ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 7
1.1. Общая характеристика учебной деятельности как ведущей в
младшем школьном возрасте 7
1.2. Анализ моделей обучения детей младшего школьного возраста с
расстройствами аутистического спектра 15
1.3. Психокоррекционные технологии как приемы оптимизации
учебной деятельности у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра 26
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСЧЕСКОГО СПЕКТРА В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ
УСЛОВИЯХ 39
2.1. Планирование констатирующего этапа эксперимента и обоснование
выбора методик диагностики учебной деятельности у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра 39
2.2. Характеристика проведения констатирующего этапа эксперимента 47
2.3. Анализ результатов диагностики уровня учебной деятельности у
детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра 51
ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 69
3.1. Программа оптимизации учебной деятельности у детей младшего
школьного возраста с расстройствами аутистического спектра 69
3.2. Апробация программы оптимизации учебной деятельности у детей
младшего школьного возраста с расстройствами аутистического
спектра 73
3.3. Проведение и анализ результатов контрольного этапа эксперимента. 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ
По данным Минздрава России, распространенность РАС составляет около одного случая на 100 детей [35]. Увеличение количества детей с данной патологией в последнее время требует усиленного внимания специалистов и поиска новых путей их социализации и адаптации. Исследования учебной оптимизации в этом ключе имеет большое значение, так как способствует эффективному обучению и адаптации в социуме детей исследуемой категории.
Изучением учебной деятельности занимались такие исследователи как (Д. Б. Эльконин Т. В. Габай И. А. Зимняя и др.) проблема оптимизации учебной деятельности остается открытой. Решение данной проблемы актуально для системы коррекционно-развивающего обучения.
Ученые отмечают, при поступлении в школу у детей этой категории значительно затруднено формирование соответствующих мотивов учебной деятельности вследствие недостаточной направленности на общение и усвоение социальных норм. Проявляются трудности в произвольной регуляции деятельности. Отмечается низкий уровень произвольного внимания, трудность переключения с одной деятельности на другую, отвлекаемость, трудность сосредоточения на задании.
Эффективными технологиями при оптимизации учебной деятельности могут быть: АВА - терапия (стимуляция и карточки PECS) и TEACH - терапия (структурирование учебного пространства). Изучением данного метода занимались такие исследователи, как И. Ловаас, Е. Р Баенская, К. Гилберт, Т. Питере, Е. В Каган, Э. Бонди, А. Лори, К. С Лебединская, О. С. Никольская, К. С. Баенская, М. М. Либлинг, М. И. Лисина.
Цель исследования - изучение и оптимизация учебной деятельности детей младшего школьного возраста с РАС.
Задачи исследования:
1. Проанализировать подходы к понятию «учебная деятельность» и ее структуру.
2. Систематизировать в ходе теоретического анализа особенности
обучения детей младшего школьного возраста с расстройствами
аутистического спектра.
3. Подобрать методы диагностики учебной деятельности детей
младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
4. Изучить в экспериментальных условиях особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
5. Составить программу по оптимизации учебной деятельности детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
6. Проверить эффективность составленной программы по оптимизации учебной деятельности детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Объект исследования - учебная деятельность детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Предмет исследования - составление и апробация программы по оптимизации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Методологической основой исследования являются:
• положения Д. Б. Эльконина о значении учебной деятельности как ведущей для развития обучающихся в младшем школьном возрасте;
• положение О. С. Никольской о вариативности развития у детей с РАС и необходимости использования различных моделей обучения с учетом нарушения и сохранных ресурсов;
• положение Л. С. Выготского об общих и специфических закономерностях развития детей с различными нарушениями и условной нормой.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, диагностики, коррекционной работы, заключения и списка источников и литературы.
Увеличение количества детей с РАС, отмечающееся в последние десятилетия требует внимания специалистов различного уровня к вопросам социализации и адаптации в социуме детей исследуемой категории.
Изучением учебной деятельности занимались такие ученые как (Д. Б. Эльконин, Т. В. Габай, И. А. Зимняя и др.) проблема оптимизации учебной деятельности остается открытой. Решение данной проблемы актуально для системы коррекционно-развивающего обучения.
Авторы отмечают, при поступлении в школу у детей этой категории значительно затруднено формирование соответствующих мотивов учебной деятельности вследствие недостаточной направленности на общение и усвоение социальных норм. Проявляются трудности в произвольной регуляции деятельности. Отмечается низкий уровень произвольного внимания, трудность переключения с одной деятельности на другую, отвлекаемость, трудность сосредоточения на задании.
Вышеизложенное стало основанием для формирования цели исследования: изучение и оптимизация учебной деятельности у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Цель достигалась через решение конкретных теоретических и эмпирических задач. Так, в процессе теоретического анализа было рассмотрено 47 источников. В первой главе была проанализирована структура учебной деятельности, рассмотрена модель обучения детей младшего школьного возраста с РАС, рассмотрены психокоррекционные технологии как приемы оптимизации учебной деятельности детей с РАС.
Эмпирическая, экспериментальная, часть исследования состоит из двух этапов: констатирующего и контрольного. На контрольном этапе
эксперимента были выявлены особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста с РАС. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о необходимости оптимизации учебной деятельности детей младшего школьного возраста с РАС. У большинства испытуемых был выявлен низкий уровень мотивации обучения, восприятия и мышления. Исходя из этого, возникла необходимость коррекционной работы по повышении уровня учебной деятельности детей младшего школьного возраста с РАС.
В соответствии с задачами исследования была составлена программа по повышению уровня учебной деятельности детей младшего школьного возраста с РАС. В качестве коррекционной технологии была выбрана сказкотерапия, игры и упражнения, которые представлялись наиболее привлекательными для детей младшего школьного возраста исследуемой категории.
Контрольный этап эксперимента показал небольшую положительную динамику в повышении уровня учебной деятельности детей младшего школьного возраста с РАС.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель данного исследования достигнута.
1. Александровская, Э. М. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся [Текст] / Э. М. Александровская, С. Громбах. - М. : Просвещение. - 2005. - 150 с.
2. Алмазова, О. В. Наблюдение за поведенческими реакциями детей как метод определения клинико-психологической группы аутизма [Текст] / О. В. Алмазова, С. Л. Мазалова // Специальное образование: Научнометодический журнал. Екатеринбург, 2002 - №1 - С.47-54.
3. Баенская, Е. Р. О коррекционной помощи аутичному ребенку раннего возраста [Текст] / Е. Р. Баенская //Дефектология. 1999. - № 1. - С. 47-54.
4. Баенская, Е. Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития [Текст] : методическое пособие / Е. Р. Баенская, M. М. Либлинг. - М. : Медицинва, 2004. - 128 с.
5. Башина, В. М. Аутизм в детстве [Текст] / В. М. Башина. - М. : Медицина, 1999. - 240 с.
6. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - СПб. : Питер, 1999. - 528 с.
7. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1967. - 207 с.
8. Волкмар, Ф. Р. Аутизм : Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей [Текст] / Ф. Р. Волкмар, Л. А. Вайзнер. - Екатеринбург, 2014. - 224с.
9. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
10. Гилберт, К. Аутизм у детей: медицинские и педагогические аспекты [Текст] / К. Гилберт, Т. Питере. - СПб. ; АСТ, 1998. - 144 с.
11. Глозман, Ж. М. Личность и нарушения общения [Текст] / Ж. М. Глозман. - М. : Наука, 1987. - 148 с.
12. Григорьева, Н. В. Элементы структурированного обучения в организации среды обучения детей-аутистов в общеобразовательных школах VII вида [Текст] / Н. В. Григорьева // Теория и практика образования в современном мире. - СПб. : АСТ, 2014. - С. 254-257.
13. Давыдов, В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте [Текст] / В. В. Давыдов. - М., 1973. - 315 с.
14. Детский аутизм. Хрестоматия [Текст] / сост. Л. М. Шипицына. - СПб. : Дидактика, 2001. - 368 с.
15. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учебник для вузов / И. А. Зимняя. - М. : Издательская корпорация «Логос», 2000. - 169 с...