Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №95307

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2020
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 11
1.1. Контроль в структуре учебной деятельности 11
1.2. Особенности формирования действия контроля у детей
младшего школьного возраста 22
1.3. Педагогические условия формирования действия контроля у
младших школьников 30
Выводы по первой главе 46
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ 49
2.1. Выявление уровня сформированности действия контроля у младших школьников 49
2.2. Реализация модели формирования действия контроля у младших
школьников при обучении математике 62
2.3. Изучение динамики уровня сформированности действия контроля у младших школьников 78
Выводы по второй главе 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

Актуальность исследования обусловлена положениями Федеральной целевой программы развития образования о необходимости воспитания в современном обществе образованных, предприимчивых людей, способных контролировать свои действия и в ситуациях выбора принимать самостоятельные решения. Этот социальный заказ отражен и в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования. Согласно этому документу, важной задачей становится развитие универсальных учебных действий у младших школьников, обеспечивающих умение учиться, т.е. способность к самостоятельному усвоению знаний, сознательному присвоению социального опыта, саморазвитию. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от действий, т.к. они формируются и применяются в тесной связи с активными действиями.
В составе универсальных учебных действий особое место занимает действие контроля. Умение контролировать свою деятельность, находить и устранять причины возникающих трудностей играет значительную роль в становлении учебной деятельности младшего школьника, достижении им учебной самостоятельности, ответственности, инициативности. Овладение учащимся действием контроля, умением сопоставлять полученный результат с запланированным, определять пробелы в предметных знаниях и умениях и корректировать их приведет к более качественному усвоению учебного материала.
Достаточное внимание уделено формированию контрольных умений в практике обучения с психологической точки зрения (Л.В. Берцфаи [7], П.Я. Гальперин [20], В.В. Давыдов [27], А.К. Маркова [49], В.В. Репкин [56], ГА. Цукерман [71], Д.Б. Эльконин [75] и др.). Вопросы становления учебной деятельности и формирования у младших школьников действия контроля исследованы в работах таких педагогов, как Ю.К. Бабанский [6], А.Б. Воронцов [15], Л.В. Занков [38], И. П. Подласый [55] и др. Исследователями выявлены основные этапы формирования учебной деятельности младших школьников, определены место и роль действия контроля в учебной деятельности, обоснованы психологические требования к осуществлению действия контроля.
Однако работ педагогического характера, связанных с технологией формирования действия контроля у младших школьников, с переориентацией контроля, направленного на результат, на действие контроля, направленное на процесс обучения, в настоящее время недостаточно. Необходимо назвать работы Л.В. Абакумовой [1], Л.Н. Габеевой [18] и Л.Е. Дичинской [30], посвященные формированию самоконтроля у учащихся начальных классов; О.В. Кузнецовой [43], касающуюся развития регулятивных универсальных учебных действий. А.А. Омарова [53] занималась исследованием формирования умений контроля в процессе обучения младших школьников математике; Л.В. Ижойкина [39] - в процессе обучения естествознанию; В.А. Галкиной [19] создана технология формирования действия контроля у младших школьников с ОВЗ. Содержательная модель формирования контрольно-оценочных умений у младших школьников создана М.В. Енжевской [35].
В то же время педагогические условия успешного формирования действия контроля у младших школьников в научно-методической литературе остаются мало изученными. Таким образом, существуют проблемы формирования действия контроля у младших школьников, которые определяются противоречиями:
- на социально-педагогическом уровне: между необходимостью в подготовке социально адаптированной личности, способной осознанно и ответственно подходить к решению жизненных и производственных задач и сохранившимися подходами в образовательном процессе, ориентированными на передачу детям знаний, умений, навыков;
- на научно-теоретическом уровне: межу требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы в виде метапредметных УУД и недостаточным теоретическим обоснованием процесса формирования действия контроля у младших школьников;
- на научно-методическом уровне: между необходимостью формирования у младших школьников действия контроля и недостаточной разработанностью педагогических условий его формирования.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования действия контроля у младших школьников?
Актуальность, выделенные противоречия, сформулированная проблема исследования и результаты предварительной опытно-поисковой работы обусловили выбор темы исследования: «Формирование действия контроля у детей младшего школьного возраста».
Объект исследования: процесс формирования действия контроля у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования действия контроля у младших школьников.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования действия контроля у младших школьников при обучении математике.
Гипотеза исследования: процесс формирования действия контроля у младших школьников будет проходить успешно при создании следующих педагогических условий:
- формировании положительной мотивации к осуществлению контроля в учебной деятельности;
- целенаправленном формировании операций контроля;
- активном включении учащихся в контрольную деятельность с помощью различных методических приемов и организационных форм.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретико-методологический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы для выявления сущности действия контроля в учебной деятельности.
2. Выявить особенности и педагогические условия формирования действия контроля у младших школьников.
3. Подобрать диагностические показатели, критерии, материалы для выявления уровня сформированности действия контроля у младших школьников.
4. Разработать и реализовать модель формирования действия контроля у младших школьников при обучении математике.
5. Изучить динамику формирования действия контроля у младших школьников при обучении математике.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- деятельностный подход в образовании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.);
- личностно-ориентированный подход в образовании (В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.);
- теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.);
- теория развития личности (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.П. Подласый, Д.Б. Эльконин и др.);
- философские и психолого-педагогические аспекты развития самоконтроля в учебной деятельности и в процессе воспитания (Б.П. Есипов, А.С. Лында, Г.С. Никифоров и др.);
- концепция формирования метапредметных универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, ГВ. Бурменская, И.А. Володарская и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, сравнение, систематизация и обобщение передового педагогического опыта; анализ нормативно-правовых документов;
- эмпирические: тестирование, педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности учащихся, формирующий эксперимент, анализ результатов экспериментального исследования, статистическая обработка и интерпретация данных.
Экспериментальная база исследования: МАОУ лицей № 173 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 30 учащихся 2-В класса.
Этапы проведения исследования:
На первом, подготовительном этапе осуществлялись: постановка проблемы исследования, выдвижение гипотезы, подбор, изучение, анализ научной литературы и практического опыта по проблеме исследования.
На втором, организационно-практическом этапе изучались теоретические источники, составлялась программа опытно-поисковой работы, определялись критерии, характеристики уровней сформированности действия контроля у младших школьников, подбирались диагностические методики, проводилась начальная диагностика уровня сформированности действия контроля у учащихся, разрабатывалась и внедрялась в практику модель формирования действия контроля у младших школьников при обучении математике.
На третьем, обобщающем этапе проводилась повторная диагностика сформированности действия контроля у младших школьников, систематизировались и обобщались результаты опытно-поисковой работы, формулировались выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна:
- уточнено понятие «контроль в учебной деятельности младших школьников»;
- раскрыты особенности формирования действия контроля у младших школьников при обучении математике, выявлены педагогические условия, методические приемы формирования действия контроля у учащихся начальных классов;
- разработана и апробирована модель формирования действия контроля у младших школьников при обучении математике, включающая целевой, содержательный, процессуальный, результативно-оценочный компоненты.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем уточнено понятие «действия контроля» в учебной деятельности младших школьников и его структура; расширены представления о процессе и педагогических условиях его формирования; раскрыты критерии и показатели сформированности действия контроля у младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в разработке модели формирования действия контроля у младших школьников при обучении математике, в которой определены педагогические условия, этапы, приемы его формирования, а также в разработке некоторых средств формирования действия контроля в начальной школе.
Полученные в ходе диссертационного исследования результаты, модель, педагогические условия, приемы средства могут использоваться в педагогической практике учителей начальных классов для формирования действия контроля у младших школьников.
Апробация материалов исследования проводилась путем публикаций по исследуемой теме:
1. Антонова, М. А. Основные подходы к определению действия контроля у детей младшего школьного возраста / М. А. Антонова // Традиции и инновации в педагогическом образовании: сб. науч. трудов V Международной конференции (Екатеринбург, 6 апреля, 2019) / науч. ред. Ю. Н. Галагузова ; Урал гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2019. - С.
2. Антонова, М. А. Диагностика сформированности действия контроля у младших школьников / М. А. Антонова // Начальное образование: проблемы и перспективы: сб. науч. трудов III Международной конференции
3. Антонова, М. А. Педагогические условия формирования действия контроля у младших школьников / М. А. Антонова // Начальное образование: проблемы и перспективы: сб. науч. трудов III Международной конференции
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретическим анализом и обеспечены использованием комплекса методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; результатами опытно-поисковой работы.
Положения, выносимые на защиту.
1. Под действием контроля в учебной деятельности младших школьников предлагаем понимать универсальное учебное действие сличения результата и способа действия с заданным эталоном с целью выявления отклонений.
2. В структуре контрольной деятельности учащихся выделяются следующие компоненты:
— определение цели деятельности, анализ образца; ознакомление с конечным результатом и способом его получения как эталонами;
— сопоставление хода и результата работы с образцом (ответом или ходом выполнения действий);
— нахождение расхождений с образцом, установление ошибок и их причин;
— исправление ошибок, корректировка работы.
3. Критериями уровня сформированности действия контроля у младших школьников являются:
— наличие потребности в контроле (готовность учащихся осуществлять контроль в учебной деятельности);
— овладение учащимися операциями контроля в соответствии со структурой действия;
— произвольность контрольной деятельности.
4. Педагогические условия успешного формирования действия контроля у младших школьников:
— формирование положительной мотивации к осуществлению контроля в учебной деятельности;
— целенаправленное формирование операций контроля;
— активное включение учащихся в контрольную деятельность с помощью различных методических приемов и организационных форм.
5. Модель формирования действия контроля у младших школьников при обучении математике включает целевой, содержательный, процессуальный и результативно-оценочный компоненты.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (78 источников) и семи приложений. Текст иллюстрирован диаграммами, его поясняют таблицы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основной целью нашего исследования было выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования действия контроля у младших школьников. В результате проведенной работы можно сформулировать некоторые выводы.
В психолого-педагогической литературе действие контроля определяется как компонент учебной деятельности и одно из универсальных учебных действий учащихся начальных классов. В нашем исследовании мы использовали следующее определение: «Контроль в учебной деятельности младших школьников есть универсальное учебное действие сличения результата и способа действия с заданным эталоном с целью выявления отклонений». В структуре контроля были выделены следующие компоненты:
— определение цели деятельности, анализ образца; ознакомление с конечным результатом и способом его получения как эталонами;
— сопоставление хода и результата работы с образцом (ответом или ходом выполнения действий);
— нахождение расхождений с образцом, установление ошибок и их причин;
— исправление ошибок, корректировка работы.
Действие контроля в учебной деятельности формируется у младших школьников поэтапно: начиная со знакомства с ориентировочной основой действия, заканчивая переводом действия во внутреннюю речь. Наиболее простым умением контроля, которое осваивают первоклассники, является умение сравнивать с эталоном. Владея этим умением, учащиеся начальных классов легко осваивают контроль по результату. Умение контролировать процесс решения учебной задачи формируется постепенно. Прогнозирующий контроль является самым сложным видом контроля и формируется у учащихся в последнюю очередь.
Мы убедились, что большинство исследователей выделяет в качестве ведущих педагогических условий формирования действия контроля у младших школьников следующие: формирование положительной мотивации к осуществлению контроля в учебной деятельности у младших школьников; поэтапное формирование умений и навыков контроля; активное включение учащихся в контрольную деятельность с помощью различных приемов; осуществление диагностики уровня сформированности действия контроля у детей.
Опытно-поисковая работа по формированию действия контроля у младших школьников при обучении математике состояла из трех этапов. Цель опытно-поисковой работы заключалась в определении влияния педагогических условий на формирование действия контроля у младших школьников.
Базой исследования являлось МАОУ лицей № 173 г. Екатеринбурга. В работе приняли участие 30 учащихся 2-В класса.
На констатирующем этапе работы нами были определены критерии сформированности действия контроля у младших школьников:
— наличие потребности в контроле (мотивации) учащихся осуществлять контроль в учебной деятельности);
— овладение учащимися операциями контроля;
— произвольность контрольной деятельности.
Также были выделены показатели сформированности контроля, подобраны диагностические методики и описаны качественные характеристики уровней сформированности контроля у учащихся, проведено диагностическое исследование уровня сформированности действия контроля у младших школьников.
Результаты диагностики показали, что сформированность действия контроля у большинства учащихся второго класса находится на среднем уровне, в то же время большая часть учащихся имеют низкий уровень его сформированности. Наиболее низкий уровень сформированности действия контроля у учащихся 2 класса наблюдается по критерию «Овладение приемами контроля». Все это подтвердило необходимость разработки и реализации модели формирования контроля у младших школьников.
На формирующем этапе работы на основе анализа научной литературы была разработана и реализована модель формирования действия контроля у младших школьников при обучении математике, в структуру которой вошли целевой, содержательный, процессуальный, результативно-оценочный компоненты.
Процесс формирования действия контроля у младших школьников проходил при создании следующих педагогических условий:
- формировании положительной мотивации к осуществлению контроля в учебной деятельности;
- целенаправленном формировании операций контроля;
- активном включении учащихся в контрольную деятельность с помощью различных методических приемов и организационных форм.
В работе описаны приемы формирования действия контроля у младших школьников при обучении математике. Также приведены некоторые средства формирования у младших школьников действия контроля, такие как поурочные и тематические листы самоконтроля, инструктивные карты, планы выполнения заданий, алгоритмы работы над ошибками.
Для выявления результатов, достигнутых в ходе опытно-поисковой работы, на контрольном этапе была проведена повторная диагностика уровня сформированности действия контроля. Диагностика выявила положительную динамику формирования действия контроля у младших школьников в целом и по каждому критерию.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза нашли свое подтверждение.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ