ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Анализ литературы по проблеме развития способности к
эстетической оценке современного искусства у младших школьников... 6
1.2 Особенности психолого-педагогического развития способности к
эстетической оценке современного искусства у детей младшего школьного возраста 11
1.3 Возможности внеурочной деятельности в развитии способности к
эстетической оценке современного искусства у детей младшего школьного возраста 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25
2.1 Диагностическое исследование исходного уровня развития
способности к эстетической оценке произведений современного искусства у младших школьников 25
2.2 Содержание работы по развитию способности к эстетической оценке произведений современного искусства у младших школьников
во внеурочной деятельности 36
Заключение 49
Список источников и литературы 52
Приложения 57
Младший школьный возраст - это базовый этап эстетического воспитания личности, пробелы в эстетическом воспитании, допущенные в этот период трудно восполнять в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Целостная картина мира складывается из всего комплекса взаимоотношений человека и действительности на основе художественно-эстетического мышления, вершиной которого является эмоционально-осознанное восприятие искусства. Восприимчивость младшего школьного возраста в формировании эстетической оценки обусловлена особенностями эмоциональной и мыслительной сфер личности ребёнка: высокой эмоциональной
отзывчивостью, гибкостью и свободой воображения, преобладанием наглядно-образного мышления, избирательностью восприятия.
Особенностями развития у детей эстетической оценки искусства занимались педагоги (Е.И. Тихеева, Р.А. Орлова, А.В. Суровцева и др.) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С.Т. Шацкий, П.П. Блонский и др.). Проблема развития эстетического воспитания не только в теоретическом, но и в практическом плане активно разрабатывалась учеными-практиками (В.Н. Шацкая, Н.Н. Долманова, Л.П. Печко, Б.Т. Лихачёв, Е.М. Торшилова и др.).
Особенность искусства заключается в том, что в нём сконцентрирован творческий опыт человечества, его духовное богатство. Произведения искусства, обладая специфическими возможностями передачи художественных образов, раскрывают богатство человеческих чувств и их оттенков, отражают многогранность эмоционально-психологических состояний, вводят в духовный мир автора, создавая тем самым многоликий образ внешнего мира, видение прекрасного. Опираясь на позиции ученых, можно сказать, что они определяют искусство как духовно-ценностное явление (Г.А. Брандт, Е.В. Волкова, А.Ф. Еремеев, Р.П. Шульга), а эстетическую оценку как результат активного взаимодействия произведения искусства и воспринимающего (М.С. Каган, Л.Н. Столович). Однако, несмотря на значимость эстетической оценки в процессе ценностно¬смыслового восприятия искусства, ее развитие осуществляется не в полной мере. Недостаточно разработано содержание педагогической работы по развитию эстетической оценки у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития способности к эстетической оценке произведений искусства.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленных на развитие у младших школьников способности к эстетической оценке произведений современного искусства.
Цель работы: теоретически обосновать и представить комплекс мероприятий, направленных на развитие у младших школьников способности к эстетической оценке произведений современного искусства.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по проблеме развития способности к эстетической оценке современного искусства у младших школьников.
2. Изучить особенности психолого-педагогического развития способности к эстетической оценке современного искусства у детей младшего школьного возраста.
3. Охарактеризовать возможности внеурочной деятельности в развитии способности к эстетической оценке современного искусства у детей младшего школьного возраста
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня развития способности к эстетической оценке произведений современного искусства у младших школьников.
5. Предложить комплекс мероприятий по развитию способности к эстетической оценке произведений современного искусства у младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования: методы теоретического анализа (философской, психологической, педагогической и методической литературы); методы научно-педагогического исследования, наблюдение.
Практическая значимость исследования: разработанный комплекс мероприятий может быть использован у младших школьников в развитии способности к эстетической оценке произведений современного искусства.
Теоретическая значимость исследования: данное исследование может быть использовано в занятиях в системе дополнительного
образования а также в общеобразовательных школах для развития у младших школьников способности к эстетической оценке произведений современного искусства.
Изучив литературу по проблеме развития способности эстетической оценки современного искусства детьми младшего школьного возраста, пришли к выводу, что оценка является результатом сложного процесса восприятия реалии. Эстетическая оценка - определение степени эстетической значимости художественного произведения, которая возникает в процессе коммуникации с произведением искусства и выражается в умении чувствовать, понимать и ценить красоту в эстетических суждениях; испытывать потребность в общении с произведениями искусства. Эстетическая оценка ребенка младшего школьного возраста позволяет увидеть ему красоту объекта, его эстетическую ценность и через суждение выразить свое отношение к реальности и искусству.
Эстетическая оценка - определение степени эстетической значимости художественного произведения, которая возникает в процессе общения с произведениями искусства и выражается в умении чувствовать, понимать и ценить красоту в эстетических суждениях; чувствовать потребность в общении с произведениями искусства. В развитии эстетической оценки в начальной школе у детей можно отметить следующие основные характерные особенности: преобладание эмоциональных и чувственных форм в общении с искусством; схематичность детского восприятия; критерий правдивости, который выражается в стремлении детей к прямому сходству искусства с жизнью; ярко выраженная потребность говорить о своих художественных впечатлениях; при восприятии произведений искусства несомненной ценностью является другой человек и т.д. Эстетическая оценка детей младшего школьного возраста характеризуется осмысленностью, логичностью, комплексностью, чувственной эмоциональной глубиной.
Основные виды внеурочной деятельности с детьми по эстетическому воспитанию это: проведение факультативных занятий, сеть литературно - творческих кружков, посещение театров и музеев, а также организация 49
лекций и натурных занятий по живописи, скульптуре, рисунку. Главное условие при организации внеурочной работы по развитию эстетической оценки современного искусства это учет возрастных особенностей младших школьников. Это обусловливает продуктивность усвоения знаний и умений в процессе деятельности, требующей этих умений; опору на эмоциональное восприятие, переживание благодаря активизации деятельности, как левого, так и правого полушария мозга. В процессе осуществления внеурочной деятельности могут достигаться различные цели в комплексе: воспитательные, познавательные, развивающие и обучающие. От выбора формы внеурочной работы, от организации данной формы и ее содержания зависит, какая цель будет превалировать в каждом отдельном случае.
Исходя из результатов проведенного исследования, пришли к выводу о том, что уровень эстетической оценки у младших школьников, которые принимали участие в данном исследовании, находится на достаточно низком уровне развития. У большого количества испытуемых младших школьников в ходе эксперимента наблюдалось неустойчивое отношение к объектам окружающей среды и произведениям современного искусства. В процессе выполнения заданий ребята допускали некоторые ошибки. Из этого следует, что необходимо провести некоторую работу по развитию способности к эстетической оценке произведений современного искусства у младших школьников во внеурочной деятельности. В данном случае целесообразно это будет сделать с использованием произведений современного искусства.
Искусство - это хороший инструмент для развития способности к эстетической оценке у учащихся начальных классов. Во время восприятия предметов искусства дети могут сформировать правильный эстетический вкус, появляются новые эмоции и ощущения, не характерные для личности младшего школьника, развиваются психические процессы и восприятие. И все это приводит к интенсификации творческой активности личности младшего школьника. С помощью проведения занятий во внеурочной деятельности с использованием произведений современного искусства учитель сможет развить истинные эстетические качества человека: вкус, умение ценить, понимать и создавать красоту. Однако на практике мы сталкиваемся с тем, что учителя недостаточно используют произведения искусства для развития способности к эстетической оценке у младшего школьника, уделяя больше времени и усилий развитию практических навыков. Это неприемлемо, потому что без акцента на истинные духовные и художественные ценности эстетическое воспитание и развитие личности будут неполными. Осуществляя полное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает его личностное развитие в будущем, которое будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. Одним из интересных видов творческой внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста является рисование. На основе использования некоторых современных технологий была разработана модель программы, направленной на развитие способности к с эстетической оценки произведений современного искусства у младшего школьника в процессе внеурочной деятельности, предполагающая не только обновление содержания, форм и методов работы с детьми, но и развитие профессиональной компетентности педагогов, и повышение психолого¬педагогической культуры родителей.