Развитие воображения младших школьников с нарушениями зрения посредством арт-терапии
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ВООБРАЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ
ЗРЕНИЯ 7
1.1. Основные понятия развития творческого воображения 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
зрения 11
1.3. Особенности развития творческого воображения детей с
нарушением зрения 16
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 20
2.1. Анализ примерной адаптированной основной образовательной
программы по развитию творческой деятельности детей с нарушением зрения 20
2.2. Методы диагностики творческого воображения 22
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ 28
3.1. Значение арт-терапии в развитии воображения детей с
нарушением зрения 28
3.2. Проект коррекционной работы по развитию творческого
воображения на уроках изобразительной деятельности 32
3.3. Содержание коррекционной работы на уроках изобразительной
деятельности 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 52
ВООБРАЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ
ЗРЕНИЯ 7
1.1. Основные понятия развития творческого воображения 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
зрения 11
1.3. Особенности развития творческого воображения детей с
нарушением зрения 16
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 20
2.1. Анализ примерной адаптированной основной образовательной
программы по развитию творческой деятельности детей с нарушением зрения 20
2.2. Методы диагностики творческого воображения 22
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ 28
3.1. Значение арт-терапии в развитии воображения детей с
нарушением зрения 28
3.2. Проект коррекционной работы по развитию творческого
воображения на уроках изобразительной деятельности 32
3.3. Содержание коррекционной работы на уроках изобразительной
деятельности 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 52
Современное общество всегда нуждается в людях с творческим потенциалом, поскольку креативный подход важен в решении многих задач в существующей действительности. Потому изучение развития творческого воображения на разных этапах онтогенеза является актуальным как для психологов, так и для педагогов. Благодаря творчеству в ребенке появляется живая фантазия и воображение. Благодаря творчеству появляется желание сделать что-то новое или улучшить уже имеющееся по-своему. Можно сделать вывод, что творчество в человеке - это стремление двигаться вперед, совершенствоваться, стремиться к лучшему, прогрессу.
Для реализации обучающимися своего творческого воображения необходимо соблюдать определенные организационно - методические условия. То есть необходимо, чтобы педагоги активно развивали у младших школьников познавательные процессы, а также формировали у обучающихся целенаправленный, систематический интерес к отечественному и зарубежному искусству. Обязательно стоит поддерживать у обучающегося любое его стремление или желание развивать себя в творчестве, каким бы в итоге ни был результат. Актуальность выбранной темы определяется значимостью исследования методов диагностики и формирования творческого воображения у обучающихся с нарушением зрения в системе их когнитивного, личностного и социального развития.
Нарушение работы органов зрения, как известно, вредит не только зрительным функциям, но также оказывает негативное влияние на формирование у обучающихся двигательных способностей и основных психических процессов, поскольку благодаря зрению ребенок воспринимает сенсорные эталоны, получает знания о форме, цвете и величине предметов, их расположении, степени удаленности.
На обучающихся с нарушением зрения положительно влияет процесс рисования. Оно способствует не только развитию зрительного восприятия и внимания, но а также развивает представление об окружающей их действительности. Вместе с этим реализуется коррекция двигательных навыков и пространственной организации. Если учитывать специфику жизненного опыта обучающихся, а именно ограниченность знаний и недостаток традиционных методов для развития, развитие изобразительных навыков следует связывать не только с реальными действиями, но и с обучающими задачами.
Поставив данную цель, необходимо провести диагностику знаний и умений, а также практических навыков детей в области развития процессов воображения. Результаты имеющихся исследований показывают, что большинство дошкольников имеют низкий уровень знаний о цвете, величине и т. п. Проблема развития творческих способностей и воображения у младших школьников рассматривалась в исследованиях Л. С. Выготского, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Л. Б. Соловей, В. А. Сухомлинского.
Объект исследования - творческое воображение у младших школьников с нарушением зрения.
Предмет исследования - процесс диагностики и целенаправленного развития творческого воображения у младших школьников с нарушением зрения на занятиях изобразительной деятельности.
Цель - определить методы диагностики и содержание коррекционной работы по развитию творческого воображения посредством арт-терапии у младших школьников с нарушением зрения.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы развития воображения обучающихся с нарушением зрения.
2. Проанализировать причины и виды нарушений зрения.
3. Рассмотреть особенности развития творческого воображения в младшем школьном возрасте.
4. Раскрыть возможности арт-терапии в развитии творческого воображения обучающихся с нарушением зрения.
5. Разработать проект по развитию творческого воображения посредством внедрения методик арт-терапии на занятия изобразительной деятельности в школе.
Методы исследования:
1. Теоретические:
- изучение и анализ научной литературы по теме исследования;
- анализ и обобщение методических материалов по теме исследования;
- анализ примерной адаптированной основной образовательной программы по развитию творческой деятельности детей с нарушением зрения .
2. Эмпирические:
- наблюдение;
- анализ диагностик творческой деятельности детей с нарушением
зрения;
- проектирование содержания коррекционной работы.
Структура ВКР: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и трех приложений.
Для реализации обучающимися своего творческого воображения необходимо соблюдать определенные организационно - методические условия. То есть необходимо, чтобы педагоги активно развивали у младших школьников познавательные процессы, а также формировали у обучающихся целенаправленный, систематический интерес к отечественному и зарубежному искусству. Обязательно стоит поддерживать у обучающегося любое его стремление или желание развивать себя в творчестве, каким бы в итоге ни был результат. Актуальность выбранной темы определяется значимостью исследования методов диагностики и формирования творческого воображения у обучающихся с нарушением зрения в системе их когнитивного, личностного и социального развития.
Нарушение работы органов зрения, как известно, вредит не только зрительным функциям, но также оказывает негативное влияние на формирование у обучающихся двигательных способностей и основных психических процессов, поскольку благодаря зрению ребенок воспринимает сенсорные эталоны, получает знания о форме, цвете и величине предметов, их расположении, степени удаленности.
На обучающихся с нарушением зрения положительно влияет процесс рисования. Оно способствует не только развитию зрительного восприятия и внимания, но а также развивает представление об окружающей их действительности. Вместе с этим реализуется коррекция двигательных навыков и пространственной организации. Если учитывать специфику жизненного опыта обучающихся, а именно ограниченность знаний и недостаток традиционных методов для развития, развитие изобразительных навыков следует связывать не только с реальными действиями, но и с обучающими задачами.
Поставив данную цель, необходимо провести диагностику знаний и умений, а также практических навыков детей в области развития процессов воображения. Результаты имеющихся исследований показывают, что большинство дошкольников имеют низкий уровень знаний о цвете, величине и т. п. Проблема развития творческих способностей и воображения у младших школьников рассматривалась в исследованиях Л. С. Выготского, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Л. Б. Соловей, В. А. Сухомлинского.
Объект исследования - творческое воображение у младших школьников с нарушением зрения.
Предмет исследования - процесс диагностики и целенаправленного развития творческого воображения у младших школьников с нарушением зрения на занятиях изобразительной деятельности.
Цель - определить методы диагностики и содержание коррекционной работы по развитию творческого воображения посредством арт-терапии у младших школьников с нарушением зрения.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы развития воображения обучающихся с нарушением зрения.
2. Проанализировать причины и виды нарушений зрения.
3. Рассмотреть особенности развития творческого воображения в младшем школьном возрасте.
4. Раскрыть возможности арт-терапии в развитии творческого воображения обучающихся с нарушением зрения.
5. Разработать проект по развитию творческого воображения посредством внедрения методик арт-терапии на занятия изобразительной деятельности в школе.
Методы исследования:
1. Теоретические:
- изучение и анализ научной литературы по теме исследования;
- анализ и обобщение методических материалов по теме исследования;
- анализ примерной адаптированной основной образовательной программы по развитию творческой деятельности детей с нарушением зрения .
2. Эмпирические:
- наблюдение;
- анализ диагностик творческой деятельности детей с нарушением
зрения;
- проектирование содержания коррекционной работы.
Структура ВКР: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и трех приложений.
В процессе работы была раскрыта актуальность развития творческого воображения у слепых и слабовидящих обучающихся. В первой главе проанализированы основные понятия творческого воображения, его влияние на развитие коммуникативных навыков, эмоционального состояния и т.д. Было выяснено, что чувственный опыт у обучающихся с нарушением зрения снижается из-за невозможности с помощью зрения воспринимать признаки явлений и предметов, а также ориентироваться в пространстве, что приводит к нарушению взаимодействий интеллектуальных и сенсорных функций, а также к сдерживанию развития образного мышления. Из этого следует, что у слепых и слабовидящих обучающихся недостаточно развито воображение, поэтому необходимо с самых ранних лет всестороннее развивать сенсорное восприятие. У обучающихся с нарушением зрения творческое воображение может достигнуть высоких результатов из -за связи воображения с ощущениями, речью, мышлением и памятью.
Для диагностики творческого потенциала и воображения обучающихся были подобраны методики, которые подходят как для нормотипичных, так и для слабовидящих и слепых детей. Проанализированы и описаны три методики, которые хорошо выполняют поставленную цель - выявление уровня воображения у обучающихся: «Тест креативности Э. Торренса», «20 кругов Э. Вертега», «Методика исследования индивидуальных особенностей воображения».
На основе предполагаемых результатов после подбора диагностических материалов был разработан проект по развитию творческого воображения посредством арт-терапии. Предполагается, что на занятиях по изобразительной деятельности эффективным будет использованные таких методов арт-терапии, как нетрадиционные техники рисования, пластилинография, изотерапия. Данные методы позволяют разнообразить процесс рисования, развить интерес к самому процессу.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель и задачи исследования можно считать достигнутыми. Проблема развития творческого воображения у младших школьников с нарушением зрения мало изучена и потому остается актуальной.
Для диагностики творческого потенциала и воображения обучающихся были подобраны методики, которые подходят как для нормотипичных, так и для слабовидящих и слепых детей. Проанализированы и описаны три методики, которые хорошо выполняют поставленную цель - выявление уровня воображения у обучающихся: «Тест креативности Э. Торренса», «20 кругов Э. Вертега», «Методика исследования индивидуальных особенностей воображения».
На основе предполагаемых результатов после подбора диагностических материалов был разработан проект по развитию творческого воображения посредством арт-терапии. Предполагается, что на занятиях по изобразительной деятельности эффективным будет использованные таких методов арт-терапии, как нетрадиционные техники рисования, пластилинография, изотерапия. Данные методы позволяют разнообразить процесс рисования, развить интерес к самому процессу.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель и задачи исследования можно считать достигнутыми. Проблема развития творческого воображения у младших школьников с нарушением зрения мало изучена и потому остается актуальной.
Подобные работы
- Развитие воображения младших школьников с нарушениями зрения посредством арт-терапии
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Использование приемов арт-терапии в обучении немецкому языку в средней школе
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ при работе с пластическими материалами (на примере кружка АРТ-терапия)
Магистерская диссертация, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая программа коррекции стресса родителей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - Развитие познавательного мышления детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии (Бурятский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - ИНКЛЮЗИВНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2018 - ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ АРТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Влияние терапии песком на оптимизацию эмоционально-личностной сферы детей с ДЦП
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017





