ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 9
1.1. Общая характеристика интеллектуальной сферы при нарушениях
слуха 9
1.2. Специфика развития интеллектуальной сферы у детей младшего
школьного возраста с нарушениями слуха 16
1.3. Характеристика возможностей работы специального психолога с
детьми младшего школьного возраста с нарушениями слуха в условиях дистанционного обучения 23
ГЛАВА II. ОБОСНОВАНИЕ СОСТАВЛЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 30
2.1. Обоснование выбора психодиагностических методов и методик
для составления диагностической программы обследования состояния интеллектуальной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха 30
2.2. Содержание диагностической программы обследования
состояния интеллектуальной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха и процесс еёреализации в условиях дистанционного обучения 38
2.3. Анализ результатов экспериментального изучения состояния
интеллектуальной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха в условиях дистанционного обучения 41
ГЛАВА III. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 50
3.1. Процесс составления и содержание программы
психологической коррекции интеллектуальной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха в условиях дистанционного обучения 50
3.2. Частичная апробация программы и анализ возникших
трудностей 62
3.3. Составление методических рекомендаций в адрес
специального психолога по дальнейшей апробации программы 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 100
Проблема исследования интеллектуальной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха является одной из актуальных, так как познавательные процессы - это процессы, при помощи которых человек познает окружающий мир, себя и социум [42, с. 146]. Нарушение слухового анализатора ведёт к значимым отклонениям в общем развитии ребёнка и в формировании таких психических процессов, как восприятие, память, мышление, воображение. Ограничение возможностей узнавать окружающий мир, затормаживание развития познавательных процессов - все это следствие снижения или отсутствие слуха. Изучением познавательных процессов глухих и слабослышащих детей занимались такие учёные, как Л. В. Занков, Е. М. Кудрявцева, А. И. Липкина, М. С. Певзнер, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф и многие другие [13, 24].
Дети младшего школьного возраста владеют значительными резервами развития. Преобразование всех познавательных процессов ребенка начинается с его поступления в школу, под влиянием обучения. Конкретно младший школьный возраст является продуктивным в развитии интеллектуальной сферы. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств [2, с.48].
Но наряду с этим следует отметить, что в специальной психологии и специальной педагогике познавательные процессы у глухих и слабослышащих детей недостаточно изучены. Это противоречие указывает на актуальность проблемы исследования.
Современные реалии диктуют новые требования к организации психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в том числе с нарушениями слуха.
Как свидетельствует педагогический опыт, интернет-технологии внесли новые возможности, сделавшие процесс обучения более понятным и доступным. Стандартную базу удаленного образования, состоявшую из печатных пособий, а затем и радио-и-телекурсов, дополнил сильный перечень информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), который призван обеспечивать комплексный подход к обучению. Для детей с ОВЗ основной принцип обучения является принцип доступности, который успешно практикуется в ходе применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Такой подход дает возможность выстроить индивидуальный образовательный план обучающегося, учитывая его психофизические, эмоциональные и образовательные потребности, максимально визуализировать процесс обучения [14].
Однако, в условиях пандемии особо актуальными оказываются вопросы возможности и эффективности использования интернет-технологии в организации коррекционно-развивающей среды и обучения лиц с ОВЗ. В системе специального образования эти технологии еще недостаточно апробированы. В настоящий момент практически отсутствуют общие методологические принципы, рекомендации и системные модели дистанционной работы специального психолога. Важно учитывать, что для каждой нозологической категории эти принципы и рекомендации будут специфическими. Так при нарушении слуха затруднительным является использование технологий, опирающихся на аудиальный контакт. В то же время, акцент только на визуальное восприятие может привести к переутомлению и снижению продуктивности и негативно отразиться на результатах диагностических тестов и коррекционных мероприятий [39, с. 122]. Проанализированный ряд противоречий указывает на актуальность темы исследования.
Дистанционное обучение имеет актуальность по многим причинам. Прежде всего, переход на обучение в дистанционный формат объясняется сложившейся в нашей стране и во всем мире эпидемиологической ситуацией и неготовностью участников образовательного процесса к овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме. С учетом распространения эпидемии COVID-2019, было решение о введении карантина. В связи с этим появилась потребность в построении учебного процесса с учетом новых реалий. Все образовательный учреждения перешли на обучение в дистанционном формате [36, 40].
Анализ нормативно-правовых документов, психолого-педагогической литературы, позволяет выделить проблему исследования, диагностики и коррекции интеллектуальной сферы у детей с нарушениями слуха в условиях дистанционного обучения.
Актуальность и недостаточная разработанность теоретических основ в развитии и коррекции познавательной сферы детей в условиях дистанционного обучения определили следующий выбор темы выпускной квалификационной работы «Психологическая коррекция интеллектуальной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха в условиях дистанционного обучения».
Всё вышеперечисленное позволяет судить нам о дефиците (нехватке, недостаточной разработке) коррекционных материалов, которые были бы адаптированы к обучению в дистанционной форме.
Цель исследования: составление и апробация программы психологической коррекции интеллектуальной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха в условиях дистанционного обучения.
Объект исследования: интеллектуальная сфера детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Предмет исследования: психологическая коррекции интеллектуальной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в условиях дистанционного обучения.
Задачи исследования:
1. Подобрать источники и научную литературу и провести анализ проблемы состояния интеллектуальной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха в условиях дистанционного обучения.
2. Дифференцировать информацию о моделях и технологиях работы специального психолога в условиях дистанционного обучения.
3. Обосновать подбор методов и методик для составления диагностической программы определения состояния интеллектуальной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
4. Составить диагностическую программу, реализовать её в дистанционных формах обучения и проанализировать результаты.
5. На основе анализа результатов диагностики и теоретического анализа составить психологическую программу коррекции интеллектуальной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха в условиях дистанционного обучения.
6. Частично апробировать программу, проанализировать трудности и составить методические рекомендации в адрес специального психолога по дальнейшей её апробации.
7. Оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями.
Методы и методики исследования:
Методы: теоретические, включающие изучение источников и психолого-педагогической литературы, наблюдение, анализ полученных данных, обобщение, исследование электронных ресурсов.
Эмпирические: метод эксперимента (констатирующий, формирующий)
Методики: методика «Корректурная проба» (Бурдон); методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия); методика «Недорисованные изображения» (О. М. Дьяченко); методика «Чего не хватает на этих рисунках?» (Р. С. Немов); методика «Узнай, кто это?» (Р. С.Немов); методика «Четвертый лишний» (Е. Л. Агаева).
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых, как: А. Григорьева, Л. В. Занков, Д. М. Маянц, М. М. Нудельман, Т. В. Розанова, В. А. Синяк, И. М. Соловьев, Л. И. Тигранова, Ж. И. Шиф, Н. В. Яшкова и другие.
База исследования: апробация исследования осуществлялась в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Свердловской области, реализующем адаптированные основные общеобразовательные программы «Центре психолого-медико-социального сопровождения «Эхо»».
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав (одной теоретической и двух практических), заключения, списка источников и литературы (в списке 43 наименования), приложения, в состав которого вошли следующие материалы: материалы для диагностики, конспекты занятий, результаты диагностики и работы обучающихся.
В целом работа имеет объём 69 машинописных страницы. В работе выполнено 11 таблиц, 5 рисунков.
Целью исследования в рамках выпускной квалификационной работы было составление и апробация программы психологической коррекции интеллектуальной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха в условиях дистанционного обучения.
Для достижения данной цели перед подготовкой теоретической базы и экспериментом были поставлены определенные задачи, решаемые в ходе подготовки выпускной квалификационной работы.
Подобраны источники и научная литература, проведен анализ проблемы состояния интеллектуальной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха в условиях дистанционного обучения. Было установлено, что проблема тугоухости и глухоты в настоящее время остается весьма актуальной не только в медицинском, но и педагогическом отношении. Педагогическая значимость заключается в том, что снижение слуха в младшем дошкольном возрасте (а именно до 2-3-х лет) зачастую приводит к задержке не только речевого развития, но и оказывает отрицательное влияние на интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, что затрудняет его социализацию. Развитие познавательной сферы лиц с нарушениями слуха существенно отличается от развития слышащих, а также будет напрямую зависеть от степени нарушения и от ситуации пребывания в социуме. Поэтому для обучения слабо слышащих и не слышащих детей требуются особые методы и формы обучения, отличающиеся от методик обучения детей без особенностей здоровья.
Задача осложнена спецификой работы в условиях дистанционного обучения. Наиболее эффективным способом решения этой проблемы является использование в учебном процессе информационных и коммуникационных технологий, развития сетевых форм взаимодействия в региональных образовательных системах. Важно отметить, что для слабослышащих и неслышащих детей такой формат обучения показал себя достаточно эффективным, так как общение через программу Zoom или с помощью сервисов, использующих чат-технологии, позволяют общаться и задавать вопросы письменно. Помимо этого, есть возможность организации интерактивных конкурсов, викторин и соревнований, а также виртуальных экскурсий.
Однако, есть и сложности в организации дистанционно обучения. Главная из них - это отсутствие технической оснащенности и выхода в Интернет у обучающихся.
Для исследования интеллектуальной сферы детей младшего школьного возраста были специально отобраны методы и методики актуальные для работы со слабослышащими или глухими детьми такие как «Корректурная проба» (Бурдон), «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия), «Чего не хватает на этих рисунках?» (Р.С. Немов), «Узнай, кто это?» (Р.С. Немов), «Четвертый лишний» (Е.Л. Агаева). Все задания, предлагаемые ребенку, сопровождались естественными жестами, и методика их предъявления такова, что они становятся доступны еще неговорящему ребенку. А для фиксирования результатов был разработан бланк психологического обследования обучающихся, в котором распределена последовательность проведения методик.
Здесь хочется обратить внимание, что, хотя большинство методик и возможно адаптировать в формат дистанционного обучения, но некоторые требуют личной встречи ребенка и педагога Кроме того, не стоит нивелировать значимость личного присутствия педагога для лучшего контакта и понимания инструкции задания. Из этого можно сделать вывод о том, что дистанционная форма диагностики и обучения имеет место быть, однако для более эффективного результата требуются оффлайн-занятия.
В эксперименте принимали участие 9 учеников младшего школьного возраста «Центра психолого-медико-социального сопровождения «Эхо». Первым этапом эксперимента стала диагностика, направленная на исследования памяти, устойчивости внимания, уровня развития восприятия и уровня развития мышления.
Констатирующий этап показал, что в развитии познавательных процессы у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха преобладают низкий и средний уровни. Наличие низкого и очень низкого уровня объясняется и сочетанными диагнозами детей младшего школьного возраста. Данные результаты стали основанием для составления коррекционной программы.
Программа коррекционной работы составлена с учетом частичного перехода на дистанционное обучение. Предложенные упражнения рассчитаны на один год работы с детьми младшего школьного возраста с нарушениями слуха. Занятия проходили в кабинете педагога-психолога, а также режиме дистанционного обучения на платформе Zoom.
После частичной реализации коррекционно-развивающей работы были составлены методические рекомендации в адрес специального психолога по дальнейшей апробации программы.
В целом, можно подвести итог, что коррекционные занятия, направленные на развитие интеллектуальной сферы детей младшего школьного возраста, организованные в дистанционном формате, показали свою эффективность, а значит, цель работы достигнута.
1. Андреева, Е. И. Психологические основы обучения детей с нарушенным слухом / Е. И. Андреева. - СПб. : Феникс, 2007. - 583 с.
2. Белова, Н. И. Сурдопедагогика / Н. И. Белова. - М. : Просвещение, 2005. - 428 с.
3. Богданова, Т. Г. Динамика интеллектуального развития лиц с нарушениями слуха : монография / Т. Г. Богданова. - М. : Издательство «Спутник+», 2009. - 246 с.
4. Богрова, И. Г. Обучение слабослышащих детей / И. Г. Богрова. - М. : Просвещение, 2008. - 477 с.
5. Бондаренко, А. К. Словесные игры для детей с нарушениями слуха / А. К. Бондаренко. - СПб. : Питер, 2009. - 500 с.
6. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. - М. : Академия, 2007. - 537 с.
7. Боскис, Р. М. Педагогу о детях с нарушениями слуха / Р. М. Боскис. - М. : Просвещение, 2008. - 478 с.
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М. : Педагогика, 1968. - 256 с.
9. Валлон, А. Психическое развитие ребенка с нарушенным слухом / А. Валлон. - М. : Прогресс, 2008. - 427 с.
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк : кн. для учителя / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1991. - 179 с.
11. Гребнева, С. А. Информационные технологии на уроках истории в
условиях дистанционного обучения для детей с нарушениями слуха / С. А. Гребнева. - URL:
https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00667954 0.html (дата обращения:
17.12.2021) .
12. Дегтярёва, О. В. Опыт работы с детьми с нарушением слуха в период дистанционного обучения / О. В. Дегтярёва, Н. И. Фирсова // Молодой ученый. - 2021. - № 25 (367). - С. 473-474. - URL: https://moluch.ru/archive/367/82561 (дата обращения: 12.12.2021).
13. Ермолова, В. М. Особенности организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий / В. М. Ермолова, Т. А. Чальцева, Л. А. Евдокимова // Ученые записки. Электронный научный журнал курского государственного университета. - 2020. - № 2 (54). - С. 117-22. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-obrazovatelnogo- protsessa-dlya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-s- ispolzovaniem-sredstv/viewer(дата обращения: 17.12.2021).
14. Жукова, М. Н. Методы работы педагога-психолога во время дистанционного обучения в коррекционной школе / М. Н. Жукова. - 2020. - URL: https://multiurok.ru/files/metody-raboty-pedagoga-psikhologa-vo-vremia- distan.html (дата обращения: 17.12.2021).
15. Жилинскене, Е. М. Как мы были мамами глухих детей / Е. М. Жилинскене, А. В. Гуленко, Ю. В. Сагалова. - М. : КАРО, 2006. - 229 с.
16. Исенгалиева, С. Проект «Использование дистанционных образовательных технологий» / С. Исенгалиева. - 2020. - URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2020/06/04/proekt-ispolzovanie- distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy (дата обращения: 15.12.2021).
...