Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекционная работа по социально - бытовой адаптации и самореализации обучающихся в младших классах с нарушением зрения

Работа №95275

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
133
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Нарушение зрения как форма дизонтогенеза 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся в
младших классах с нарушением зрения 10
1.3. Особенности развития навыков социально-бытовой адаптации
и самореализации обучающихся в младших классах с нарушением зрения 16
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ АДАПТАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 22
2.1. Методики изучения уровня знаний и умений социально-бытовой
адаптации и самореализации обучающихся начальных классов с нарушением зрения 22
2.2. Диагностическая программа изучения уровня знаний и умений
социально-бытовой адаптации и самореализации обучающихся начальных классов с нарушением зрения 26
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ 30
3.1. Анализ Адаптированной основной образовательной программы
для обучающихся с нарушением зрения (вариант 4.1) 30
3.2. Анализ методик по развитию знаний и умений социально-бытовой
адаптации и самореализации обучающихся начальных классов с нарушением зрения 33
3.3. Проект коррекционной работы по формированию знаний и умений социально-бытовой адаптации и самореализации обучающихся
начальных классов с нарушением зрения 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60


Важнейшей задачей коррекционно-педагогической работы со слабовидящими и полностью утратившими зрение детьми, обучающихся в младшей школе является прививание первичных навыков самообслуживания. От того как обучающийся усвоит программу будет зависеть его дальнейшая самостоятельная жизнь. Именно с этого возраста определяющим фактором в развитии ребенка считается его навыки самообслуживания, по ним можно судить насколько ребенок готов к социуму и контактов вне дома и школы. Такие черты характера как воля, целеустремленность, желание добиться успеха и уверенность в себе носят основополагающий характер для детей данного возраста. Самостоятельность и развитие трудовой деятельности — это постулаты социально-адаптационной программы.
Ребенок, овладевший такими навыками, без особых усилий сможет использовать свои сенсорные способности для ориентировки в пространстве, идентификации объектов окружающей среды и контактов с другими людьми. Задача педагога создать условия для отработки обучающимся функций моторики, зрительно-моторной координации. Чтобы легче адаптироваться к жизни в современном обществе, обучающийся должен обладать навыками самообслуживания и эффективно решать задачи. Речь также имеет немаловажную часть в развитии социально-бытовой ориентировки, которая при должном уровне развития будет опорой во многих ситуациях, которые предстоит преодолеть. По мнению Е. В. Моржиной, Л. Б. Осиповой, Л. И. Плаксиной обучающиеся нуждаются в коррекционной помощи, на их взгляд лишь практических рекомендаций к проведению коррекционной работы может быть недостаточно.
Таким образом актуализация проблем в современной тифлопедагогике и тифлопсихологии связана с недостаточным развитием навыков социально-бытовой адаптации с последующей самореализацией обучающихся младших классов с нарушением зрения.
Цель исследования - на основе изучения процесса развития навыков социально-бытовой адаптации и самореализации обучающихся в младших классах с нарушением зрения разработать проект коррекционной работы по формированию знаний и умений социально-бытовой адаптации и самореализации у данной категории обучающихся.
Объект - навыки социально-бытовой адаптации и самореализации младших школьников.
Предмет - процесс формирования навыков социально-бытовой адаптации и самореализации обучающихся в младших классах с нарушением зрения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить значение и особенности развития навыков социально-бытовой адаптации и самореализации и обучающихся с нарушением зрения.
2. Проанализировать психолого-педагогическую характеристику обучающихся и методики изучения уровня знаний и умений социально-бытовой адаптации и самореализации в младших классах с нарушением зрения.
3. Составить диагностическую программу изучения уровня знаний и умений социально-бытовой адаптации и самореализации обучающихся начальных классов с нарушением зрения.
4. Проанализировать Адаптированную основную образовательную программу для обучающихся с нарушением зрения (вариант 4.1).
5. Проанализировать методики по развитию знаний и умений социально-бытовой адаптации и самореализации обучающихся начальных классов с нарушением зрения.
6. Разработать проект коррекционной работы по формированию знаний и умений социально-бытовой адаптации и самореализации обучающихся начальных классов с нарушением зрения.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подготовка каждого ребенка к самостоятельной жизни является самой главной задачей образовательных организаций, которые занимаются обучением детей с нарушением зрения.
Систематические занятия по развитию навыков самообслуживания ориентировке помогают детям обследовать свойства, признаки окружающего мира, ориентироваться в пространстве и подготовиться к самостоятельной жизни. Данные занятия раскрывают перед обучающимися возможность получать информацию о том, что нас окружает, воспитывают произвольное внимание и активизируют речь. Эти занятия формируют навыки пространственных представлений, которые помогают им адаптироваться к окружающей среде, формируются умения ориентироваться в социальных и бытовых ситуациях.
Целью исследования было изучить процесс развития навыков социально-бытовой адаптации и самореализации обучающихся в младших классах с нарушением зрения и разработать проект коррекционной работы по формированию знаний и умений социально-бытовой адаптации и самореализации у данной категории обучающихся.
Для ее достижения была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература и проанализированы основные понятия.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить, что дети испытывают сложности при одевании раздевании, в ходе приема пищи и в личной гигиене. Ученые указывают на необходимость коррекционной работы в этом направлении.
Нами был выполнен анализ Адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с нарушением зрения (вариант 4.1), из которого можно сделать вывод, что в данной образовательной программе обучение самообслуживанию детей входит в одну из важнейших образовательных областей.
Для изучения уровня сформированности навыков самообслуживания у детей младшего школьного возраста (а именно уровня сформированности навыков личной гигиены), была разработана диагностическая программа изучения уровня знаний и умений социально-бытовой адаптации и самореализации обучающихся начальных классов с нарушением зрения. В диагностическую программу входит анкетирование родителей, сбор анамнестических данных и методика по изучению уровня развития навыков личной гигиены у младших школьников.
Третья глава работы посвящена описанию методических аспектов проблемы исследования, в частности разработки проекта коррекционной работы по формированию знаний и умений социально-бытовой адаптации и самореализации у данной категории обучающихся. Программа включает в себя 3 блока «Одежда и обувь», «Кухня», «Мой дом». Рассчитана на 3 месяца, 24 занятия. Численность группы - 10 человек в возрасте 8 - 12 лет. Занятия осуществляются в групповом формате, 2 раза в неделю, длительность занятия - 40 минут.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель нашей работы достигнута, задачи решены.


1. Азнаурян И. Э., Баласанян В. О., Маркова Е. Ю. [и др.] Диагностика и лечение содружественного сходящегося косоглазия: руководство для врачей-офтальмологов. М., 2020. 64 с.
2. Бегидова С. Н., Морозова И. В. Педагогические условия формирования социального опыта у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Адыгейского государственного университета, 2015. 18-22 с.
3. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т С. Комаровой, М. А. Васильевой. М., 2014. 368 с.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1984. Т 4. 244-268 с.
5. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М., 1995. 527 с.
6. Девяткова Т. А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида : пособие для учителя. М., 2014. 304 с.
7. Денискина В. З., Венедиктова М. В. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида : методическое пособие. М., 2007. 250 с.
8. Денискина В. З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушениями зрения / Уфа, 2004. 62 с.
9. Денискина В. З., Место занятий по социально-бытовой ориентировке в структуре коррекционной работы в школе : учеб. пособие. М., 2003. 50 с.
10. Денискина В. З., Максютова Р Д., Новичкова И. В., Плаксина Л. И., Подколзина Е. Н. Формирование социально-адаптивного поведения учащихся с нарушением зрения в начальных классах. Калуга, 1998. 80 с.
11. Денискина В. З. Формирование специальных знаний, умений и навыков у учащихся с нарушением зрения на занятиях по социально-бытовой ориентировке // Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах. Калуга, 1998. 70 с.
12. Денискина В. З. Образовательные потребности детей с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2013. № 6. С. 4-14.
13. Денискина В. З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение // Дефектология. 2011. № 5. С. 56-64.
14. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения : методическое пособие. М., 2006. 159 с.
15. Дружинина Л. А., Шестакова С. А., Шержукова И. А., Алёкина Н. Е., Листратенко Т А. Методические рекомендации «Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения» под ред. Л. А. Дружининой. Челябинск, 2007. 176 с.
16. Дружинина Л. А., Осипова Л. И., Плаксина Л. И. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования : учеб.-методич. пособие. Челябинск, 2017. 253 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ