ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИМ ЗРЕНИЯ 7
1.1. Особенности чтения у нормотипичных обучающихся 7
1.2. Особенности высших психических функций у обучающихся с
нарушением зрения 14
1.3. Особенности чтения у слабовидящих обучающихся 25
1.4. Обзор методов и способов формирования понимания
литературного текста учащимися младших классов с нарушением зрения 30
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 33
2.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
младшего школьного возраста с нарушениями зрения 33
2.2. Обзор методического материала и сравнительный анализ данных
об овладении техникой чтения нормативно видящими и слабовидящими обучающимися 41
2.3. Проект констатирующего эксперимента 50
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ ОБУЧАЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 52
3.1. Планирование деятельности по обучению чтению младших
школьников, имеющих нарушения зрения 52
3.2. Развитие внимания 54
3.3. Развитие памяти 55
3.4. Развитие операций анализа и синтеза 57
3.5. Расширение словарного запаса 58
3.6. Развитие воображения 60
3.7. Развитие понимания читаемого 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 125
ПРИЛОЖЕНИЕ 17 127
ПРИЛОЖЕНИЕ 18 129
ПРИЛОЖЕНИЕ 19 131
ПРИЛОЖЕНИЕ 20 143
История специальной педагогики отмечена неоднократными изменениями ценностной направленности культуры и изменениями отношения общества и государства к людям с ограниченными возможностями здоровья. Этот путь идет от получения права на жизнь к возникновению институтов государственной системы социальной помощи, а после и к признанию равноправия и стремлению предоставить равные возможности социального развития «особым» людям [61, 62].
Современное законодательство в сфере образования направлено на открытость системы образования, ее стремление предоставить родителям учащихся с ограниченными возможностями здоровья максимальную информацию об образовательном процессе, чтобы те, кто, как клиенты качественных образовательных услуг, могли его контролировать и, прежде всего, помочь своему ребенку. Овладение философией мира без преград, проведение политики социальной интеграции, новое понимание правового положения ребенка с особыми потребностями и его родителей привели к эволюции системы специального образования [61, 62].
На сегодняшний день, в соответствии с Федеральным законом 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.20012 года, приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 принят Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В этом нормативном документе имеется отдельный раздел, касающийся области образования слепых и слабовидящих обучающихся с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей: Приложение 3 «Требования к АООП НОО для слепых обучающихся», Приложение 4 «Требования к АООП НОО для слабовидящих обучающихся». Данные разделы включают в себя разделы обучения чтению, а также к результатам освоения образовательной программы в области Литературного чтения [84].
Противоречие в сфере обучения слепых и слабовидящих заключается в том, что, с одной стороны, государство гарантирует качественное обучение слепых и слабовидящих учащихся, а с другой стороны, тифлопедагоги в основном используют традиционные методы обучения: словесные,
наглядные и т.д. Эти методы являются производными от классической педагогики, плохо адаптированы для незрячих и слабовидящих учащихся и не могут в полной мере гарантировать достижение результатов, предусмотренных ФГОС.
Анализ литературы по проблеме чтения для учащихся с нарушениями зрения, а также крайне ограниченная доступность методической литературы по устранению трудностей чтения у этой категории учащихся, показал, что до настоящего времени изучены лишь отдельные аспекты этой проблемы. В то же время такие ученые как Л. С. Выготский, Т. А. Дорофеева, С. П. Синьова говорят о полисенсорности подхода, при работе со слепыми и слабовидящими обучающимися.
Таким образом, можно сделать вывод, что требования, предъявляемые ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ делают актуальным исследование, разработку и применение новых специальных методических приемов и технических средств, направленных на повышение скорости и устранение затруднений чтения у обучающихся начальных классов с нарушением зрения.
Цель - изучить процесс обучения чтению на уровне начального образования в условиях нормального развития и его особенности при работе со слабовидящими обучающимися в процессе изучения мифологии
Объект - понимание читаемого текста обучающимися на уровне начального образования, имеющими нарушения зрения.
Предмет - изучить процесс понимания литературного текста обучающимися начальной школы с нарушением зрения в процессе изучения мифологии.
Задачи:
1. Изучить литературу и нормативные документы по заявленной теме.
2. Изучить особенности психолого-педагогической характеристики обучающихся начальной школы с нарушением зрения.
3. Ознакомиться с методологическими и теоретическими основами процесса обучения чтению в условиях нормального развития и при работе со слепыми и слабовидящими обучающимися.
4. Изучить особенности планирования деятельности тифлопедагога по обучению чтению младших школьников, имеющих нарушения зрения.
5. Составить методический материал, направленный на эффективное освоение техники чтения младшими школьниками, имеющими нарушения зрения.
Нарушения зрительного анализатора в той или иной степени оказывают непосредственное влияние на формирование речи, и в особенности развитие такой её опосредованной системы как чтение. Для решения проблем подобного рода в федеральном стандарте для организаций, нацеленных на обучение слепых и слабовидящих, вводится отдельный пункт, в котором говорится о необходимости обучения технике чтения и пониманию текста. Четкое планирование коррекционной работы в соответствии с требованиями образовательного стандарта и нормами СанПиН способствует освоению материала обучающимися с нарушением зрения на необходимом уровне.
Наличие образовательных организаций для слепых и слабовидящих и прописанные для них стандарты обучения очень важно знать, поскольку они нацеливают педагога на достижение определенных результатов.
Научно-методические источники, посвященные обучению литературному чтению слепых и слабовидящих обучающихся, скудны и посвящены отдельным аспектам интересующего нас процесса. Это обусловило необходимость комплексного исследования особенностей формирования навыка чтения, классификации трудностей и разработки методических приёмов и средств, способствующих оптимизации обучения обучающихся начальных классов с нарушениями зрения.
Изучая статистические данные, мы пришли к выводу, что овладение процессом чтения вызывает трудности не только у слабовидящих, но и у нормально видящих обучающихся. По данным советских и зарубежных исследователей до 40 % зрячих учащихся испытывают значительные трудности при обучении чтению.
Чтобы преодолеть подобные нарушения разработано множество методик, однако обучение чтению слепых и слабовидящих требует применения адаптированных методик, учитывающих структуру дефекта и возраст обучающихся.
При разработке специальной методики для обучающихся с нарушениями зрения необходимо учитывать, что процесс компенсации дефекта зрительной системы можно назвать не просто вариантом замещения поврежденных функций сохранными, а формированием новых связей и взаимоотношений между различными системами и структурами, что позволяет обучающемуся воспринимать и анализировать поступающую информацию с последующим отражением во внешний мир, на таком уровне, чтобы вести самостоятельную деятельность в соответствии с условиями жизни и деятельности, социальными и моральными требованиями.
В работе Н. А. Крыловой предлагается тщательно проработанная методика по формированию понимания литературного текста обучающимися младших классов с применением комплексного подхода. На основе этой методики построена методика Ю. В. Просековой, усовершенствованная для обучающихся, имеющих сопутствующие нарушения развития, помимо нарушения зрения. Результаты их исследований и применения методик доказывают, что обучающиеся с нарушением зрения способны осваивать технику чтения и понимание текста на одном уровне со зрячими обучающимися. Это подтверждает необходимость проведения соответствующей коррекционной работы и внедрения повсеместного использования подобных методик для более эффективного результата.
На основе изученного материала были подобраны соответствующие методики, направленные на развитие каждого из компонентов чтения:
- внимание;
- объем памяти;
- операции анализа и синтеза;
- объем словарного запаса;
- воображение;
- понимание.
По имеющимся результатам применения некоторых из приведенных методик другими педагогами можно предположить, что они будут достаточно эффективны и для обучающихся с нарушениями зрения.
В заключение можно выдвинуть предположение о том, что подобранные методики окажут положительное влияние на литературное развитие обучающихся с нарушениями зрения, однако работа по данному направлению требует эмпирического подтверждения, а потому должна продолжаться.
1. Айдарова Л. И. Развитие ребенка в процессе обучения. М., 1987. 148 с.
2. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. М., 2004. 316 с.
3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. / М., 1980. Т. 2. 287 с.
4. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной
деятельности. М., 1979. 454 с.
5. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 424 с.
6. Белецкая В. И., Громова З. П., Егорова Т. И. Школьная гигиена. М., 1983. 160 с.
7. Белоусова Н. Работа над совершенствованием техники чтения
слабовидящих обучающихся начальных классов. URL:
https: //www. maam.ru/detskij sad/rabota-nad- sovershenstvovaniem-tehniki- chtenij a-slabovidj aschih-obuchayuschihsj a-nachalnyh-klasov.html (дата
обращения: 17.04.2021).
8. Бершадская Н. Р., Халимова В. З. Литературное творчество учащихся в школе. М., 1986. 176 с.
9. Билинкис Я. С. Русская классика и изучение литературы в школе. М., 1986. 207 с.
10. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. М., 1988. 128 с.
11. Браже Т. Г. Искусство анализа художественного произведения. М., 1971. 240 с.
12. Бранский В. П. Искусство и философия : роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград, 2000. 704 с.
13. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. М., 2010.
360 с.
14. Ванюхина Г. А. Секреты-советы связной речи. Новоуральск, 2005. 68 с.
15. Власова Т. В. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973. 175 с.
16. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: Логические схемы. М., 2003. 256 с.
...