Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие активного словаря у младших школьников с нарушением зрения на уроках окружающего мира

Работа №95294

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы110
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
178
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 8
1.1. Определение основных понятий проблемы развития активного
словаря у детей младшего школьного возраста 8
1.2. Развитие активного словаря у нормотипичных детей младшего
школьного возраста
1.3. Особенности развития активного словаря у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 27
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста с нарушением зрения 27
2.2. Проект констатирующего эксперимента: цели, задачи,
организация исследования уровня сформированности активного словаря 32
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 39
3.1. Анализ учебного плана занятий на уроках окружающего мира для
детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения 39
3.2. Проект обучающего эксперименты по развитию активного
словаря у младших школьников с нарушением зрения 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 95


На сегодняшний день проблема развития активного словаря у детей младшего школьного возраста является актуальной и представляет интерес для психологов, педагогов и дефектологов. Одним из разделов дефектологии является тифлопедагогика, где вопросу о развитии речи у детей с нарушением зрения уделено особое внимание.
Из-за дефектов в зрительном аппарате у многих детей страдает развитие зрительного восприятия. Как следствие, у многих детей страдает чувственное познание и складываются неполные, неточные представления об окружающей действительности. Это приводит к тому, что в речи детей можно наблюдать вербализмы, трудности в соотношении использования слов с конкретными признаками и свойствами предметов, ограниченный словарный запас, что негативно сказывается на развитие связной речи.
Особенности развития речи и особенно овладение активным словарным запасом рассматривали Л. С. Волкова, В. П. Ермаков, М. И. Земцова, Н. С. Костючек, Р. Е. Левина, Л. И. Солнцева, Г. А. Якунин и др. Психологические особенности восприятия детей с нарушениями зрения изучали Л. П. Григорьева, М. И. Земцова, А. М. Зимкина, Е. И. Ковалевский, А. Г. Литвак, Л. И. Плаксина, О. Г. Солнцева и др.
Значение связной речи в жизни человека колоссально. Без нее невозможна успешная социализация. В свою очередь, отсутствие коммуникативного взаимодействия со сверстниками и взрослыми приводит к тому, что у обучающихся появляется стеснительность, замкнутость, иногда агрессия. Все это приводит к дезадаптации ребенка в социуме, особенно на этапе обучения в школе, в коллективе сверстников.
На зрительное восприятие опирается сенсорное познание, которое является базой когнитивной деятельности человека. Благодаря ей человек усваивает об окружающем мире, согласно исследованиям, около 85% информации [62]. К успешному усвоению представлений о мире, в котором живет человек, необходимо, приводит слаженная работа органов чувств ребенка. Если один из компонентов перцептивной системы выпадет, то это ведет к тому, что дети не могут получать полную информацию об окружающем мире, соответственно их ощущения становятся уже и в несколько раз беднее.
Патологии зрительного восприятия в первую очередь ведут к проблемам, связанным с ориентацией в пространстве, что затрудняет процесс накапливания собственного чувственного опыта и делают представления ребенка об окружающей действительности более скудными, что в дальнейшем приводит к обеднению словарного запаса и недоразвитию связной речи.
Развитие речи происходит на всех этапах развития человека. Особенно важными этапами являются ранний возраст, дошкольный возраст и младший школьный возраст. Речь начинает развиваться в раннем возрасте вместе с увеличением словарного запаса, с развитием лексико-грамматического строя. Но развитие словарного запаса не останавливается на этом, продолжая совершенствоваться. Его количественное и качественное развитие приходится на младший школьный возраст.
Проблемы в развитии связной речи наблюдаются у детей разного возраста часто в сочетании с разными нарушениями в развитии. Это негативно влияет, в первую очередь, на образовательные потребности ребенка и его развитие. При должной работе над связной речью детей можно скорректировать недостатки и поспособствовать развитию мышления и коммуникативных навыков, которые помогут социализации ребенка [38]. Для успешного овладения навыками связной речи необходим достаточный уровень активного словарного запаса.
Словарный запас является строительным материалом языка, так как именно при помощи слова окружающая действительность связывается с мышлением. Они обозначают предметы действительности и выражают понятия о нем. М. Р. Львов определяет слово, как частицу знаний, обобщения опыта, хранящаяся в памяти и использующаяся человеком в речемыслительном процессе [35].
Словарный запас, с точки зрения психологии, делится на активный и пассивный.
Самое известное определение активного словаря дает Г. Н. Бавыкина, подразумевая под ним слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет в речи. У ребенка он наполнен общеупотребительной лексикой, но в отдельных случаях и специфической, употребление которой объясняется условиями жизни [3].
Понимание слов - ключ к успешному усвоению словарного запаса. Этот процесс зависит от восприятия смысла, заложенного в слове. По мнению И. А. Зимней, смысловое восприятие - единый процесс взаимодействия восприятия и понимания, процесс осмысления и восприятия, который в конечном итоге приводит к пониманию, или не пониманию конкретного речевого сообщения. Без хранения языковой информации в памяти невозможно понимание слов, то есть конечная символическая функция не выполняется [24].
Все это должно развиваться в совокупности, не отделяясь друг от друга. В современных реалиях речевые нарушения бывают не только у детей с нарушениями зрения, но и у детей с нормой. У последних словарный запас бывает также беден, как и у детей с патологией. Для успешного развития человека в будущем необходима богатая и хорошо развитая речь, так как именно с ее помощью возможно полноценное общение и развитие речи. Если наблюдается недостаточное развитие словаря, то говорить о нормальном речевом развитии невозможно. Поэтому необходима коррекционная работа этих нарушений, а именно - работа над обогащением, уточнением и активизацией слов в речи учащегося для улучшения его коммуникативных навыков.
Таким образом, актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в развитие речи детей с нарушениями зрения особое внимание необходимо уделять активизации словарного запаса. Из-за недостаточного количества методик по коррекционной работе по активизации словаря у обучающихся с нарушением зрения, необходимо разработать комплекс игр и упражнений, которые будут адаптированы в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся.
Цель работы - выявление особенностей развития активного словаря у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения и разработка проекта коррекционной работы по развитию активного словаря у младших школьников с нарушением зрения.
Объект исследования - активный словарь у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Предмет исследования - процесс развития активного словаря у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения на уроках окружающего мира.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1) теоретический анализ литературы по проблеме развития активного словаря у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения;
2) характеристика особенностей развития активного словаря у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения;
3) сравнение особенностей развития активного словаря у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения и нормой;
4) подбор диагностических методик для выявления нарушений в формировании активного словаря;
5) составление проекта коррекционной работы по развитию активного словаря у младших школьников с нарушением зрения.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения, а также из списка источников и литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Речь является особым видом деятельности, которая позволяет при помощи системы звуковых сигналов, письменных знаков или символов хранить, использовать и передавать информацию, а также является средством общения. Поэтому очень важно заниматься развитием речи, особенно в детском возрасте.
Нарушение зрения негативно сказывается на развитии детей. Многие ВПФ формируются не до конца. Сильнее всего страдает зрительное восприятие, являющееся главным источником информации об окружающем мире. Это приводит к неполным представлениям об окружающем мире и, как следствие, страдает речевое развитие.
Для детей с нарушением зрения характерен вербализм речи. Их словарный запас ничем не уступает по объему словарному запасу детей с нормой, но характеризуется формализацией и отсутствием согласованности между словами и предметами.
Имея ограниченность представлений о предметах и объектах окружающего мира, у них нарушена связь слова с понятием, то есть наблюдаются проблемы в определении правильного значения слов. С одной стороны, дети с нарушением зрения, имея большой словарный запас, могут использовать правильно слова в предложениях. Но тем не менее часто говорят шаблонами, когда не понимают значения слов, особенно тех, которые выражают действия, качества, состояния предметов и объектов. У детей с нарушением зрения также можно встретить нарушения грамматических навыков, навыков словообразования и проблемы в построении конкретных высказываний.
Словарный запас является основой языка и включает в себя совокупность слов, которые обозначают явления, предметы и понятия. Выделяют два вида словарного запаса. Активный словарный запас - слова, которые используются человеком в устной и письменной речи. Пассивный словарь участвует в процессе понимания устной и письменной речи, но сам человек не использует этот объем слов.
Очень важно начинать коррекционную работу еще в раннем возрасте и продолжать ее в процессе развития ребенка. К началу школьного возраста дети должны иметь достаточный словарный запас и хорошее произношение, а также знать значения слов. Формирование и обогащение словарного запаса очень сложный процесс. Главное оказать грамотную помощь. Развивать словарный запас можно через чтение, словесные игры, рассказ по картинкам и пересказ текста.
Развитие словарного запаса благоприятно сказывается на формирование связной речи, особенно у детей с нарушениями зрения, на их социализацию и коммуникативные способности. Это требует отдельной коррекционной работы.
Для решения проблемы развития активизации словарного запаса обучающихся с нарушением зрения были решены следующие задачи:
1. Собран и проанализирован теоретический материл по проблеме развития активного словаря у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения;
2. Была исследована характеристика особенностей развития активного словаря у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения;
3. Проведен анализ особенностей развития активного словаря у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения и нормой;
4. Подобран комплекс диагностических методик, позволяющих выявить нарушения в формировании активного словаря;
5. Составлен проект коррекционной работы, направленный на развитие активного словарного запаса детей.
Проект коррекционной работы был составлен согласно подобранным диагностическим методикам и опирается на программу специального (коррекционного) образовательного учреждения ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат имени С. А. Мартиросяна» «Окружающий мир».
Мы предполагаем, что подобранные нами игры и упражнения, будут эффективны при обучении детей с нарушениями зрения и будут эффективны при переводе пассивного словаря в активный.



1. Абрамова Г. С. Возрастная психология : учебное пособие для студентов вузов. М., 1997. 704 с.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000. 400 с.
3. Бавыкина Г. Н. Методика развития активного словаря дошкольников : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. :, 2016. 256 с.
4. Белопольский В. И. Современная психология: Справочное
руководство. М. : ИНФРА-М, 1999. 687 с.
5. Бородовской Н. В. Современные образовательные технологии. М., 2010. 432 с
6. Вайндорф-Сысоева М. Е., Крившенко Л. П. Педагогика : учебное пособие для среднего профессионального образования и прикладного бакалавриата. М., 2014. 197 с.
7. Волкова Л. С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения : автореф. диссертации на соискание уч. степ. доктора педагогических наук: 13.00.03. М., 1983. 32 с.
8. Волкова Л. С. Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. М., 1998. 680 с.
9. Волосовец Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. М., 2002. 202 с.
10. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999. 352 с.
11. Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. М., 1949. 268 с.
12. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. 470 с.
13. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду : методическое пособие. М., 2017. 120 с.
14. Глухов В. П. Основы психолингвистики : учеб. пособие для студентов педвузов. М., 2005. 351 с.
15. Головей Л. А. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М., 2018. 413 с.
16. Григорьева Г. В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения // Дефектология. 1998. № 5. С. 76-87.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ