Повышение благополучия работников как элемент развития корпоративной культуры в условиях роста конкурентоспособности компании (на примере ООО «Газпром трансгаз Томск»)
Оглавление
1 Повышение конкурентоспособности предприятия путем развития
корпоративной культуры 18
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия в современных условиях ... 18
1.2 Корпоративная культура современного предприятия 34
1.3 Роль и значение корпоративной культуры в приобретении конкурентных
преимуществ предприятия 52
2 Достижение конкурентных преимуществ предприятия путем повышения
уровня благополучия работников 58
2.1 Теоретические вопросы изучения благополучия современного человека.... 58
2.2 Способы повышения благополучия работников современного предприятия 64
2.3 Влияние формирования и развития корпоративной культуры на
благополучие работников 68
3 Развитие корпоративной культуры и обеспечение непрерывного благополучия
работников (на примере ООО «Газпром трансгаз Томск») 72
3.1 Общие характеристики хозяйственной деятельности предприятия 72
3.2 Основные характеристики работников предприятия 80
3.3 Пути развития корпоративной культуры, обеспечивающей конкурентные
преимущества 82
4 Социальная ответственность 88
Заключение 94
Список публикаций студента 97
Список использованных источников 98
Приложение А 105
Приложение Б 106
Целью любого современного предприятия является получение максимальной прибыли от своей деятельности, поэтому главный критерий оценки его успешности определяется количеством заработанных денег.
Сегодня, когда в нашей стране активно развивается рыночная экономика, возрастает количество компаний, которые занимают один и тот же сегмент рынка, следовательно, между ними завязывается жесткая конкурентная борьба. В таких условиях, как правило, успешно продолжают свою деятельность более сильные компании, т.е. имеющие больше конкурентных преимуществ среди всех участников рынка. У современных руководителей компании появляется необходимость постоянного совершенствования деятельности, дабы существовать долго и успешно в своем поле отрасли.
Каждый руководитель успешной компании постоянно ведет поиск наиболее эффективных средств, которые позволят создавать новые конкурентные преимущества. Внедрение новых и совершенствование уже имеющихся принципов работы компании позволят максимизировать полезность имеющихся ресурсов. Как правило, подобные изменения несут за собой определенные затраты, поэтому руководству компаний необходимо с особой внимательностью вводить новшества и инновации.
В условиях рыночной экономики одной из главных задач государства является создание условий, в которых конкуренция между участниками одного рынка будет здоровой, т.е. без привилегий и негативного влияния друг на друга [22]. Поэтому необходимо, чтобы государство осуществляло жесткий контроль над методами ведения конкурентной борьбы. Контроль со стороны государства за соблюдением законодательства о конкуренции обеспечивает антимонопольная служба.
Конкуренция является движущей силой развития общества. Создавая здоровую конкурентную среду, государство мотивирует компании
максимально использовать накопленные научные знания и на их основе
создавать комфортные условия для работников компании, повышать качество продукта, минимизировать затраты, развивать научно-технический прогресс. Государство напрямую заинтересованно в формировании и поддержании здоровой конкурентной борьбы между компаниями. Конкурентная борьба позволит ускорить процесс развития общества, а также удовлетворить необходимые потребности населения. Существует множество направлений создания новых рыночных преимуществ в борьбе за клиентов.
Корпоративная культура - это одно из современных и перспективных направлений, где компания может значительно увеличить своё влияние на рынке. Развитая корпоративная культура позволяет предприятию овладеть мощным инструментом в борьбе с конкурентами. Она помогает решать цели и задачи компании, объединяет и активизирует инициативу сотрудников, способствует продуктивному общению между ними.
В первую очередь корпоративная культура направлена на создание необходимых рабочих условий и позитивной атмосферы в коллективе путем предотвращения возможных конфликтных ситуаций и повышения производительности труда работника. Тем самым корпоративная культура способствует развитию непрерывного благополучия работников компании. Главным элементов в развитии культуры является человек, благополучие которого и будет определять уровень развития культуры.
Объект исследования - корпоративная культура ООО «Г азпром трансгаз Томск».
Предмет работы - повышение благополучия работников ООО «Г азпром трансгаз Томск» как перспективного направления приобретения конкурентных преимуществ.
Цель работы. Исследовать и охарактеризовать влияние благополучия работников на развитие корпоративной культуры с целью приобретения новых конкурентных преимуществ предприятия.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие конкурентоспособности современного предприятия.
2. Определить роль и значение корпоративной культуры в приобретении конкурентных преимуществ предприятием.
3. Сформировать представление о благополучии современного человека.
4. Проанализировать современное направление развития корпоративной культуры, обеспечивающей непрерывное благополучие работникам и новые конкурентные преимущества ООО «Газпром трансгаз Томск».
В стране, где развивается рыночная экономика, конкурентная борьба между участниками рынка становиться всё более ожесточенной. Руководители и их помощники изобретают и внедряют инновационные методы борьбы с конкурентами. Цель подобных мероприятий - приобретение конкурентных преимуществ над своими соперниками, что позволит укрепить свои позиции на рынке и успешно заниматься своей деятельностью длительный период времени.
Одним из приоритетных направлений борьбы с конкурентами для ООО «Газпром трансгаз Томск» является развитие корпоративной культуры. Данное направление в приобретении конкурентных преимуществ выбрано неслучайно. Компания имеет большое количество филиалов, которые расположены в разных регионах страны. Успеха добиться можно лишь в том случае, когда работа компании четко спланирована по всем направлениям деятельности, во всех структурных подразделениях. Корпоративная культура может стать связующим элементом в общей системе работ по всем направлениям деятельности данной современной компании.
В ООО «Газпром трансгаз Томск» корпоративная культура является важным направлением деятельности руководства, направленной на мотивацию персонала. Численность сотрудников составляет более 7600 человек. Забота о каждом из работников является важной частью политики компании. Основным результатом такой политики является высокая укомплектованность кадрами, наблюдается рос кадрового состава. Наибольшую численность составляет категория рабочих - 64,2% от общей численности персона; руководители составляют 18,3%, специалисты - 15,8%. Большую часть персонала составляют лица, находящиеся в возрасте от 45 до 60 лет - мужчины, и 55 лет - женщины. Количество работников в возрасте от 35 до 45 лет составляет 19,7%.Компания ведет учет всех своих пенсионеров .В настоящее время численность лиц находящихся на пенсии составляет 1017 человек.Выходя на пенсию, работники продолжают принимать активное участие в деятельности компании, тем самым способствуют укреплению ее имиджа в обществе.
Условия работы в компании максимально комфортны, большинство рабочих мест оборудованы современной техникой, что позволяет непрерывно повышать производительность труда и испытывать чувство удовлетворения от своей работы работникам.
В руководстве компании считают, что мотивация персонала во многом зависит от состояния благополучия работников, которое косвенно отражается на эффективности работы. Благополучие связывают с удовлетворенностью происходящими событиями в жизни человека, поэтому руководители активно пытаются создать комфортные условия пребывания на работе и заботятся о досуге своих работников.
Выделяется три основных вида благополучие человека: физическое, социальное и материальное, которые напрямую влияют на продуктивность его деятельности. Руководство, используя разные методы, пытается влиять на эти виды, в результате формируется непрерывное благополучие работников компании, не только в трудоспособном возрасте, но после того, как работник выходит на пенсию. Во многих регионах ООО «Газпром трансгаз Томск» построил спорткомплексы, где работники и бывшие работники (в настоящем пенсионеры) могут заниматься спортом на льготных условиях. Компания организует большое количество спортивно-массовых и спортивнооздоровительных мероприятий. Сборные команды занимают призовые места в спартакиадах ПАО «Г азпром» во многих дисциплинах. Для повышения уровня физического благополучия компания взяла на себя все обязательства медицинского и санаторно-курортного обеспечения своего персонала.
Для формирования социального благополучия ООО «Газпром трансгаз Томск» проводит целый ряд мероприятий. Для работников организуются различные праздники, концерты, которые позволяют пообщаться людям между собой в неформальной обстановке. Такие меры позволяют сплотить коллектив, а значит, улучшить взаимоотношения между сотрудниками. На базе компании
был создан корпоративный институт, который получил лицензию на ведение образовательной деятельности. Деятельность института связана с повышением компетентности сотрудников компании, что дает возможность им приобретать новые знания и расти в профессиональной сфере.
Компания оказывает материальную поддержку своему персоналу, повышая их материальное благополучие. Материальная помощь со стороны руководства осуществляется в различной форме: льготы, денежные средства, бесплатное предоставление материальных вещей, физическая и интеллектуальная помощь. Особенностью деятельности по развитию корпоративной культуры ООО «Газпром трансгаз Томск» является забота о пенсионерах. После выхода на заслуженный отдых их жизнь тесно связана с деятельностью компании. Компания заботится о них и их благополучии, в той же степени, что и о благополучии работающих лиц.
Руководство, таким образом, демонстрирует важность и ценность своих работников на всех этапах их жизненного цикла. Эта концепция руководства повышает имидж компании в социальной сфере общества и в частности на рынке труда. С каждым годом увеличивается количество желающих занять рабочее место в данной компании и возрастет конкуренция среди самих работников компании. Внутренняя конкуренция способствует повышению производительности, продуктивности и эффективности труда. Труд работников компании в первую очередь определяет ее успех, имидж и бренд. Успех деятельности компании на рынке определяется ее финансовыми показателями. Характеризуя финансовое положение ООО «Газпром трансгаз Томск», можно отметить ее достаточно устойчивое финансовое положение на рынке. Следовательно, руководство выбрало верные направления развития правильную маркетинговую стратегию в борьбе с конкурентами.
1. Ackerman N., Paolucci B. Objective and subjective income adequacy: Their relationship to perceived life quality measures // Social Indicators Research. 2009. Vol.12. P. 25-48.
2. AM Zhemchugov, MK Zhemchugov; The company's goal and a strategy to achieve it / / Management in Russia and abroad. Number three in 2011, pp.25-32.
3. Beaumont Jen Measuring National Well-being - Older people and loneliness [Electronic resource] // The Office for National Statistics. Electronic data. Newport, 2013. URL: http://www.ons.gov.uk/ons/dcp171766_304939.pdf (access date: 04.12.2014).
4. Estinne M. An organizational culture compatible with employability // Industrial and Commercial Training. 1997. Vol. 29. No.6. P.194-199.
5. Freidman M. Quality of Work Life: Implications of Career Dimensions // Journal of Social Sciences. 2006. Р. 25-67.
6. Gucel C., Begec S., Iveta S. Competitiveness - a key to business viability // XIV International Scientific conference «Creating the Future: communication, education, business». Riga, 2013. P. 164-179.
7. Hams, P. R. Managing Cultural Differences / P. R. Harris, R. T. Moran. - New York: Gulf Publishing Company, 1991. 257 p.
8. Involving Older Age: The route to twenty-first century well-being: Final Report [Electronic resource] // Martin Hoban, Vicki James, Peter Beresford, Jennie Fleming // Royal Voluntary Service. Electronic data. Cardiff, 2013. URL: http://www.royalvoluntaryservice.org.uk/Uploads/Documents/SoA_Closingprojectre port_final_web_v2.pdf (access date: 04.12.2014).
9. Liargovas P., Skandalis K. Factors Affecting Firm Competitiveness: The Case of Greek Industry // University of Peloponnese. [Electronic resource] / URL: http://www.lse.ac.uk/europeanInstitute/research/hellenicObservatory/pdf/3rd_Sympo sium/PAPERS/SKANDALIS_KONSTANTINOS.pdf (access date: 10.05.2016).
10. Perrini F., Pogutz S., Tencati A. Developing Corporate Social Responsibility: A European Perspective. London: Edward Elgar Publishing, 2012. Р.78-84.
11. Public health interventions to promote mental well-being in people aged
65 and over: systematic review of effectiveness and cost-effectiveness [Electronic resource] // National Institute for Health and Care Excellence. Electronic data. London, 2014. URL:
https://www.nice.org.uk/guidance/ph16/documents/menta (access date: 17.06.2015).
12. Sagiv L., & Schwartz S.H. Values priorities and subjective well-being: Direct relations and congruity effects // European J. of Social Psychology. 2000. Vol.
30. P. 177-198.
13. SCL/PRB Index of Well-Being in Older Populations: Final Report Global Aging and Monitoring Project [Electronic resource] / Stanford center on longevity; Toshiko Kaneda, Marlene Lee, Kelvin Pollard // Stanford center on longevity. Electronic data. 2011. URL: http://longevity3.stanford.edu/wp- content/uploads/2012/10/SCL-PRB-Index-of-Well-Being-in-Older-Populations.pdf (access date: 04.12.2014).
14. Theodore Joloza Measuring National Well-being: Older people’s leisure
time and volunteering, 2013 [Electronic resource] // Office for National Statistics. Electronic data. London, 2015.
URL:http://www.ons.gov.uk/ons/dcp171766_305915.pdf (access date: 17.06.2015).
15. Tompson. A. and Striklend A. (2003) Strategic Management: Concepts and situation analysis: lane. from English. Moscow, Russia.
16. Wendy Moyle, Charlotte Clarke Older people maintaining mental health well-being through resilience: an appreciative inquiry study in four countries // Journal of Nursing and Healthcare of Chronic Illness. Vol. 2. 2010. № 2. P. 113-121.
17. World Health Organization. Cancer pain relief. Geneva: WHO, 2012. P.
5-26.
18. Абрамова С.Г., Костенчук И.А. О понятии «корпоративная культура». М.: Приор, 2008. 422 с.
19. Аброськина В. Д. Оценка корпоративной культуры и ее влияние на деятельность предприятий // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы II междунар. науч. конф. г. Москва, октябрь 2013 г. М.: Буки-Веди, 2013. С. 106-108.
20. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. М.: МГУ, 1983.
144 с.
21. Албастова Л.Н. Технология эффективного менеджмента. М.: Приор, 1998. 288 с.
22. Анализ коммерческого риска : монография / В.А. Чернов; Под ред. Баканова М.И. Москва : Финансы и статистика, 1998. 127 с.
23. Барышникова А.А. «О содержании понятия «конкуренция» на институциональным рынке труда в исследованиях российских ученых» / ВЕСТНИК ОГУ. 2008. № 80.
24. Бизнесмены играют в хоккей, пропагандируя здоровый образ жизни // Деловой Петербург. 1997. 7 апреля. С. 10.
25. Богданова М. Моральный кодекс бизнесменов // Япония сегодня. 1997. С. 7.
26. Ветчанова О.В. Корпоративная культура организации // Справочник руководителя учреждения культуры. 2012. №11. С. 49-64
27. Вечер встреч газовиков [Электронный ресурс] / Томские новости.
URL: http://tomsk-novosti.ru/vecher-vstrech-gazovikov/ (дата обращения
(21.10.2015).
28. Газпром трансгаз Томск [Электронный ресурс] // ПАО Газпром. URL: http://www.gazprom.ru/about/subsidiaries/list-items/gazprom-transgaz-tomsk (дата обращения: 17.04.2016).
29. Глобальный ЭйджВотч Индекс 2014: Отчет-исследование
[Электронный ресурс] / ХэлпЭйдж Интернэшнл (HelpAge International) 2014. URL: http://www.refworld.org.ru/docid/543d101d4.html (дата обращения:
20.04.2015) .
30. Дугина О. Корпоративная культура и организационные изменения // Управление персоналом. 2000 № 12. С. 11-21.
31. Е. С. Боева, Составляющие к вопросу о благополучии «Ученые заметки ТОГУ» Том 5, № 3, 2014.
32. Каубер Майу. Для поддержки пожилым людям: информационный справочник / Майу Каубер, Анне Эхасалу; перевод Анне Луйк-Ристикиви. Таллинн: Таллиннская Педагогическая Семинария, 2011. 43 с.
33. Квеско Р.Б. К вопросу о понятии «благополучие» / Р.Б. Квеско, С.Б. Квеско // Общество и непрерывное благополучие человека: сборник научных трудов Международного научного симпозиума студентов и молодых ученых. Томск: Изд-во ТПУ, 2014. С. 214-216.
34. Кокуева Ж.М., Бородина Л.В. О корпоративной культуре [Электронный ресурс] // Российское предпринимательство. 2000. № 5 (5). с. 10-15. URL: http://old.creativeconomy.ru/articles/9021/ (дата обращения:
20.04.2015) .
35. Конкурентная стратегиия фирмы [Электронный ресурс] / URL: /http: //www.grandars .ru/college/ekonomika-firmy/konkurentnaya-strategiya.html (дата обращения: 20.04.2015).
36. Конкурентоспособность предприятия [Электронный ресурс] / Центр креативных технологий. URL: http://www.inventech.ru/lib/predpr/predpr0041/ (дата обращения 10.03.2015).
37. Коновалова В. Здоровье персонала - головная боль работодателя?
[Электронный ресурс] // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2010. № 11. URL : http://hr-portal.ru/article/zdorove-personalagolovnaya-bol-rabotodatelya (дата
обращения 10.03.2015).
38. Корпоративная культура [Электронный ресурс] / Роснефть: устойчивое развитие. URL: http://www.rosneft.ru/Development/culture/ (дата обращения 03.04.2016).
39. Корпоративная культура организации [Электронный ресурс] // Бизнес портал. URL: http://copdoc.ru/artides/828.html (дата обращения
23.05.2015) .
40. Ветчанова О.В. Корпоративная культура организации // Справочник руководителя учреждения культуры. 2012. № 11. С. 49-62.
41. Кривонос Ю.Е. Экономическая теория Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009
42. Критерии выбора работы [Электронный ресурс] // Кадровый
вопрос. Электрон. дан. СПб., 2015. URL:
http://biz.kadrvopros.ru/index.php/inform/stati/65 (дата обращения: 17.10.2015).
43. Кузнецова Н.В. Оценка потребности в персонале // Справочник по управлению персоналом. 2003. №6. С. 15-36.
44. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Основы управления конкурентоспособностью. М.: 2009. С. 322.
45. Общество: «Газпром трансгаз Томск» организовал встречу ветеранов с детдомовцами [Электронный ресурс] / НИА-Томск. URL: http://www.niatomsk.ru/more/50094/ (дата обращения 3.04.2016).
46. Кряжев В.Д., Абрамова Т.Ф., Португалов С.Н., Тиунова О.В. Организационно-методические основы физкультурно-оздоровительной работы с людьми пожилого возраста в рамках Федеральной целевой программы «Старшее поколение» // Теория и практика физической культуры. 2003. №10. С. 53-55.
47. Оценка конкурентных позиций предприятия [Электронный ресурс] / Студми. Учебные материалы для студентов. URL: http: //studme.org/19931212/fmansy/otsenka_planirovanie_konkurentospo sobnosti_pr edpriyatiy (дата обращения 12.01.2016).
48. Проблемы конкурентоспособности в современной экономике / Международный форум: Евразийская экономическая перспектива. Проблемы современной экономики. 2009. №1. С. 29-34.
49. Симоненко Н.Н., Симоненко В.Н. Инновационные процессы в повышении эффективности деятельности организаций // APRIOPI. Серия: Гуманитарные науки. 2014. №1. С. 21-32.
50. Смагулов, М.К., Кащук, И.В. Понятие «благополучие пожилых людей» // Международный научный институт «Educatio»: ежемесячный научный журнал. 2014. № 7. С. 107-109.
51. Башурина С. Сорудник на новом месте работы: новые перспективы или бег по кругу? [Электронный ресурс] // Деньги и карьера : интернет-журнал. Электрон. дан. М., 2015. URL:http://moneyandwork.ru/?p=1365 (дата обращения:
17.10.2015) .
52. Социальные отчеты или корпоративный PR? [Электронный ресурс]
// Газета Московские новости. 2015. № 005. URL:
http://www.mn.ru/society/20110401/300816513.html (дата обращения: 10.10.2014).
53. Спивак В.А. Корпоративная культура Санкт-Петербург. Спб, 2001.
352 с.
54. Старкова Е.Ю., Симоненко Н.Н. Формирование социальноэкономической политики на предприятия / В сборнике: Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - 2012 материалы молодежной научной конференции (14-20 ноября 2012 года) в 3-х томах. Отв. редактор Горохов А.А. Курск, 2012. С. 332-336.
55. Фатхутдинов Р.А. «Концепция новой теории управления конкурентоспособность и концепцией» // Современная конкуренция: 2007. №1. С. 73-87.
56. Формирование внутреннего имиджа компании [Электронный
ресурс] / Энциклопедия экономиста. URL:
http://www.cultmanager.ru/magazine/archive/127/2888/ (дата обращения:
14.09.2015) .
57. Холостова. Е.И. Социальная работа и социальная сплоченность общества: учебн. пособие. М.: Дашков и К, 2014. 127 с.
58. Чичуа Д.Т. Формирование физического здоровья населения // Вестник спортивной науки. 2005. № 1(6). С. 35-39.