ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРА 7
1.1 Анализ литературы по проблеме развития эстетического отношения к
природе у детей среднего дошкольного возраста 7
1.2. Психолого - педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста 12
1.3 Фольклор, как средство развития эстетического отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста 18
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРА 25
2.1. Диагностика развития начального уровня эстетического отношения к природе на материале фольклора у детей среднего дошкольного возраста 25
2.2 Содержание работы по развитию эстетического отношения к природе у
детей среднего дошкольного возраста на материале
фольклора 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
Актуальность исследования. В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания, как важнейшему средству формирования отношения к окружающей действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Эстетическое воспитание - значительная составляющая гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста. Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека. Эстетическое воспитание тесто связано со всеми сторонами развития ребенка, позволяет ему оценить окружающую действительность, выделять прекрасное в окружающем нас мире, влияет на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, которое служит основой познания мира [8, с. 53]. Оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных этических понятий и оценок.
Задачи эстетического развития отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) в образовательной области «Художественно - эстетическое развитие». Художественно - эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы; фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.) [58 ].
Одним из средств развития эстетического отношения к природе является фольклор. В наше время приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус. Для нашего исследования важен педагогический потенциал народного фольклора, который позволяет успешно развивать эстетическое отношение к природе у детей среднего дошкольного возраста. Значимость данной проблемы для решения вопроса развития эстетического отношения к природе у детей дошкольного возраста определило выбор темы исследования: «Развитие у детей среднего дошкольного возраста эстетического отношения к природе на материале фольклора».
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс занятий, направленный на развитие эстетического отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития эстетического отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по развитию
эстетического отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основании анализа психолого - педагогической литературы раскрыть основные понятия исследования;
2. Выявить особенности развития у детей среднего дошкольного возраста эстетического отношения к природе на материале фольклора;
3. Раскрыть возможности влияния фольклора на развитие эстетического отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста;
4. Провести диагностику по определению исходного уровня развития эстетического отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста;
5. Разработать комплекс мероприятий направленный на развитие эстетического отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста на материале фольклора.
Теоретическую основу данной работы составили:
работы, направленные на эстетическое воспитание дошкольников: Ветлугиной Н.А., Вакуленко Ю.А., Есаян Т.С., Никитиной Э.В., Флериной Е.А. и др.; исследования, посвященные развитию эстетического отношения к природе у дошкольников: Адаскиной А.А., Ветлугиной Н.А., Саморуковой П.Г., Смольянинова И.Ф; исследования, направленные на развитие эстетического отношения к природе средствами фольклора: К. Д. Ушинского, Е. А. Покровского, П. В. Шейна, Л.Н. Павловой, Г.С. Виноградова, И. П. Сахарова, В. И. Даля, И. А. Худякова, Д. Н. Садовникова; особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в частности природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Шлегер, В.Шмидт, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева)
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный комплекс занятий направленный на развитие эстетического отношения к природе, включает эффективные методические приемы. Определена последовательность и содержание работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами фольклора, что позволяет целенаправленно и продуктивно осуществлять процесс развития эстетического отношения к природе и дает возможность широко использовать этот комплекс воспитателями детских садов и педагогами в дополнительном образовании.
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение № 8 детский сад «Березка» п. Троицкий. В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте 4-5 лет.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложения.
Теоретический анализ литературы и результаты исследования подтвердили актуальность выбранной темы. Развитие эстетического отношения к природе в настоящее время является одним из важных аспектов дошкольной педагогики, поскольку очень важно научить детей бережно и с любовью относиться к природе.
В ходе исследования были решены поставленные задачи.
1. Рассмотрев в теоретической части работы о сущности понятия «эстетическое отношение», мы пришли к выводу, что «эстетическое отношение ребенка дошкольного возраста к природе —это эмоционально - деятельностная связь с миром, проявляющаяся в деятельности, в характере взаимодействия с природой и людьми» (В.А. Сухомлинский).[51 c.92] Эстетическое отношение к природе формируется в результате целенаправленного общения человека с природой, в ходе которого он выделяет ее свойства и качества, вызывающие его интерес, стремление любоваться объектами природы.
Компонентами процесса развития эстетического отношения к природе выступают: восприятие красоты природы, эмоциональное сопереживание природе, ответственное поведение в окружающем мире природы.
2. Средний дошкольный возраст — благоприятный период для развития у детей эстетического отношения к природе. В этом возрасте безгранична возможность расширять и уточнять представления детей о природе. Дети в этом возрасте учатся наблюдать, развивают любознательность, у них формируются экологические знания о сезонных явлениях природы. Происходит знакомство детей с многообразием родной природы, с растениями и животными различных климатических зон. Формируются представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
3. Раскрыты возможности фольклора в развитии эстетического отношения к природе у детей. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что фольклор является одним из основных средств, помогающих педагогу в реализации этих задач. Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка - это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Большинство жанров малых форм - это ключ к познанию окружающей среды. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие - это уже любовь к природе.
4. Ранее проведенный анализ литературы по заявленной теме позволил нам, опираясь на методику Н.Г. Куприной провести диагностику на определение уровня развития эстетического отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста. Н.Г. Куприна выделяет три критерия: образно-содержательный, эмоционально-мотивационный и действенно-практический, их характеристику, а также уровни развития: высокий, средний и низкий[30].
Далее были подобраны диагностические задания для выявления исходного уровня развития эстетического отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста. (по методике Н.Г. Куприной) [30].
Мы выделили следующие показатели развития у детей эстетического отношения к природе:
- образно-содержательный - помогает выявить у детей видение красоты и гармонии мира природы;
- эмоционально-мотивационный - помогает выявить наличие у детей эмоциональной отзывчивости, сопереживания по отношению к природе, к ее явлениям и различным состояниям;
- действенно-практический - помогает выявить у детей бережное и заботливое отношения к природе.
Результат диагностического исследования исходного уровня развития эстетического отношения к природе был следующим: 20% - высокий
уровень, 30% - средний уровень, 50% - низкий уровень.
5. На основании проведенного диагностического исследования детей, а также с целью развития эстетического отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста нами был разработан комплекс мероприятий и занятий с использованием фольклора, направленный на развитие эстетического отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Фольклорные занятия проводились по определенному плану (приложение 1, таблица 8). С детьми разучивали заклички, припевки, загадки, народные песни, чтение сказок, которые позже применяли в повседневной жизни, а в конце каждого месяца с музыкальным руководителем проводились народные праздники. Фольклорные занятия соответствуют сезонам, основным датам земледельческого календаря, содержанию программы экологического образования. Занятия отличаются гибким строением, возможностью варьирования разных видов деятельности, что обусловлено эмоциональным состоянием, настроением, инициативностью детей группы.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный комплекс мероприятий направленный на развитие
эстетического отношения к природе, включает эффективные методические приемы. Определена последовательность и содержание работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами фольклора, что позволяет целенаправленно и продуктивно осуществлять процесс развития и дает возможность широко использовать этот комплекс воспитателями детских садов и педагогами в дополнительном образовании.
1. Адаскина А. А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности [Текст] / А. А. Адаскина // Вопросы психологии. -1999. -N 6. -С. 100-109.
2. Аникин В. П. Русское народное творчество [Текст] / В. П. Аникин — М.: Высш. шк., 2004. 733с.
3. Ашиков В. «Семицветик» - программа культурно - экологического образования дошкольников [Текст]/ В. Ашиков//Дошкольное воспитание.- 1998.- №2. - С.34
4. Баранова Э.А. Введение в детскую психологию. [Текст] - СПБ.: Речь, 2006. 176с.
5. Батурина Г. И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. [Текст] / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина.- М.: Школьная пресса, 2003. 142с.
6. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников [Текст] // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. С. 10 - 15
7. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. [Текст] - М.: Просвещение, 1972. 128с.
8. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание [Текст] / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Т.Г. Казакова / под ред. Н.А. Ветлугиной. — М.: Просвещение,2005. 270 с.
9. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] - М.: Просвещение, 1978. 111с.
10. Волосникова Т.В., Основы экологического воспитания дошкольников [Текст] / Т.В. Волосникова // Дошкольная педагогика. - 2005. - №6. - С. 16-17
11. Выготский Л.С Педагогическая психология [Текст] //М.: Издательский центр «Просвещение», 2005. 536с.
12. Вакуленко Ю. А. Воспитание любви к природе у дошкольников- экологические праздники, викторины, занятия и игры [Текст] /. Ю. А. Вакуленко. -Волгоград: Учитель, 2007.-98с.
13. Гончарова Е.В. Теория и методика педагогического исследования [Текст]: учеб.пособие./Е.В. Гончарова, И.С,Телегина. - Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2016. -220 с
14. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных [Текст]/Ч. Дарвин // Психология эмоций/ авт.-сост. В. К. Вилюнас. -СПб., 2004. -С.91-99
15. Дубовская Л.В. Маленькие граждане большой страны. [Текст] / составитель Дубовская Л.В. -Мозырь «Содействие» 2008г. 216с.
16. Забелин М Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. [Текст] Репринтное воспроизведение издания 1880 г. М., 1990. 625с.
17. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. [Текст] / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. 134с.
...