Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дифференцированное обучение младших школьников математике с учетом особенностей восприятия ими учебного материала

Работа №95301

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2020
Стоимость4890 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
292
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ... 8
1.1. Проблемы дифференцированного обучения в педагогике и психологии.
Анализ психолого-педагогической литературы 8
1.2. Формы и виды дифференцированного обучения 17
1.3. Особенности восприятия детьми учебного материала с учетом межполушарных асимметрий и ведущей модальности 20
1.4. Условия организации образовательного процесса с учетом особенностей
восприятия детьми учебного материала на уроках математики 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ 36
2.1 Диагностические задания для выявления у обучающихся межполушарных асимметрий и ведущей модальности и результаты исследования 36
2.2. Планирование и реализация работы по организации дифференцированного обучения математике в начальных классах 47
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 68

В концепции развития математического образования в Российской Федерации указывается, что «математическое образование должно обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность» [40].
Актуальным остается вопрос дифференциации обучения математике, позволяющей, с одной стороны, обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой - удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
Положительного результата в учебно-воспитательном процессе можно добиться, учитывая индивидуальные способности и возможности каждого ученика. А так как восприятие учебного материала, уровень знаний, познавательных способностей не у всех детей одинаков, то на уроке при коллективной форме работы необходим дифференцированный подход в обучении.
Дифференцированный подход позволяет создать наиболее благоприятные условия для обучающихся в процессе усвоения учебного материала и применения полученных знаний на практике.
Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует педагогов и ученых и является не только социально-психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой.
Индивидуализацию образовательного процесса можно обеспечить лишь в том случае, если педагог грамотно определит имеющийся уровень обученности детей и их индивидуальные особенности посредством много-уровневого и тщательного тестирования.
На практике индивидуальное и дифференцированное обучение тесно связаны, то есть индивидуальный подход в обучении осуществляется за счет дифференциации. Таким образом, личностно-ориентированное обучение, по определению, является дифференцированным [36].
Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса предполагает учет не единичных особенностей и способностей обучающихся, а их комплекса, за счет чего педагог может выстроить процесс обучения так, чтобы обеспечить максимальное усвоение учебного материала.
В последнее время все больший интерес вызывает именно дифференцированный подход в обучении, так как он позволяет создать наиболее благоприятные условия для обучающихся в процессе усвоения учебного мате-риала и применения полученных знаний на практике.
Впервые понятие дифференцированного подхода в обучении появилось за рубежом в начале ХХ века. Его основателями считаются представители направления гуманистической психологии: К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мей, В. Фракль [26].
В России наиболее активная разработка «личностного подхода» началась с 80-х годов ХХ века. В дидактике это название было уточнено как новый термин «личностно-ориентированное обучение» [28].
По словам В.В. Серикова [47], личностно-ориентированное образование или дифференцированное обучение - это не формирование личности с заранее заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса.
Суть личностно-ориентированной педагогики, по И.С. Якиманской [59], составляет «признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса». Затем весь учебный процесс строится на основе этого главного положения. Обучающийся признаётся равноправным с учителем - партнёром по учебной деятельности. Учитель не принуждает обучающихся изучать обязательный материал, а создает оптимальные условия для саморазвития ученика.
Существенный вклад в разработку концепций, моделей, технологий дифференцированного подхода в обучении внесли известные педагоги, психологи и психофизиологии - В.А. Москвин, А.Л. Сиротюк, О.В. Баринова, М.М. Безруких, Ф.М. Хубиева, Ж.В. Григорьева, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и многие другие.
Проблема исследования: влияние дифференцированного подхода с учетом ведущей модальности и межполушарных асимметрий младших школьников на обучение их математике.
Повышение интереса к проблеме развития теории дифференцированного подхода в обучении подтверждает её актуальность и обосновывает постановку целей и задач данного исследования.
Цель исследования - выявить и реализовать на практике условия использования дифференцированного подхода в обучении младших школьников на уроках математики.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников математике.
Предметом исследования являются условия использования дифференцированного подхода в обучении младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс усвоения математических знаний будет более эффективным, если на уроках будет реализован комплекс педагогических условий:
— обеспечение научно достоверной психологической диагностики степени готовности к предстоящему обучению и готовности к познавательной деятельности на уроках математики;
— моделирование на основе полученных диагностических материалов образовательной среды, ее организационных, методических и содержательных компонентов, которая учитывает типические, особенные и индивидуальные различия между учащимися, формы их проявления в сфере коммуникативных отношений, в познавательной деятельности;
— создание особого режима для класса и каждого ученика, который содействует обеспечению разумного сочетания урочной и внеурочной, в том числе и домашней познавательной деятельности, созданию эмоциональной комфортности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблемы дифференцированного подхода в обучении.
2. Выявить особенности восприятия учебного материала детьми с учётом межполушарной асимметрии и ведущей модальности.
3. Определить условия организации образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.
4. Разработать и провести начальную и итоговую диагностику на выявление уровня владения математическими знаниями.
5. Провести диагностику на определение ведущей модальности и межполушарных асимметрий.
6. Реализовать на практике условия дифференцированного обучения с учетом модальностей на уроках математики и определить их эффективность.
Теоретическая основа исследования - исследования А.Л. Сиротюк, В.А. Москвина, Н.В. Москвиной и О.В. Бариновой.
Методы исследования: изучение трудов педагогов, психологов и нейропсихологов по проблеме дифференцированного обучения и подбор разно-уровневых дифференцированных заданий с учетом межполушарных асимметрий и ведущей модальности. Для первичной и итоговой диагностики уровня математических знаний использовался метод контрольных срезов; для диагностики ведущей модальности и межполушарных асимметрий - метод наблюдения и опросник. Также в работе использовались такие методы как анализ и сравнение результатов исследования.
Научная новизна исследования: выявлены условия организации образовательного процесса на уроках математики с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в образовательной практике начальной школы. Организованы условия для дифференцированного обучения и разработаны задания для обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Апробация и внедрение результатов исследования. По материалам диссертационной работы в сетевом издании были опубликованы 2 статьи на тему «Особенности памяти и мышления младших школьников» и «Как особенности восприятия учебного материала младшими школьниками влияют на эффективность усвоения учебного материала на уроках математики». Результаты научного проекта внедрены в практику в МАОУ - СОШ № 92 г. Екатеринбурга. Результаты научного проекта были включены в отчет о научно-исследовательской работе.
База исследования - МАОУ - СОШ № 92 г. Екатеринбурга 4 «Б» класс.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и одного приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Личностно-ориентированный подход — главная идея в программе гуманизации современного образования. В связи с этим нуждаются в пересмотре организационный, содержательный и управленческий компоненты образовательного процесса с точки зрения их влияния на развитие личности, повышения качества образования. Важным аспектом реализации этой стратегии является осуществление индивидуального и дифференцированного под-хода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.
Умелое применение приемов и способов внутренней и внешней дифференциации делает педагогический процесс природосообразным - в максимальной степени адекватным своеобразию индивидуальной природы личности учащегося и в значительной мере содействующим формированию его не-повторимых черт и качеств.
Современные концепции начального образования также исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.
Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференцированный подход. Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся.
Много лет проблемы, связанные с дифференцированным обучением, активно изучаются педагогами, психологами и нейропсихологами. Углубленное изучение индивидуальных особенностей позволяет педагогу подобрать определенные условия организации образовательного процесса, что позволит каждому обучающемуся наиболее оптимально усваивать учебную информацию в рамках доминирующей модальности.
Дифференцированное обучение позволяет обеспечить усвоение всеми обучающимися содержания образования, которое может быть различным для разных обучающихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части. Такой подход в обучении позволяет определить наиболее рациональный характер работы с классом, учитывая индивидуальные особенности обучающихся. Таким образом, процесс обучения в условиях дифференцированного подхода становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям.
Для диагностики уровня полученных знаний младших школьников мы использовали контрольную работу, включающую семь заданий, полноценно охватывающих объем знаний обучающихся. Для диагностики межполушарной асимметрии и ведущей модальности младших школьников мы использовали тест И.П. Павлова, методику «Наблюдение ведущей модальности» В.В. Авдеева и адаптированный для начальной школы тест С.В. Ефремцева «Диагностика перцептивной модальности». Проведенное исследование показало, что дети с преобладанием аудиальной модальности составляют 50% класса (12 человек), визуалов 8, что составило 33% всего класса и кинестетиков 4 - 17% класса.
Мы организовали необходимые условия в организации образовательного процесса на уроках математики с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, что помогло нам улучшить восприятие учебного материала всеми учениками.
С учетом полученных результатов была организована дифференцированная работа с обучающимися, которая включала в себя комплекс заданий, обращенных к различным модальностям.
По завершении данной работы была проведена итоговая контрольная работа, по итогам которой количество учеников, получивших отметку «5» возросло на 30%, количество получивших отметку «4» снизилось на 5%, количество учеников, получивших отметку «3» снизилось на 25%.
Практическое исследование показало, что использование метода дифференциации заданий по типу ведущей модальности и оборудование класса в соответствии с условиями, необходимыми определенным каналам восприятия положительно влияет как на отдельные этапы урока, так и на весь образовательный процесс в целом; повышается качество усвоения учебного мате-риала, учебная мотивация и познавательная активность младших школьников, что достаточно важно при ведении уроков в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и современными концепциями образования.
Организация условий для дифференцированного обучения с учетом типа модальности у грамотного специалиста не вызывает трудностей и проходит достаточно быстро. Перестройка традиционного учебного процесса под модальную дифференциацию быстра и проста, но дает высокий результат за относительно небольшой промежуток времени. Однако на уроке необходимо сочетать несколько видов дифференциации: уровневую, модальную, по возможностям здоровья (ввиду внедрения инклюзивного образования), по интересам и т.д. Чем больше видов дифференциации удается сочетать в рамках одного урока, тем больше уровень восприятия и понимания обучающимися учебного материала.



1. Авдеев, В. В. Психотехнология решения проблемных ситуаций / В. В. Авдеев. - Москва: Феликс, 1992. - 128 с.
2. Алексеев, Н.А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения / Н.А. Алексеев. - Челябинск: Факел, 1995. - 174 с.
3. Андронникова, Е. А. Методы исследования восприятия, внимания и памяти: руководство для практических психологов / Е. А. Андронникова, Е. В. Заика. - Харьков, 2011. - 161 с.
4. Артеменко, О. Н. Реализация дифференцированного подхода в обучении младших школьников / О. Н. Артеменко // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №7. - 128-134 с.
5. Бажин, К. С. Технология дифференцированного обучения: психолого-педагогический аспект / К. С. Бажин // Педагогика и психология. - 2011. - № 1-1. - 164-167 с.
6. Баранова, Н.Н. Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения / Н.Н. Баранова // Начальная школа. - 2016. - № 2. - 59 с.
7. Барабанова, С. Ю. Творческий подход на уроках математики при дифференцированном обучении / С. Ю. Барабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2014. - №5. - 31-35 с.
8. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - Москва: Педагогика, 2003. - 672 с.
9. Борисова, И. В. Пути осуществления дифференцированного подхода на уроках математики в условиях СНМК школы / И. В. Борисова // Народное образование в XXI веке. - 2004. - Вып. 3.
10. Варенко, О.В. Внешняя и внутренняя дифференциация обучения. / О. В. Варенко // Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности и перспективы: сб. статей VII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. - Пенза: Наука и Просвещение, 2018. - 24-26 с.
11. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. - Москва: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
12. Горлова, Е.А. Технология дифференцированного обучения как педагогическая проблема / Е.А. Горлова // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2012. - № 1. - 50 - 60 с.
13. Григорьева, Ж. В. Развитие визуального мышления первоклассников на первых уроках математики / Ж. В. Григорьева // Начальная школа. -2011.- №8. - 42-46 с.
14. Деменева, Н. Н. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики / Н. Н. Деменева - Москва: АРКТИ, 2005-88 с.
15. Дистервег, А.Ф. Руководство к образованию немецких учителей. Избранные педагогические сочинения / А.Ф. Дистервег - Москва: Учпедгиз, 1956. - 374 с.
16. Жигалик, М.А. Реализация дифференцированного подхода к обучению и развитию школьников / М. А. Жигалик // Вестник Новгородского государственного института - 2014. - № 79. - 34 - 37 с.
17. Захаренко, Т. Ю. Становление и развитие дифференцированного обучения в педагогической теории и практике России (начало XIX В. -1936 г.) / Т. Ю. Захаренко // Сибирский педагогический журнал - 2007. - №8. - 287-292 с.
18. Кашканова, Л.З. Дифференциация обучения как форма организации образовательного процесса в начальной школе / Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, ноябрь 2012 г.) / Л.З. Кашканова. - Санкт- Петербург: Реноме,2012.- 132-136 с.
19. Квинтилиан, М.Ф. О воспитании оратора :хрестоматия по истории зарубежной литературы / сост. А.И. Пискунов. - Москва: Арена, 1981. - 39 - 45 с.
20. Кинестетик // Энциклопедия практической психологии «Психологос» - URL:http://www.psychologos.ru/articles/view/kinestetik(дата обращения 15.07.2019)
21. Коменский, Я. А. Великая дидактика. Глава 7. / Я. А. Коменский,
Д. Локк, И. Г. Песталоцци // Педагогическое наследие. - Москва: Педагогика, 1989. - URL:http://jorigami.ru/PP corner/Classics/Komensky/Komensky Yan
Amo s V elikaya didakt izbr. htm(дата обращения 15.08.2020).
22. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев. - Санкт-Петербург: МиМ, 1997. - 286 с
23. Котлярова, О.А. Принцип дифференцированного подхода к обучению в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО / Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам III междунар. науч. - практ. конф. - № 1 (3) / О.А. Котлярова. - Москва: МЦНО, 2017. - 65 с.
24. Кузнецов, М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе / М.Е. Кузнецов. - Новокузнецк, 2000. - 342 с.
25. Ладохина, И. Ю. Технология дифференцированного и индивидуального подходов к обучению младших школьников с учетом их ведущей сенсорной модальности: результаты эксперимента / И. Ю. Ладохина // Со-временные проблемы науки и образования. - 2011. - №4. - 48 с.
26. Лысых, Н.В. Дифференциация образования: история и современные проблемы / Н.В. Лысых // Народное образование.- 2010. - № 2. - 140 - 144 с.
27. Малявина, А. М. О диагностических процедурах определения ведущей модальности восприятия / А. М. Малявина. // Филологический класс. -
2013.- №2(32). - 39-41 с.
28. Мальцева, Е. В. Использование дифференцированного подхода на уроках математики в начальной школе/ Е. В. Мальцева // Вестник Марийского государственного университета. - 2013. - №11. - 62-65 с.
29. Менчинская, Н. А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников: пособие Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Н. А. Менчинская. - Москва: Педагогика, 2001.
30. Москвин, В. А. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека/ В. А. Москвин, Н. В. Москвина. - Москва: Смысл, 2011. - 130 с.
31. Певцова, Е.А. Дифференциация обучения в педагогической теории и практике общеобразовательных учреждений, период 1917-1994 гг./ Е.А. Певцова - Москва, 1994. - 172 с.
32. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. - Москва: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
33. Петрова, Л. Н. Организация обучения младших школьников с учетом особенностей восприятия / Л. Н. Петрова // Начальная школа плюс до и после - 2006. - №8. - 52-56 с.
34. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические произведения в трех томах - URL:https://texts.news/istoriya-pedagogiki 1524/lingard-gertruda-61280.html(дата обращения 10.10.2020)
35. Пилигин, А. А. Личностно-ориентированное образование: история и практика/ А. А. Пилигин. - Москва: КСП+, 2003. - 432 с.
36. Писаренко, В. И. Индивидуализация, дифференциация и интеграция в инновационном обучении/ В.И. Писаренко // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. - 2006. -№2. - С. 99-106.
37. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы: учебник / И. П. Подласый. - Москва: Центр, 2008. - 474 с.
38. Полякова, А. В. Усвоение знаний и развитие младших школьников / А. В. Полякова ; под ред. Л. В. Занкова. - Москва: Педагогика, 1978. - 144 с.
39. Полякова, М.А. Сущность дифференциации обучения/ Хаустова В.Н. Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. - Краснодар: Новация, 2017. - 103-105 с.
40. Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников / Е.С. Рабунский. - Москва: Педагогика, 1975. - 82 с.
41. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р - Москва, 2013. - URL:http://government.ru/docs/9775/(дата обращения 3.11.2020).
42. Резник, А.В. Дифференцированное обучение в истории отечественной педагогики: 20-60-е гг. XX в. / А.В. Резник. - Карачаевск, 2005. - 172 с.
43. Рогановский, Н.М. Дифференцированное обучение - как его осуществить? / Н.М. Рогановский. - Москва: Народное образование, 1991- №3. - 41 - 43 с.
44. Савкина, Н. Г. Дифференцированное обучение учащихся начальных классов с учетом разной функциональной асимметрии полушарий: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / Н. Г. Савкина - Ишим, 2010. - 105 с.
45. Селевко, Г. В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. В. Селевко - Москва: Народное образование, 1998. - 256 с.
46. Сенченков, Н.П. Педагогические проблемы школьной педологии в трудах П.П. Блонского/ Н.П. Сенченков. - Смоленск, 1999. - 262 с.
47. Сериков, В. В. Личностно-ориентированное образование - поиск новой парадигмы: Монография / В. В. Сериков. - Москва: Просвещение, 1998. - 180 с.
48. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н.Шиянов - Москва: Академия, 2002. - 576 с.
49. Сиротюк, А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А. Л. Сиротюк. - Москва: ТЦ Сфера, 2003. - 288 с.
50. Сиротюк, А. Л. Обучение детей с разным типом мышления / А. Л.
Сиротюк // Психофизиология и развитие. - 2015. - URL: https://aklektika.
livejournal.com/4568.html(дата обращения 10. 10. 2020).
51. Сиротюк, А. Л. Введение диссертации / А. Л. Сиротюк // disserCat -
электронная библиотека диссертаций. -2004.- URL: http://www.
dissercat.com/content/differentsirovannoe-obuchenie-mladshikhshkolnikov-s- uchetom-individualno-psikhologicheskikh(дата обращения 05.07.2019).
52. Тюрьмина, М.В. Исторические аспекты дифференциации обучения в России / М.В. Тюрьмина. - Москва: Челябинск, 2017 г.
53. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. - Москва: Педагогика, 1990. - 192 с.
54. Ушинский, К.Д. Сборник сочинений / К. Д. Ушинский - Москва, 1952.
55. Хубиева, Ф. М. Индивидуализация обучения как психолого-педагогическая проблема / Ф. М. Хубиева // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2009. - Т.4. -№4. - 390-394 с.
56. Чередов, И.М. Формы учебной работы в средней школе / И.М. Че-редов. - Москва: Просвещение,1988. - 159 с.
57. Шахмаев, Н.Н. Учителю о дифференцированном обучении: Методические рекомендации. / Н.Н. Шахмаев. - Москва: АПН СССР НИИ общей педагогики, 1989. - 64 с.
58. Шевченко, С. Д. Школьный урок: как научить каждого / С. Д. Шевченко. - Москва: Просвещение, 1991. - 174 с.
59. Якиманская, И. С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе/ И. С. Якиманская. - Москва: Сентябрь, 2000 - 176 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ