Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СПОСОБНОСТИ К ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙСОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №95241

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
151
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Анализ литературы по проблеме развития способности к
эстетической оценке современного искусства у младших школьников... 6
1.2 Особенности психолого-педагогического развития способности к
эстетической оценке современного искусства у детей младшего школьного возраста 11
1.3 Возможности внеурочной деятельности в развитии способности к
эстетической оценке современного искусства у детей младшего школьного возраста 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25
2.1 Диагностическое исследование исходного уровня развития
способности к эстетической оценке произведений современного искусства у младших школьников 25
2.2 Содержание работы по развитию способности к эстетической оценке произведений современного искусства у младших школьников
во внеурочной деятельности 36
Заключение 49
Список источников и литературы 52
Приложения 57


Младший школьный возраст - это базовый этап эстетического воспитания личности, пробелы в эстетическом воспитании, допущенные в этот период трудно восполнять в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Целостная картина мира складывается из всего комплекса взаимоотношений человека и действительности на основе художественно-эстетического мышления, вершиной которого является эмоционально-осознанное восприятие искусства. Восприимчивость младшего школьного возраста в формировании эстетической оценки обусловлена особенностями эмоциональной и мыслительной сфер личности ребёнка: высокой эмоциональной
отзывчивостью, гибкостью и свободой воображения, преобладанием наглядно-образного мышления, избирательностью восприятия.
Особенностями развития у детей эстетической оценки искусства занимались педагоги (Е.И. Тихеева, Р.А. Орлова, А.В. Суровцева и др.) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С.Т. Шацкий, П.П. Блонский и др.). Проблема развития эстетического воспитания не только в теоретическом, но и в практическом плане активно разрабатывалась учеными-практиками (В.Н. Шацкая, Н.Н. Долманова, Л.П. Печко, Б.Т. Лихачёв, Е.М. Торшилова и др.).
Особенность искусства заключается в том, что в нём сконцентрирован творческий опыт человечества, его духовное богатство. Произведения искусства, обладая специфическими возможностями передачи художественных образов, раскрывают богатство человеческих чувств и их оттенков, отражают многогранность эмоционально-психологических состояний, вводят в духовный мир автора, создавая тем самым многоликий образ внешнего мира, видение прекрасного. Опираясь на позиции ученых, можно сказать, что они определяют искусство как духовно-ценностное явление (Г.А. Брандт, Е.В. Волкова, А.Ф. Еремеев, Р.П. Шульга), а эстетическую оценку как результат активного взаимодействия произведения искусства и воспринимающего (М.С. Каган, Л.Н. Столович). Однако, несмотря на значимость эстетической оценки в процессе ценностно¬смыслового восприятия искусства, ее развитие осуществляется не в полной мере. Недостаточно разработано содержание педагогической работы по развитию эстетической оценки у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития способности к эстетической оценке произведений искусства.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленных на развитие у младших школьников способности к эстетической оценке произведений современного искусства.
Цель работы: теоретически обосновать и представить комплекс мероприятий, направленных на развитие у младших школьников способности к эстетической оценке произведений современного искусства.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по проблеме развития способности к эстетической оценке современного искусства у младших школьников.
2. Изучить особенности психолого-педагогического развития способности к эстетической оценке современного искусства у детей младшего школьного возраста.
3. Охарактеризовать возможности внеурочной деятельности в развитии способности к эстетической оценке современного искусства у детей младшего школьного возраста
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня развития способности к эстетической оценке произведений современного искусства у младших школьников.
5. Предложить комплекс мероприятий по развитию способности к эстетической оценке произведений современного искусства у младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования: методы теоретического анализа (философской, психологической, педагогической и методической литературы); методы научно-педагогического исследования, наблюдение.
Практическая значимость исследования: разработанный комплекс мероприятий может быть использован у младших школьников в развитии способности к эстетической оценке произведений современного искусства.
Теоретическая значимость исследования: данное исследование может быть использовано в занятиях в системе дополнительного
образования а также в общеобразовательных школах для развития у младших школьников способности к эстетической оценке произведений современного искусства.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив литературу по проблеме развития способности эстетической оценки современного искусства детьми младшего школьного возраста, пришли к выводу, что оценка является результатом сложного процесса восприятия реалии. Эстетическая оценка - определение степени эстетической значимости художественного произведения, которая возникает в процессе коммуникации с произведением искусства и выражается в умении чувствовать, понимать и ценить красоту в эстетических суждениях; испытывать потребность в общении с произведениями искусства. Эстетическая оценка ребенка младшего школьного возраста позволяет увидеть ему красоту объекта, его эстетическую ценность и через суждение выразить свое отношение к реальности и искусству.
Эстетическая оценка - определение степени эстетической значимости художественного произведения, которая возникает в процессе общения с произведениями искусства и выражается в умении чувствовать, понимать и ценить красоту в эстетических суждениях; чувствовать потребность в общении с произведениями искусства. В развитии эстетической оценки в начальной школе у детей можно отметить следующие основные характерные особенности: преобладание эмоциональных и чувственных форм в общении с искусством; схематичность детского восприятия; критерий правдивости, который выражается в стремлении детей к прямому сходству искусства с жизнью; ярко выраженная потребность говорить о своих художественных впечатлениях; при восприятии произведений искусства несомненной ценностью является другой человек и т.д. Эстетическая оценка детей младшего школьного возраста характеризуется осмысленностью, логичностью, комплексностью, чувственной эмоциональной глубиной.
Основные виды внеурочной деятельности с детьми по эстетическому воспитанию это: проведение факультативных занятий, сеть литературно - творческих кружков, посещение театров и музеев, а также организация 49
лекций и натурных занятий по живописи, скульптуре, рисунку. Главное условие при организации внеурочной работы по развитию эстетической оценки современного искусства это учет возрастных особенностей младших школьников. Это обусловливает продуктивность усвоения знаний и умений в процессе деятельности, требующей этих умений; опору на эмоциональное восприятие, переживание благодаря активизации деятельности, как левого, так и правого полушария мозга. В процессе осуществления внеурочной деятельности могут достигаться различные цели в комплексе: воспитательные, познавательные, развивающие и обучающие. От выбора формы внеурочной работы, от организации данной формы и ее содержания зависит, какая цель будет превалировать в каждом отдельном случае.
Исходя из результатов проведенного исследования, пришли к выводу о том, что уровень эстетической оценки у младших школьников, которые принимали участие в данном исследовании, находится на достаточно низком уровне развития. У большого количества испытуемых младших школьников в ходе эксперимента наблюдалось неустойчивое отношение к объектам окружающей среды и произведениям современного искусства. В процессе выполнения заданий ребята допускали некоторые ошибки. Из этого следует, что необходимо провести некоторую работу по развитию способности к эстетической оценке произведений современного искусства у младших школьников во внеурочной деятельности. В данном случае целесообразно это будет сделать с использованием произведений современного искусства.
Искусство - это хороший инструмент для развития способности к эстетической оценке у учащихся начальных классов. Во время восприятия предметов искусства дети могут сформировать правильный эстетический вкус, появляются новые эмоции и ощущения, не характерные для личности младшего школьника, развиваются психические процессы и восприятие. И все это приводит к интенсификации творческой активности личности младшего школьника. С помощью проведения занятий во внеурочной деятельности с использованием произведений современного искусства учитель сможет развить истинные эстетические качества человека: вкус, умение ценить, понимать и создавать красоту. Однако на практике мы сталкиваемся с тем, что учителя недостаточно используют произведения искусства для развития способности к эстетической оценке у младшего школьника, уделяя больше времени и усилий развитию практических навыков. Это неприемлемо, потому что без акцента на истинные духовные и художественные ценности эстетическое воспитание и развитие личности будут неполными. Осуществляя полное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает его личностное развитие в будущем, которое будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. Одним из интересных видов творческой внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста является рисование. На основе использования некоторых современных технологий была разработана модель программы, направленной на развитие способности к с эстетической оценки произведений современного искусства у младшего школьника в процессе внеурочной деятельности, предполагающая не только обновление содержания, форм и методов работы с детьми, но и развитие профессиональной компетентности педагогов, и повышение психолого¬педагогической культуры родителей.



1. Арапова, С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического [Текст] / С.В. Арапова. - СПб.: КАРО, 2004. - 144 с.
2. Бездухов, В.П. Культура и образование [Текст] / В.П. Бездухов // Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. - Самара: СГПУ, 2002. - С. 40 - 54.
3. Беляев, А.А. Эстетика. Словарь [Текст] / А.А. Беляев, Л.И. Новиков, В.И. Толстых. - М.: Политиздат, 1989. - 448 с.
4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. - М.: Просвещение, 1986. - 420 с.
5. Борев, Ю.Б. Эстетика [Текст] / Ю.Б. Борев. - М.: Высшая школа, 2002. - 511 с.
6. Буров, А.И. Эстетика: проблемы и споры [Текст] / А.И. Буров. - М.: Искусство, 1975. - 176 с.
7. Буткевич, В.В. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства: монография [Текст] / В.В. Буткевич, Ю.С. Любимова. - Минск: БГПУ, 2007. - 239 с.
8. Бычков, В.В. Эстетика [Текст] / В.В. Буров. - М.: Гардарики, 2004. - 556 с.
9. Вершинина, Н.А. Методика обучения дошкольников изобразительной деятельности как научная дисциплина [Текст] / А.Н. Вершинина. - Санкт-Петербург: ЛЕМА, 2008. - 141 с.
10. Воробьева, Д.И. Гармония развития [Текст] / Д. И. Воробьева. - С.-П.: Детство-пресс, 2009. - 92 с.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выгосткий. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 536 с.
12. Герасимов, С.А. Система эстетического воспитания школьников [Текст] / С.А. Герасимов. - М.: Педагогика, 1983. - 264 с.
13. Гончаров, И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности [Текст] / И.Ф. Гончаров. - М.: Педагогика, 1986. - 128 с.
14. Гусленко, И.Ю. Составляющие методики эстетического воспитания студентов в вузе [Текст] / И.Ю. Гусленко // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. - 2011. - № 6. - С. 305-310.
15. Добрынин, Н.Ф. Искусство и проблемы прекрасного [Текст] / Н.Ф. Добрынин. - М.: Просвещение, 1993. - 190 с.
16. Дремов, А.К. Эстетический идеал современной литературы [Текст] / А.К. Дремов. - М.: Знание, 2007. - 62 с.
17. Ефремова, Л.И. Эстетическая среда как фактор развития личности [Текст] / Л.И Ефремова, А.А. Соловьев // Начальная школа. - 1999. - №11. - С.52-56.
18. Жуковский, В.И. Теория изобразительного искусства [Текст] / В.И. Жуковский. - Красноярск, 2004. - 180 с.
19. Зарецкая, И.И. Эстетическое воспитание как фактор социализации младших школьников [Текст] / И.И. Зарецкая // Начальная школа. - 200. - № 1. - С.54-58.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ