ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕНСАТОРНО-ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 8
1.1. Виды нарушений зрения и их влияние на развитие компенсаторно-приспособительных механизмов 8
1.2. Проблема развития компенсаторно-приспособительных
механизмов: основные понятия, история изучения, современное состояние 18
1.3. Особенности развития компенсаторно-приспособительных
процессов у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения 26
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕНСАТОРНО¬ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ 31
2.1. Обзор диагностических методик, направленных на определение
уровня сформированности компенсаторно-приспособительных механизмов у обучающихся младших классов с нарушениями зрения 31
2.2. Организация диагностической работы по выявлению вторичных
отклонений в развитии обучающихся младших классов с нарушениями зрения 37
2.3. Проект программы и процедуры констатирующего эксперимента 42
2.4 Принципы коррекционно-развивающей работы с обучающимися младших классов с нарушениями зрения на коррекционных занятиях 45
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕНСАТОРНО-ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ 47
3.1. Содержание коррекционной работы, направленной на формирование компенсаторно-приспособительных механизмов у
обучающихся младших классов с нарушениями зрения 47
3.2. Проект программы по развитию компенсаторно¬приспособительных механизмов у обучающихся младших классов с нарушениями зрения 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 77
Компенсация нарушений зрения является сложным комплексом психических процессов ребёнка и его личностных качеств. Происходит формирование системы, опирающейся на потенциальные возможности организма, на сохранные механизмы, которые находятся на сензитивной стадии развития. Следовательно, ребёнок адаптируется, учиться контактировать с окружающим миром, воспринимать и изучать его, овладевает различными видами деятельности.
Современные тифлопедагоги и тифлопсихологи доказали, что правильные условия воспитания и образования детей с нарушениями зрения активизируют компенсаторно-приспособительные механизмы обучающихся с различными нарушениями зрения. Они предполагают полный или частичный процесс перестройки психики, её адаптации к условиям жизни с имеющимися недостатками, преодоление и восполнение утраченных функций.
Исследования М. И. Земцовой [19] и Л. И. Солнцевой [40] свидетельствуют о том, что основной механизм компенсации остаётся неизменным в любой ситуации. Он связан с возмещением утраченных функций у тотально слепых или детей с частичным поражением зрения. В сенсорный акт познания включаются высшие познавательные процессы, используется прошлый опыт, большая роль принадлежит предметно¬практической деятельности.
М. И. Земцова доказала, что процесс протекания компенсации зрительных недостатков в детском возрасте может происходить в двух направлениях:
- внутрисистемная компенсация, в условиях которой трансформация функций происходит с помощью зрительной функциональной системы;
- межсистемная компенсация, базирующаяся на активизации резервных возможностей, находящихся за пределами нарушенной зрительной функциональной системы, происходит формирование новых системных связей с использованием обходных путей посредством включения сложных механизмов приспособления и восстановления вторично нарушенных функций [19].
В процессе компенсации частичного зрительного недостатка присоединяется информация, поступающая от нарушенного анализатора, недостаточно содержательна. Следовательно, главной целью становится коррекция первичного дефекта, а именно уменьшение нарушений зрительных функций.
То, насколько удачно будет протекать компенсация, целиком и полностью зависит от того, насколько целеустремлённо и осознанно будет действовать ребёнок. Процесс формирования компенсаторных механизмов у детей с нарушениями зрения тесно связан с последовательным формированием активной личности. Любые функциональные изменения будут происходить только тогда, когда ученик будет активно вовлечён в какую-либо деятельность. Например, в процессе ручного труда происходит развитие тактильной чувствительности, а значит и формирование навыков к познавательной деятельности.
Важная роль в компенсации зрительных нарушений в младшем школьном возрасте состоит в педагогической коррекции, которая выстраивается в целостную систему, направленную на устранение недостатков психического и физического развития детей с нарушениями зрения. В процессе коррекционной деятельности происходит создание и закрепление в коре головного мозга детей со зрительными недостатками новых временных связей - обходных путей. Благодаря им информация от поражённых участков зрительного анализатора направляется в кору головного мозга, следовательно, происходит перестройка организма, в результате чего информация поступает в мозг с помощью сохранных анализаторов, возникают условия для корректировки психических функций, адаптация психики к новым условиям жизни.
Цель педагогической деятельности направлена на результат, т. е. на полную или частичную компенсацию, гарантирующую возмещение или преодоление нарушенных функций. У детей с нарушениями зрения процессы компенсации требуют детального изучения, это обуславливает актуальность исследования. В работе будет рассмотрена проблема развития компенсаторных процессов у слабовидящих обучающихся младших классов.
Цель работы - изучить особенности развития компенсаторно-приспособительных возможностей у слабовидящих обучающихся младших классов и разработать проект программы по развитию компенсаторно¬приспособительных механизмов у обучающихся младших классов с нарушениями зрения.
Объект - компенсаторно-приспособительные механизмы у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Предмет - процесс развития компенсаторно- приспособительных механизмов у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Задачи:
1. Проанализировать виды нарушений зрения и их влияние на развитие компенсаторно-приспособительных механизмов.
2. Изучить научную и методическую литературу по вопросу компенсаторных возможностей у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
3. Провести теоретический анализ особенностей компенсаторного развития у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
4. Рассмотреть возможные механизмы компенсации у обучающихся с нарушениями зрения.
5. Исследовать проблему развития компенсаторно-приспособительных механизмов, определить основные понятия, историю ее изучения и современное состояние.
6. Подобрать и проанализировать диагностические методики, направленные на определение уровня сформированности компенсаторно-приспособительных механизмов у обучающихся младших классов с нарушениями зрения.
7. Составить примерный план диагностической работы по выявлению вторичных отклонений в развитии обучающихся младших классов с нарушениями зрения.
8. Проанализировать содержание коррекционной работы, направленной на формирование компенсаторно-приспособительных механизмов у обучающихся младших классов с нарушениями зрения.
9. Разработать проект программы по развитию компенсаторно-приспособительных механизмов у обучающихся младших классов с нарушениями зрения.
Компенсация слепоты - это целостно психическое образование (система сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов), которое обеспечивает адекватное и активное отражение внешнего мира и создает возможность овладения различными видами деятельности на каждом возрастном этапе [39].
Механизмы компенсации не всегда запускаются автоматически, при сложных нарушениях деятельности организма они формируются постепенно. Постепенность развития процессов компенсации проявляется в том, что они имеют определённые стадии становления. Они характеризуются особым составом и структурой динамических систем нейронных связей и своеобразием протекания процессов возбуждения и торможения [22].
Материальным субстратом компенсаторных перестроек является центральная нервная система. Формирование механизмов компенсации подчиняется законам высшей нервной деятельности. Организм человека является единым целым, именно это и объясняет компенсацию дефекта. При динамичности и системности высшей нервной деятельности выпадение или частичное нарушение функции того или иного анализатора не вызывает незаменимых потерь. Взамен утраченного способа образования временных нейронных связей в нервной системе появляются новые, обходные пути, формируются новые условно-рефлекторные связи, которые восстанавливают равновесие во взаимоотношениях организма и внешней среды.
Для верного воспитания ребёнка с нарушениями зрения важно учитывать глубину его патологии основных зрительных функций, то, как протекает заболевание органов зрения, офтальмо-гигиенические стандарта обучения детей данной категории, положение ребёнка в семье, отношение семьи к его дефекту, а также степень и структуру вторичных дефектов развития.
У обучающихся с нарушениями зрения нужно развивать функциональные возможности сохранных анализаторов - совершенствовать память, мышление, способность анализировать и обобщать, развивать восприятие с опорой на остаточное зрение. Развитие компенсаторных возможностей «способствует преодолению отрицательных последствий нарушения зрения и приводит к нормализации развития детей» [23].
Формат обучения детей с особыми образовательными потребностями, а именно с нарушениями зрения, показывает всем участникам педагогического процесса, что учёт индивидуальных качеств личности требует изобретения новых форм и способов образовательного процесса. Большое количество детей в Росси имеют различные нарушения зрения. При работе с ними важно учитывать остроту зрения, нарушения цветовосприятия у слабовидящих и уровень сохранности остаточного зрения, если оно имеется, у незрячих. Педагог должен внимательно изучить заключения врача-офтальмолога о состоянии зрения обучающегося, правильно организовать его рабочее место, снабдить его дополнительным освещением, если это понадобится. Стоит учитывать то, что познавательная деятельность обучающегося с нарушениями зрения замедлена, а значит, нужно давать ему больше времени для выполнения поставленной цели и выполнения задач. Актуальна регулярная смена деятельности, периодическое проведение зрительной гимнастики, включение в процесс обучения динамических пауз. Для того, чтобы ребёнок в полной мере осознавал поставленную перед ним задачу, педагог должен говорить медленно и конкретно задавать вопросы. Наглядные материалы также должны обладать определёнными свойствами. Они должны быть крупного размера, контрастных цветов, с чётко выделенным контуром. Изображённые предметы должны быть переданы в соответствующих пропорциях относительно друг друга. Тактильное изучение наглядных материалов должно сочетаться со словесным описанием предмета, его свойств, действий и ситуаций с ним.
В работе с детьми с дефектами зрения огромное значение уделяется сенсорному развитию, главной целью которого является обогатить
чувственный опыт ребёнка - познакомить его с новыми вкусовыми, обонятельными, двигательными, тактильными и слуховыми ощущениями. Благодаря разносторонней работе сенсорной системы и всех сохранных анализаторов ребёнок познаёт окружающий мир, полученные ощущения формируют в его сознании полноценный образ об изучаемых предметах. Различная деятельность подразумевает использование различных сенсорных анализаторов. Особенность коррекционной деятельности с детьми с нарушениями зрения заключается в том, чтобы развивать не только сохранные анализаторы, но и увеличивать уровень развития остаточного зрительного восприятия.
Усовершенствование системы специального образования в России, формирование новый взглядов тифлопедагогов и тифлопсихологов на сущность коррекционной деятельности активизируют роль и значение компенсации дефектов развития обучающихся, обусловленных нарушениями зрения.
Формирование процессов компенсации нарушений зрения является сложной системой психических процессов и качеств личности, они формируются в ходе развития и роста ребёнка. Любое нарушение психического или физического развития автоматически запускает биологические факторы компенсации. Организм проявляет способность замещать или «обходить» функциональные нарушения. И. П. Павлов рассматривал компенсаторные функции как «физиологическую меру организма» в ответ на недостаток каких-либо функций, комплекс социальных и биологических факторов воздействия на организм.
Особенности развития детей с различными нарушениями зрения рассматриваются в нескольких направлениях, возникают негативные последствия, а также, в процессе обучения и коррекции возникают активизируются компенсаторно-приспособительные механизмы, налаживающие деятельность центральной нервной системы и всего организма в целом.
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 2002. 232 с.
2. Алмазова О. В., Брызгалова С. О., Тенкачёва Т. Р. Проблемы интеграции и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в трудах Владимира Васильевича Коркунова // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 8-14
3. Анохин П. К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование // Вопросы психологии. 2013. №2. С. 19-31
4. Биллей П. Педагогика слепых. М., 1936. 120 с.
5. Биллей П. Психология слепых. М., 1931. 160 с.
6. Боскис Р. М., Левина Р. Е. Основы обучения и развития аномальных детей / Сборник научных трудов. М., 1965. 101 с.
7. Бюрклен К. Психология слепых. М., 1934. 234 с.
8. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевский. М., 1982. 654 с.
9. Гохфельд Ю. М. О теоретических и методических принципах фортепианного обучения незрячих детей // Обучение, нравственное воспитание и физическое развитие учащихся в школе для слепых детей. М., 1982. С. 87-90.
10. Гуровец Г. В., Ленок Я. Я., Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике // Дефектология. 1996.№2. С. 77 - 83.
11. Гурылева С. И. Роль обонятельной чувствительности в пространственной ориентации лиц с тяжёлыми нарушениями зрения // Проблемы современного педагогического образования. 2016. С. 368 - 373.
12. Данилова Н. Н., Соколова Е. Н. Активность мозга и её изучение в психофизической школе // Вест. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 2010. №4. С. 14 - 19.
13. Денискина В. З. Особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения В. З. Денискина / Дефектология. 2012. №6. С. 17 - 24.
14. Денискина, В.З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями // Дефектология. 2012. № 5. С. 56 - 64.
15.Земцова М. И., Каплан Л. И., Певзнер М. С. Дети с глубокими нарушениями зрения. М., 1967. С. 361 — 375
...