ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11
1.1. Коммуникативная компетенция у младших школьников как психолого-педагогическое понятие 11
1.2. Современные подходы к формированию коммуникативной компетенции
у младших школьников 19
1.3. Анализ учебно-методических комплексов по литературному чтению в
аспекте возможностей организации работы, направленной на формирование коммуникативной компетенции младших школьников 28
1.4. Игровая деятельность как средство формирования коммуникативной
компетенции у младших школьников 34
1.5. Творческие мастерские как средство формирования коммуникативной
компетенции у младших школьников 41
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 45
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 48
2.1. Диагностика сформированности коммуникативной компетенции у младших школьников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы48
2.2. Педагогическая модель формирования коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках литературного чтения посредством игровой
деятельности 61
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по формирования коммуникативной компетенции у младших школьников 72
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 96
Современный этап развития нашего общества характеризуется глубокими социальными преобразованиями. Поэтому необходимость направлять процесс обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума, к контакту с другими людьми на сегодняшний момент уже не вызывает сомнений. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, обладающих разносторонними знаниями, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения не в должной степени способствует формированию коммуникативных умений школьников.
Коммуникативная культура включает в себя социальную компетентность и учет позиции других людей , партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно, начинать формировать коммуникативные умения необходимо как можно раньше.
Литературное чтение является одним из сложных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более увлекательным. В этом и могут помочь игры, их периодическое использование на уроках. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и диалогическими формами нормами родного языка - это те задачи, которые нужно решать в работе с младшими школьниками.
Актуальность проблемы: в последние годы компетентностный подход реализуется в образовании на базе трудов таких ученых, как И. А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской и другие. Когда ребенок проходит обучение, одной из задач этого процесса становится достижение определенного уровня навыков и умений, и если посмотреть на это с точки зрения компетентностного подхода к урокам литературного чтения, то у ребенка должны сформироваться ключевые компетенции.
В «Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» (согласно Федеральному государственному стандарту начального общего образования), отмечено, что коммуникативная компетенция ребенка является одной из метапредметных, способствующих освоению универсальных учебных действий. [71] Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Соответственно можно утверждать, что развитие ключевых компетенций в рамках уроков литературного чтения является актуальным вопросом современного начального школьного образования.
Вместе с тем важно отметить, что вопросы формирования компетенций младших школьников на уроках литературного чтения не слишком широко разработаны в научной литературе, а применение игровой деятельности в развитие ключевых компетенций на данных уроках исследовано в еще меньшей степени, что требует дополнительных педагогических исследований и разработки актуальных педагогических моделей по данному вопросу.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена главным противоречием между необходимостью в соответствии со стандартом начального общего образования обеспечить формирование коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста как результата их обучения на ступени начального общего образования и отсутствием научно-обоснованных педагогических условий формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения.
Проблема исследования: определение условий и путей формирования коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках литературного чтения средствами игровой деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и опытно-поисковым путем проверить результативность педагогической модели формирования коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках литературного чтения средствами игровой деятельности.
Объект - процесс формирования коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста в рамках предмета литературного чтения.
Предмет - комплекс упражнений, обеспечивающих эффективную реализацию педагогической модели формирования коммуникативной компетенции у младших школьников посредством игровой деятельности на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках литературного чтения посредством игровой деятельности будет эффективным если:
- процесс коммуникативного общения младших школьников на уроках литературного чтения включает в себя когнитивный (овладение знаниями, необходимыми учащемуся начальной школы для продуктивного взаимодействия с участниками коммуникации), ценностно-смысловой (способность осмысливать проблемы в коммуникации со сверстниками и взрослыми на основе коммуникативных норм), функционально-деятельностный (приобретение практических умений, навыков, компетенций в решении коммуникативных задач) и рефлекивно-оценочный (способность к самоанализу и самооценке результатов коммуникации) компоненты;
- формирование коммуникативной компетенции у младших коммуникативных действий (целеполагания, планирования, взаимодействия, рефлексии);
- будет использоваться разработанная в ходе исследования модель формирования коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках литературного чтения средствами игровой деятельности;
- будет применен на практике комплекс игровых упражнений для уроков литературного чтения с целью формирования коммуникативной компетенции у школьников.
Задачи исследования:
1. Провести анализ лингвистической, литературоведческой, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования .
2. Выявить уровень разработанности проблемы использования уроков литературного чтения в практике формирования у младших школьников коммуникативной компетенции.
3. Рассмотреть возможности современных УМК по литературному чтению для организации процесса формирования коммуникативной компетенции у младших школьников средствами игровой деятельности .
4. Обосновать психолого-педагогические условия, способствующие формированию коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках литературного чтения посредством игровой деятельности.
5. Разработать, апробировать и проверить эффективность педагогической модели формирования коммуникативной компетенции у младших школьников средствами игровой деятельности на уроках литературного чтения.
6. Разработать комплекс игровых упражнений на уроках литературного чтения с целью формирования коммуникативной компетенции у младших школьников.
Методы исследования:
- теоретический (анализ, синтез, обобщение);
- эмпирический (наблюдение, беседа с детьми, беседа с родителями);
- констатирующий и контрольный срезы (обработка и апробация анкет, тестов, заданий).
Теоретико-методологическую основу исследования составляет обобщение основных положений теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); положения о развитии мотивации в учебной деятельности (И.А. Зимняя, В.Г. Казанская); обобщение теоретических основ применения компетентностного подхода в целях достижения новых образовательных результатов (В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина и др.); в качестве теоретических основ формирования коммуникативной компетенции как результата образования выступают концепции компетентностного подхода в образовании (А.В. Баранников, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской); положения о развитии устной и письменной речи учащихся Д.Б. Эльконина и идеи, отраженные в нормативных материалах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Теоретическая новизна заключается в том, что в ходе исследования были выявлены основные особенности формирования у младших школьников коммуникативной компетенции посредством игровой деятельности на уроках литературного чтения, а также определены теоретические основы решения данной проблемы. В теоретической части работы проведен анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по вопросам формирования у младших школьников коммуникативной компетенции на уроках литературного чтения. Рассмотрены возможности современных УМК по литературному чтению для организации процесса формирования коммуникативной компетенции у младших школьников, а также создана педагогическая модель формирования коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках литературного чтения средствами игровой деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробировании модели формирования коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках литературного чтения посредством игровой деятельности, которая внедрена в практику работы учителей начальных классов МАОУ СОШ № 48 г. Екатеринбурга.
Элементы научной новизны:
1) анализ и синтез понятия «коммуникативная компетентность».
2) модифицированная диагностика, направленная на выявление уровня сформированности коммуникативной компетенции у младших школьников;
3) созданная и апробированная педагогическая модель формирования коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках литературного чтения посредством игровой деятельности.
4) созданный комплекс игр и интерактивных упражнений, направленный на формирование коммуникативной компетенции на уроках литературного чтения
На защиту выносятся следующие положения:
1. Коммуникативная компетенция как результат начального общего образования представляет собой соответствие требованиям к освоению младшими школьниками представлений о ценностях и мотивах коммуникативной деятельности, способах коммуникации, универсальных коммуникативных действиях и устойчивого позитивного опыта их применения.
2. Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников, соответствующее федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения, достигается путем отбора педагогических условий и разработки модели мероприятий.
3. Процесс формирования коммуникативной компетенции у младших школьников характеризуется этапностью (организационный, деятельностный, результативный), логичностью (путем разработки комплекса игровых заданий на уроках литературного чтения и внедрения их в учебный процесс), единством целей, содержания, форм и методов (концепция заданий).
4. Педагогическая модель формирования коммуникативной компетенции у младших школьников реализуется в ходе процессуального, организационного и методического сопровождения уроков литературного чтения в начальных классах путем повышения результативности совместной деятельности учителя и ученика и выработки педагогических условий результативности коммуникативной деятельности.
Этапы исследования:
- моделирование и формирование коммуникативных умений на уроках литературного чтения;
- диагностика сформированности коммуникативной компетенции у младших школьников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы;
- построение педагогической модели формирования коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках литературного чтения посредством игровой деятельности;
- формирование выводов по проделанной работе.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - средняя образовательная школа № 48 г. Екатеринбурга, обучающиеся 3-го класса в количестве 30 человек.
Структура магистерской диссертации определена логикой и последовательностью решения задач исследования. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы составил 80 страниц основного текста. Список использованной литературы включает в себя 83 наименований источников на русском языке.
Коммуникативная компетенция как социально-психологическое явление является ресурсом, позволяющим младшим школьникам создавать эффективные коммуникативные связи в процессе обучения.
В комплексе общей компетентности младших школьников необходимо выделить коммуникативную компетентность, которая включает в себя следующие элементы:
- знание методов взаимодействия с обществом;
- практические навыки использования средств коммуникации;
- умение использовать вышеперечисленные средства в рамках норм взаимодействия в обществе;
- способность критически, но не стереотипно и без категоризации оценивать проявление мыслей других индивидов;
- умение формировать связи в рамках образовательного сотрудничества.
Можно отметить, что формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературы оказывает положительное воздействие на такие способности детей, как уровень языковой личности, а также подразумевает потребность сбалансированного сочетания как непосредственно образовательной работы по донесению знаний до школьников, так и деятельности с творческим началом, которая катализирует развитие индивидуальных качеств детей, отражающих способности по решению различных коммуникационных задач. Соответственно, данное сочетание формирует высокий потенциал литературных уроков по формированию коммуникативной компетенции младших школьников.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческом и поисковом уровне, но и повседневные шаги по изучению предметов. Развлекательность условного мира игры делает монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другая положительная сторона игры заключается в том, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т. е. усвоенный студентами материал проходит своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Из диагностик и беседы с детьми можно сделать вывод о том, что детям бывает скучно на уроках литературного чтения.
Поэтому с полной уверенностью можно сказать о том, что выдвигаемая гипотеза подтвердилась.
Во второй главе была реализована модель, целью которой является активизация, оптимизация и нормализация процессов, а также сформирован комплекс игр и интерактивных упражнений для уроков литературного чтения.
Были рассмотрены особенности выявления эмоций и индивидуальной и групповой работы с детьми, основная цель и критерий успешности которой - улучшение коммуникативной компетенции на уроках. Коснулись специфики работы педагога с детьми и подтвердили, при своевременном выявлении симптомов негативных эмоций у младших школьников и правильном использовании методов коррекции в работе учителей , родителей, возможно их успешное преодоление и развитие коммуникативной компетенции на уроках литературного чтения.
Стоит отметить, что формирование коммуникативной компетенции должно реализовываться учителями на всех уроках школьной программы , а комплекс предложенных игр и упражнений в моей работе, могут быть использованы не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
1. Акишина, Т. Е. Грамматика чувств: Пособие по развитию русской речи. [Текст] / Т.Е. Акишина. - М.: Просвещение, 2010. - С. 5
2. Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. Дисс. канд. пед. наук. [Текст] / Е.М.Алифанова. - Волгоград, 2001. С. 78
3. Алпарова, Н. Н. В гостях у жаркого лета. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников / Н.Н. Алпарова, В.А. Николаев, И.П. Сусидко. - М.: Феникс, 2009. - 128 с.
4. Алпарова, Н. Н. Зимние сказки. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников / Н.Н. Алпарова, В.А. Николаев. - М.: Феникс, 2009. - 198 с.
5. Андреева, Г.М. Социальная психология. Социология в России [Текст] / Под ред. В.А. Ядова.- М.: Просвещение, 2017. - С. 88
6. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст] / Н. П. Аникеева. - М.: Март, 2014. - 188 с.
7. Ахметова Г., Караев Ж., Макатова Ж., Имамбекова Б. и др., Методические рекомендации по внедрению педагогической системы М. Монтессори в учебно - воспитательный процесс дошкольных организаций образования РК «АО НЦПК «?рлеу» Алматы, 2013. - 168 с.
8. Брагуца, А. В. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в начальной школе [Текст] / А. В. Брагуца // Начальная школа. — 2010. — № 9 С. 22
9. Бабанский Ю.Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / Ю.Н. Бабанский. - М.: Просвещение, 2015.- 364 с.
10. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения [Текст] / П.П. Блонский. - М.: Академия, 2013. - 481 с.
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [Текст] / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 2015. - 258 с.
12. Болотина Л.Р. Методика внеклассной работы в начальных классах [Текст] / Л.Р. Болотина. - М.: Просвещение, 2008. - 252 с.
13. Бородина, В. А. Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты [Текст]: автореф. дис. на соискание ученой степени доктора педагогических наук, СанктПетербург, 2007.
14. Брыгина, А.В. Лингвистические принципы адаптирования художественного текста [Текст]: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.01 А.В. Брыгина; Московский гос. унт. - М. : 2004. 22 с.
15. Васюченко, И. Игра и тайна: Сказки XX века [Текст] / И. Васюченко // Дет. лит. -1994. -№ 4. - С.39.
16. Васюченко, И. Научить смеяться: Тема юмора и сатиры в детской литературе [Текст] / И. Васюченко // Дет. лит. - 1989, № 8. С. 16-21.
17. Вдовкина, С. Юмор как средство борьбы с дурными привычками
18. детей [Текст] / С. Вдовкина // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 5. - С.24-28.
19. Вершинина, Н. В. Коммуникативное развитие младших школьников [Текст] / Н. В. Вершинина // Молодой ученый. — 2015. — № 20.1 (100.1). — С. 10-12.
20. Воюшина, М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения [Текст] / М.П. Воюшина // Начальная школа. - 2004. - №3. -С.39-41.
21. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/ Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 1991. - 90 с.
22. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1996. - 414 с.
23. Гончарова, Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса [Текст] / Е.Л. Гончарова // Дефектология. - 2007. - № 1. - С. 4-11.
24. Гончарова, Е.Л. Ранние этапы становления читательской деятельности при норме и при отклонениях в развитии [Текст]: автореф. дис. доктора псих. наук: 19.00.10 / Е.Л. Гончарова; Московский гос. унт. - М. : 2009. - 40 с.
25. Дик, Н. Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников / Н.Ф. Дик. - Москва: Гостехиздат, 2008. - 320 с.
26. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. - М.: Изд-во МГУ, 2014. - С. 56
27. Кабанова, О. Я. Теория П. Я. Гальперина — перестройке содержания учебных предметов [Текст] / О.Я. Кабанова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2012. — № 4. — С. 113-122.
28. Косоруких, О. Л. Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов [Текст] /
О. Л. Косоруких // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 136-138.
29. Кривобок, Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников. Программа, занятия, работы учащихся / Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. - М.: Учитель, 2014. - 140 с.
30. Крушельницкая, О. И. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству / О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова. - М.: Сфера, 2012. - 710 с.
31. Кугач, А. Н. Играй с пользой и умом. Игровые программы для младших школьников / А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. - М.: Феникс, 2011. - 224 с.
32. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. 2 кл. 3 изд., перераб. М. : Интор, 1998. 320 с.
33. Кудина, Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. 3 кл. 3 изд., перераб. М. : Интор, 1997. 288 с.
34. Кудина, Г.Н., Новлянская З.Н., МеликПашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьников. / Г.Н. Кудина З.Н. Новлянская А.А. МеликПашаев. М. : Просвещение, 1988. 80 с.
35. Кухранова, И. Юмор в педагогической деятельности [Текст] / И.
36. Кухранова // Воспитание школьников. - 2003. - № 7. - С. 34-35.
37. Кузнецова, Н. В. Образовательные результаты как инструмент проектирования основной профессиональной образовательной программы подготовки педагогов [Текст] / Н. В. Кузнецова // Гуманитарные науки и образование. - № 3 (23), 2015. - С. 99-103)
38. Куличковская, Е. В. Как преодолеть свой страх? Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников / Е.В. Куличковская, О.В. Степанова. - М.: Речь, 2008. - 144 с.
39. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - М.: Союз,
2006. - 224 с.
40. Лаптева, Людмила Красивая улыбка. Образовательная программа для младших школьников / Людмила Лаптева , Эдит Кузьмина. - М.: Чистые пруды, 2006. - 706 с.
41. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - №5. - С.3-12.
42. Леонтьев, А. А. Теория речевой деятельности [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Высшая школа, 1971. - С. 4
43. Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх [Текст] / А.А. Максимова // Начальная школа. - 2005.- №1.- С.30-34.
44. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. - М.: Высшая школа, 2009. - 168 с.
45. Мир детства. Младший школьник. - М.: Педагогика, 2010. - 400 с.
46. Мищенкова, Л. В. 50 развивающих занятий с младшими школьниками / Л.В. Мищенкова. - М.: Феникс, 2010. - 336 с.
47. Мелентьева, Ю.П. О чтении (Размышления о теоретических аспектах чтения) [Текст] / Ю.П. Мелентьев. - Москва: Издательство «Канон+», 2015 - 184 с.
48. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. [Текст] / под ред. Т.Г. Рализаевой. СПб.: Специальная литература, 1997. -168 с.
49. Минералова, И.Г. Детская литература: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / И.Г. Минералова. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 176- с. 81
50. Мирзоев, А.С. Методика преподавания сатирических произведений в средней школе [Текст]: автореф. дисс.канд. пед. наук. Баку. 1964.
51. Митина, Л.М. Творчество и чувство юмора [Текст] / Л.М. Митина // Вестник образования России. - 2005. - № 7. - С.47-51.
52. Мязина, Т. А. Формирование речевой и языковой компетенции на уроках русского языка и литературы (выступление на МО словесников) [Текст] / Т. А. Мязина. // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 907¬910.
53. Низаева, Л. Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав [Текст] / Л. Ф. Низаева // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 933-935.
54. Новиков, А. Введение в методологию игровой деятельности / А. Новиков. - М.: Эгвес, 2006. - 194 с.
55. Павлушкова, Н. Н. Книжки-малышки. Приложение к пособию "Обучение грамоте младших школьников с ЗПР" / Н.Н. Павлушкова, Р.И. Харитонова. - М.: ГНОМ и Д, 2006. - 413 с.
56. Петрова, В.И. Домашний труд младшего школьника / В.И. Петрова. - М.: Учпедгиз, 2012. - 658 с.
57. Пономарев, Я.А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода [Текст] / Я.А. Пономарев. - М.: Знание, 2018. - С. 69
58. Прохоренко, И. Ф. Литературные викторины для младших школьников / И.Ф. Прохоренко. - М.: Феникс, 2009. - 192 с.
59. Резниченко, Т.С. Логопедическая энциклопедия для родителей дошкольников и младших школьников / Т.С. Резниченко. - М.: АСТ, 2009. - 986 с.
60. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку. 1-4 классы. Пособие для учителей и студентов педвузов [Текст] / Г.В. Рогова. - М: Просвещение.- 2008. - 312с.
61. Русский класс: учебник [Текст] / Л.Л. Вохмина, И.А. Осипова. Научн. рук. проекта Н.Д. Бурвикова. - М.: Просвещение, 2008. С. 98
62. Савенков, А. И. Маленький исследователь. Коллективное творчество младших школьников / А.И. Савенков. - М.: Академия развития, 2016. - 128 с.
63. Самохвалова, В. С. Психологическая система П. Я. Гальперина и современные взгляды на подготовку дефектологов [Текст] / В. С. Самохвалова // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 250-255.
64. Сафонова, В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях [Текст] / В.В. Сафонова. — М: Еврошкола,2014. - 236с.
65. Селевко, Г. К. Педагогические компетенции и компетентность [Текст] / Г.К.Селевко. М.: Просвещение, 2017. - 386с.
66. Сокорутова, Л. В. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников в национальной школе [Текст] / Л. В. Сокорутова // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 176-179.
67. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. - М., 1946. - 590с.
68. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радяньская школа, 1969. - 381с.
69. Технология игровой деятельности: Учеб. Пособие [Текст] / Л. А. Байкова Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина; Науч. ред. В.А.Фадеев. - Рязань: Изд-во РГПУ, 2006. - 237 с.
70. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
71. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010
72. Феоктистова, В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации, проекты / В.Ф. Феоктистова. - М.: Учитель, 2014. - 144 с.
73. Хакимова, М. Р. Механизмы познавательных способностей по В. Д. Шадрикову [Текст] / М. Р. Хакимова // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 164-165.
74. Хуторский, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторский // Народное образование. — 2003. — № 2. — С.58-64.
75. Чиндилова, О.В. Восприятие художественного текста читателями на разных этапах детства как педагогическая проблема [Текст] / О.В. Чиндилова. // Начальная школа : плюс До и После.2010. № 7. С 7679.
76. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100» [Текст]. : [Монография]. / О.В. Чиндилова. М.: Баласс, 2010. 208с.
77. Чиндилова, О.В. Чтение художественной литературы дошкольниками : подходы к пониманию и способы реализации [Текст] / О.В. Чиндилова // Дошкольное воспитание.2011. № 1. С. 2128.
78. Чудинова, Е. В. Младшие школьники в учебной деятельности / Е.В. Чудинова. - М.: Эксперимент, 2008. - 197 с.
79. Чукавина, И.А. Задушевное чтение. Хрестоматия для младших школьников / И.А. Чукавина. - М.: АСТ, Астрель, Хранитель, Neoclassic,2007.- 288 c.
80. Шай, Ю. В. Формирование коммуникативных умений обучающихся начальных классов [Текст] / Ю. В. Шай // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 280-282.
81. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б.Эльконин. —Москва: Тривола, 1994,—324 с.
82. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В.И. Панова. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 211 с.
83. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. - 1994. - №5. С. 19.