ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Развитие графических умений у детей как педагогическая проблема 6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития графических умений у
детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Возможности изобразительной деятельности в развитии графических
умений у детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 31
2.1. Диагностическое исследование начального уровня развития графических
умений у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Содержание работы по развитию графических умений у детей
старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55
Актуальность. В современном мире одним из основных средств передачи и хранения информации стали графические изображения. Графика, используя свойства зрительного восприятия и подчиняясь своим законам, общим для всех видов графических изображений (от художественного рисунка до всевозможных чертежей, схем, карт и т.п.), является своеобразным «языком» коммуникации. Современная программа уже на первом году обучения детей в школе предусматривает большой объем графической деятельности, предъявляя достаточно жесткие требования к скорости и качеству овладения детьми письменными навыками. Поэтому создание новых программ по развитию графических умений дошкольников и становится насущной необходимостью.
На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают трудности: рука быстро устает, рабочая линия теряется, не получается правильного написания букв; часто возникает «зеркальное» письмо; ребенок не различает понятия «левый», «правый», «лист», «страница», «линия», не вписывается в общую норму работы.
Эти трудности обусловлены слабостью тонких моторных навыков пальцев и недостаточным образованием навыков в визуально-двигательной координации, произвольном внимании, аналитическом восприятии, зрительной памяти. Все это негативно сказывается на усвоении первоклассниками школьной программы и требует организации специальных занятий в дошкольных образовательных учреждениях, целью которых является подготовка руки ребенка к систематическому письму, развитие элементарных графических навыков.
Одним из средств подготовки руки ребенка к письму являются занятия по изобразительной деятельности. Именно графическая деятельность является предпосылкой для развития графический умений и подготовки руки ребенка к дальнейшему письму.
На занятиях изобразительной деятельностью в детском саду решаются задачи развития графических умений детей, которое необходимо для успешного обучения в школе. В то же время существующие программы дошкольного обучения не могут обеспечить достаточный уровень графической подготовки ребенка к школе.
Указанное противоречие обозначило проблему исследования: каким образом развивать графические умения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс развития графических умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по развитию графических умений у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Цель работы: теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий по развитию графических умений у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание процесса развития графических умений у детей.
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития графических умений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности изобразительной деятельности в развитии графических умений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование начального уровня развития графических умений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Спроектировать содержание работы по развитию графических умений у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Методы исследования:
Теоретические - анализ психолого-педагогической и методической литературы, классификация, систематизация и обобщение теоретических данных;
Эмпирические: анализ продуктов деятельности детей, педагогическое проектирование, беседа, наблюдение; количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическая основа:
- основные положения теории развития графических умений рассмотрены в исследованиях Н.Г. Агарковой, О.В. Бачиной, Н.Ф. Коробовой, М.М. Безруких, Т.А. Воробьевой, С.Ю. Гариной и др.;
- методические пособия по развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности (Т.Н. Доронова «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей 6-7, 7 лет»; Т.С. Комарова «Развитие художественных способностей дошкольников»).
Практическая база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Жаворонок», расположенное по адресу: Свердловская область, Белоярский район, пгт. Верхнее Дуброво ул. Советская, 1 А. В исследовании приняли участие 20 детей подготовительной группы в возрасте 6 - 7 лет.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
В процессе теоретического обоснования и разработки комплекса занятий по развитию графических умений у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности были сделаны следующие выводы.
1. Процесс овладения графическими умениями является довольно трудоёмким для ребёнка, однако, впоследствии именно графический навык обуславливает становление письменной речи. А поскольку количество детей с нарушениями в письменной речи постоянно увеличивается, проблема развития и коррекции графических умений довольно актуальна. В ходе многочисленных упражнений по отработке и закреплению навыка он совершенствуется и достигает автоматизма.
2. Графические умения детей старшего дошкольного возраста недостаточны и для их развития были выбраны несколько направлений, в процессе реализации которых было отмечено улучшение уровня развития графических умений у старших дошкольников.
3. Для наиболее успешного процесса развития графических умений
были отобраны такие направления работы как: упражнения на развитие зрительно-пространственной координации при копировании контуров предметов; упражнения на развитие пространственно-графической
ориентации.
4. Результаты проведенной диагностики свидетельствуют о необходимости оказания специальной помощи по развитию графических навыков, который является основополагающим элементом в овладении письменной речью.
5. Для наиболее успешного развития графических умений нами были отобраны вышеизложенные направления работы. Работа была построена с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития дошкольников.
1. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников // Начальная школа. - 1999. - №4. - С. 36-39
2. Антонова А.В. Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи: Методическое пособие. - М.: ЮВАО, 2008. - 80с.
3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ACT Астрель, 2006. - 319 с.
4. Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво. - М.: Дидакт, 2013. - 80 с.
5. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму: Методическое пособие к прописям. - М.: Просвещение, 2002. - 30 с.
6. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.
7. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду: Книга для воспитателя детского. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
8. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика:
Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.:
Академический проект, 2005. - 237 с.
9. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов. 5-е издание, переработанное и дополненное. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 703 с.
10. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Эксмо, 2006. - 1136 с.
11. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: Методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 240 с.
12. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. - М.: Гном и Д, 2005. - 40 с.
13. Гаганова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю мелкую моторику - СПб.: Питер, 2012. - 144 с.
14. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста. - М.: Знание, 2007. - 450 с.
15. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 1999. - 220 с.
16. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму: Формирование
графических навыков письма. - СПб.: Питер, 2002. - 264 с.
17. Гусарова И.Л. Аппликация в детском саду: Учеб. пособие для уч. пед. училищ - М.: Просвещение, 1968. - 64 с.
...