Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Работа №95228

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы155
Год сдачи2020
Стоимость4835 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
226
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА 15
1.1. Духовно-нравственное воспитание детей как педагогическая
проблема 15
1.2. Методологические подходы духовно-нравственного воспитания
детей младшего школьного возраста 25
1.3. Потенциал педагогических традиций кубанского казачества в духовно-нравственном воспитании детей младшего школьного возраста... 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА 48
2.1. Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности детей
младшего школьного возраста на начальном этапе опытно-поисковой работы 48
2.2. Содержание работы по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста на основе педагогических традиций
кубанского казачества 52
2.3. Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности детей на
итоговом этапе опытно-поисковой работы 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 102


В современном обществе наблюдается деформация ценностных ориентиров, духовных и нравственных идеалов. Такое явление, это следствие забвения культурно-исторической памяти, глобальных социальных и политических перемен. Данные тенденции привели к формированию эгоцентрического сознания молодого человека. Возникшие проблемы духовно-нравственного кризиса современного человека, в условиях глобализации, приобрели ярко выраженный характер, не только, социально-психологического и педагогического, но и правового бедствия. При этом, главным условием сохранения и поддержания духовно-нравственных ценностей и культурных традиций в истории нашего государства, как условие национальной безопасности государства, принадлежала образованию, в тесной связи с различными социальными институтами такими как, семья, религиозные организации, этнокультурные объединения, просветительские центры, молодежные, спортивные объединения и пр.
Основой духовно-нравственного воспитания личности человека является сформированность духовно-нравственных ценностей. Ценности человека принято рассматривать, как мировоззренческие представления и смысловые установки, основанные на понимании и принятии базовых национальных ценностей. Но, современному человеку, живущему в техномире, мире неоязыческом, получившему возможность комфортного бытия и удовольствий, трудно воспринимать жизнь, здоровье, семью, творчество, и другие обозначенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», базовые национальные ценности, как абсолютные ценности. Современный уклад жизни концентрирует растущего человека на своем собственном индивидуалистическом «Я». Формирование системы ценностей, основанной на приоритете индивидуалистического «Я», приводит к духовно-нравственной деградации, утрате культурных традиций и обычаев, забвению исторических подвигов предыдущих поколений, разрушению семейного института, снижению духовно-нравственного уровня всего населения.
Наиболее сензитивным периодом духовно-нравственного воспитания, является младший школьный возраст, когда формируются основы ценностного выбора, мотивы нравственного поступка, происходит оценка, принятие или отвержение нравственных категорий. Духовно-нравственные ценности являются неотъемлемой частью мировоззрения личности, которые и должны получить свое место в формировании мышления младшего школьника, его мировосприятия. В данный период, необходима тесная и слаженная связь образовательной организации с семьей младшего школьника. И.А. Ильин о семье говорит так: «Мы все слагаемся в это лоно, - со всеми нашими возможностями и хотениями; и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем отечески -материнской семьи или как бы живым символом ее семейного духа» [43, с. 199].
Национально-региональный педагогический опыт представлен в традициях кубанского казачества. Кубанский исследователь Фёдор Андреевич Щербина, описал в своих педагогических трудах, данное культурное наследие. В форме простых и поучительных рассказов из жизни кубанских казаков, на основе фольклорных тонкостях Ф.А. Щербина, смог передать мудрый педагогический опыт народной педагогики Кубани. «Нравственность личности начинается с нравственных законов, по которым живет общество» - говорит нам Щербина-историк.
Почитание старших, любовь и уважение к родителям, благоговейное отношение к матери, беспримерная доброта и заботливость о близких и ближних, долг и честь, религиозность - вот нравственные нормы кубанских казаков. Сам Ф.А. Щербина, свое жизнью показал идеал семейных отношений, душевная теплота и взаимоучастие, терпимость к другому и деликатность в общении, где, всегда, старший стоял за младшего и оберегал его. Воспитанный в семье священника, Ф.А. Щербина смог впитать всё богатство духовности Возможность религиозного воспитания и веры позволила ему сохранить и пронести сквозь свою жизнь твердость нравственных понятий и принципов.
Обращаясь к педагогическим традициям кубанского казачества, можно констатировать, что это, прежде всего - религиозность, высокая духовность, которая помогала казакам преодолевать, как личностные кризисы, так и решать многие конфликтные и кризисные ситуации в своих семьях, в родовых отношениях, позволила сохранить свою культурную ментальную идентичность. Научный труд Ф.А. Щербины «История Кубанского казачьего войска», рассказывает нам о высокой духовной культуре народа, сумевший в жестоком течении истории России сохранить живую певучую душу, нравственный стержень, остаться верными религиозным традициям. Педагогические традиции кубанского казачества всегда строились и зиждились на тесной связи с церковью. По мнению Г. Сковороды, уход педагогики от религиозных ценностей приводит общество к тому, что «люди в скором времени становятся полуживотными». К глубокому сожалению, примеров тому немало.
Базисом национальных педагогических традиций в воспитании подрастающего поколения на Кубани являются следующие направления духовно-нравственного воспитания как:
1. Воспитание патриотических чувств, воспитание мужества и преданности Родине;
2. Воспитание уважительного и почтительного отношения к родителям, к старшим, ценностного отношения к семье и роду;
3. Воспитание трудолюбия; воспитание уважительного отношения к мастерству и труду ближнего;
4. Воспитание ценностного отношения к религиозным традициям.
Теоретический опыт ученого кубанца, философа и историка, писателя и политика одновременно, показывает путь к расцвету кубанского края, через духовно-нравственное воспитание маленького жителя Кубани, как продолжателя, национальных народных культурных корней и преодоления социальных трудностей на примере казачьей педагогики. Диалектика прогресса кубанского казачества и Российского общества в целом, по мнению Ф.А. Щербины, зависит от воспитания у подрастающего поколения духовно-нравственных качеств: религиозности, трудолюбия, патриотизма, общей культуры, ответственности за настоящее и будущее, почитание прошлого.
Актуальность исследования подчеркивается отсутствием мотивации к духовно-нравственному развитию среди детей младшего школьного возраста; распространением негативных поведенческих проявлений в детской школьной среде; разгармонизацией детско-родительских отношений, утратой традиционных семейных отношений внутри семьи, неосознанностью духовно-нравственных ценностей и неприятием базовых национальных ценностей подрастающими поколениями.
В последнее время проблемам духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, уделяется большое внимание. Образовательные организации, Детские центры развития и творчества, культурно-просветительские центры и другие организации, решают воспитательные задачи. Русская православная церковь, также проявляет сегодня, не малую активность в данной области, разрабатываются и реализуются различные просветительские и профилактические и иные проекты, просветительские тематические летние лагерные смены и другое. Все это, нашло место в ряде официальных государственных, правительственных документах. Так, в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сказано: «Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры» [33, с. 11]. Все выше изложенное, подчеркивает актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста на основе педагогических традиций кубанского казачества. Анализ данной проблемы выявил ряд противоречий:
- на социально-педагогическом уровне - между возрастающей значимостью педагогических традиций кубанского казачества в современном воспитательном пространстве и недостаточном фактическим уровнем их использования в образовательных организациях кубанского региона;
- на научно-педагогическом уровне - между необходимостью развития системы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста на основе педагогических традиций кубанского казачества и недостаточной разработанностью теории духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста с учетом культурных традиций воспитания Кубани;
- на научно-методическом уровне - между потребностью общеобразовательных организаций в учебно-методической литературе в направлении духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста на основе педагогических традиций кубанского казачества и недостаточно существующим обеспечением учителей начальных классов учебно-методических материалов для учителей начальных классов в данном направлении.
Из актуальности и выявленных противоречий вытекает проблема исследования, состоящая в выявлении наиболее эффективных путей духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста на основе педагогических традиций кубанского казачества.
В рамках указанной проблемы нами определена тема исследования: «Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста на основе педагогических традиций кубанского казачества».
Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: интегрированная программа внеурочной деятельности на основе педагогических традиций кубанского казачества, направленная на духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и реализация интегрированной программы внеурочной деятельности на основе педагогических традиций кубанского казачества, направленная на духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую, научно-методическую литературу и нормативно-правовые документы по теме исследования, на основании этого, определить содержание и структуру понятия «духовно-нравственное воспитание» применительно к детям младшего школьного возраста;
2) Описать методологию исследования, опираясь на культурологический, аксиологический и деятельностный подходы;
3) Выявить необходимые педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста на основе педагогических традиций кубанского казачества;
4) Разработать и реализовать интегрированную программу внеурочной деятельности на основе педагогических традиций кубанского казачества, способствующую духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста;
5) Подобрать диагностические методики, провести диагностику на начальном и итоговом этапах опытно-поисковой работы, проанализировать результаты, сделать выводы.
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста на основе педагогических традиций кубанского казачества пройдет успешно если: 
культурологического, аксиологического и деятельностного подходов;
- будут созданы педагогические условия эффективного взаимодействия педагогов, детей младшего школьного возраста и их родителей, священнослужителей-духовников и представителей кубанского казачества (атаманы, наставники) способствующие духовно-нравственному развитию детей;
- будет разработана и реализована интегрированная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию на основе педагогических традиций кубанского казачества, объединяющая гуманитарные, художественные, культурные, религиозные представления о духовно-нравственных и базовых национальных ценностях.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы, раскрывающие проблему исследования с позиций:
- культурологического подхода в образовании (Е.В. Бондаревская, СИ. Гессен, М.С Каган и др.);
- теоретические разработки в области истории Кубанского казачества (Н.И. Бондарь, Б.В. Виноградов, Н.Н. Великая, И. Дмитриенко, П.П. Короленко, А.Н. Малукало, А.Н. Мануйлов, И.Д. Попко, В.Н. Ратушняк, Ю.Ф. Сухарев, Б.Д. Фелицын, Б.Е. Фролов, Ф.А. Щербина и др.);
- аксиологического подхода (Н.А. Асташова, Е.В. Бондаревская, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова и др);
- психолого-педагогические подходы к формированию ценностных ориентаций личности (Ю.П. Азаров, А.А. Бодалев, А.Г. Здравомыслов, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельштейн и др.);
- личностно-деятельностного подхода (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская);
- диалогического подхода в познании на основе взаимодействия с собеседником (М.М. Бахтин, Т.А. Флоренская);
- культурно-исторической парадигмы образования (Л.С. Выготский, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, О.С. Газман, Б.С. Гершунский, Н.Е. Щуркова);
- теории нравственного формирования личности (Ш.А. Амоношвили, Е.В. Бондаревская, Б.Т. Лихачев, Г.Н. Филонов);
- ценностно-смысловое и культурологическое основание воспитания (Е.В. Бондаревская, Л.М. Лузина, Н.Е. Щуркова);
Методы исследования:
Теоретические методы: теоретический анализ и изучение нормативно-правовых документов, философской, социологической, психолого-педагогической литературы, учебных программ и программ по воспитательной работе, учебно-методических пособий, проектирование.
Эмпирические методы: прямое и косвенное наблюдение; опросные методы - тестирование, анкетирование; методы статистической обработки и качественного анализа результатов опытно-поисковой работы.
База исследования: Опытно-поисковая работа осуществлялась в условиях Муниципального общеобразовательного автономного учреждения средней общеобразовательной школы №6 МО Горячий Ключ Краснодарского края. В работе были задействованы 1 учитель начальных классов, 59 родителей, 31 ребенок младшего школьного возраста, 2 священнослужителя Русской Православной Церкви, 1 наставник-казак.
Этапы проведения исследования Избранные теоретико-методологические основы и задачи исследования определили логику магистерского исследования, который осуществлялся в два этапа в период с 2017 по 2019 годы.
На первом этапе (2017 - 2018 гг.) осуществлен анализ психолого-педагогической, социологической, философской литературы по проблеме исследования; осуществлялось разбор и уточнение понятийного аппарата. На этом этапе была обоснована актуальность исследования, практическая значимость проблемы, сформулирована рабочая гипотеза.
На втором этапе (2018 - 2019 гг.) была разработана программа по воспитательной работе на основе педагогических традиций кубанского казачества, направленная на духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Разрабатывались формы по воспитательной работе, подбирались методы взаимодействия педагогов, детей младшего школьного возраста и родителей, священнослужителей, представителями кубанского казачества. Осуществлялась опытно-поисковая работа по проблеме исследования; оформление материалов исследования.
Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью теорией и методологией; совокупностью методов исследования и соответствию поставленным задачам, организация и логика проведения исследования не противоречит современным представлениям о научном педагогическом исследовании; привлечением широкого круга источников.
Элементы новизны и теоретическая значимость:
- уточнено содержание и структура понятия «духовно-нравственное воспитание» применительно к детям младшего школьного возраста;
- определены методологические основы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста;
- выявлены педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования: разработана и реализована программа по воспитательной работе на основе педагогических традиций кубанского казачества направленная на духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялась в условиях МОАУ СОШ №6 МО Горячий Ключ. Материалы исследования докладывались и обсуждались на: всероссийской научно-практической конференции УрГПУ ИП и ПД, Екатеринбург, 2018 г.; в научно-методических публикациях и на выступлениях перед педагогами, магистрантами в рамках лекционно-семинарских и практических занятий УрГПУ, МО учителей начальный классов и «Основы религиозных культур и светской этики» МО Горячий Ключ, на секциях Региональных образовательных Рождественских чтений Краснодарской епархии, были представлены к участию в Областном открытом методическом конкурсе «Воспитание святостью».
На защиту выносятся следующие положения:
1. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста - это целенаправленный педагогический процесс связанный с накоплением мировоззренческого и нравственного опыта ребенком, осмыслением и принятием духовно-нравственных представлений, ценностей, системы отношений к миру, себе, результатом которого становится сформированность духовно-нравственной культуры и духовно-нравственная воспитанность.
2. Процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников строится на основе аксиологического, культурологического, деятельностного подходов.
3. Разработана и реализована интегрированная программа внеурочной деятельности на основе педагогических традиций кубанского казачества и применена «Педагогическая технология» Н.Е. Щурковой, адаптированная для условий общеобразовательной школы. Работа строилась по четырем направлениям:
- воспитание патриотизма (любви к большой и малой Родине), мужества и преданности Родине;
- воспитание уважительного и почтительного отношения к родителям, к старшим, ценностного отношения к семье и роду;
- воспитание трудолюбия и уважительного отношения к мастерству и труду ближнего;
- воспитание ценностного отношения к религиозным традициям.
Задачи духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста формулировались с учетом выделенных критериев и показателей: когнитивно-смысловой - полнота и точность нравственных представлений и понятий в отношении семьи-рода, народа; любви и преданности Родине; религиозных традиций Православия; значимости труда и мастерства в жизни человека. Способность понимать необходимость следования нравственным законам; эмоционально-ценностный, эмоционально-чувственное принятие нравственных норм, ценностное отношение к семье, другому человеку, окружающему миру, желание поступать и соответствовать нравственным примерам и нормам из истории казачества, православной культуры; регуляторно-волевой, устойчивость нравственных убеждений отражающихся в поступках, проявление духовно-нравственных качеств в поведении и деятельности, способность к «преобразованию самого себя», самовоспитанию, осознанность нравственного выбора.
Работа в направлении духовно-нравственного воспитания младших школьников на основе педагогических традиций кубанского казачества включила в себя следующие компоненты: ценностно-целевой, содержательный, критериально-оценочный, технологический, организационно-управленческий, рефлексивный, результативный
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит в специально организованных условиях.
Первую группу условий составили - ценностно-ориентированная совокупность знаний и убеждений относительно духовно-нравственной культуры на основе педагогических традиций кубанского казачества и др.
Во вторую группу вошли условия межсубъектоного взаимодействия которые обеспечивают обязательное вовлечение родителей детей младшего школьного возраста в воспитательный процесс. Встречи и тематические беседы с родителями до начала реализации программы и после, совместное участие в мероприятиях, беседы родителей со священником, с казаком- наставником.
Третью группу условий составили условия, включения в педагогический процесс педагогических традиций кубанского казачества, обеспечивающие интеграцию гуманитарных, художественных, культурных, религиозных представлений о духовно-нравственных и базовых национальных ценностях.
4. Положительная динамика в личностных результатах младших школьников зафиксированная в результате опытно-поисковой работы подтвердила эффективность выявленных и реализованных условий, важным из которых стала программа внеурочной деятельности на основе педагогических традиций кубанского казачества способствующую духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 87 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, 2 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема формирования духовно-нравственных семейных ценностей актуальна, исследование этой проблемы посвящен значительный круг психолого-педагогических исследований, диссертационных исследований, нормативно-правовых и правительственных документов, актуальность исследования подчеркивается в законах и концепциях:
- «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»,
- Закон «Об образовании РФ» от 2012 г.
- Стратегия развития воспитания на период 2020 г.
Теоретический анализ философской, психолого-педагогической, демографической, социологической, учебно-методической литературы, изучение нормативно-законодательных документов Российской Федерации «Об образовании», ФГОС НОО концептуальный анализ ранее выполненных диссертационных исследований по данной проблематике позволил подтвердить важность и актуальность проблемы исследования, выявить методологическую сущность объекта исследования, раскрыть необходимость и востребованность поставленной методико-педагогической цели данного исследования.
1. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста - это целенаправленный педагогический процесс связанный с накоплением мировоззренческого и нравственного опыта ребенком, осмыслением и принятием духовно-нравственных представлений, ценностей, системы отношений к миру, себе, результатом которого становится сформированность духовно-нравственной культуры и духовно-нравственная воспитанность (рабочее определение на основе С.Т. Погорелова).
2. Процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников строится на основе аксиологического, культурологического, деятельностного подходов.
3. Разработана и реализована интегрированная программа внеурочной деятельности на основе педагогических традиций кубанского казачества на основе программ «Основы православной культуры», «История и культура кубанского казачества», и применена «Педагогическая технология» Н.Е. Щурковой, адаптированная для условий общеобразовательной школы. Работа строилась по четырем направлениям:
- воспитание патриотизма (любви к большой и малой Родине), мужества и преданности Родине;
- воспитание уважительного и почтительного отношения к родителям, к старшим, ценностного отношения к семье и роду;
- воспитание трудолюбия и уважительного отношения к мастерству и труду ближнего;
- воспитание ценностного отношения к религиозным традициям.
В процессе теоретического обоснования, разработки и реализации программы мероприятий были выявлены необходимые педагогические условия: организационные, личностные и информационные.
Воспитательный потенциал программы внеурочной деятельности дал возможность, проявиться духовно-нравственной позиции всех субъектов воспитательного процесса, благодаря чему активизируется осмысление младшим школьником значимых ценностей маленького казака - Родина, Семья, Культура, Православие.
4. Результатом процесса духовно-нравственного воспитания считаем духовно-нравственную воспитанность в единстве трех критериев и их показателей духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста формулировались с учетом выделенных критериев и показателей по К.В. Зелинскому, Т.В. Черниковой: когнитивно-смысловой - полнота и точность нравственных представлений и понятий в отношении семьи-рода, народа; любви и преданности Родине; религиозных традиций Православия; значимости труда и мастерства в жизни человека. Способность понимать необходимость следования нравственным законам; эмоционально-ценностный, эмоционально-чувственное принятие нравственных норм, ценностное отношение к семье, другому человеку, окружающему миру, желание поступать и соответствовать нравственным примерам и нормам из истории казачества, православной культуры; регуляторно-волевой, устойчивость нравственных убеждений отражающихся в поступках, проявление духовно-нравственных качеств в поведении и деятельности, способность к «преобразованию самого себя», самовоспитанию, осознанность нравственного выбора.
5. Диагностика на начальном этапе показала, что у 2 учащихся (6,5 %) низкий уровень духовно-нравственной воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны. У 29 учащихся (93,5 %) средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована. Ни у одного учащегося (0 %) не выявлен высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.
В ходе наблюдений, при диалоговом ценностно-ориентированном общении, и по результатам анкетирования, младшие школьники показали низкий уровень сформированности духовно-нравственных ценностей. Младшие школьники не включаются в процесс диалогового ценностно-ориентированного общения; при индивидуальном личностном обращении у детей возникают трудности с ответом, с высказыванием собственных суждений; младшие школьники считают ненужным духовно-нравственное совершенствование, самовоспитание, отвлечен от общей деятельности.
6. В ходе проведения опытно-поисковой работы на итоговом этапе нами были получены следующие результаты: количество детей младшего школьного возраста показавших низкий уровень составил 2 человека, средний уровень на итоговом этапе у 9 учащихся, высокий уровень показали 15 человек, первоначальный показатель был 0 человек. По результатам анкетирования, наблюдения, диалогового общения можно констатировать следующие результаты: на констатирующем этапе, те дети, которые показали средний уровень духовно-нравственной воспитанности, на заключительном этапе показали высокий уровень результатов, это были те младшие школьники, которые выражали активную позицию в процессе педагогического взаимодействия.
Результаты, полученные в ходе исследования, подтвердили выдвинутую гипотезу. Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.
Выполненное исследование не исчерпывает полностью решение поставленной проблемы. Перспективные направления продолжения начатой работы видятся в создании системы духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы во внеурочной деятельности при тесном взаимодействии педагогов, детей младшего школьного возраста, родителей, священнослужителей, казака-наставника в управлении качеством этого взаимодействия. В поиске новых возможных педагогических условий в направлении духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста и формированию духовно-нравственных ценностей.



1. Абозина, Г.А. Система внеклассной работы «Воспитательные программы» / Г. А. Абозина // Классный руководитель. 2003. - № 1. - с.86-87.
2. Акутина, С.П. Формирование у детей младшего школьного возраста семейных духовно - нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы. Автореферат. Нижний Новгород, 2010. Электронный ресурс:http://www.dslib.net/obw-pedagogika/akutina2.Ыш1(дата обращения 15.01.2019).
3. Акутина, С.П. К проблеме классификации семейных духовно -
нравственных ценностей. Электронный ресурс:
ftp: //1 ib.herzen. spb. ru/text/akutina 94 9 15. pdf(дата обращения 14.01.2019).
4. Акутина, С.П. Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи и школы по воспитанию духовно - нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста // Образование и общество. №1, 2009. - 120 с.
5. Алексеева, JI.B. Ценностно-ориентационный подход к нравственному воспитанию в педагогическом наследии М.И. Демкова / JI.B. Алексеева //Аксиологические проблемы педагогики: Сб. науч. трудов. — Смоленск: СмолГУ, 2005. Вып. 2. - 175 с.
6. Ананьев, Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания / Б.Г. Ананьев // Избр. психол. труды / под ред. A.A. Бодалева и др. Москва: Педагогика, 1980. -Т.2, 247 с.
7. Антропологические основы формирования духовно - нравственных позиций педагога в условиях модернизации российского образования. Материалы VII Международной научно - практической конференции (10 декабря 2010 года). Ставрополь, 2010.
8. Антонов, А.И. Социология рождаемости / А.И. Антонов. Москва: Статистика, 1980.-271 с.
9. Антонов, А.И. Почему нельзя надеяться, что рождаемость
повысится, когда в брак начнут вступать сегодняшние подростки. // Демографические исследования. № 2.
Ь11р://^^^.ДетодгарН1а.ги/аг11с1ез=Н/1пбех.Ь1т1?1бК=20&1бАг1=245(дата обращения 14.02.2019).
10. Артюхов, A.B. Государственная семейная политика и ее особенности в России / A. B. Артюхов // Социс 2002. - 7 с.
11. Асташова, H.A. Концептуальные основы педагогической аксиологии / H. A. Асташова // Педагогика. 2002. - № 8. - с. 14-16.
12. Бабурова, И.В. Пример в воспитании ценностных отношений у школьников: монография / И.В. Бабурова. — Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. -224 с.
13. Бестужев-Лада, И.В. История твоих родителей: Разговор с молодым поколением / И.В. Бестужев-Лада, Москва: Просвещение, 1988. - 111 с.
14. Большой энциклопедический словарь. — 2-е изд. Москва: Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1998. -595 с.
15. Бондаревская, Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 2007. - № 3.
16. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностного ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. - № 4.
17. Бородина, Е.Н. Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи, школы и церкви по воспитанию духовно¬нравственных семейных ценностей у детей младшего школьного возраста [Текст] / Е.Н. Бородина // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I / Под общ.ред. Г. Д. Ахметовой. — Челябинск: Два комсомольца, 2011.
18. Бородина, Е.Н. Воспитательный потенциал православной педагогики. [Текст] / Е.Н. Бородина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Т. I / Под общ.ред. Г. Д. Ахметовой. — Челябинск: Два комсомольца, 2011.
19. Бородина, Е.Н. Оскудение любви. // Русский Дом. №2, 2012.
20. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога / Н.М. Борытко. — Москва: Академия, 2006. 285 с.
21. Буре, P.C. Когда обучение воспитывает / P.C. Буре. Москва: Детство-Пресс, 2002.- 112 с.
22. Возрастные особенности. Электронный ресурс: http://rea1-
зсйоо1.бо.аш/риЬ1/3-1-0-5(дата обращения 13.10.2019).
23. Воспитательный процесс: изучение эффективности:
Методические рекомендации / под ред. E.H. Степанова. -Москва: ТЦ Сфера, 2000. 128 с.
24. Воробьев, К.А. Социология: уч. пособие для вузов. - Москва: Академический проект, 2005. - 512 с.
25. Выготский, JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4. Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. Москва: Педагогика, 1984. - 432 с.
26. Газман, О.С. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя) / О.С. Газман // Вестник образования: Справ.- информ. изд. Мин-ва образ. РСФСР. 1991. - № 8.
27. Галицких, Е.О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников. Метод, пособие / Е.О. Галицких. Санкт Петербург: «Паритет», 2003. - 160 с.
28. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / И. В. Гребенников. Москва: Просвещение, 1991. 158 с.
29. Гурко, Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства / Социс 2000. - № 11.
30. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Условия летнего палаточного лагеря школьников. Методический конструктор: пособие для учителя Д.В.
Григорьев, П.В. Степанов. - Москва: Просвещение, 2011. - 223 с. -
(Стандарты второго поколения).
31. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно - ценностное общение: пособие для учителя общеобразовательных учреждений Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - Москва: Просвещение, 2011. - 66 с. - (Работаем по новым стандартам).
32. Гусинский, Э.Н. Философия образования / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова // Научно-практический журнал «Завуч». 2001. - № 7.
33. Данелюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва: Просвещение, 2011.
34. Дектярева, М.А. Личность учителя в современном процессе обучения и воспитания /М.А. Дектярева//Методист. -2006. №2.- С. 32-34
35. Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика: учеб. Пособ. Москва: Изд-во ПСТГУ, 2004. 195 с.
36. Дик, Н.Ф. Воспитательная работа соподростками / Н.Ф. Дик, Т.И. Дик. Ростов на Дону: Феникс, 2007. - 352 с.
37. Евладова, Е.Б. Пути развития внеурочной работы и дополнительного образования в современной школе / Е. Б. Евладова // Классный руководитель. 2002. -№ 6.
38. Здравомыслов, А.Г Потребности. Интересы. Ценности. / А.Г Здравомыслов. Москва: Политиздат, 1986. - 223 с. - (Актуальные проблемы ист. материализма).
39. Петракова, Т.И.Духовные основы нравственного
воспитания. http: //www.verav.ru/biblio/mono gr/donv.html#Duh osn (дата
обращения 23.08.2019)
40. Прот. Александр Зелененко. Проблема обретения взаимоединства семьи, школы и Церкви в воспитании подрастающего поколения.
Электронный ресурс:http://bibliofond.ru/view.aspx?id=95734(gaTa обращения 14.07.2019).
41. Зеньковский, В.В. Педагогика / В.В. Зеньковский. Москва-Париж, 1996. -155 с.
42. Иванова, Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. - Москва: Просвещение, 2011. - 190 с. - (Работаем по новым стандартам).
43. Ильин, И.А. О семье // Ильин И. А. Путь духовного обновления. Сочинения. В 10 т. Т.1 / И. А. Ильин. М., 1993. - 400 с.
44. Ильин, И. А. Путь духовного обновления. / Ильин И. А. Путь к очевидности. - Москва: Республика, 1993.
45. Ильин, И. А. Значение семьи. / «Просвятитель», №1, 2006.
46. Каган, М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган.- Санкт Петербург: Петрополис, 1997.-205 с.
47. Каптерев, П.Ф. Задачи семейного воспитания / П.Ф. Каптерев. Москва: Сфера, 2005.-190 с.
48. Каптерев, П.Ф. Избр. пед. соч. Москва, 1992.
49. Клокова, Г.В., Учебники истории нового поколения:
аналитическое исследование // Интернет-журнал “Эйдос”. - 2004. - 17 с. Электронный адрес: http: //www.eidos.ru/journal/2004/0417-03.htm(дата
обращения 08.08.2019).
50. Ковалев, C.B. Подготовка детей младшего школьного возраста к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителя / C.B. Ковалев. Москва : Просвещение, 1994. - 143 с.
51. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних пед. учебн. Заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
52. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования: Сборник приказов и инструкций Министерства образования РФ. 2002. - № 6.
53. Копылова, Л., Ревзин, Г. «Dansesmacabre» реалистической традиции «сводничество» и «брак» в русском реализме XIX века // Вопросы искусствознания. - IX (296).
54. Корнетов, Г.Б. Воспитание и обучение как две подсистемы целостного процесса образования / Г.Б. Корнетов // Журнал «Завуч». 2002. - № 3.
55. Корнетов, Г.Б. Образование, воспитание, обучение: содержание и соотношение понятий / Г. Б. Корнетов // Классный руководитель. - 2007. -№ 7.
56. Краевский, В.В. Общепедагогические и дидактические характеристики учебно-воспитательного процесса /В.В. Краевский // Теоретические основы воспитания в советской школе. - Москва: Просвещение, 1989.
57. Кравченко, А.И. Социология: учебник. - Москва: ТК Велби, Проспект, 2004. - 536 с.
58. Краткая философская энциклопедия / Ред.-сост. Е. Ф. Губский и др. -Москва: Издательская группа «Прогресс» «Энциклопедия», 1994. - 576с.
59. Краткий психологический словарь/ сост. Л. А. Корпенко. - Москва: Политиздат, 1985.
60. Куприянов, Б.В. Восемнадцать форм воспитательной работы с детским коллективом класса / Классный руководитель. — 2007. № 6. - С. 103¬113.
61. Куломзина, С.С. Наша церковь и наши дети. Москва: Мартис, 1993.
62. Ларичев, иегум. Валерий. Интервью со священником, врачом-
психиатром, кандидатом медицинских наук. Она жизнь положила на проповедь веры и науки. Электронный ресурс: http://dusha-
ог1Ьо4ох.ги/Ь1Ь1ю1ека/11огепзкауа-1.а.-з1оуо-1-то1сЬаше-у-Ша1оце.Ь1т1(дата обращения 12.07.2019).
63. Либерман, A. A. К вопросу о ведущей деятельности современных детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. 2005. - № 4.
64. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания. Москва: ИКЦ «Академкнига», 2003. - 332 с. 140. Лишин О.В. Подросток в эпоху перемен / О.В. Лишин // Мир психологии. 2007. - № 4 (52).
65. Лосский, Н.О. Ценность и бытие / Н.О. Лосский // Бог и мировое зло. - Москва: Республика, 1994. 432 с.
66. Мудрик, A.B. О воспитании детей младшего школьного возраста / A.B. Мудрик. Москва: Просвещение, 1976. - 198 с. 152. Мясищев В.Н. основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека / В.Н. Мясищев // Психологическая наука в СССР. М., 1960. - Т.2.
67. Никандров, Н.Д. Ценности как основа целей воспитания / Н.Д. Никандров // Педагогика. 1998. - № 3.
68. Николина, В.В. Дети, молодежь и духовность: ценности и цели / В. В. Николина // Воспитание... ценности и цели: Научный метод.сб., Нижний Новгород, 2004.
69. Организация воспитательной работы в школе. Пособие для директоров общеобразовательных учреждений / сост. Г.С. Семенов, ред. JI.B. Кузнецова. Москва: Школьная Пресса, 2002. - 144 с.
70. Осипова, О.С. Брачно-семейные отношения в тенденциях глобализации: плюрализм, индивидуализм, толерантность / Семья в России.2007. - № 4.
71. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений / А.П. Панфилова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2009. - 192с.
72. Петракова Т.И. Духовно-нравственное воспитание в условиях
общеобразовательной школы. Электронный ресурс: http://arzamas-
vozro цйеше.ги/ре1гакоуа/(дата обращения 14.09.2019).
73. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: в 2-х кн. / И.П. Подласый. Москва: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 2. Процесс воспитания. - 256 с. 
75. Погорелова, Н.А. К проблеме методики духовно - нравственного воспитания. Материалы научно-практической конференции 20-21 апреля 2010 года/ ГБОУ ДПО Институт развития образования Свердловской области. - Екатеринбург: ООО «Издательство «Раритет». - 2010. - 140 с.
76. Рогова, А.М. Анализ социальных факторов формирования
семейных ценностей среди молодого поколения:на примере Санкт- Петербурга и Ленинградской области. Автореферат.
http://www.dissercat.com/content/analiz-sotsialnykh-faktorov-formirovaniya-^ете1пукк-1^еппод1е1-дге41-то1о4одо-роко1еп1ха-па-(дата обращения
12.07.2019).
77. Сабитова, Г.В. Мониторинг жизнедеятельности семьи:
концептуальные подходы / Г.В. Сабитова // Педагогика. 2007. - № 3.
78. Севидова Н. А. Уроки Шалвы Амоношвилли. Образование. №07.
Электронный ресурс: http: //www.relga.ru/Environ/WebObj ects/tgu-
www.woa/wa/Main?textid=487&level 1 =main&1eve12=artic1es(дата обращения 25.06.2019).
79. Семенов, B.C. О перспективах человека в XXI веке // Вопросы философии. 2005. - № 9.
80. Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований. Материалы междунароной научно - практической конференции 5-6 2010 года. Пенза - Ереван - Прага, 2010.
81. Склярова, Т.В., Янушкявичене, О.Л. Возрастная педагогика и психология. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и духовных семинарий. Издательский дом «Покров», Москва: 2004.
82. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию / В.А. Сла-стенин Г.И. Чижова. Москва: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
83. Словарь по этике / под ред. О. Г. Дробицкого и И. С. Кона. - Москва: изд. Политической литературы, 1970.
84. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под. Ред. Н. В. Бордовской. - 2-е изд., стер. - Москва: КНОРУС, 2011. - 432 с.
85. Степанов, И.Н., Лузина, Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. 2-е изд., перераб. идополн. - Москва: ТЦ Сфера,
2008. - 224 с. (Воспитание в школе).
86. Столович, Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии / Л. Н. Столович. Москва: Республика, 1994. - 464 с.
87. Столярчук, Л.И. Педагогические аспекты полоролевого
воспитания / Л.И. Столярчук // Педагогика.- 2003. № 5.
88. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие / В.А. Сухомлинский. — Москва: Педагогика, 1990. 286 с.
89. Узденова, Е.К. Формирование у детей младшего школьного
возраста ценностного отношения к родительству на основе полноценной семьи: дис. канд. пед. наук 130001 / Узденова Елена Казимировна. —
Карачаевск, 2006. 196 с.
90. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания / К.Д. Ушинский // Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 9. Москва: Изд-во АПН РСФСР: Институт теории и истории педагогики. — 1950. — 628 с.
91. ФГОСбазовые документы.Концепция духовно-нравственного
воспитания в школе. Семейная культура. Электронный ресурс: http://56ouo43.ru/wp-content/uploads/2019/03(дата обращения 13.09.2019).
92. Филонов, Т.Н. Воспитательный процесс: методология и
специфика исследований // Педагогика. - 2000. - № 9. - С. 11.
93. Философский энциклопедический словарь. - Москва: Советская энциклопедия, 1989.
94. Харчев, А.Г. Семья как фактор социально-культурного развития общества / А.Г. Харчев // Обществ, науки. 1982. - № 4.
95. Харчев, А.Г. Нравственность и семья: В помощь лектору / А.Г. Харчев. - Москва: Знание, 1981. -48 с.
96. Чмелёва, Е.В. Концепция религиозного воспитания М.М. Манасеиной / Е.В. Чмелёва // Педагогика. 2007. - № 3.
97. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова Москва, 2002. - 44 с.
98. Шестаков, К. Роль аксиологического фактора в управлении
репродуктивным поведением. Электронный ресурс:
http://www.demographia.ru/articles N/index.html?idR=5&idArt=1147(дата обращения 02.04.2019).
99. Прот. Евгений Шестун. Православная педагогика как педагогика
русской цивилизации. Электронный ресурс:
http: //www. samara. orthodoxy.ru/Shkola/Pedagog. Й1ш1(дата обращения
15.08.2019).
100. Шимин, Н.Д. Без нравственности у России нет будущего: Социально-философские аспекты / Н. Д. Шимин. Москва, 2001.
101. Шимин, Н.Д. Семья как общественное явление. Опыт социально-философского анализа / Н. Д. Шимин. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989.-190 с.
102. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология. - Москва:
Педагогическое общество России, 2002. - 224 с. Электронный ресурс:
http://ped1ib.rU/Books/5/0497/5 0497-11.shtm1#book page top(дата обращения 15.07.2019).
103. Щуркова, Н.Е. Педагогическое назначение внеклассной работы / Н.Е. Щуркова // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2003. - № 1.
104. Энциклопедический социологический словарь / под ред. Г. В. Осипова. - Москва: ИСПИРАН, 1995.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ