Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на основе предметно-языкового интегрированного подхода во внеурочной деятельности
ВВЕДНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРЕДМЕТНО-
ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА 11
1.1. Основные положения предметно-языкового интегрированного
похода 12
1.2. Коммуникативные УУД. Особенности формирования
коммуникативных УУД младших школьников
1.3. Модель формирования коммуникативных УУД у детей
младшего школьного возраста на основе предметно-языкового интегрированного подхода во внеурочной деятельности 29
Выводы по первой главе 37
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА ОСНОВЕ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА 39
2.1. Диагностика сформированное™ коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе исследования 39
2.2. Апробация модели формирования коммуникативных УУД у
детей младшего школьного возраста на основе предметно-языкового интегрированного подхода во внеурочной деятельности 49
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования на
контрольном этапе опытно-поисковой работы 50
Выводы по второй главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 99
В период дошкольного и младшего школьного возраста у ребёнка формируются коммуникативные умения. Одной из актуальных проблем начального образования является недостаточная социальная компетенция и низкие коммуникативные способности детей. Современные дети имеют трудности при вступлении в контакт, участии в дискуссии, разрешении конфликтных ситуаций, умении слушать, сотрудничать, задавать вопросы партнёру. Все эти качества мы называем коммуникативными универсальными учебными действиями.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне. Определяя актуальность исследования с позиции общества, мы обращаемся к нормативным документам в сфере образования. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373) (далее - ФГОС НОО) [42] мы можем видеть результаты, предъявляемые к выпускнику начальной школы: доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Правительство Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования до 2024 года [39] считает одной из целей - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, а также внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых умений (в том числе и учебно-коммуникативных умений) и навыков, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.
Следовательно, современное общество диктует запрос на деятельных людей, способных взаимодействовать между собой для эффективного решения задач.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования определяется современным состоянием педагогической науки. На наш взгляд, недостаточно разработаны методики и технологии развития коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе, несмотря на многообразие современных педагогических технологий. Например, применение предметно-языкового интегрированного подхода в образовательной деятельности способствует развитию коммуникативных навыков, включая уверенность в себе, самообладание, сотрудничество, умение обращаться к собеседнику с какой-либо целью. Структура предметно-языкового интегрированного занятия предполагает включение коммуникативного аспекта [43]. Однако, в настоящее время недостаточно исследований влияния предметно-языкового интегрированного подхода на развитие детской коммуникации.
На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Данный подход был рассмотрен в условиях ВУЗа в диссертации Зариповой Р.Р. [34] и в условиях дошкольного образования в диссертации Бахталиной Е.Ю. [6], в магистерской диссертации Макуриной М.А. [34] на примере средней школы, однако мы не нашли исследований формирования коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста на основе предметно-языкового интегрированного подхода.
Для развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников учителям следует снижать детскую тревожность и стимулировать речевую активность для эффективного взаимодействия с педагогом и сверстниками. Предметно-языковой интегрированный подход способствует решению этих задач - формирует социальные навыки такие, как уверенность в себе, самообладание, решение конфликта, сотрудничество. Исследования показывают, что данный подход результативен в формировании коммуникативных навыков у обучающихся с разным уровнем восприятия учебной информации, а не только у одаренных и талантливых детей.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что проблемы развития у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий раскрывались в работах А.Г. Асмолова, Л.В. Занкова, Л.С. Выготского, И.Н. Агафоновой, Г.С. Костюка, В.В. Рубцова, Л.М. Шипициной, М.И. Кузнецовой, Н.Ф. Виноградовой, О.В. Запятой, И.А. Зимней и других. А.Г. Асмолов [1] рассматривает коммуникацию не узко прагматически как обмен информацией, например, учебной, а в своем полноценном значении, как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др. М.И. Кузнецова [32] проанализировала методы развития коммуникативных УУД, необходимость развития смыслового чтения, диалогической речи, конструирования устных и письменных текстов. О.В.Запятая [11] представила диагностические материалы, связанные с формированием коммуникативных УУД.
В ФГОС НОО также выдвигаются требования к коммуникативным умениям младших школьников, что подтверждает актуальность темы исследования как важной проблемы обучения и целесообразность формирования основ коммуникативных УУД в начальной школе.
В то же время необходимо отметить, что степень разработанности проблемы развития коммуникативных УУД в целом является недостаточной , требуют уточнения особенности применение CLIL-подхода для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена следующими противоречиями:
- между требованиями ФГОС НОО к коммуникативным умениям младших школьников и недостаточной реализацией этих требований на уроках и во внеурочной деятельности;
- между разработанными в педагогике положениями развивающего потенциала предметно-языкового интегрированного подхода и отсутствием обоснований эффективности предметно-языкового интегрированного подхода в формировании коммуникативных УУД младших школьников;
- между значимостью формирования коммуникативных УУД младших школьников на основе предметно-языкового интегрированного подхода и недостаточностью методических разработок по организации и определению содержания этого процесса в начальной школе.
Вышеперечисленные противоречия привели к формулировке проблемы исследования, которая заключается в теоретическом обосновании особенностей использования интегрированного предметно-языкового подхода для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности .
Актуальность, недостаточная разработанность и теоретическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на основе предметно-языкового интегрированного подхода во внеурочной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путём выявить особенности использования предметно-языкового интегрированного подхода для формирования коммуникативных УУД у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий
Предмет исследования: использование предметно-языкового интегрированного подхода для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников при организации занятий на основе предметно-языкового интегрированного подхода будет результативным, если:
- в качестве основы педагогического процесса будут рассматриваться четыре обязательных компонента занятия, присущие предметно-языковому интегрированному подходу: когнитивный(интеллектуальный), коммуникативный, культурный, содержательный;
- на основе предметно-языкового интегрированного подхода будет создана и апробирована модель, включающая принципы и условия формирования коммуникативных УУД
- будет спроектирована и реализована на практике программа внеурочной деятельности с соблюдением требований занятия, построенного на основе предметно-языкового интегрированного подхода.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий на основе предметно-языкового интегрированного подхода.
2. Спроектировать модель формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через внедрение предметно-языкового интегрированного подхода.
3. Разработать программу внеурочной деятельности для формирования коммуникативных УУД у младших школьников на основе предметно-языкового интегрированного подхода.
4. Подобрать и адаптировать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
5. Провести опытно-поисковую работу по выявлению результативности спроектированной модели формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников и разработанной программы внеурочной деятельности на основе предметно-языкового интегрированного подхода.
Методы исследования:
- теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, моделирование.
- эмпирические - экспериментальная работа; констатирующий и контрольный срезы: обработка и апробация тестов и заданий, наблюдение, беседа, систематизация полученных данных, статистическая обработка результатов исследования.
Теоретико-методологическая основа исследования: социокультурная теория Л.С. Выготского; идеи развития универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, М.И. Кузнецова), теория предметно-языкового интегрированного подхода (Д.Марш), идеи коммуникативного (Е.И. Пассов) и когнитивного подходов (Дж. Брунер, В. Риверс); теоретические позиции таксономии Б. Блума, положение о критериальных свойствах компетентности и компетенций (А.Г. Асмолов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Е.С. Полат, А.В. Хуторской); общая концепция иноязычной коммуникативной компетенции (Н.И. Гез, И. А. Зимняя, Е.Н. Соловова, С.Г. Тер-Минасова);
Научная новизна и теоретическая значимость заключаются в том, что:
- впервые в ходе исследования обосновано применение предметно-языкового интегрированного подхода в аспекте формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий ;
- спроектирована модель формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на основе предметно-языкового интегрированного подхода (CLIL-подхода);
- адаптирована диагностика сформированности диалогических умений младших школьников Т.В.Попп. На основе данной диагностики определены критерии и показатели уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана технологическая карта для планирования уроков с учётом специфики предметно-языкового интегрированного подхода, разработана программа внеурочной деятельности с целью формирования коммуникативных УУД младших школьников на основе предметно-языкового интегрированного подхода и внедрена в практику работы учителей начальных классов МАОУ лицея № 159 г. Екатеринбурга.
База исследования: МАОУ лицей №159 г. Екатеринбурга.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Занятия на основе предметно-языкового интегрированного подхода (CLIL-подхода) способствуют формированию общих коммуникативных УУД, диалогических умений, смыслового чтения и культуры речи детей младшего школьного возраста.
2. Основой для разработки модели формирования коммуникативных УУД является предметно-языковой интегрированный подход, позволяющий развить коммуникативные компетенции благодаря включению в занятия коммуникативного компонента как основы подхода, который предполагает использование языка для умения договариваться, в котором задействованы все виды речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование и письмо.
3. Программа внеурочной деятельности, способствующая формированию коммуникативных УУД младших школьников на основе предметно-языкового интегрированного подхода, выстроена модулями, в которых одна тема рассматривается интегрировано с математикой, окружающим миром, иностранным языком, изобразительным искусством с включением творческих занятий.
4. Процесс формирования коммуникативной компетенции младших школьников характеризуется этапностью(организационный, деятельностный, результативный), логичностью (путем разработки комплекса уроков и внеурочных занятий и внедрения их в учебный процесс), единством целей, содержания, форм и методов (концепция занятий).
Апробация и внедрение результатов исследования проводились во время опытно-поисковой работы на основе теоретических и практических результатах работы. На научно-практических конференциях были представлены статьи, связанные с формированием коммуникативных УУД младших школьников на основе предметно-языкового интегрированного подхода: «Проектирование урока в начальной школе на основе предметно- языкового интегрированного подхода» («Начальное образование: проблемы и перспективы» III-Международная научно-практическая конференция. Наманган, 25 июля 2020 г.), «Предметно-языковой интегрированный подход в развитии смыслового чтения младших школьников» (Мир, открытый детству: актуальные проблемы развития современного образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург 2020 г.), Арт-технологии как средство развития коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников (Традиции и инновации в педагогическом образовании: сборник научных трудов, Екатеринбург 2019г.)
Структура магистерской диссертации: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы составил шестьдесят шесть страниц основного текста . Работа содержит восемь приложений. Список использованной литературы включает в себя шестьдесят два наименования источников на русском и английском языке.
Основные результаты и выводы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что влияние предметно-языкового интегрированного подхода на развитие коммуникативных умений младших школьников раннее был впервые рассмотрен европейскими исследователями. Школы Европы практикуют hard-систему CLIL-подхода (предметно-языкового интегрированного подхода) с конца 90-х - начала 2000-х годов. Данный подход показал высокие результаты в освоении обучающимися иностранного языка и развитии коммуникативных умений обучающихся. Несмотря на разнообразие современных педагогических технологий, на наш взгляд, недостаточно методов и технологий формирования коммуникативных УУД младших школьников, которые возможно внедрить в урочную систему. Занятия на основе предметно-языкового интегрированного подхода в рамках внеурочной деятельности способствуют развитию коммуникативных умений, т.к. предполагают постоянное активное взаимодействие обучающихся в группах и регулярную работу с текстом.
2. Спроектированная модель формирования у младших школьников коммуникативных УУД на основе предметно-языкового интегрированного подхода и программа внеурочной деятельности на основе данного подхода предполагают модульную систему обучения. Педагог должен владеть иностранным языком на уровне B1-B2, либо проводить занятия в паре с учителем иностранного языка, что не всегда позволяет кадровый потенциал школ.
3. Проектирование и организация занятия на основе предметно¬
языкового интегрированного подхода трудоёмки и требуют на подготовку больше времени, чем подготовка к привычному уроку. Специально спроектированная технологическая карта предметно-языкового
интегрированного урока поможет педагогу структурировать и систематизировать идеи и материалы занятия и сократить время на подготовку к такому занятию. Инструкция-пояснение к технологической карте и пример спроектированного занятия на основе предметно-языкового интегрированного подхода помогут педагогу подготовиться к занятию.
4. Адаптированный диагностический материал позволит оценить сформированность коммуникативных УУД младших школьников в целом в рамках одной диагностики. С помощью данной диагностики педагог оценит уровень общих коммуникативных умений и диалогических умений младших школьников. Диагностика общих коммуникативных умений младших школьников проведена на основе диагностических материалов О.В.Запятной. Диагностика диалогических умений Т.В.Попп адаптирована так, что можно оценить большее количество диалогических умений младших школьников. Также для диагностики диалогических умений нами была спроектирована педагогическая ситуация, которая мотивирует обучающихся к обсуждению в группах, позволяет полноценно оценить взаимодействие младших школьников во время диалога.
5. Занятия на основе предметно-языкового интегрированного подхода оказывают положительное влияние на формирование общих коммуникативных УУД и диалогических умений детей младшего школьного возраста, а именно: умения конструировать устный и письменный текст, определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части и озаглавить их с учётом микротем, искать в тексте нужную информацию, взаимодействовать с собеседником, владение речевым этикетом, логикой выстраивания предложений, эмоциональность и выразительность речи.
В результате контрольного этапа опытно-поисковой работы мы подтвердили положительное влияние занятий на основе предметно-языкового интегрированного подхода во внеурочной деятельности на формирование коммуникативных УУД младших школьников.
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — Москва: Просвещение, 2008. — 151 с.
2. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)/ Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. -Москва: Издательство ИКАР, 2009. -448 с.
3. Артемов, В. А. Психология обучения иностранным языкам/ В. А. Артемов. - Москва: Просвещение, 1969. - 279 с.
4. Бахарева, Л.Н. Интегрирование учебных занятий при изучении природы младшими школьниками: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.Ю. Бахарева; Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. - Москва, 1995. - 224 с.
5. Бахталина, Е.Ю. Интегрированное обучение английскому языку в детском саду: учеб. пособие/ Е.Ю. Бахталина. - Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 1998. - 63 с.
6. Бахталина, Е.Ю. Методические рекомендации по интегрированному обучению дошкольников английскому языку/ Е.Ю. Бахталина - Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 1998. - 173 с.
7. Бахталина, Е.Ю. Интегрированное обучение английскому языку в детском саду: 13.00.02 / Е.Ю. Бахталина: Карельский гос. пед. ун-т. - Петрозаводск, 1998. - 21 с.
8. Берулава, М. Н. Интеграция содержания образования / М. Н. Берулава. - Москва: Педагогика, 1993. - 172 с.
9. Беспоместных, А.Д. Арт-технологии как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников/А.Д.Беспоместных// Традиции и инновации в педагогическом образовании: сборник научных трудов: Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2019. - С.174-176.
10. Бунеева, Е. В. Научно-методическая стратегия начального языкового образования/ Е. В. Бунеева. -Москва: Баласс, 2009. -208с.
11. Запятая, О.В. Диагностика сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников/ О.В. Запятая. - Волгоград: Учитель, 2015. - 49 с.
12. Воронина, Л.В. Организация работы с текстом на уроках математики в начальных классах /Л.В.Воронина// Филологическое образование в период детства. - Екатеринбург, 2019. - № 26. - С. 173-180.
13. Воронина, Л.В. Проектирование урока в начальной школе на основе предметно-языкового интегрированного подхода/ Л.В. Воронина,
А.Д. Беспоместных// Начальное образование: проблемы и перспективы: сб. научно-методический статей III-Международная научно-практическая конференция. - Узбекистан: Наманганский гос. ун-т. - 2020 - С. 44-56.
14. Воронина, Л.В. Предметно-языковой интегрированный подход в развитии смыслового чтения младших школьников / Л.В. Воронина, А.Д. Беспоместных// Мир, открытый детству: актуальные проблемы развития современного образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. - 2020. - С.204-208.
15. Воронина, Л.В. Математика: учебное пособие /Л.В. Воронина, Е.А. Утюмова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. - 298 с.
16. Воронина, Л.В. Методология проектирования математического образования периода детства: монография / Л.В. Воронина. - Москва: ТЦ Сфера, 2009. - 452 с.
17. Воронина, Л.В. Теоретические основы обучения математике в период детства: учеб. пособие / Л.В. Воронина, Г.В. Воробьева. Е.А. Утюмова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2013. - 348 с.
18. Зарипова, Р.Р. Интегрированный предметно-языковой подход (CLIL) в обучении математике / Р.Р. Зарипова, Л.Д. Салехова, М.Н. Тюкарева// Международный журнал экспериментального образования. -
2015. № 11-4. - С. 506-509; (дата обращения:
23.07.2020).
19. Зарипова, Р.Р. О результатах апробации модели интегрированного предметно-языкового обучения средствами русского и английского языков в высшей школе /Р.Р.Зарипова// Современные проблемы науки и образования.
- 2014. - № 6; URL: www.science-education.ru/120-15854(дата обращения: 20.02.2020).
20. Токарева, Е.Ю. Предметно-языковое интегрированное обучение как методика активизации процесса обучения иностранному языку /Е.Ю.Токарева// Вопросы методики преподавания в ВУЗе.- 2017.- №22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7predmetno-yazykovoe-integrirovannoe-obuchenie- kak-metodika-aktivizatsii-protsessa-obucheniya-inostrannomu-yazyku(дата обращения: 23.07.2020).
21. Ториков, В.Е. Предметно-языковое интегративное обучение (CLIL) в высшей школе /В.Е.Ториков, М.В.Резунова// Вестник ФГОУ ВПО Брянская ГСХА. -2016. -№4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predmetno- yazykovoe-integrativnoe-obuchenie-clil-v-vysshey-shkole(дата обращения: 23.08.2020).
22. Иманова, А.Н. Методы оценивания с целью оказания языковой и предметной поддержки обучающихся: Воспитание, обучение, образование: передовые технологии, исследования, разработки/ Иманова А.Н., Р.Т. Самуратова, А.Н. Курмашева//Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции: Профессиональная наука. - Москва, 2018 - С. 33-40
23. Киселёва, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, врачей, специалистов, работающих с детьми/ М.В.Киселёва. - Санкт-Петербург: Речь, 2016. - 160с.
24. Колягина, В.Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников. Учебно-методическое пособие. - Москва: Прометей, 2016. - 164с.
25. Коротаева, Е. В. Базовые образовательные (дидактические) теории: учеб. материалы / Е. В. Коротаева // Материалы для самостоятельной работы студентов (по предметам психолого-педагогического цикла): учеб- метод. пособие; Урал. гос. пед. ун-т; под ред. Е. В. Коротаевой. - Екатеринбург, 2006. - С. 39-42.
26. Коротаева, Е. В. Виды педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные: учеб. материалы / Е. В. Коротаева // Материалы для самостоятельной работы студентов (по предметам психолого¬педагогического цикла): учеб.-метод. пособие; Урал. гос. пед. ун-т ; под ред. Е. В. Коротаевой. - Екатеринбург, 2006. - С. 58-62.
27. Коротаева, Е. В. Педагогическая стратегия и тактика учебных взаимодействий/ Е. В. Коротаева // Частные вопросы технологий обучения: метод. рекомендации /. В. Коротаева, И. С. Зимина, Т. А. Сутырина ; под общ. ред. Е. В. Коротаевой. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. - 2000. - С. 23-33.
28. Коротаева, Е.В. Педагогика взаимодействий: Учеб. пособие /Е.В.Коротаева; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1999. - 147 с.
29. Коротаева, Е. В. Педагогика взаимодействий: учебное пособие для высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Коротаева; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2000. - 147 с.
30. Крашенинникова, А. Е. К вопросу об использовании предметно-языкового интегрированного обучения CLIL / А. Е. Крашенинникова. - URL: http://www.rusnauka.com/3_ANR_2013/-Pedagogica/5_126661.doc.htm(дата обращения: 20.07.2020).
31. Кубасов, О. П. Интеграция в образовании: сущностная
характеристика /О.П.Кубасов// КПЖ. - 2008. - №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/integratsiya-v-obrazovanii-suschnostnaya- harakteristika (дата обращения: 23.10.2020).
32. Кузнецова, М.И. Дидактическое сопровождение процесса обучения в начальной школе: формирование коммуникативных
универсальных учебных действий: методическое пособие/ М.И. Кузнецова,
В.Ю. Романова, И.С. Хомякова; под редакцией Н.Ф. Виноградовой. - Москва: Учебная литература, 2018. - 160с.
33. Кусова, М.Л. Учебно-научный текст как средство формирования информационных умений у младших школьников /М.Л.Кусова/ Педагогическое образование в России. - 2014. - № 3. - С. 118-123.
34. Макурина, М.А Предметно-языковое интегрированное обучение в 7 - 9 классах средней школы: дис. магистр: 13.00.02 /М.А.Макурина; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2017. - 133 с.
35. Попп, Т.В. Развитие умений диалогической речи у детей младшего
школьного возраста в системе дополнительного образования: дис.
магистр:13.00.01/ Т.В. Попп; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2017. - 103 с.
36. Развитие образования на 2013-2020 гг.: гос. программа Рос. Федерации. - URL: ййр:минобрнауки.рф/документы/- 3409 (дата обращения 20.07.2020).
37. Розенталь, Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов/ Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - Москва: 2001. -399 с.
38. Ручкина, В.П. Курс лекций по теории и технологии обучения математике в начальных классах: учебное пособие: Уральский гос. пед. ун-т, ин-т педагогики и психологии детства/В.П.Ручкина. - Екатеринбург, 2016. - 313 с.
39. Российская Федерация. Закон. Об образовании: федер. закон Рос. Федерции: [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г.; одобрен Советом Федераций 26 дек. 2012 г. с изменениями 2020г.]. -http://zakon-ob-obrazovanii.ru/(дата обращения 20.07.2020).
40. Салехова, Л. Л. Билингвальная предметная компетенция: модель и уровни реализации/Л. Л. Салехова // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 11. - С. 46-49.
41. Сластенин, В. А. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов : в 2 ч. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E. H. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - Москва: Владос, 2003. - Ч. 1. - 288 с.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - Москва: Просвещение, 2011
43. Халяпина, Л.П. Современные тенденции в обучении иностранным языкам на основе идей предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) /Л.П. Халяпина: Вопросы методики преподавания в вузе. - 2017. - №20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-v-obuchenii- inostrannym-yazykam-na-osnove-idey-predmetno-yazykovogo-integrirovannogo- obucheniya-clil(дата обращения: 21.07.2020).
44. Царенкова, В.В. К вопросу о лингвистических преимуществах предметно-языкового интегрированного обучения /В.В.Царенкова,
С.И.Шпановская// Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. 2016. - №5. - с.187.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-lingvisticheskih- preimuschestvah-predmetno-yazykovogo-integrirovannogo-obucheniya(дата обращения: 23.10.2020).
45. Чусляева, Е. А. Content and language integrated learning - Интегрирование преподавания иностранного языка и других учебных дисциплин / Е. А. Чусляева // «...И помнит мир спасенный...»: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечеств. войне, 20 апреля 2015 г., г. Саратов: в 2 ч. / Саратов: социал.-экон. ин-т ; отв. ред. Н. С. Яшин. - Саратов, 2015. - Ч. 1. - С.269-270.
46. Шилова, С.А. Применение предметно-языкового
интегрированного подхода в рамках реализации компетентностной модели обучениявВУЗе/С.А.Шилова//-URL: https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2017/03/17/shilova_s.a.pdf(дата обращения: 23.07.2020)
47. Эффективное усвоение иностранного языка: гипотеза
аффективного фильтра Стивена Крашена/ P. Ball. - URL: http://filfucker.ru/tvorchestvo
/effj ektivnoje-usvoj enij e-inostrannogo-j azyka-gipotj eza-affj ektivnogo-filtra-stivj e- na-krashjena (дата обращения: 20.07.2020).
48. Ball, P. How do you know of you’re practicing CLIL? / P. Ball. - URL: http://www.onestopenglish.com/clil/metodologu/- articles/article-how-do-you- know-if-youre-practising-clil/500614.article (дата обращения: 20.07.2020).
49. Ball, P. What is CLIL? /P. Ball. - URL: http:www.onestopenglish.com/clil/methodology/articles/article-what-is-clil/- 500453.article(дата обращения: 20.07.2020)
50. Collaborating for content and language integrated learning: The situat¬ed character of faculty collaboration and student learning. - URL: http://wac.colostate.edu/atd/clil/gustafssonetal.cfm(дата обращения: 21.07.2020).
51. Coyle, D. CLIL: Content and language Integrated Learning / D. Coyle, P. Hood, D. Marsh. - Cambridge: Cambridge University Press, 2010. - 170 p.
52. Coyle, D. CLIL - a pedagogical approach/ D. Coyle // Encyclopedia of LanguageandEducation.-Springer,2008.- URL:http:///blocks.xtec.cat/clilpractiques1/files/2008/11/slrcoyle.pdf(дата обращения: 20.07.2020).
53. Darn, S. Content and Language Integrated learning /S. Darn. - URL: http:/www.teachingenglish.org.uk/articles/contentlanguage-integrated-learning(дата обращения: 20.07.2020).
54. Marsh, D. Content and Language Integrated Learning/ D. Marsh. - URL: http://userpage.fu-berlin.de/elc/bulletin/9/- en/marsh.html (дата обращения: 23.07.2020).
55. Marsh, D. Project D3 - CLIL Matrix - Central workshop 6/2005 /D. Marsh//EuropeanCentreforModernLanguages.-URL:
http: //archive.ecml .at/mtp2/CLILmatrix/pdf/wsrepD3E2006_6. pdf (дата обращения: 20.07.2020).
56. Marsh, D. Profiling European CLIL Classrooms: Languages Open Doors / D. Marsh, A. Maljers. - Jyvaskyla: University of Jyvaskyla, 2001. - 253 p.
57. Meyer, O. Introducing the CLIL - Pyramid: Key Strategies and Princi-ples for Quality CLIL: Planning and Teaching / O. Meyer // Basic Issues in EFL-Teaching and Learning. - Heidelberg, 2010. - P. 11-29.
58. Naves, T. Successful CLIL programmes/ T. Naves, C. Munoz, M. Pavesi // Module 2: Second Language acquisition for CLIL. - Milan, 2002. - P. 93-102.
59. Wolff, D. Integrating language and content in the language classroom: -
URL: Are transfer of knowledge and of language classroom ensured? / D. Wolff. - URL: http://asp.revues.org/1154-(DOI:10.400/asp.1154(дата обращения:
20.07.2020).
60. Teacher’s Guide on CLIL Methodology in Primary Schools - Volume
1. - URL: http://www.clil4children.eu/wp-content/uploads/2018/06/ Guide_Addre- ssed_to_Teachers_Vol01.pdf (дата обращения 21.07.2020)
61. CLIL implementation in foreign language contexts: Exploring chal¬lenges and perspectives Part I Eleni Griva Angeliki Deligianni. - URL: http://2pek-athin.att.sch.gr/attachments/article/266/CLIL%20ZouganeliRPLTL-8- 1.pdfFebruary2017(дата обращения: 23.07.2020).
62. Time for kids: - URL:https://www.timeforkids.com/k1/(дата обращения 21.10.2020)