ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Самооценка как психологический феномен в структуре
личности 7
1.2. Особенности самооценки детей в младшем школьном
возрасте с задержкой психического развития 15
1.3. Подходы к диагностике и коррекции самооценки детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 30
2.1. Характеристика психодиагностической процедуры изучения
самооценки младших школьников с задержкой психического развития 30
2.2. Описание экспериментального изучения самооценки детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 38
2.3. Анализ результатов экспериментального изучения
самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 40
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 52
3.1. Программа оптимизации самооценки у детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 52
3.2. Характеристика проведения формирующего этапа
эксперимента 60
3.3. Анализ эффективности коррекционной программы, направленной на оптимизацию самооценки у детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
Одним из важнейших факторов, влияющих на поведение индивида, является его самооценка. Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т. е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе [8].
Отечественные психологи (И. С. Кон, А. И. Липкина, М. И. Лисина) рассматривая проблему самооценки человека, в первую очередь подчеркивают важность его деятельности. Они считают, что самооценка, как и другие личностные образования, формируется в результате деятельности, и через осознание результатов своей деятельности человек приходит к осознанию себя как субъекта этой деятельности, к оценке своих возможностей и качеств. Причём, главную роль в формировании личности играет социальная среда, издержки семейного и школьного воспитания, коллектив и т. д. Факторы наследственного характера: тип нервной системы, физическое состояние организма и т. д. играют второстепенную роль [6].
За последние годы исследований у многих детей отмечается все более выраженное проявление специфических особенностей в познавательной и личностной сферах, которые непосредственно влияют на формирование самооценки.
Самооценка у ребенка начинает складываться с раннего детства в семье, которая в последующем существенно сказывается на установке, с которой он приходит в учебную организацию. Ведущей формой деятельности обучающегося в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Успехи и неудачи в учении, оценка учителем результатов его учебного труда начинают определять и отношение обучающегося к самому себе, т. е. его самооценку.
Учебная деятельность и формирующиеся в новообразования становятся ведущими факторами не только для интеллектуальной сферы, но и для всей личности обучающегося, определяя пути и специфику их развития.
Необходимым условием формирования личности обучающегося является усвоение им моральных знаний в процессе анализа и оценки поступков, отношений и качеств окружающих его людей и самого себя. Знания о самом себе являются важным фактором становления личности.
Самооценка играет важную роль в становлении личности и у детей с задержкой психического развития. Этой проблемой занимались такие ученые, как М. И. Кузьмицкая, А. Н. Леонтьев, Ж. И. Намазбаева, С. С. Рубинштейн.
Большинство научных исследований по формированию самооценки при ЗПР обучающегося посвящено детскому возрасту, потому что особое значение в современных условиях отводится роли и месту личностного, эмоционального развития, самосознания и самопонимания, сознательной регуляции поведения ребенка с нарушением интеллекта в социуме и его подготовке к реальной жизни.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что наблюдается тенденция к увеличению количества детей с задержкой психического развития, что определяет необходимость поиска эффективных методов коррекции личностной сферы и оптимизации процесса социализации в обществе детей данной категории. Вышесказанное определяет цель исследования.
Цель исследования - изучение и коррекция самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, как направление работы специального психолога.
Объект исследования - самооценка обучающихся с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - составление и апробация программы работы специального психолога по изучению и оптимизации самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования самооценки в младшем школьном возрасте при задержке психического развития
2. Подобрать методики психологической диагностики уровня самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
3. Изучить в экспериментальных условиях проявления самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития .
4. Составить и частично апробировать программу по оптимизации самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
5. Проверить эффективность составленной программы по оптимизации самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений, 6 рисунков и 12 таблиц.
Тема исследования является актуальной так как наблюдается тенденция к увеличению количества детей с задержкой психического развития. Это определяет потребность в поисках эффективных способов коррекции личностной сферы, в том числе и самооценки.
Объектом исследования являлась самооценка детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предметом исследования являлась составление и апробация программы работы специального психолога по изучению и оптимизации самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В начале исследования была поставлена цель: изучить и составить коррекционную программу по оптимизации самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в направлении работы специального психолога.
Цель исследования была достигнута в ходе выполнения следующих задач:
1. В ходе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования самооценки у детей младшего школьного возраста при задержке психического развития.
2. Подобраны методики психологической диагностики уровня самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
3. Изучены в экспериментальных условиях проявления самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития .
4. Составлена и частично апробирована программа по оптимизации самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
5. Проверена эффективность составленной программы по оптимизации самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В процессе реализации диагностического этапа констатирующего эксперимента были использованы такие методы и методики как:
1. Метод наблюдения, по заранее изготовленной карте наблюдения;
2. Метод экспертной оценки, по заранее изготовленным критериям;
3. В. Г. Щур «Лесенка», с помощью которой выявляется уровень самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
4. Методика Дембо-Рубинштейн, разработанная Т. Дембо и С. Я. Рубинштейн, как более результативная методика выявления самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
5. Методика «Нарисуй себя», разработанная З. Василяускайте и
А. М. Прихожан, для определения особенностей эмоционально-ценностного отношения к себе у детей младшего школьного возраста.
Анализ данных констатирующего и формирующего этапа эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Наиболее выражен был результат неадекватно завышенной самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Испытуемые кардинально завышают результаты своей
деятельности, не могут работать в группе, а также оценивать свои возможности на ряду с возможностями своих сверстников. Это объясняется наличием дефекта у данной категории детей, а также их возрастными особенностями.
2. Коррекционная программа по оптимизации самооценки детей младшего школьного возраста с ЗПР оказалась эффективной в среднем для 19,7% испытуемых. К ним относятся дети, повысившие свои показатели, по результатам исследования как минимум, с помощью одной методики.
3. На этапе формирующего эксперимента отрицательная динамика в области повышения самооценки или её резкого снижения обнаружено не было.
4. Не эффективной данная программа казалась для 36,3% испытуемых. К ним относятся испытуемые, чьи показатели не изменились или изменились недостаточно для оптимизации их уровня самооценки. Причинами могут послужить частые отсутствия на коррекционных занятиях, а также недостаток количества часов коррекционной работы.
Обобщая сказанное, можно утверждать, что уровень развития самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития резко завышен, так как развитие происходит под действием многих патогенных факторов. К ним относятся внутренние факторы, например, поражение центральной нервной системы, задержка и недоразвитие эмоционально-личностной сферы, повышенный уровень тревожности, а также внешние факторы, например, плохое воспитание, госпитализм, эмоциональная и социальная депривация, сложности обучения в следствие нарушений интеллекта. Это доказано в ходе констатирующего этапа эксперимента.
Коррекционная работа по развитию данного феномена у детей является целесообразной, так как младший школьный возраст сензитивен к развитию адекватной самооценки. Эффективность этой работы наблюдается даже в частичном её проведении по результатам формирующего эксперимента.
1. Бачина, О. В. Основы специальной психологии и коррекционной педагогики [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / О. В. Бачина, Н. Н. Иванова. - Тамбов : ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. - 126 с.
2. Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития [Текст] / Н.Л. Белопольская. - М. Изд-во «УРАО», 2009. - 147 с.
3. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб. пособие / Л. Н. Блинова. - М. : Изд-во «НЦ ЭНАС», 2011. - 136 с.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 454 с.
5. Бучкина, И. П. Особенности самооценки и межличностных отношений у подростков с задержкой психического развития [Текст] : автореф. дис. ... канд. псих. наук / И. П. Бучкина. - СПб., 2003. - 180 с.
6. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Валлон. - М. : Просвещение, 1997. - 190 с.
7. Веракса, А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5 - 7 лет [Текст] / А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2009. - 128 с.
8. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Союз, 2004. - 321 с.
9. Грибанова, Г. В. Психологическая характеристика личности подростка с задержкой психического развития [Текст] / Г. В. Грибанова // Дефектология. - 1986. - № 3. - С. 13-20.
10. Дефектология. Словарь-справочник [Текст] / Автор-сост. С. С. Степанов. - М. : ТЦ «Сфера», 2007. - 79 с.
11. Дудковская, О. А. Особенности самооценки детей с легкой степенью умственной отсталости младшего школьного возраста [Текст] / О. А. Дудковская, Н. Н. Шельшакова. - М. : Речь, 2005. - 324 с.
12. Жулидова, Н. А. Некоторые особенности прогностической самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Н. А. Жулидова // Дефектология. - 1981. - № 4. - С. 17 - 24.
13. Замский, Х. С. Умственно отсталые дети [Текст] : учеб. пособие / Х. С. Замский. - М. : Академия, 2007. - 400 с.
14. Зоткина, Е. А. Специальная психология [Текст] : Учебнометодический комплекс / Е. А. Зоткина. - Самара : Изд-во «Универс-групп», 2007. - 212 с.
15. Коротенко, И. В. Особенности личностной дезадаптации у перволассников с задержкой психического развития [Текст] : дис. ... канд. псих. наук / И. В. Коротенко. - Н. Новгород, 2005. - 206 с...