Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №95250

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
186
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Развитие графических умений у детей как педагогическая проблема 6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития графических умений у
детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Возможности изобразительной деятельности в развитии графических
умений у детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 31
2.1. Диагностическое исследование начального уровня развития графических
умений у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Содержание работы по развитию графических умений у детей
старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55


Актуальность. В современном мире одним из основных средств передачи и хранения информации стали графические изображения. Графика, используя свойства зрительного восприятия и подчиняясь своим законам, общим для всех видов графических изображений (от художественного рисунка до всевозможных чертежей, схем, карт и т.п.), является своеобразным «языком» коммуникации. Современная программа уже на первом году обучения детей в школе предусматривает большой объем графической деятельности, предъявляя достаточно жесткие требования к скорости и качеству овладения детьми письменными навыками. Поэтому создание новых программ по развитию графических умений дошкольников и становится насущной необходимостью.
На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают трудности: рука быстро устает, рабочая линия теряется, не получается правильного написания букв; часто возникает «зеркальное» письмо; ребенок не различает понятия «левый», «правый», «лист», «страница», «линия», не вписывается в общую норму работы.
Эти трудности обусловлены слабостью тонких моторных навыков пальцев и недостаточным образованием навыков в визуально-двигательной координации, произвольном внимании, аналитическом восприятии, зрительной памяти. Все это негативно сказывается на усвоении первоклассниками школьной программы и требует организации специальных занятий в дошкольных образовательных учреждениях, целью которых является подготовка руки ребенка к систематическому письму, развитие элементарных графических навыков.
Одним из средств подготовки руки ребенка к письму являются занятия по изобразительной деятельности. Именно графическая деятельность является предпосылкой для развития графический умений и подготовки руки ребенка к дальнейшему письму.
На занятиях изобразительной деятельностью в детском саду решаются задачи развития графических умений детей, которое необходимо для успешного обучения в школе. В то же время существующие программы дошкольного обучения не могут обеспечить достаточный уровень графической подготовки ребенка к школе.
Указанное противоречие обозначило проблему исследования: каким образом развивать графические умения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс развития графических умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по развитию графических умений у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Цель работы: теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий по развитию графических умений у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание процесса развития графических умений у детей.
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития графических умений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности изобразительной деятельности в развитии графических умений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование начального уровня развития графических умений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Спроектировать содержание работы по развитию графических умений у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Методы исследования:
Теоретические - анализ психолого-педагогической и методической литературы, классификация, систематизация и обобщение теоретических данных;
Эмпирические: анализ продуктов деятельности детей, педагогическое проектирование, беседа, наблюдение; количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическая основа:
- основные положения теории развития графических умений рассмотрены в исследованиях Н.Г. Агарковой, О.В. Бачиной, Н.Ф. Коробовой, М.М. Безруких, Т.А. Воробьевой, С.Ю. Гариной и др.;
- методические пособия по развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности (Т.Н. Доронова «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей 6-7, 7 лет»; Т.С. Комарова «Развитие художественных способностей дошкольников»).
Практическая база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Жаворонок», расположенное по адресу: Свердловская область, Белоярский район, пгт. Верхнее Дуброво ул. Советская, 1 А. В исследовании приняли участие 20 детей подготовительной группы в возрасте 6 - 7 лет.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе теоретического обоснования и разработки комплекса занятий по развитию графических умений у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности были сделаны следующие выводы.
1. Процесс овладения графическими умениями является довольно трудоёмким для ребёнка, однако, впоследствии именно графический навык обуславливает становление письменной речи. А поскольку количество детей с нарушениями в письменной речи постоянно увеличивается, проблема развития и коррекции графических умений довольно актуальна. В ходе многочисленных упражнений по отработке и закреплению навыка он совершенствуется и достигает автоматизма.
2. Графические умения детей старшего дошкольного возраста недостаточны и для их развития были выбраны несколько направлений, в процессе реализации которых было отмечено улучшение уровня развития графических умений у старших дошкольников.
3. Для наиболее успешного процесса развития графических умений
были отобраны такие направления работы как: упражнения на развитие зрительно-пространственной координации при копировании контуров предметов; упражнения на развитие пространственно-графической
ориентации.
4. Результаты проведенной диагностики свидетельствуют о необходимости оказания специальной помощи по развитию графических навыков, который является основополагающим элементом в овладении письменной речью.
5. Для наиболее успешного развития графических умений нами были отобраны вышеизложенные направления работы. Работа была построена с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития дошкольников.



1. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников // Начальная школа. - 1999. - №4. - С. 36-39
2. Антонова А.В. Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи: Методическое пособие. - М.: ЮВАО, 2008. - 80с.
3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ACT Астрель, 2006. - 319 с.
4. Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво. - М.: Дидакт, 2013. - 80 с.
5. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму: Методическое пособие к прописям. - М.: Просвещение, 2002. - 30 с.
6. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.
7. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду: Книга для воспитателя детского. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
8. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика:
Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.:
Академический проект, 2005. - 237 с.
9. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов. 5-е издание, переработанное и дополненное. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 703 с.
10. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Эксмо, 2006. - 1136 с.
11. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: Методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 240 с.
12. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. - М.: Гном и Д, 2005. - 40 с.
13. Гаганова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю мелкую моторику - СПб.: Питер, 2012. - 144 с.
14. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста. - М.: Знание, 2007. - 450 с.
15. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 1999. - 220 с.
16. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму: Формирование
графических навыков письма. - СПб.: Питер, 2002. - 264 с.
17. Гусарова И.Л. Аппликация в детском саду: Учеб. пособие для уч. пед. училищ - М.: Просвещение, 1968. - 64 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ