Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекционная работа над семантикой слова в лексиконе обучающегося в начальных классах с нарушением зрения

Работа №95254

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы144
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
131
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
нарушением зрения 7
1.2. Развитие лексической стороны речи в онтогенезе 11
1.3. Формирование лексической стороны речи у обучающихся в начальных
классах с нарушением зрения 17
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛЕКСИКОНА ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 21
2.1. Методики изучения процесса усвоения семантики слова у
обучающихся в начальных классах с нарушениями зрения 21
2.2. Диагностическая программа изучения процесса усвоения семантики
слова в лексиконе обучающихся в начальных классах с нарушением зрения 26
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКОНА У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 37
3.1. Анализ Адаптированной образовательной программы для
обучающихся в начальных классах с нарушением зрения 37
3.2. Методики развития лексикона у обучающихся начальных классов с
нарушением зрения 40
3.3. Проект коррекционной работы по развитию семантической стороны
слова в лексиконе обучающихся начальных классов с нарушением зрения. 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 129
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 131
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 135
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 141


Проблема изучения развития детей с нарушением зрения в течении многих лет представляет большой интерес для ученых. Эту проблему изучали такие ведущие ученые в области дефектологии, как Л. С. Выготский [16], А. Г. Литвак [41], Л. И. Плаксина [48], Л. И. Солнцева [51] и другие.
Патологии зрительной системы оказывают влияние на специфическое формирование всех высших психических функций, в том числе и речи. Формирование лексической стороны речи нарушается, что проявляется в ограничении словарного запаса, в сильном расхождении между объемом пассивного и активного словаря, в несформированности семантических полей и в неточностях употребления некоторых слов. Проблемой формирования лексического строя речи у детей со зрительной патологией занимались такие ученые, как Л. С. Волкова [12], А. Г. Литвак [38], Л. И. Плаксина [48]. В своих работах Л. С. Выготский [15] отметил, что нарушение одного из анализаторов приводит к недостаточному и своеобразному развитию речи, не соответствующему развитию речи в норме.
Е. Л. Тинькова в своих работах пишет: «Речь слепого и слабовидящего фактически не отличается от речи нормально видящих, так как имеет ту же семантическую и смысловую основу» [52, с. 134]. Несмотря на то, что у детей с нарушением зрения отсутствуют ограничения речевого общения, способствующие накоплению лексики, словарный запас у них все равно меньше, чем у их сверстников без патологии. Многие ученые в своих работах подчеркивают трудности актуализации словаря как одну из особенностей развития лексики детей с нарушением зрения. Работа по формированию лексического строя речи интенсивно проводится в дошкольных учреждениях, после чего продолжается на протяжении всего обучения ребенка в школе. Для обучающихся с нарушением зрения это играет важную роль.
Речь у детей является орудием познания мира, взаимодействия со сверстниками и адекватной адаптации в обществе, играет важнейшую роль в процессе формирования личности. Правильная речь - залог всестороннего и многогранного развития ребенка. Ведь чем богаче и ярче его речь, тем шире возможности ребенка в познании окружающего мира, в отношениях со сверстниками, со взрослыми, в развитии его личности. Именно поэтому в дошкольном и младшем школьном возрасте надо уделять большое внимание процессу развития речи, развитию лексической системы, предупреждая и исправляя нарушения.
Проблема формирования и развития лексического строя речи как у нормотипичных детей, так и у детей с патологией, весьма актуальна в настоящее время. Развитие лексического строя речи у детей со зрительной патологией является первоочередной задачей, так как если ребенок не овладевает словарем родного языка, то он не может в полной мере овладеть речью как средством общения и орудием мышления.
В современной тифлопедагогике и тифлопсихологии проблема формирования словаря у детей с нарушением зрения становится все более актуальной, поскольку зрительный дефект ведет к искаженному, формальному формированию представлений, что непосредственно сказывается на развитии словаря в частности, и на развитии личности слабовидящего в целом.
Таким образом, актуальность темы исследования состоит в необходимости разработки методов исследования и приемов коррекционной работы по развитию лексического строя речи обучающихся с нарушением зрения.
Цель исследования - на основе изучения особенностей лексической стороны речи у обучающихся с нарушением зрения разработать проект коррекционной работы по развитию семантической стороны слова в лексиконе обучающихся начальных классов с нарушением зрения.
Объект - лексикон обучающихся в начальных классах с нарушением зрения.
Предмет - содержание работы по формированию семантической стороны слова у обучающихся в начальных классах с нарушением зрения.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме речевого развития обучающихся в начальных классах с нарушением зрения.
2. Изучить психолого-педагогические особенности обучающихся в начальных классах с нарушением зрения.
3. Провести анализ АООП для обучающихся в начальных классах с нарушением зрения.
4. Провести анализ методик изучения словаря обучающихся с нарушением зрения.
5. Разработать проект коррекционной работы по развитию семантической стороны слова в лексиконе обучающихся начальных классов с нарушением зрения.
Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проделанной работы была реализована цель исследования - на основе изучения особенностей лексической стороны речи у обучающихся с нарушением зрения разработан проект коррекционной работы по развитию семантической стороны слова в лексиконе обучающихся начальных классов с нарушением зрения.
В ходе теоретического анализа литературных источников по проблеме речевого развития обучающихся в начальных классах с нарушением зрения было установлено следующее. Лексикой (словарным запасом) называют все слова современного русского языка как обозначение предметов, явлений. Выделяют активный и пассивный словарный запас. Активный - слова, используемые в устной речи и письме. Пассивный словарный запас включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении и на слух, но не использует их в своей устной речи и письме. Пассивный словарный запас шире активного словарного запаса в несколько раз.
Лексическая система ребенка формируется в раннем возрасте непосредственно в процессе взаимодействия со взрослыми. Речью дети с нарушением зрения овладевают медленнее, своеобразием в развитии являются нарушения словарно-семантического строя речи, появление вербализма, дефекты звукопроизношения, обеднение словарного запаса.
У детей с нарушением зрения отсутствуют ограничения непосредственного речевого общения со сверстниками и взрослыми, что положительным образом сказывается на развитии лексики. К среднему школьному возрасту словарный запас обучающегося с нарушением зрения достигает нормы, а в отдельных случаях даже превосходит ее.
В процессе изучения АООП начального образования детей с нарушением зрения рассмотрены цель и задачи программы, а также реализация работы по развитию лексической системы языка в предметной области «Русский язык»; рассмотрены методики изучения словаря у обучающихся в начальных классах, на основе которых была разработана диагностическая программа изучения лексикона младших школьников с нарушением зрения. Также изучены методики формирования лексики у младших школьников с нарушением зрения.
На основе теоретического анализа литературы, составленной методики диагностики и изученной методики формирования лексикона была составлена коррекционная программа по развитию семантической стороны слова в лексиконе обучающихся начальных классов с нарушением зрения. В ходе работы были определены цель, задача, принципы и методы построения работы, подобран диагностический и учебный материал, наглядность. На основе поставленной цели и выделенных задач было разработано календарно-тематическое планирование коррекционной работы в соответствии с учебным планом образовательной организации, разработан конспект урока, дидактические игры и упражнения, включающиеся в структуру основного урока педагога.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы была достигнута, задачи решены.


1. Аветисов Э. С. Охрана зрения детей. М., 1975. 873 с.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся. URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya- obshheobrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-dlya- slabovidyashhix-obuchayushhixsya (дата обращения: 12.10.2022).
3. Архангельский В. Н. Глазные болезни. М., 1963. 479 с.
4. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М., 2012. 190с.
5. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учебное пособие. М., 2006. 319 с.
6. Бабенко Л. Г. Лексикология русского языка. Екатеринбург, 2009. 126 с.
7. Базарный В. Ф. Зрение у детей. Новосибирск, 1991. 135 с.
8. Белецкая В. И. Охрана зрения слабовидящих школьников. М., 1982. 127 с.
9. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М., 2008. 113 с.
10. Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика : учебное пособие для вузов. М., 1990. 176 с.
11. Волкова Л. С Коррекция нарушения устной речи у детей с глубокими дефектами зрения : автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра пед. наук. М., 1983. 247 с.
12. Волкова Л. С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей : учебное пособие. Л., 1982. 68 с.
13. Волкова О. А. Навстречу незрячему. Центр реабилитации слепых. М., 1998. 39 с.
14. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6-ти т. / под ред.
А. М. Матюшкина. М., 1983. Т. 3. 368 с.
15. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999. 352 с.
16. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии. М., 1995. 654 с.
17. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. 265 с.
18. Глухов В. П. Основы психолингвистики : учебное пособие для студентов педвузов. М., 2005. 351 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ