ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ВООБРАЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ
ЗРЕНИЯ 7
1.1. Основные понятия развития творческого воображения 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
зрения 11
1.3. Особенности развития творческого воображения детей с
нарушением зрения 16
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 20
2.1. Анализ примерной адаптированной основной образовательной
программы по развитию творческой деятельности детей с нарушением зрения 20
2.2. Методы диагностики творческого воображения 22
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ 28
3.1. Значение арт-терапии в развитии воображения детей с
нарушением зрения 28
3.2. Проект коррекционной работы по развитию творческого
воображения на уроках изобразительной деятельности 32
3.3. Содержание коррекционной работы на уроках изобразительной
деятельности 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 52
Современное общество всегда нуждается в людях с творческим потенциалом, поскольку креативный подход важен в решении многих задач в существующей действительности. Потому изучение развития творческого воображения на разных этапах онтогенеза является актуальным как для психологов, так и для педагогов. Благодаря творчеству в ребенке появляется живая фантазия и воображение. Благодаря творчеству появляется желание сделать что-то новое или улучшить уже имеющееся по-своему. Можно сделать вывод, что творчество в человеке - это стремление двигаться вперед, совершенствоваться, стремиться к лучшему, прогрессу.
Для реализации обучающимися своего творческого воображения необходимо соблюдать определенные организационно - методические условия. То есть необходимо, чтобы педагоги активно развивали у младших школьников познавательные процессы, а также формировали у обучающихся целенаправленный, систематический интерес к отечественному и зарубежному искусству. Обязательно стоит поддерживать у обучающегося любое его стремление или желание развивать себя в творчестве, каким бы в итоге ни был результат. Актуальность выбранной темы определяется значимостью исследования методов диагностики и формирования творческого воображения у обучающихся с нарушением зрения в системе их когнитивного, личностного и социального развития.
Нарушение работы органов зрения, как известно, вредит не только зрительным функциям, но также оказывает негативное влияние на формирование у обучающихся двигательных способностей и основных психических процессов, поскольку благодаря зрению ребенок воспринимает сенсорные эталоны, получает знания о форме, цвете и величине предметов, их расположении, степени удаленности.
На обучающихся с нарушением зрения положительно влияет процесс рисования. Оно способствует не только развитию зрительного восприятия и внимания, но а также развивает представление об окружающей их действительности. Вместе с этим реализуется коррекция двигательных навыков и пространственной организации. Если учитывать специфику жизненного опыта обучающихся, а именно ограниченность знаний и недостаток традиционных методов для развития, развитие изобразительных навыков следует связывать не только с реальными действиями, но и с обучающими задачами.
Поставив данную цель, необходимо провести диагностику знаний и умений, а также практических навыков детей в области развития процессов воображения. Результаты имеющихся исследований показывают, что большинство дошкольников имеют низкий уровень знаний о цвете, величине и т. п. Проблема развития творческих способностей и воображения у младших школьников рассматривалась в исследованиях Л. С. Выготского, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Л. Б. Соловей, В. А. Сухомлинского.
Объект исследования - творческое воображение у младших школьников с нарушением зрения.
Предмет исследования - процесс диагностики и целенаправленного развития творческого воображения у младших школьников с нарушением зрения на занятиях изобразительной деятельности.
Цель - определить методы диагностики и содержание коррекционной работы по развитию творческого воображения посредством арт-терапии у младших школьников с нарушением зрения.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы развития воображения обучающихся с нарушением зрения.
2. Проанализировать причины и виды нарушений зрения.
3. Рассмотреть особенности развития творческого воображения в младшем школьном возрасте.
4. Раскрыть возможности арт-терапии в развитии творческого воображения обучающихся с нарушением зрения.
5. Разработать проект по развитию творческого воображения посредством внедрения методик арт-терапии на занятия изобразительной деятельности в школе.
Методы исследования:
1. Теоретические:
- изучение и анализ научной литературы по теме исследования;
- анализ и обобщение методических материалов по теме исследования;
- анализ примерной адаптированной основной образовательной программы по развитию творческой деятельности детей с нарушением зрения .
2. Эмпирические:
- наблюдение;
- анализ диагностик творческой деятельности детей с нарушением
зрения;
- проектирование содержания коррекционной работы.
Структура ВКР: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и трех приложений.
В процессе работы была раскрыта актуальность развития творческого воображения у слепых и слабовидящих обучающихся. В первой главе проанализированы основные понятия творческого воображения, его влияние на развитие коммуникативных навыков, эмоционального состояния и т.д. Было выяснено, что чувственный опыт у обучающихся с нарушением зрения снижается из-за невозможности с помощью зрения воспринимать признаки явлений и предметов, а также ориентироваться в пространстве, что приводит к нарушению взаимодействий интеллектуальных и сенсорных функций, а также к сдерживанию развития образного мышления. Из этого следует, что у слепых и слабовидящих обучающихся недостаточно развито воображение, поэтому необходимо с самых ранних лет всестороннее развивать сенсорное восприятие. У обучающихся с нарушением зрения творческое воображение может достигнуть высоких результатов из -за связи воображения с ощущениями, речью, мышлением и памятью.
Для диагностики творческого потенциала и воображения обучающихся были подобраны методики, которые подходят как для нормотипичных, так и для слабовидящих и слепых детей. Проанализированы и описаны три методики, которые хорошо выполняют поставленную цель - выявление уровня воображения у обучающихся: «Тест креативности Э. Торренса», «20 кругов Э. Вертега», «Методика исследования индивидуальных особенностей воображения».
На основе предполагаемых результатов после подбора диагностических материалов был разработан проект по развитию творческого воображения посредством арт-терапии. Предполагается, что на занятиях по изобразительной деятельности эффективным будет использованные таких методов арт-терапии, как нетрадиционные техники рисования, пластилинография, изотерапия. Данные методы позволяют разнообразить процесс рисования, развить интерес к самому процессу.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель и задачи исследования можно считать достигнутыми. Проблема развития творческого воображения у младших школьников с нарушением зрения мало изучена и потому остается актуальной.
1. Абраменкова В. В. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985. 431 с.
2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А. Медведева [и др.]. М., 2001. 248 с.
3. Белкина В. Н., Сивкова М. А. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Ярославский педагогический вестник, 2017. С. 1-4.
4. Волкова О. В. Развитие творческих способностей посредством сказкотерапии у детей дошкольного возраста // Практические проблемы психологии креативности, 2009. С. 122-131.
5. Воображение в психологии. URL:
http://psymedcare.ru/voobrazhenie-psihologii (дата обращения: 15.10.2021).
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. 96 с.
7. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М., 2019. 336 с.
8. Выготский Л. С. Лекции по психологии. СПб., 2003. 123 с.
9. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб., 2003. 654 с.
10. Гладких Л. П. Как научить слабовидящего ребенка декоративному рисованию. М., 1993. 64 с.
11. Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. М., 1956. 167 с.
12. Калашникова О. В. Изотерапия как средство развития творческих способностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Universum: психология и образование, 2018. № 4 (46). С. 34-36.
13. Ковалев А. Г. К вопросу о структуре способностей к изобразительной деятельности. М., 1962. 165 с.
14. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. М., 2009. 352 с.
15. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. М., 2010. 200 с.
16. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. М., 1996. 160 с.
17. Кудрявцев В. Т., Синельников В. В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Вопросы психологии, 2005. № 10. С. 62-67.
...