ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 6
1.1. Основные понятия о представлениях окружающего мира 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
нарушением зрения 9
1.3. Особенности представлений об окружающем мире у
обучающихся с нарушением зрения 13
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ 18
2.1. Ознакомление с окружающим миром в системе обучения детей с
нарушением зрения 18
2.2. Анализ методов и методик диагностики уровня сформированности
представлений об окружающем мире 24
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 33
3.1. Анализ адаптированной основной образовательной программы
для обучающихся с нарушением зрения 33
3.2. Проект коррекционной программы по формированию
представлений об окружающем мире у обучающихся с нарушением зрения 41
3.3. Содержание коррекционной работы по формированию
представлений об окружающем мире у обучающихся с нарушением зрения 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
Актуальность исследования обосновывается тем, что многие обучающиеся младших классов вследствие нарушения зрительного анализатора имеют сложности формировании адекватных представлений об окружающем мире естественным путем и нуждаются в помощи специалиста в их формировании. Эта проблема обусловлена целым рядом факторов и при отсутствии вовремя проведенной диагностики может привести к осложнениям в разных сферах жизни ребенка. Окружающий мир насыщен сложными понятиями и их необходимо формировать планомерно и целенаправленно.
Изучением данной проблемы занимались М. И. Земцова, А. Г. Литвак, В. А. Лонина, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева [12; 28]. В их исследованиях подчеркивается, что нарушение зрительного анализатора отрицательно влияет на формирование познавательных процессов, обеспечивающих детям адекватное отражение явлений окружающего мира. Данные психолого-педагогических исследований Л. И Плаксиной, Е. В. Селезневой говорят о том, что коррекционно-педагогическая работа по формированию представлений об окружающем мире у дошкольников с нарушением зрения не всегда позволяет создать основу для освоения ими следующих ступеней образования [36]. Это снижает познавательную активность и искажает процесс социализации таких детей.
Дети с нарушением зрения формируют картину об окружающем мире только в процессе коммуникации и целенаправленного коррекционного обучения, поскольку нарушение зрения искажает восприятие объекта, вызывает затруднения в создании целостного образа, изменяет его качественную характеристику, поэтому представления о предметах могут быть фрагментарными. Дети с нарушением зрения выделяют конкретные признаки или свойства предмета - их форму, цвет, величину и пространственное расположение - с опорой на другие анализаторы. Процесс адаптации ребенка с нарушением зрения к условиям существования в окружающем мире зависит от того, как именно у них формируются определенные знания, навыки и умения, которые позволяют адекватно действовать и приспосабливаться, исходя из своих возможностей.
Объект - представления о предметах окружающего мира у обучающихся начальных классов с нарушением зрения.
Предмет - изучение представлений о предметах окружающего мира у обучающихся начальных классов с нарушением зрения.
Цель - определение методов диагностики и коррекции представлений о предметах окружающего мира у обучающихся начальных классов с нарушением зрения.
Задачи:
1. Изучить формирование представлений о предметах окружающего мира.
2. Проанализировать психолого-педагогическую характеристику обучающихся с нарушением зрения.
3. Определить особенности развития представлений о предметах окружающего мира у детей с нарушением зрения.
4. Проанализировать адаптированную основную образовательную программу для детей с нарушением зрения.
5. Проанализировать методы диагностики и коррекции представлений о предметах окружающего мира.
6. Разработать проект программы коррекционной работы по формированию представлений об окружающем мире у обучающихся начальных классов с нарушением зрения.
Методы исследования:
1. теоретические (анализ научной литературы, обобщение изученного материала по исследуемой проблеме);
2. эмпирические (анализ диагностических и коррекционных методик).
Приведенный в вышеизложенной работе материал позволяет сделать вывод о том, что формирование представлений об окружающем мире у обучающихся начальных классов с нарушением зрения - трудоёмкий и многогранный процесс, требующий адаптации методов, тем уроков и форм проведения занятий.
В работе представлена психолого-педагогическая характеристика обучающегося с нарушением зрения, описаны особенности развития представлений об окружающем мире у детей данной категории.
Были изучены методы диагностики уровня сформированности представлений об окружающем мире и рассмотрена структура проведения диагностики детей с нарушением зрения.
Практическая часть работы была посвящена проектированию коррекционной программы на основе анализа примерной Адаптированной основной общеобразовательной программы.
Представления обучающихся с нарушением зрения отличаются от представлений детей с сохранным зрительным анализатором. Их развитие требует проведения работы специальной направленности с использованием специальных методов и форм обучения. Кроме того, уязвимость сохранного зрения указывает на необходимость соблюдения специальных условий проведения занятий. При понимании потребностей обучающихся данной категории возможно сформировать у них правильные представления в соответствии с богатым содержанием предмета «Окружающий мир» и передать им в полной мере опыт, который вбирает в себя этот предмет. Этот опыт является базой во многих сферах дальнейшего развития ребенка, в том числе в рамках школьного образования.
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятий. М., 2008. 248 с.
2. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. А., Белова И. К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. М., 2015. 156 с.
3. Венгер Л. А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст). М., 1969. 365 с.
4. Венгер Л. А. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверовича. М., 1965. С. 81-160.
5. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих / под ред. А. Г. Литвака. Л., 1981. 122 с.
6. Дубровина И. В., Данилина Е. Е., Прихожан А. М. Психология. М., 2004. 464 с.
7. Дыбина О. В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. М., 1999. 200 с.
8. Еремеева Е. Ю. Растения. Справочник школьника. СПб., 2010. 210 с.
9. Ермолович З. Г. Речевое и лингвистическое развитие слабовидящих учащихся начальной школы // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Л., 1979. С. 87-95.
10. Запорожец А. В. Восприятие и действие / под ред. А. В. Запорожца. М., 1967. 322 с.
11. Запорожец А. В. Психическое развитие ребенка : избранные психологические труды. : в 2 т. / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М., 1986. Т. 1. 320 с.
12. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты. М., 1956. 180 с.
13. Зинченко В. П., Рузская А. Г. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве. М., 1966. 301 с.
14. Карпушина Е. Б. Формирование представлений о предметах окружающего мира у детей с недостатками зрения младшего дошкольного возраста : автореф. . канд. пед. наук. Москва, 2001. 16 с.
15. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров Л. Ю. Педагогический словарь. М., 2000. 740 с.
16. Козина Е. Ф. Методика обучения предмету «Окружающий мир» в схемах и таблицах : учеб, пособие для вузов. М., 2014. 230 с.
17. Кудрина С. В. Коррекционная педагогика. М., 2013. 310 с.
18. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. СПб. 2006. 336 с.
...