ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
МИЛОСЕРДИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ 11
1.1. Воспитание милосердия у младших школьников как
педагогическая проблема 11
1.2. Методологические подходы к воспитанию милосердия у
младших школьников 16
1.3. Педагогические условия воспитания милосердия у младших
школьников 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ
МИЛОСЕРДИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ 30
2.1 Первичное диагностическое исследование уровня милосердия у младших школьников 30
2.2. Содержание работы по воспитанию милосердия у младших
школьников в условиях православной гимназии 41
2.3. Диагностическое исследование воспитанности милосердия у
младших школьников на итоговом этапе опытно-поисковой работы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 96
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена ситуацией, сложившейся в современном российском обществе, остро нуждающемся в возрождении духовности, формировании у юных граждан высокой нравственной культуры в противовес культу потребления, прагматизму и духовной деградации. Так в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечается: «В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров» [21]. Не случайно Федеральный государственный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) определяет развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей как одну из приоритетных целей личностного развития младших школьников.
Несколько лет идеологической неопределенности, образовавшейся в девяностые годы двадцатого века, стали причиной утраты традиционных нравственных ценностей, что обусловило негативные тенденции в формировании нравственных установок современных школьников: ушла на второй план классическая детская и подростковая литература гуманистического содержания, её заменили телевидение и Интернет, порой не выдерживающие никакой критики в части пропаганды духовных ценностей. Персонажи популярных среди детей и подростков мультфильмов, художественных фильмов и сериалов далеко не всегда отличаются нравственной чистотой, глубоким внутренним содержанием, а порой откровенно проповедуют праздный, потребительский образ жизни, приоритетность материальных благ над положительными человеческими качествами, психическое и физическое насилие, нетерпимость к окружающим людям, вседозволенность на пути к личным целям, равнодушие и жестокость.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [21] говорится о необходимости в процессе воспитания формировать определенные нравственные ценности, в том числе осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать.
Поэтому в условиях общеобразовательной начальной школы вообще и православной гимназии в частности, возникает важнейшая задача нравственного развития обучающихся - воспитание милосердия, сочувствия, сострадания как системы нравственных и социальных установок, предполагающей внутреннюю готовность ребенка проявлять сочувствие к людям и животным, оказывать помощь нуждающимся в ней, отрицательное отношение к любому проявлению грубости, насилия и жестокости. Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», базироваться этот процесс должен на положительных примерах из истории России и народов, ее населяющих, своей семьи, на опыте своих родителей, на канонах традиционных национальных религий, на лучших образцах мировой и российской литературы и других видах искусства.
Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по- новому: каждому человеку необходимо понимать, что он связан с окружающими людьми тонкими нитями отношений, и от того, как бережно и внимательно он относится к ним, как стремится сохранить свою связь с людьми, проявляя отзывчивость к чужим проблемам и бедам, зависит нравственная экология человеческого сообщества.
Чем раньше начнется системная работа по воспитанию милосердия, тем ощутимее будет ее результат. Поэтому необходимо усилить внимание человека к человеку уже начиная с раннего детства, организуя соответствующую развивающую среду, где он должен не просто жить, но и учиться общаться, проявлять внимание к окружающим, заботиться о близких людях, ограждать их от беспокойства, отрицательных эмоций. Начальные навыки такого поведения формируются еще в дошкольном возрасте, на этапе начального образования они закрепляются и совершенствуются, перерастая постепенно в устойчивое качество личности - милосердие.
Таким образом, можно выделить следующие противоречия:
- На социально-педагогическом уровне - между потребностью общества в высокодуховных, доброжелательных, отзывчивых, толерантно настроенных гражданах и наличием в подростковой и молодежной среде явлений равнодушного, порой жестокого, отношения к окружающим, отсутствием стремления разделять чужое горе, помогать нуждающимся.
- На научно-педагогическом уровне - между необходимостью совершенствования системы духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы и недостаточно разработанной теоретической базой по этому направлению с учетом условий православной гимназии.
- На научно-методическом уровне - между необходимостью развития системы работы по воспитанию милосердия у младших школьников в условиях православной гимназии и отсутствием достаточного количества учебно-методических материалов по этому направлению.
Проблема данного исследования заключается в поиске путей, форм и методов воспитания милосердия у младших школьников с использованием возможностей развивающей среды православной гимназии.
Объект исследования - педагогический процесс воспитания милосердия у учащихся 1 - 4 классов православной гимназии.
Предмет исследования - программа по воспитанию милосердия у учащихся 1 - 4 классов православной гимназии.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и реализация программы внеурочных занятий по воспитанию милосердия у учащихся 1 - 4 классов православной гимназии «Уроки милосердия».
Гипотеза исследования: работа по воспитанию милосердия у младших школьников в условиях православной гимназии будет успешной, если:
- Ввести в образовательную деятельность православной гимназии программу внеурочных занятий «Уроки милосердия» как неотъемлемую часть духовно-нравственного воспитания учащихся 1 - 4 классов.
- Построить процесс реализации данной программы на принципах народной педагогики и православной этики, опираясь на объекты национальной духовной культуры и произведения искусства духовно-нравственного содержания.
- Аксиологический, системно-деятельностный и культурологический подходы составят основу воспитательного процесса.
В соответствии с целью исследования, объектом и предметом исследования, а также выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:
- На основе научной литературы рассмотреть проблему воспитания милосердия у школьников как педагогическую проблему. Уточнить понятие «воспитание милосердия» применительно к детям младшего школьного возраста.
- Выявить потенциал аксиологического, системно-деятельностного и культурологического подходов воспитания милосердия у учащихся 1 - 4 классов.
- Выявить возможности образовательной среды православной гимназии для воспитания милосердия у учащихся 1 - 4 классов.
- Теоретически обосновать, разработать и реализовать программу внеурочных занятий «Уроки милосердия», направленную на воспитание милосердия у младших школьников в условиях православной гимназии.
- Подобрать инструментарий для диагностики милосердия у младших школьников как нравственного чувства, провести диагностику на начальном и итоговом этапах опытно-поисковой работы, сделать выводы.
Методологическая основа исследования: философский смысл понятия «милосердие» раскрывается в трудах древних философов (Конфуция, Демокрита, Сократа, Аристотеля), которые относили милосердие к важнейшим человеческим добродетелям. Европейские философы (Д. Юм, А. Смит, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, Л. Фейербах) считали значимыми такие моральные качества человека, как сострадание, человеколюбие, терпение, благожелательность, альтруизм.
В отечественной педагогике исследователями изучаются вопросы формирования нравственных ценностей и гуманистической направленности личности. Эти проблемы исследуются в работах Р.С. Буре, Г.Н. Годиной, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Т.А. Марковой. Педагогические условия формирования милосердия в младшем школьном возрасте раскрываются Л.С. Ощепковой, Ш.А. Амонашвилли и др. Особенности использования традиций народной педагогики в духовно-нравственном воспитании младших школьников определены в исследованиях Е.В. Белоусовой, А.К. Бердиева, Т.Г. Тимошиной. О системно-деятельностном подходе к нравственному воспитанию младших школьников писали Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец.
Методы исследования:
- теоретические: изучение, анализ и систематизация нормативных документов, философской, научно-методической, психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- эмпирические: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование участников образовательного процесса, анализ творческих работ обучающихся, описание и графическая обработка результатов.
Научная новизна:
• Обоснованы объективная необходимость и возможность воспитания милосердия у младших школьников в условиях православной гимназии.
Практическая значимость:
• Разработка программы «Уроки милосердия» и методическое обеспечение организации внеурочной деятельности на базе ЧОУ «Православная гимназия во имя святого благоверного великого князя Александра Невского номер 11».
База исследования - ЧОУ Православная гимназия во имя святого благоверного великого князя Александра Невского номер 11, г. Нижний Тагил
Этапы исследования.
На первом этапе исследования была выбрана и сформулирована тема, обоснованы центральные идеи, определены цель и задачи исследования. Были изучены теоретические основы педагогической проблемы, проанализирована психолого-педагогическая, научно-методическая литература по проблеме исследования, в результате чего определена его методологическая и теоретическая база.
На втором этапе исследования была уточнена тема, выдвинута гипотеза, определены задачи. Второй этап состоял в проведении опытно-поисковой работы. Была проведена первичная диагностика воспитанности милосердия у младших школьников, описаны ее результаты, сделаны выводы. В процессе опытно-поисковой работы разработана и реализована программа внеурочных занятий «Уроки милосердия», направленная на воспитание милосердия младших школьников в условиях православной гимназии. Материалы были обобщены в опытно-поисковой работе.
Третий этап исследования состоял в проведении итоговой диагностики воспитанности милосердия у младших школьников. Были сопоставлены результаты первичной и итоговой диагностики, сделаны выводы. Систематизировался описанный материал, были уточнены теоретические положения, сформулированы выводы, оформлена диссертационная работа.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Воспитание милосердия у детей младшего школьного возраста представляет целенаправленный процесс формирования сострадательного, сочувственного отношения к окружающим людям, способности к эмоциональному отклику на чужую беду, умения радоваться своим и чужим успехам, оказывать бескорыстную помощь тому, кто в ней нуждается.
2. Процесс воспитания милосердия строится на основе аксиологического, культурологического, деятельностного подходов. Аксиологический подход обеспечивает осознание ребенком сущности и места милосердия в системе общечеловеческих и этнических духовно - нравственных ценностей, а также стремление проявлять милосердие в различных ситуациях. Культурологический подход через образное воплощение идей нравственного и милосердного поведения в
художественных произведениях обеспечивает трансформацию этих идей в личностные нравственные ценности обучающихся. Системно-деятельностный подход предусматривает постоянное сотрудничество педагога и учащихся в активных формах учебного взаимодействия, в формировании у школьников моделей милосердного поведения и отношения к окружающим, что позволяет в многообразии видов учебной деятельности сделать процесс воспитания у младших школьников милосердного отношения к человеку наиболее продуктивным
3. Условиями воспитания милосердия у младших школьников:
- организационные (ЧОУ православная гимназия во имя святого благоверного великого князя Александра Невского № 11 г. Нижний Тагил, нормативно-правовая база образовательного процесса и др.);
- личностные (осознание педагогической и родительской общественностью значимости милосердия как качества личности, личный пример значимых взрослых, культурный уровень, квалификация, компетентность и мотивация педагогов, занимающихся в данной проблематике и др.);
- дидактические (программа «Уроки милосердия», включающая в себя когнитивный компонент, содержание которого базируется на положительных образах отечественного искусства, православной культуры и выдающихся исторических личностей, воплотивших в себе идею милосердия, интерактивные методы взаимодействия, такие, как дискуссии, дидактические игры и упражнения, творческие работы, поисковая и проектная деятельность и др.)
4. Положительная динамика в личностных результатах младших школьников, зафиксированная в результате опытно-поисковой работы, подтвердила эффективность выявленных и реализованных условий, важным из которых стала программа внеурочных занятий по воспитанию милосердия у младших школьников «Уроки милосердия», и, следовательно, - верность выдвинутой нами гипотезы.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Проведенное исследование и опытно-поисковая работа подтвердили важность решения актуальной на современном этапе развития общества педагогической проблемы - воспитания милосердия у младших школьников.
В ходе исследования было проанализировано содержание понятия «милосердие» в его историческом развитии и понятия «воспитание милосердия» применительно к младшим подросткам; разработаны критерии и показатели уровней воспитанности милосердия; намечены цели и задачи, определены педагогические условия и пути реализации программы внеурочной деятельности, направленной на воспитание милосердия у младших школьников в условиях православной гимназии.
Анализируя определения понятия «милосердие», данные современными учеными, мы взяли за основу определение, данное в работах Л.С. Ощепковой: милосердие - это интегративное нравственное качество личности, в структуре которого выделяются следующие компоненты: когнитивный, чувственный и поведенческий. Исходя из этого определения Л.С. Ощепковой, мы опирались на понятие «воспитание милосердия» как целенаправленный процесс формирования сострадательного, сочувственного отношения к окружающим людям, способности к эмоциональному отклику на чужую беду, умения радоваться своим и чужим успехам, оказывать бескорыстную помощь тому, кто в ней нуждается.
Опираясь на вышеизложенные определения понятий «милосердие» и «воспитание милосердия» Л.С. Ощепковой, мы сформулировали критерии и показатели воспитанности милосердия у младших школьников:
- когнитивный критерий: наличие у ребенка полного представления о милосердии как о нравственном понятии, знание его характеристик, понимание младшим школьником необходимости быть милосердным для самоуважения и достойной жизни в социуме;
- мотивационный (эмоциональный) критерий: проявление школьником эмоционально-нравственной отзывчивости и выраженной мотивации к сострадательному, сочувственному отношению к окружающим;
- деятельностный (поведенческий) критерий: проявление школьником способности к нравственно-этическому суждению, образному моделированию нравственного поведения, умение осуществлять выбор моделей милосердного поведения во взаимодействии с окружающими.
В качестве методологической основы воспитания милосердия у младших школьников мы рассматривали аксиологический, культурологический и системно-деятельностный подходы, предполагая, что это позволит сделать успешным освоение детьми опыта нравственных отношений, полученного в семье, образовательной организации и ближайшем окружении. Опираясь на переживания и осмысление художественных образов, воплощающих идею милосердия, мы планировали сформировать у учащихся модель милосердного поведения и в совместной деятельности детей и педагога вызвать у воспитанников внутреннюю потребность в проявлении этого чувства в повседневной жизни.
При разработке программы «Уроки милосердия», направленной на воспитание милосердия у младших школьников в условиях православной гимназии, мы опирались на социальный заказ, сформулированный в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» и на положения ФГОС НОО, основывались на деятельностном, аксиологическом, культурологическом подходах, которые реализовывали через осмысление художественных образов, воплощающих идею милосердия.
В своей опытно-поисковой работе мы опирались на принципы ценностной ориентации в восприятии художественных образов - носителей идеи милосердия, доступности этих образов для осмысления младшими школьниками, эмоциональной включенности обучающихся в процесс восприятия произведений искусства, воплощающих идею милосердия, проблемного под хода и создания ситуации успеха для творческого самовыражения младших школьников, и воспитания у них милосердия как качества личности. Сформулированные нами когнитивные, мотивационные и деятельностные показатели уровня воспитанности милосердия у младших школьников позволили объективно оценить эффективность реализации программы.
Нами был разработан диагностический инструментарий, при помощи которого оценивался уровень воспитанности милосердия у младших школьников на начальном этапе нашей опытно-поисковой работы и после реализации программы. Были использованы методики И.С. Колмогорова «Определение понятий» (по когнитивному показателю), Т.П. Гавриловой «Друг из сказки» (по мотивационному показателю) и методика Т.П. Гавриловой «Веер» (по деятельностному показателю).
При первичной диагностике мы выяснили, что милосердные качества у младших школьников воспитаны недостаточно: диагностическое исследование показало, что большинство школьников (73%) демонстрирует средний и низкий уровень воспитанности милосердия, что обусловило разработку и реализацию программы внеурочных занятий «Уроки милосердия» в младших классах православной гимназии. На основе данных выводов была построена наша дальнейшая опытно-поисковая работа.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе ЧОУ Православная гимназия во имя святого благоверного великого князя Александра Невского номер 11, г. Нижний Тагил Свердловской области.
Работа по реализации программы «Уроки милосердия» ориентирована на воспитание у младших школьников милосердия: формирование в сознании детей понятия «милосердие» и сопряженных с ним нравственных понятий, мотивации к милосердному поведению, развитие внутренней готовности к совершению милосердных поступков и благотворительности.
В содержание программы мы ввели художественные образы православной литературы, изобразительного искусства, искусства мультипликации, биографический материал об исторических личностях, явившихся образцами милосердия и благотворительности, обеспечили возможность самовыражения младших школьников в творческой и проектной деятельности.
Беседы и дискуссии по произведениям искусства, объектам православной культуры и отечественной истории способствовали теоретическому осмыслению учащимися понятия «милосердие» как качества личности. Включение младших школьников в разнообразные виды практической, творческой деятельности способствовало формированию у них образцов, а также умений и навыков милосердного поведения по отношению к окружающим.
В группе занимающихся сложился благоприятный психологический климат, что позволило учащимся свободно высказываться, дискутировать на предложенные темы, принимать участие в практической групповой и коллективной деятельности, проявляя инициативу и творчество.
С целью определения эффективности реализованной программы по окончании опытно-поисковой работы была проведена итоговая диагностика уровня воспитанности милосердия у младших школьников в православной гимназии.
Сравнительный анализ результатов первичной и итоговой диагностики показывает, что значения высокого уровня воспитанности милосердия на завершающем этапе нашей опытно-поисковой работы значительно повысился: по когнитивному показателю - на 26%, по мотивационному показателю - на 15%, по деятельностному показателю - на 16%. Высокий общий уровень воспитанности милосердия увеличился на 24%. Низкий уровень снизился до нулевой отметки. По данным показателям можно судить о том, что программа эффективна и выдвинутая нами в начале исследования гипотеза верна.
Безусловно, наша опытно-поисковая работа не исчерпала всех возможностей и путей решения проблем воспитания милосердия у младших школьников. Тем не менее, считаем, что разработанная и реализованная нами программа может стать органичной частью образовательного процесса как в православной гимназии, так и в общеобразовательной школе, и в учреждении дополнительного образования, где реализуются задачи духовно нравственного воспитания и развития личности юных граждан России.
1. Алексеева, Л. В. Ценностно-ориентационный подход к нравственному воспитанию в педагогическом наследии М.И. Демкова / JI. B. Алексеева //Аксиологические проблемы педагогики - Смоленск : СмолГУ. 2005. - 175 с.
2. Андреев, В. И. Педагогика.: учебный курс для творческого саморазвития.- Казань : Центр инновационных технологий, 2012 - 608 с.
3. Арсеньев, В. К. Сочинения. Т. 3./ В. К. Арсеньев. - Владивосток : Примиздат, 1947—1949. - 862 с.
4. Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание: учеб. пособие / Н.В. Архангельский. - Москва : Просвещение, 2008. - 136 с.
5. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога / В. С. Безрукова - Екатеринбург : 2000. - 937с.
6. Беликов, В. А. Образование. Деятельность. Личность. / В.А. Беликов. - Москва : Академия Естествознания, 2010 - 310 с.
7. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. - Москва, 1991.- 1008 с.
8. Богданова, О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах / О. С. Богданова, В. И. Петрова. - Москва : Просвещение, 1986. - 189 с
9. Большой толковый словарь - URL:
http://www.gramota.ru/slovari/info/bts/ (дата обращения 01.11.2020).
10. Большой энциклопедический словарь - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Большая Российская энциклопедия, 1997. - с.58.
11. Власов, П. В. Благотворительность и милосердие в России / П. В. Власов. - Москва: Центр-полиграф, 2001. - 443 с.
12. Выготский, Л. С. Психология и искусство /Л. С. Выготский, под ред. М. С. Ярошевского. - Москва : Педагогика, 1987. - 347 с.
13. Гаврилова, Т. П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков / Т. П. Гаврилова // Психология межличностного познания - Москва, 1981. С. 122-139.
14. Гаврилова, Т. П. Диагностика личности трудного подростка в процессе формирования нравственной устойчивости : Методическое пособие/ Т. П. Гаврилова - Пермь: 2008 - 39 с.
15. Гаврилова, Т. П. Использование приемов эмоционального стимулирования в нравственном воспитании младших школьников : метод. пособие / Т. П. Гаврилова - Пермь : 2012. - 43с.
16. Газман, О. С. Неклассическая педагогика: от авторитарной педагогики к педагогике свободы / Москва : МИРОС : 2002. - 296 с.
17. Гальперин, П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии : Материалы к курсу лекций / П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова- Москва : Изд-во МГУ : 1978. - 118 с.
18. Голованова, Н. Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике / Н.Ф. Голованова //Педагогика. - 2007. - № 10. - С. 38-48.
19. Грек, М. Сочинения преподобного Максима Грека в русском переводе. Т. 1. [Сергиев Посад] : Св.-Троицкая Сергиева лавра, собственная тип. : 1910-1911. - 680 с.
20. Гринёва, Е. А. Нравственное воспитание школьников: сущность базовых понятий / Е. А. Гринёва //Современное образование: приоритетные направления в теории и практике: материалы VI международной научно-практической конференции. - Москва: М111У, - 2014. - С.68 -74
21. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России / А. Я Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - Москва : Просвещение : 2011. -
URL: https: //www.studmed.ru/view/danilyuk-aya-kondakov-am-tishkov-va-koncepciya-duhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii 88a8cf18689.html(дата обращения: 01.11.2020)
22. Еникеев, М. И. Психологический энциклопедический словарь М. И. Еникеев. - Москва : Проспект, 2010. - 560 с.
23. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково -
словообразовательный. - Москва: Русский язык, 2000 - URL:
http: //www.efremova.info/(дата обращения: 01.11.2020).
24. Зеньковский В. История русской философии в 2-х томах. - Ростов- на-Дону: Феникс, 1999. С. 482.
25. Зеньковский, В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии . - Москва, 1993.- С. 221.
26. Ильичёв, Л.Ф. Философский энциклопедический словарь / Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев. - Москва: Советская энциклопедия, 1983 . - 840 с.
27. Каптеров, П. Ф. О нравственном закаливании URL: http://dugward.ru/library/kapterev_pf/kapterev_p_f_o_ nravstvennom.html/ ( дата обращения 01.11.2020).
28. Караковский, В. А. Стать человеком /В. А. Караковский. - Москва: НМО «Творческая Педагогика», 1993. - С. 61.
29. Каргапольцев, С. М. Педагогика милосердия/ С. М. Каргапольцев //Вестник ОГУ. - 2013. - № 11.- с. 160-163.
30. Каутский, К. Происхождение христианства. - Москва:
Издательство политической литературы, 1990 - 463 с.
31. Княжева, И. А. Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста / И. А. Княжева. - Одесса, 1985. - С. 18 - 113.
32. Куприна, Н. Г. Нравственное становление младших подростков в условиях педагогически организованной художественно-эстетической среды в школе / Н. Г. Куприна // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 12. - С. 138-142.
33. Курносова, С. А. Аксиологический подход к воспитанию эмоциональной отзывчивости у младших школьников / С. А. Курносова //
Ярославский педагогический вестник. - Ярославль: ЯГПУ. - 2012. - № 4. - С. 35-39.
34. Лебедева, Л. Д. Искусство метода / Л. Д. Лебедева //Школьный психолог.- 2000.- № 47-48.
35. Лихачев, Д.С. Избранные работы в 3-х т., Т.2 - Ленинград, 1987 г. - 440 с.
36. URL: http://citaty.su/aforizm-i-citaty-pro-sochuvstvie / (дата
обращения 01.11.2020)
37. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./ А.Н. Леонтьев. - Москва: Академия, 2004. - 352 с.
38. Милосердие: учебное пособие / В. В. Горбунов [и др.] ; под редакцией М. П. Мчедлова ; Российский независимый институт социальных и национальных проблем, Академия социальной работы, Исследовательский центр "Религия в современном обществе". - Москва: РОССПЭН, 1998. - 214 с.
39. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 800 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов. - М: Российская академия наук, Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 1986. - 4-е изд., допол.
40. Ощепкова, Л.С. Педагогические условия воспитания и развития
милосердия у младших. / Л.С. Ощепкова - URL:
http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-vospitaniyai-razvitiya-miloserdiya-u-mladshikh-shkolnikov/(дата обращения: 03.11.2020)
41. Парамонов, И. Ф. Воспитательный потенциал современной православной воскресной школы / И. Ф. Парамонов, А. Е. Парамонова // Научный электронный архив. URL:http://econf.rae.ru/article/4833/(дата обращения: 12.11.2020)
42. Педагогика. Под ред. Ю. К. Бабанского. Изд-е 2-е, доп. И перераб. - Москва: Просвещение, 1988 г.- 852 с.
43. Педагогика наших дней. - Краснодар, 1989. С. 154
44. Педагогический словарь URL:http: //www.pedpro .ru/basic/6/7 7 .htm/(дата обращения 18.11.2020)
45. Погорелов, С. Т. Теория и практика социокультурного подхода в системе образования Свердловской области. Перспективы развития проекта : Педагогика наших «Урал. Человек. Истоки». / С.Т. Погорелов //Социокультурный подход в современном образовании: опыт реализации регионального образовательного проекта «Урал. Человек. Истоки». Материалы науч.-практич. конф. 25 апреля 2007 года / Институт развития регионального образования Свердловской области. - Екатеринбург, 2007. - С. 7 - 17
46. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов / И.П. Подласый. - Москва : ВЛАДОС-пресс, 2006. - 365 с.
47. Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников / Н. П. Шитякова, И. В. Гильгенберг. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. -79 с.
48. Путин, В. В. Послание Президента Федеральному Собранию в 2016 -. URL:https://rg.ru/2016/12/01/poslaniestenogramma.html/ (дата обращения 13.11.2020)
49. Радхакршинан, С. Индийская философия. Гимны Ригведы. Т.1. - Москва, 1956 г. - 570 с.
50. Розанов, В. В мире неясного и нерешенного : - Москва :
Просвещение, 1989.- С. 20.
51. Сенека, Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. Пер., ст. и прим. С.А. Ошерова, под ред. М.Л. Гаспарова. - Москва, 1977г.- 453 с.
52. Слабжанин, Н. Ю. Социальные технологии добровольческой деятельности/ Н. Ю. Слабжанин // Социальная работа. - 2008. - № 4.- С. 28¬32.
53. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию : учебное пособие для высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. - Москва: Академия, 2003. - С. 92
54. Словарь русского языка : в 4-х т. Т.2. - Москва: Русский язык, 1983.- С. 457.
55. Словарь-справочник по педагогике / Авт-сост. В. А. Мирежиков; Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. - Москва : ТЦ Сфера, 2004. - 448с.
56. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. - Москва: Республика, 1995. - С.71.
57. Соловьев, В. Оправдание добра. / В.Соловьёв - М.: Академический Проект, 2010.- 230 с.
58. Таборидзе, М. Д. Эстетическое воспитание школьников : вопросы теории и методики / М. Д. Таборидзе. - М.: Педагогика, 1988. - 104с.
59. Федосеева, О. Ю. Сущностные характеристики духовно-нравственного воспитания младших школьников / О.Ю. Федосеева // Молодой ученый. - 2014. - №19. - С. 619-622
60. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования. - URL:
http://schoolguide.ru/files/prikaz n373.rtf./(дата обращения 01.11.2020)
61. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой / Л. Б. Фесюкова. - М.: Фолио АСТ, 2000. - 464 с.
62. Филонов, Т. Н. Воспитательный процесс : методология и специфика исследования / Т. Н.Филонов // Педагогика. - 2000. - № 9.
63. Философский словарь .-URL:https://gufo.me/(дата обращения 01.11.2020)
64. Фоминых, М. В. Актуальность использования технологии игрового моделирования в ходе развития педагогических способностей будущих учителей / М. В. Фоминых // Молодой ученый. - 2009. - №10. - С. 379-385.
65. Харламов, И. Ф. Этические беседы с учащимися : учеб. пособие / И. Ф. Харламов. - Москва, 1989. - 38 с.
66. Шилова, М. И. Изучение воспитанности школьников / М. И. Шилова. - Москва : Педагогика,1982. - 104с.
67. Шилова, М. И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе / М. И. Шилова.- Москва : Флинта, 2014. -218с.
68. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
69. Щуркова, Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н. Е. Щуркова. - Москва, 1993. - С.37.
70. Щуркова, Н. Е. Нравственное воспитание школьников / Н. Е. Щуркова // Воспитание школьников. - 1990. - № 1. - С. 13-16.
71. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология. - Москва:
Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.иРЕ:
http://pedlib.rU/Books/5/0497/5_0497-11.shtml#book_page_to / (дата
обращения 14.11.2020)
72. Щуркова, Н. Е. Программа воспитания школьника : учеб.пособие / Н. Е. Щуркова. - Москва: Пед. общество, 2009. - 48 с.
73. Эльконин, Д. Б. Психология игры . - Москва, 1978.- 118 с.
74. Официальный сайт ЧОУ «Православная гимназия во имя святого благоверного великого князя Александра Невского № 11» г. Нижний Тагил.- URL:https://гимназия-нт.рф/(дата обращения 16.11.2020)
75. Эльконинова Л.И. О единице сюжетно-ролевой игры / Л.И. Эльконинова // Вопросы психологии. —2004. -№1. -с.68
76. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов : монография / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. -317с.