ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА УРАЛА
1.1. Проблема развития творческих способностей у детей в психолого-
педагогической литературе
1.2. Педагогические условия развития творческих способностей у
детей старшего дошкольного возраста
1.3. Педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства
Урала в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА УРАЛА
2.1. Диагностическое исследование начального уровня развития
творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей у детей
старшего дошкольного возраста на материале декоративно-прикладного искусства Урала
2.3. Диагностическое исследование итогового уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста ....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
Актуальность. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, умеющих находить нестандартные решения проблем, открыто высказывать и отстаивать смелые идеи и гипотезы, созидать, а также быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
Детское творчество - это самостоятельное решение собственных возможностей в освоении мира; это сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Занятия творчеством для детей дошкольного возраста, предоставляют широкие возможности не только для приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, но являются и важнейшим условием их духовного становления, обеспечивает большую эффективность личностного роста каждого ребенка.
Проблема творчества и развития творческих способностей детей является сложной для исследования, но рассмотрение возможных подходов к ней чрезвычайно актуально в настоящее время. Талантливых детей по статистике почти двадцать процентов. Но лишь единицам из них удается развить по максимуму свои способности. Успех овладения любым видом деятельности, в том числе творчеством, определяется как содержанием занятий, так и методикой воспитания. Поиск эффективных путей развития творческих способностей детей, совершенствование системы обучения и воспитания детей и сейчас вызывает закономерный интерес ученых: - педагогов, психологов, методистов.
Обобщающих работ, в которых всесторонне раскрывались бы сущность развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в известной научно-педагогической литературе достаточно много. Однако в ней представлены разработки различных аспектов по смежным темам и областям знания. Педагогические аспекты творческого развития личности выявлены в работах И.П. Волкова, Л.С. Выготского, А.А. Овчаровой, Е.Л. Яковлевой. Раскрытию психологических особенностей творческого процесса уделяют внимание представители общей психологии
A. Адлер, Д.Б. Богоявленская, А.И. Лук. Вопросы, связанные с перспективами развития индивидуальных способностей ребенка до уровня творческих в процессе учебно-воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения, рассматриваются в публикациях Е.В. Котовой, А.З. Рахимова.
Несмотря на значительный вклад исследователей в изучение проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста, многие её аспекты остаются недостаточно раскрыты в теории и представлены в практике образования детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов творчества.
В частности, недостаточно изучены возможности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе их приобщения к истории родного края, жизни и культуре малой Родины. Существующий диссонанс невозможно назвать положительным образовательным фактором, ведь окружающий ребенка мир, его жизненное пространство, менталитет впитанный «с молоком матери», традиции, культура, быт - все эти факторы являются важнейшими элементами социализации в целом и развития творческих способностей, в частности. Знание истории и культуры малой Родины обогащает личность ребенка, меняет его мировоззрение, способствует нравственному взрослению, формированию характера. По мнению исследователей И.Е. Емельяновой,
B. В. Игнатовой, А.З. Рахимовой, В.Г. Рындак, Л.В. Трубайчук, существует неразрывная связь духовного и творческого аспектов становления личности ребенка, основой творческой самореализации дошкольника является его духовно-нравственное развитие.
Для детей, живущих в Уральском регионе, эффективно обращение к декоративно-прикладному искусству нашего края. Художественные изделия декоративно-прикладного искусства отражают жизнь народа, его воззрения, идеалы, в них обобщен опыт нравственных чувств, знаний, поведения. Вовлечение детей в освоение опыта уральских мастеров способствует воспитанию у них уважения к культурным традициям своего края, приобщению к нравственным ценностям народов Урала, что формирует духовно-нравственную основу развития у них творческих способностей.
В то же время, фактически отсутствуют специальные программы и методики развития творческих способностей детей старшего дошкольного с учетом регионального компонента. Таким образом, возникают противоречия между:
- социальным заказом общества о своевременном развитии творческих способностей детей, начиная с дошкольного возраста, и недостаточной разработанностью данной проблемы в дошкольной педагогике;
- потребностью дошкольной педагогики в теоретическом осмыслении духовно-нравственного аспекта в творческой самореализации детей и недостаточной теоретической обоснованностью значимости регионального компонента в процессе развития у детей творческих способностей;
- востребованностью педагогического потенциала декоративно-прикладного искусства Урала в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и недостаточной методической оснащенностью данного процесса в условиях детской образовательной организации.
Из актуальности и выявленных противоречий вытекает проблема исследования, состоящая в обосновании эффективности обращения к декоративно-прикладному искусству Урала в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Все вышеизложенное позволило сформулировать тему исследования: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на материале декоративно-прикладного искусства Урала».
Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия развития творческих способностей детей 6-7 лет на материале декоративно-прикладного искусства Урала.
Цель работы: теоретически обосновать и на практике доказать эффективность организационно-педагогических условий развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на материале декоративно-прикладного искусства Урала.
Задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы
охарактеризовать проблему развития творческих способностей у детей.
2. Обосновать педагогические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства Урала в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать содержание педагогического процесса развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на материале декоративно-прикладного искусства Урала и в опытно-поисковой работе доказать его эффективность.
При достижении поставленных цели и задач мы руководствовались гипотезой: процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при наличии следующих организационно-педагогических условий:
- будут реализованы культурологический и деятельностный подходы, способствующие творческому самовыражению детей на основе освоения уникальных художественных традиций своего региона;
- будет разработана программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на материале декоративно-прикладного искусства Урала, основанная на идее активизации художественно-творческой деятельности детей при погружении в пространство культуры своего региона и включающая активные методы обучения;
- будет обеспечена ситуация успеха для детей при организации художественно-творческой деятельности на основе субъект-субъектных отношений, эмпатии между детьми и педагогами, отсутствии психологического давления и отрицательных оценок, признания ценности творчества ребенка значимыми взрослыми - педагогами и родителями.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- исследования развития творческих способностей в трудах
A. К. Дусавицкого, В.А. Караковского, Н.В. Увариной, идеи творчества как высшей ценности и сотворческих отношений (Г.С. Батищев, Д.Б. Богоявленская, В.П. Зинченко, Ю.М. Ломов, М.К. Мамардашвили,
B. А. Петровский и др.), теории развития творческой деятельности человека (Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, С.Н. Варенцова, Н.С. Денисенкова, О.М. Дьяченко, С.А. Новоселов), идеи формирования мотивационной активности и ее влияние на результативность деятельности (А.А. Реан, Д.В. Колесов, А.К. Маркова и др.);
- теоретические основы разработок содержания образовательной среды как развивающего творческого пространства, идеи становления целостной картины мира дошкольников при освоении пространства культуры (М.С. Каган, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Дж. Гибсон, В.А. Ясвин и др.);
- возникновение и развитие различных направлений детской художественно-творческой деятельности в исследованиях Б.М. Неменского, В.А. Левина, Е.Ю. Сазонова, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной; концептуальные идеи о специфике художественно-творческой деятельности дошкольников в работах Н.А. Ветлугиной Т.С. Комаровой, В.А. Левина, Е.Ю. Сазоновой, Е.В. Назайкинского, Б.М. Неменского.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение, сравнение;
- эмпирические: тестирование, математическая обработка данных.
База исследования: МАДОУ № 32 «Андрейка» г. Нижний Тагил
Этапы исследования.
Первый этап исследования заключался в выборе темы и ее формулировке, обосновании центральных идей, цели и конкретных задач исследовательской работы. Были изучены теоретические основы проблемы, сделан анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей детей в художественной деятельности, в результате чего определена теоретическая база исследования. Изучен практический опыт работы в исследуемом направлении и выявлены возможности организации творческой деятельности детей на материале декоративно-прикладного искусства Урала в условиях ДОО.
На втором этапе исследования уточнена тема, выдвинута гипотеза, определены задачи. Осуществлена разработка содержания работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на материале декоративно-прикладного искусства Урала, проведена опытно-поисковая работа.
Третий этап исследования состоял в анализе полученных результатов, систематизации материала, уточнении теоретических положений, формулировании выводов, оформлении магистерского исследования.
Достоверность и объективность результатов исследования обусловлены методологической обоснованностью логики исследования, обеспечены органическим соединением исследовательского поиска и практического процесса, синтезом и анализом теоретического и экспериментального материала, организацией опытно-поисковой работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования. Истинность и точность теоретических посылок и выводов проверялась на основе движения от теоретического моделирования к конкретному педагогическому явлению.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Обоснована целесообразность решения проблемы развития творческих способностей у старших дошкольников при обращении к декоративно-прикладному искусству Урала, что позволяет обогатить опыт эмоционально-образного восприятия детей при погружении в пространство культуры, способствует их творческому самовыражению на основе освоения уникальных художественных традиций своего региона.
2. Разработана программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на материале декоративно-прикладного искусства Урала, включающая этапы: эмоционально-познавательный - направлен на развитие мотивации детей к познанию окружающего мира в художественно-творческой деятельности, экспериментаторский - связан с развитием способности к выбору и применению средств выразительности для воплощения творческих идей, творческий - направлен на самовыражение и создание собственных продуктов творчества на основе освоения традиций декоративно-прикладного искусства Урала.
Теоретическая значимость
1. Уточнено содержание процесса развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, которое рассматривается как переход от потенциальных возможностей творчества к актуальной способности к самовыражению и созданию оригинальных продуктов творчества в специально созданных для этого педагогических условиях.
2. Обоснована эффективность применения культурологического и деятельностного подходов, способствующих творческому самовыражению детей на основе освоения уникальных художественных традиций своего региона.
3. Теоретически обоснованы организационно-педагогические условия развития творческих способностей у старших дошкольников, включающие разработку программы приобщения детей к декоративно-прикладному искусству Урала, которая реализует идею активизации художественно-творческой деятельности детей при погружении в пространство культуры своего региона, включает активные методы обучения и обеспечивает ситуацию успеха для детей в творческом самовыражении.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложено методическое обеспечение развития творческих способностей старших дошкольников на материале декоративно-прикладного искусства Урала, которое может быть использовано в образовательном процессе ДОО и образовательных организациях различного типа в системе дополнительного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования: материалы исследования обсуждались на всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях, на областном конкурсе научно-исследовательских работ студентов, что отражено в публикациях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Содержание процесса развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста мы рассматриваем как последовательную реализацию этапов творческого роста детей, связанных с развитием у них мотивации к творчеству, умений осуществлять выбор средств выразительности для создания художественных образов, способности к самовыражению и созданию оригинальных продуктов художественного творчества.
2. Обращение к декоративно-прикладному искусству Урала в развитии творческих способностей у детей позволяет обогатить опыт их эмоционально-образного восприятия при погружении в пространство культуры, способствует их творческому самовыражению на основе освоения уникальных художественных традиций своего региона.
3. Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на материале декоративно-прикладного искусства Урала включает методы активного обучения в соответствии с этапами: эмоционально-познавательным - направленным на развитие мотивации детей к познанию окружающего мира в художественно-творческой деятельности (через первичное освоение разнообразных средств выразительности декоративно-прикладного искусства Урала с помощью методов имитации и повтора за педагогом в аппликации и пластилинографии), экспериментаторским - связанным с развитием способности к выбору и применению средств выразительности для воплощения творческих идей (с помощью методов комбинирования, экспериментирования с материалом декоративно-прикладного искусства Уральской традиции), творческим - направленным на самовыражение и создание собственных продуктов творчества на основе освоения традиций декоративно-прикладного искусства Урала (с помощью методов ассоциаций, создания проблемных ситуаций, графического, цветового фантазирования).
Изучив современную психологическую, педагогическую и методическую литературу можно сделать определенные выводы.
1. На основе анализа литературы раскрыты понятия «способности», «творческие способности». Способности человека - индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.
Главной задачей творческих способностей считается представление прогнозируемого результата до его реализации. Под творческими способностями понимается создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. А главной задачей взрослых является всячески стимулировать развитие творческих способностей, начиная с дошкольного возраста, не допускать его угасания. Чем больше ребенок увидит, услышит, переживет, чем больше он узнает, чем большим количеством элементов действительности он будет располагать в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его творческих способностей. Итогом творческих способностей является создание нового образа, отличающегося оригинальностью и самостоятельностью. Таким образом, творческие способности - это способности к творчеству как деятельности. В педагогике и психологии отмечено, что развитие творческих способностей возможно у всех детей, независимо от уровня их интеллектуального развития.
2. Раскрыт педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства Урала в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. На занятиях декоративно-прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста развивается творческое воображение, а также дети осваивают разнообразные умения, которые влияют и на их общее развитие. Занятия декоративно-прикладной деятельностью открывают для многих детей дошкольного возраста новые пути познания народного творчества, обогащают их внутренний мир, позволяют с пользой провести свободное время.
Декоративно-прикладная деятельность выступает одним из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста. По своему характеру она уже предполагает создание образов из отдельных элементов, мысленное представление результата, возможность варьировать деталями, материалами, что формирует у детей разные идеи и механизмы их воплощения и способствует развитию творческих способностей в процессе работы.
3. Обосновали педагогические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, которые реализовали в программе на материале декоративно-прикладного искусства Урала. Данная программа включала следующие этапы: эмоционально-познавательный - развитие мотивации детей к познанию окружающего мира в художественно-творческой деятельности (через первичное освоение разнообразных средств выразительности декоративно-прикладного искусства Урала с помощью методов имитации и повтора за педагогом в аппликации и пластилинографии), экспериментаторский - развитие способности к выбору и применению средств выразительности для воплощения творческих идей (с помощью методов комбинирования, экспериментирования с материалом декоративно-прикладного искусства Уральской традиции), творческий - самовыражение и создание собственных продуктов творчества на основе освоения традиций декоративно-прикладного искусства Урала (с помощью методов ассоциаций, создания проблемных ситуаций, графического, цветового фантазирования).
Итак, творческие способности предполагают активный познавательный процесс, итогом которого стает возникновение новых образов и продуктов деятельности, творческие способности способствуют лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребёнка
4. На начальном этапе исследования, в результате подобранных диагностических заданий, был определен исходный уровень творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на основе выделенных критериев и показателей. Полученные данные сориентировали нас на разработку занятий, включающих декоративно-прикладную деятельность, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Выбор содержания, форм и методов организации занятий обеспечил положительный результат в развитии показателей творческих способностей, что было выявлено в ходе исследовательской работы и в результате анализа продуктов творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
1. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В. И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1988. - 238 с.
2. Артемов, В.А. Психология наглядности при обучении [Текст] / В.А. Артемов. - М.: Просвещение, 2004
3. Бесчастнов, М.П. Графика пейзажа [Текст] / М.П. Бесчастнов. М., Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008
4. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст].: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. М.: Академия, 2002.-320с.
5. Богданова, Р.У. Теоретико-педагогические основы развития творческой индивидуальности субъектов образования [Текст].: дис. . д-ра. пед. наук / Р.У. Богданова. СПб., 2000. - 424 с.
6. Большой психологический словарь [Текст]. / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2005. - 672 с.
7. Визер, В.В. Живописная грамота. Основы пейзажа [Текст] /В.В. Визер. - СПб.: Питер, 2010. - 234с.
8. Волков, Н.Н. Композиция в живописи [Текст] / Н.Н. Волков. - М.: Искусство, 2010. - 263с.
9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - 3-е изд.- М., Просвещение, 1991.
10. Галин, А. Л. Психологические особенности творческого поведения [Текст] - Новосибирск: НГУ, 2009. - 233 с.
11. Гилфорд, Дж. Структурная модель интеллекта [Текст] / Дж. Гилфорд// Психология мышления. - М.: Прогресс, 2005. -532 с.
12. Голубева, О.Л. Основы композиции: учебное пособие [Текст] / О.Л. Голубева. - М.: Сварог и К, 2010. - 144 с.
13. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т. [Текст] / В. Даль. - «Прогресс», «Универс», 1994. Т. 4. - 864 с.
14.Завалишина, Д.Н. Психологическая структура способностей [Текст] / Д.Н. Завалишина. - М.Наука, 2011.
15. Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство [Текст] / Т.В. Ильина - М.: Высшая школа, 2011. - 351с. 59
16. Курочкина, П.И. Знакомство с пейзажной живописью [Текст] / П.И. Курочкина. - СПб.: Детство-пресс, 2012. - 142с.
17. Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для
студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» [Текст] / Г.М. Логвиненко. М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008
18. Мелик-Пашаев, A.A. Педагогика искусства и творческие способности [Текст] / A.A. Мелик Пашаев. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
19. Мерлин, В. С. Психология индивидуальности [Текст] / В. С. Мерлин // Избранные психологические труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 544 с.
20. Мошков, Ю.И. Развитие творчества у детей [Текст] / Ю.И. Мошков //Дополнительное образование, 2000.- № 4. - С.35 - 39.
21. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта [Текст] / В.С. Мухина - М.: Просвещение, 2012. - 156 с.
22. Никодеми, Г.Б. Техника живописи [Текст] /Г.Б. Никодеми. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2012. - 160с.
23. Паранюшкин, Р.В. Композиция. Теория и практика изобразительного искусства [Текст] / Р.В. Паранюшкин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 79 с.
24. Петровский, A.B. Основы теоретической психологии [Текст].: учеб. пособие для вузов / А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. М.: ИНФРА-М, 1998. -528 с.
25. Пономарев, Я.А. Психология творчества [Текст]. / Я.А Пономарев. М.: Наука, 1990. - 223 с.
26. Психология художественного творчества [Текст].: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. -М.: Харвест, 1999. 752 с.
27. Пчелинцева, Е.В. Теория и методика развития детского
изобразительного творчества: Учебное пособие [Текст] /
Е.В. Пчелинцева. - Нижний Новгород: Бумеранг, 2012. - 351с.
28. Романовский, А.Н. Пейзаж в русской живописи [Текст] /
А.Н. Романовский. - М.: Белый город, 2010. - 218с.
29. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для студ. худож.-граф. фак. пед. ин-тов[Текст] / Н.Н. Ростовцев. - М.: АГАР, 2012. - 256 с.
30. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий [Текст]. / Б.М. Теплов. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1998. - 544 с.
31. Торшина, К. А. Современные исследования проблемы
креативности в зарубежной психологии [Текст] / К.А. Торшина //Вопросы психологии. - 2008. - № 4.
32.Чиварди, Д., Рисунок, Пейзаж: методы, техника, композиция. [Текст] / Д.Чиварди. Издательство «Эксмо - пресс», М., 2002
33.Энциклопедия пейзажа [Текст] / Под ред. Ткач М.И. - М.: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2012. - 341с.
34. Яковлева, Е.Л. Психологические условия развития творческого
потенциала у детей школьного возраста [Текст] / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии, 2004. -№5.- С.42 - 47.