доли самостоятельно выполняемых творческих учебных заданий и реализации специально разработанной методики развития творческих способностей, были решены ряд задач:
1. Анализ научно-педагогической литературы показал, что в настоящее время сложились предпосылки необходимости и возможности развития творческих способностей школьников, в частности старшеклассников, обусловленные потребностями государства, общества, личности, связанные с потребностью личности в самовыражении.
2. Мы выявили, что развитие творческих способностей старшеклассников
в процессе программирования дидактических компьютерных игр - это организованный целенаправленный и контролируемый педагогический процесс, направленный на взаимосвязанные количественные и качественные изменения совокупности свойств личности, характеризующие готовность к творческой деятельности при помощи воздействия на компоненты творческих способностей (мотивационно-творческую активность, интеллектуально-логические способности, интеллектуально-эвристические способности, коммуникативные способности, способности к самоорганизации) средствами программирования.
3. В результате анализа психолого-педагогической литературы выявили, что процесс программирования позволяет использовать вариативность, самостоятельность и технологичность процесса обучения, что является важными факторами развития творческих способностей.
4. Теоретически обосновали и экспериментально проверили методику развития творческих способностей старшеклассников в процессе программирования дидактических компьютерных игр, которая состоит из следующих необходимых компонентов: цели образования, этапов, содержания, форм, методов, приемов и средств обучения, влияющих на развитие компонентов творческих способностей.
5. В ходе эксперимента провели диагностику эффективности развития творческих способностей старшеклассников посредством определенного нами диагностического инструментария: модифицированной методики
B. И. Андреева (оценка уровня творческого потенциала личности) - тест «Оценка эвристических и коммуникативных способностей»; методики
C. Медника (вербальная креативность), адаптированной А.Н. Ворониным - тест «Диагностика творческих способностей», методики Е.А. Калининой (мотивационно-творческая активность).
У учащихся экспериментальной группы анализ данных показал, что 40% обучающихся экспериментальной группы повысили свой уровень мотивационно-творческой активности; положительная динамика развития способностей к самоорганизации у обучающихся экспериментальной группы со-ставила 40%; уровень мотивации общения и коллективной деятельности повысился также на 40%. На 40% увеличилось количество учащихся, обладающих высоким уровнем творческих способностей; на 20% уменьшилось количество учащихся, обладающих средним уровнем и на 20% уменьшилось количество учащихся, обладающих низким уровнем творческих способностей.
В контрольной же группе произошедшие изменения являются незначительными.
Результаты эксперимента, математически и статистически обработанные t-критерием Стьюдента, показали, что различия уровня творческих способностей учащихся являются значимыми.
Таким образом, педагогический эксперимент подтвердил, что учебно-познавательный процесс, организованный в процессе обучения программированию дидактических компьютерных игр, является эффективным для развития творческих способностей старшеклассников.
Полученные результаты проведенного исследования позволяют считать цель работы достигнутой, поставленные задачи выполненными, гипотезу подтвержденной.
Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы развития творческих способностей учащихся. Данная проблема гораздо шире проведенного исследования и может стать объектом и предметом дальнейших исследований.



1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, (3-е издание) Серия «Мастера психологии», 2001. — 288 с.
2. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1988. - 236 с.
3. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-
прогностический курс: учебное пособие / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2013. - 500 с.
4. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. Методическое пособие / Под ред. В. И. Панова. - М.: Молодая гвардия, 1997.
5. Бабакова, Т.А. Педагогика и психология высшей школы: методика работы с понятийным аппаратом: учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей / Т.А. Бабакова, Т.М. Акинина; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высшего проф. образования Петрозаводский гос. ун-т. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. - 62 с.
6. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.С. Белкин. - М.: Изд. Центр «Академия», 2000. - 192 с.
7. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создавать. / А.С. Белкин. - М., 1992. - 68 с.
8. Богданов С.А, Петров А.В. Организация познавательной деятельности школьников дидактических компьютерных средах . / Педагогический комплекс как региональная система непрерывного педагогического образования. - Волгоград: Перемена, 2002. С.149
9. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
10. Бодалев, А.А. О субъективных факторах творческой деятельности человека / А.А. Бодалев, Л.А. Рудкевич // Педагогика. - 1995. - №3. - С. 19-23.
11. Бодичева, Л.В. Технологизация образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в обучении / Л. В. Бодичева // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 101-103
12. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. - 1979. - № 4
13. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Хрестоматия по психологии / под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1987. - С.408-412
14. Большой советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. - М.: Большая советская энциклопедия, 1985. - 1600 с.
15. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно¬
ориентированного образования. // Педагогика. - 1997. - №4.
16. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 304с.
17. Волченко, Л.А. Активизируем учебно-познавательную деятельность / Л.А. Волченко // Специалист. - 1993. - №1. - С.25-26, с.25
18. Вопросы активизации мышления и творческой деятельности учащихся. // Тез. Докладов на межвузовской конференции. - М.,1964 с. 182
19. Вордерман, К. Программирование на Python: иллюстрированное руководство для детей / К. Вордерман, К. Стили, К. Квиги, М. Гудфеллоу, Д. Маккафферти, Дж. Вудкок; пер. с англ. С. Ломакина. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 224 с.: ил.
20. Воровщиков, С.Г. Азбука логичного мышления: учебное пособие для учащихся старших классов. / С.Г. Воровщиков. - М.: 5 за знания, 2007
21. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Вы-готский. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с., с.3
22. Газейкина А.И. Стили мышления и обучение программированию студентов педагогического ВУЗа. / А.И. Газейкина // Сборник докладов конференции ИТО-Москва. - 2006. - С.102-103
23. Гервер, В.А. Основы инженерной графики: учеб. пособие с алгоритмическим предъявлением граф. материала / под общ. ред. А.А. Рывлиной, М.: КНОРУС, 2007
24. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. М.: Просвещение, 1986. - 560 с.
25. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога. 1998 / «Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.»: Харвест; Минск; 1998
26. Готская, И.Б. Методическая система обучения информатике студентов педвузов в условиях рыночной экономики: теоретичексие основы, практика проектирования: диссертация ... доктора пед.наук: 13.00.02 / Ирина Борисовна Готская. - Санкт-Петербург, 1999
27. Гусарова, Е.Н. Основные подходы к изучению творчества. / Е.Н. Гусарова // Культурная жизнь Юга России, № 1 (30), 2009.
28. Дергачева, Л.М. Развитие познавательной активности школьников на основе организации учебно-игровой деятельности при обучении информатике: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Л.М. Дергачева; Мос. гор. пед. ун¬т. - Москва, 2006 г. - 173 с.
29. Дерюга, В.Е. Философская концепция воспитания С.И. Гессена [Электронный ресурс] / В.Е. Дерюга// URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskaya-kontseptsiya-vospitaniya-s-i-gessena/viewer(дата обращения: 19.09.2020)
30. Джонс, Дж.К. Инженерное и художественное конструирование. / Дж.К. Джонс. - М.: Мир, 1976. - 374 с.
31. Дружинин, В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона» / В.Н. Дружинин // Психологический журнал. - Т.19. - №2., с.61-70
32. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - М.: Педагогика, 1995. - 360 с.
33. Дубов, В.М. Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе изучения информатики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / В.М. Дубов; Ворон. Гос. Пед. Ун-т. - Москва, 2006 г. - 251 с.
34. Дэйкстра, Э. Дисциплина программирования = A discipline of programming / Э. Дэйкстра. - 1-е изд. - М.: Мир, 1978
35. Ермолаева-Томина, Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей / Л.Б. Ермолаева-Томина // Вопросы психологии. - 1975. - №5. - с.166-175. с. 172
36. Ершов, А. П. Введение в теоретическое программирование: Беседы о методе. / А.П. Ершов - М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1977. - 288 с.
37. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. / Б.П. Есипов. - М.: Учпедгиз, 1961. - 239 с.
38. Жемчужников, Д.Г. Методика обучения программированию, основанная на создании школьниками динамических компьютерных игр: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Д.Г. Жемчужников. - Моск. гор. пед. ун-т. - Москва, 2013 г. - 226 с.
39. Жемчужников, Д.Г. Методика преподавания программирования при помощи сквозной проектной задачи. / Д.Г. Жемчужников // Инновации и качество лицейского образования. - 2012. - № 1. - с. 27-31
40. Жемчужников, Д.Г. Создание компьютерной игры школьниками - как управление развитием познавательного потенциала. / Д.Г. Жемчужников, О.Ю. Заславская // Сборник статей IV педагогических чтений научной школы управления образованием. - М.: МИГУ, 2012. - С. 225-231
41. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер. Серия «Мастера психологии», 2002. - 512 с: ил.
42. Ильясов, И.И. Структура процесса учения / И.И. Ильясов. - М., 1986.
43. Исаев, Е.И. Педагогическая психология [Электронный ресурс] / Е.И. Исаев // URL:https://studme.org/107809104700/psihologiya/pedagogicheskayapsihologiya(дата обращения: 10.11.2020)
44. Исенина, Е.И. Гуманизация обучения в школе. [Электронный ресурс] / Е.И. Исенина // URL:https: //studme.org/367980/pedago gika/gumanizatsiyaobucheniya v shkole(дата обращения: 12.11.2020)
45. Каменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. Т.1. - М.: Педагогика, 1982. - 656 с.
46. Кашапов, М.М. Психология творческого мышления. / М.М. Кашапов. - Литагент «Когито-Центр», 2006. - 245 с.
47. Кильпатрик, В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. / В.Х. Кильпатрик. - Ленинград: Издательство Брок-гауз-Ефрон, 1925. - 32 с.
48. Ковалев, А.Г. Психология личности: учебное пособие / А.Г. Ковалев. - 3-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Просвещение, 1970. - 391 с
49. Ковбасов, С.Н. Условия формирования креативной функции старшеклассников с использованием новых информационных технологий. // «Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения»: Вып. 8. - М.: Изд-во МИДА, 2001. - С. 166-169
50. Колягин, Ю.М. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся средней школы: дисс. ... д-ра пед. наук, - М., 1977,- 398 с.
51. Кон, И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя. / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
52. Кон, И.С. Психология юношеского возраста. / И.С. Кон. - М., 1979. - 240 с.
53. Коротков, A.M. Формирование у учащихся умения обучатся в дидактических компьютерных средах. Диссертация канд. пед. наук: Волгоград, ВГПУ,1996.
54. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников. / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1976 г.
55. Кушниренко, А.Г. 12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информатики и как его преподавать. / А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев Г.В. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. — 464 с.
56. Левин, С.А. Воспитание творчества. / С.А. Левин. - Томск: Пеленг, 1993¬56 с.
57. Левитес, Д.Г. Педагогические технологии [Электронный ресурс] / URL:
https: //studref.com/665004/pedago gika/pedago gicheskie tehnologii (режим
доступа: 19.11.2020)
58. Лейтес, Н.С. Проблема общих способностей в возрастном аспекте / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии, 1969. - № 2. - 15 - 23с.
59. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в школьные годы. М., 1984
60. Леонтьев, А.Н. О формировании способностей / А.Н. Леонтьев // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под. Ред. И.И. Илья-сова, В.Я. Ляудис. - М.: Изд-во МГУ, 1981 г. - С. 35-43.
61. Лесневский, А.С. Объектно-ориентированное программирование для начинающих / А.С. Лесневский. - М.: Бином. Лаюоратория знаний, 2005.
62. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: коллективная монография. / В.В. Сериков, В.И. Данильчук; В.М. Симонов и др. - Волгоград : Перемена, 2000.
63. Локалов, В.А. Развитие абстрактного мышления школьников в процессе
обучения основам программирования // В.А. Локалов, А.С. Миронов, Общество: социология, психология, педагогика. 2020. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-abstraktnogo-myshleniya-shkolnikov-v-protsesse-obucheniya-osnovam-programmirovaniya (дата обращения: 16.11.2020)
64. Локтюшина, Е.А. Формирование творческих качеств личности старшеклассников и студентов при обучении в дидактической компьютерной среде: Дисс. . канд. пед. наук. Волгоград: ВГПУ, 1998.
65. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук - М.: Наука, 1978. - 127 с.
66. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии - 1989, № 6. - С. 15-26.
67. Меерович, М.И. Формулы теории невероятности. Технология творческого мышления. / М.И. Меерович. - Одесса: Полис, 1993. - 232 с.
68. Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности. / А.А. Мелик-Пашаев. - М.: Знание, 1981.
69. Метод фокальных объектов. Сайт Мироновой Валентины Яковлевны
[Электронный ресурс] / URL: https://www.sites.google.com/site/mirovalt/
home/ispolzovanie-razvivausej-tehnologii-triz—rtv-v-obrazovatelnom-processe-detskogo-sada/metody-triz/mfo(дата обращения: 16.11.2020)
70. Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. / О.И. Мотков. - М.: «Треугольник», 1993. - 225 с.
71. Национальный проект «Образование» 2019-2024 [Электронный ресурс] / URL:https: //edu. gov.ru/national-proj ect(дата обращения: 16.11.2020)
72. Небогатикова, С.М. Учебная задача как средство обучения подростков прикладному программированию в учреждениях дополнительного образования. / Дис ... канд. пед. Наук: 13.00.02 / Светлана Михайловна Небогатикова. - Екатеринбург, 2000
73. Немов, Р.С. Общие основы психологии. Кн. 1. / Р.С. Немов. - 2003.
74. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 808 с.
75. Новиков, А.М. О развитии методических систем. [Электронный ресурс] / А.М. Новиков. - URL:http://www.anovikov.ru/artikle/met sys.htm(дата об-ращения: 16.11.2020)
76. Новоселов, С.А. Дизайн искусственных стихов. Проект Сергея Новоселова / С.А. Новоселов. - Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед. ун-та, 2003. - С. 283-323
77. Новоселов, С.А. Методология развития креативности и творчества / Новоселов С.А., Попова Л.С. - 2011
78. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. Кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. По-лат. - М.: Издательский центр «Академия», 2000
79. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Русский язык, 1989. - 924 с.
80. Окулов, С.М. 100 задач по информатике. / С.М. Окулов, А.А. Пестов. - Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. - 272 с.
81. Орлов, В.А. Элементы педагогических технологий, направленных на развитие творческих способностей школьников / В.А. Орлов // Интернет- журнал «Эйдос». - 2001. - 23 мая
82.Ортинский, В.Л. Педагогика высшей школы. [Электронный ресурс] // URL: http://uchebnikirus.com/pedagogika/pedagogika vischoyi shkoli-
ortinskiy vl/pedago gika vischoyi shkoli - ortinskiy vl. htm(дата обращения: 16.11.2020)
83. Основы дидактики. Под ред. Б. П. Есипова Изд-во: Просвещение, 1967, 472 с. [Электронный ресурс] / URL:https://sheba.spb.ru/shkola/osnovy-didaktiki-1967.htm(дата обращения: 15.11.2020)
84. Останина, Е.Е. Развитие вариативности мышления у младших школьников при изучении математики // Начальная школа. - 2009. - № 4. - С. 48., с. 48
85. Панов, В.И. Одаренные дети: выявление-обучение-развитие // Педагогика, 2001, № 4. - С. 30-44.
86. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. И.П. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640с., с.129-192.
87. Педагогическая деятельность и педагогическая система В.А. Сухомлинского. [Электронный ресурс] // URL:https://helpiks.org/9-27308.html(дата обращения: 16.11.2020)
88. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. // под ред. А.И. Каирова. - М.: Советская энциклопедия, 1964. - 832с. - 912с. - 880с. - 912с.
89. Пейперт, С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи / С. Пейперт. - М.: Педагогика, 1989. - 220 с., с. 59
90. Первин, Ю.А. Информационная культура и информатика: слитно или раз-дельно? // Информатика и образование, 1995, №1, с.5
91. Петровский, А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский - М.: Издат.центр «Академия», 2002. - 512 с.
92. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М.: Педагогика, 1980. - 160 с.
93. Платонов, К.К. Проблемы способностей / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1972. - 312 с.
94. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / И.П. Подласый. - М.: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС. — 368 с. 2004
95. Полат, Е.С. Интернет в гуманитарном образовании: учебное пособие для вузов / ред. Е.С. Полат. - М.: Владос, 2001. - 271 с.
96. Полат, Е.С. Метод проектов в современной школе. // Методология учебного проекта: Материалы городского методического семинара. - Московский институт повышения квалификации работников просвещения, 2000. С.50-54
97. Поляков, К.Ю. Программирование. Python. C++ Часть 1: учебное пособие / К.Ю. Поляков. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019. - 144 с.
98. Поляков, К.Ю. Программирование. Python. C++ Часть 2: учебное пособие / К.Ю. Поляков. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019. - 176 с.
99. Поляков, К.Ю. Программирование. Python. C++ Часть 3: учебное пособие / К.Ю. Поляков. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019. - 154 с.
100. Поляков, К.Ю. Программирование. Python. C++ Часть 4: учебное пособие / К.Ю. Поляков. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019. - 181 с.
101. Поляков, К.Ю., Еремин Е. А. Информатика. 10-11 классы. Базовый и углубленный уровни: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. - 128 с.
102. Пономарев, Я.А. Психология творчества: перспективы развития / Я.А. Пономарев // Психологический журнал. - 1994. - Т.15. - №6. - С. 38-50.
103. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16 -з). Основное содержание учебных предметов на уровне СОО. Информатика [Электронный ресурс] / URL:https://aujc.ru/dokumenty-fgos-uchitelyu-informatiki/(дата обращения: 15.11.2020)
104. Проблемы возрастной психологии в науке. [Электронный ресурс] /
URL: https://studbooks.net/1583502/psihologiya/problemy vozrastnoy
psihologii v nauke(дата обращения: 11.11.2020)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ