ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОЙ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Определение понятия «память», виды памяти, ее характеристики, процессы 6
1.2. Возрастные аспекты в развитии памяти нормально развивающихся
детей младшего школьного возраста 11
1.3. Особенности памяти детей младшего школьного возраста с
умственной отсталостью 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ 22
2.1. Организация и процедура экспериментальной
работы 22
2.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста с умственной отсталостью и их нормально развивающихся сверстников, принимающих участие в
эксперименте 23
2.3. Анализ результатов изучения слуховой и зрительной памяти детей
младшего школьного возраста с умственной отсталостью и их нормально развивающихся сверстников 41
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАИЯ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОЙ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 54
3.1. Теоретическое обоснование необходимости составления программы
развития слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 54
3.2. Коррекционно-развивающая программа, направленная на устранение
недостатков в развитии слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 55
3.3. Апробация программы развития слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и
промежуточный мониторинг результатов 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ
Лев Семенович Выготский выдвинул положение о сложной структуре аномального развития психики ребенка с дефектом и указал на определенное соотношение симптомов, составляющих эту структуру. Все многообразие симптомов аномального развития, в первую очередь, определяется мерой их зависимости от патогенного фактора, вызвавшего нарушенное развитие. Среди проявлений, наблюдаемых во всех случаях аномального развития, выделяют дефект, который возникает как прямое следствие патогенного фактора и в его основе лежит органическое поражение.
Проблема формирования и развития продуктивных мнестических навыков является одной из актуальных тем 20 и 21 века. Вопросы, рассматриваемые в выпускной квалификационной работе являются интересными для будущих молодых специалистов.
Основную проблему развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью составляет развитие познавательных процессов, в том числе и памяти.
Нарушение мнестической деятельности занимает существенное место среди всех психологических особенностей детей с умственной отсталостью. Многочисленные клинические, психолого-педагогические,
нейропсихологические исследования показали, что недостаточная процессов памяти зачастую является главной причиной трудностей в школьном обучении.
Проблемой развития памяти занимались: Л. В. Занков, М. С. Левитин, И. М. Соловьев.
Проблемой исследования стало - выявление специфики развития зрительной и слуховой памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Объект исследования: особенности зрительной и слуховой памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Предмет исследования: процесс составления и частичной апробации программы развития слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью: до начала реализации
программы развития слуховой и зрительной памяти детей младшего школьного возраста с умственной отсталость и после ее частичной апробации.
Цель исследования: составление и частичная апробация программы развития слуховой и зрительной памяти детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью;
Задачи исследования:
1. Анализ научной и методической литературы по проблеме развития памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью;
2. Подбор методик диагностики зрительной и слуховой памяти детей младшего школьного возраста;
3. Экспериментальное изучение особенностей развития памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью;
4. Обработка полученных экспериментальным путем данных;
5. Определение направлений и форм работы по развитию слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью;
6. Составление и частичная апробация программы по развитию слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью;
7. Осуществление промежуточного мониторинга по внедрению в практику составленной программы по развитию слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Отклонения в развитии памяти являются характерными для умственной отсталости как специфического вида дизонтогенеза. Отличительной особенностью недостатков памяти при умственной отсталости является то, что одновременно страдают все виды памяти.
Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет, в конечном счете, на отношение к учебе и школе.
Слуховая и зрительная память имеет наибольшее значение в развитии познавательной сферы ребёнка, в формировании его высших психических функций. Младший школьный возраст сензитивен для развития высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.
Анализ научной литературы показал особенности развития слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и необходимость развития этих видов памяти у детей.
Полученные, в ходе экспериментального исследования слуховой и зрительной памяти детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, данные доказали необходимость специально организованной коррекционно-развивающей работы по устранению недостатков развития памяти у испытуемых.
Для дальнейшей работы была составлена и частично апробирована программа развития слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Результаты промежуточного мониторинга доказали эффективность программы. Можем рекомендовать дальнейшую апробацию программы в работе психолога в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы.
Поставленная цель достигнута. В ходе работы были решены задачи:
1. Анализ научной и методической литературы по проблеме развития памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью;
2. Подбор методик диагностики зрительной и слуховой памяти детей младшего школьного возраста;
3. Экспериментальное изучение особенностей развития памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью;
4. Обработка полученных экспериментальным путем данных;
5. Определение направлений и форм работы по развитию слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью;
6. Составление и частичная апробация программы по развитию слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью;
7. Осуществление промежуточного мониторинга по внедрению в практику составленной программы по развитию слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
1. Аксютина, З. А. Методология и методика психологопедагогических исследований [Текст] / З. А. Аксютина, Н. К. Колмогорова.
• М. : Владос, 2010. - 200 с.
2. Аношина, Д. А. Упражнения для развития памяти младших школьников [Электронный ресурс] / Д. А. Аношина. — URL : nsportal.ru (дата обращения: 20.12.2018).
3. Беккер, К. Л. Ребенок нуждающийся в специальном обучении [Текст] / К. Л. Беккер, Х. Гебельт. // Дефектология. - 1969. - № 5 - С. 45-48.
4. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения [Текст] : в 2-х томах / П. П. Блонский. - М. : Педагогика, 1979. Т.1. - М. : Педагогика, 1979 — 400 с.
5. Блонский, П. П. Память и мышление [Текст] : учеб.-метод.
пособие / П. П. Блонский — СПб. : Питер, 2001. — 288 с.
6. Большой психологический словарь [Текст] / под ред.
Б. Г. Мещерякова [и др.]. - М. : Прайм-Еврознак, 2007. - 672 с.
7. Вейн, А. М. Память человека [Электронный ресурс] / А. М. Вейн.
• URL : psyera.ru (дата обращения: 20.02.2019).
8. Веккер, Л. М. Психика и реальность [Текст] : учеб. - метод. пособие /Л. М. Веккер — М. : Смысл, 2004. - 685 с.
9. Венгер, М. А. Диагностика умственного развития дошкольников [Текст] / М. А. Венгер и др. — М. : Педагогика, 1978. — 248 с.
10. Вернакова, А. А. Виды памяти и их особенности [Электронный ресурс] / А. А. Вернакова. - URL : studfiles.ru (дата обращения 19.09.2018).
11. Вернакова, А. А. Методики диагностики развития памяти и внимания дошкольников [Электронный ресурс] / В. А. Вернакова. - URL : mozgius.ru (дата обращения: 19.92018).
12. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред.
А. В. Петровского. - М. : Просвещение, 1981. - 213 с.
13. Вопросы комплексной диагностики умственно отсталых детей [Текст] / под ред. М. С. Певзнер. - Иркутск, 1998. - 95 с.
14. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : Лань, 2003. - 654 с.
15. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. / под ред. А. М. Матющкина - М. : Педагогика, 1983Т. 3 : Проблемы развития психики. - 1983. - 369 с...