ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 7
1.1. Бесконфликтное общение как психологический и социальный
феномен 7
1.2. Факторы, формирующие общение в подростковом
возрасте 16
1.3. Особенности формирования общения у детей подросткового
возраста с нарушением слуха 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 24
2.1. Обоснование выбора методик экспериментального изучения
конфликтного поведения у детей с нарушением слуха 24
2.2. Проведение констатирующего этапа эксперимента 28
2.3. Анализ результатов экспериментального изучения конфликтного
поведения у детей подросткового возраста с нарушением слуха 30
ГЛАВА 3. КОРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА МЕТОДОМ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА 38
3.1. Социально-психологический тренинг как метод формирования
бесконфликтного общения у детей подросткового возраста с нарушением слуха 38
3.2. Программа формирования бесконфликтного общения у детей
подросткового возраста с нарушением слуха методом социальнопсихологического тренинга 44
3.3. Анализ эффективности программы формирования
бесконфликтного общения у детей подросткового возраста с
нарушением слуха методом социально-психологического тренинга.... 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
В большинстве научных источников литературы конфликт определяется как высшая степень развития противоречий в системе отношения людей, социальных групп и общества в целом.
Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема поведения, общения детей подросткового возраста и становление их личности относится к разряду острых и социально значимых для современного общества, а также требует вмешательства со стороны психологического сообщества для поддержания благоприятного уровня взаимодействия детей подросткового возраста с окружающим миром.
Проблеме возникновения конфликтного поведения детей подросткового возраста в настоящее время уделяется особое внимание. Данным феноменом интересовались многие отечественные ученые, например, такие как А. С. Новоселова, С. А. Романов, Л. М. Семенюк и др.
Важно то, что проявления самого конфликтного поведения при разнообразных вариантах дизонтогенеза имеют общие закономерности с условно-нормативными детьми [26].
Если брать во внимание всё возрастающее число детей, которые имеют нарушения психофизического развития, то можно отметить, что проблема профилактики и коррекции вторичных нарушений психики становится особенно важной. Дети подросткового возраста с нарушенным развитием, а в особенности с нарушением слуха, зачастую не могут самостоятельно справиться с телесными, психическими и личностными изменениями, соответствовать социальным нормам и требованиям. Поиск идентичности; переход от детской самооценки, сформированной под влиянием значимых взрослых, к зрелой самооценке, развивающейся на основе реальных собственных достижений и мнения сверстников; изменение группы общения - становятся тяжким испытанием для психики подростка с нарушенным развитием.
Т. Г. Богданова указывала, что нарушение слуха можно рассматривать как особый вариант развития, который проявляется в выпадении высшего компонента (речи) и деформации всех психических проявлений [6]. Поэтому следует вовремя формировать и развивать у детей навыки бесконфликтного общения. Об этом говорили такие отечественные ученые, как А. Я. Анцупов, В. И. Сафьянов, А. И. Шипилов.
Указанные выше проблемы, сопровождающие развитие подростков с нарушением слуха на этапе взросления, а также недостаточно изученные особенности конфликтного поведения, у данной категории детей, вызывают необходимость более детального исследования этих вопросов.
Объект исследования - бесконфликтное общение детей подросткового возраста с нарушением слуха.
Предмет исследования - формирование бесконфликтного общения детей подросткового возраста с нарушением слуха.
Целью исследования является выявление уровня проявлений конфликтного поведения детей подросткового возраста с нарушением слуха и его коррекция методом социально-психологического тренинга.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2. Изучить особенности конфликтного общения у детей подросткового возраста с нарушением слуха.
3. Составить и апробировать коррекционную программу для формирования бесконфликтного общения у детей подросткового возраста с помощью социально-психологического тренинга.
Методологическая основа:
1. Положения Л. С. Выготского о структуре дефекта и единстве эффективного и когнитивного.
2. Работы Т. Г. Богдановой о влиянии нарушения слуха на психологическое развитие детей.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части (три главы), заключения, списка источников и литературы (в количестве 50 штук) и приложения.
Методы исследования: теоретический анализ, развернутый
эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Методики экспериментального исследования: метод наблюдения (карта Д. Стотта), тест А. В. Киселева «Предрасположены ли вы к конфликтам?», тест В. В. Бойко.
Методы математической статистики: t-критерий Стьюдента.
Общение захватывает человека на протяжении всей его жизни. Все чаще на ступени начального общего образования возникает проблема детских конфликтов. Дети все чаще сталкиваются с проблемами межличностных взаимоотношений. Бесконфликтное общение является важным фактором в социализации детей, особенно для детей с нарушением слуха. Данный вид общения способствует развитию личностных качеств, таких как терпимость, уважение, доверие, вежливость, доброта, умение дружить. Все вышеперечисленные качества позитивно влияют на развитие личности ребенка с нарушением слуха и помогают ему включиться в коллектив сверстников.
На основе вышесказанного была сформулирована цель исследования - выявление уровня проявлений конфликтного поведения детей подросткового возраста с нарушением слуха и его коррекция методом социальнопсихологического тренинга.
В ходе работы были решены следующие задачи:
1. В ходе теоретического анализа были рассмотрены понятия «конфликт» и «бесконфликтное общение». Описаны причины возникновения конфликтов и способы их решений.
2. Систематизированы сведения об особенностях общения и проявления конфликтов у детей подросткового возраста с нарушением слуха. Предоставлены положения авторов о специфике развития детей данной категории в социуме.
3. Подобраны методики для экспериментального изучения формирования бесконфликтного общения у детей подросткового возраста с нарушением слуха. Методики также были адаптированы с учетом категории обучающихся.
4. Проведено диагностическое обследование особенностей бесконфликтного общения у детей подросткового возраста с нарушением слуха. В ходе диагностического обследования были выявлены основные проблемы конфликтного поведения у детей.
5. На основе полученных экспериментальных данных была составлена программа, нацеленная на формирование бесконфликтного общения у детей с нарушением слуха.
6. Проанализированы особенности реализации программы, нацеленной на формирование бесконфликтного общения у детей подросткового возраста с нарушением слуха.
Таким образом, все задачи исследования решены, цель достигнута.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - М. : Академия, 1999. - 672 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Г. М. Андреева. - М. : Просвещение, 1988. - 88 с.
3. Анцупов, А. Я. Конфликтология [Текст] / А. Я. Анцупов,
А. И. Шипилов. - М. : Владос, 2004. - 224 с.
4. Анцупов, А. Я. Профилактика конфликтов в школьном
коллективе [Текст] / А. Я. Анцупов. - М. : Владос, 2003. - 129 с.
5. Байярд, Р. Т. Ваш беспокойный подросток [Текст] / Р. Т. Бийярд. - М. : Владос, 1995. - 145 с.
6. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. Г. Богданова. - М. : Академия, 2002. - 106 с.
7. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / авт.- сост. А. Карелин. - М. : Эксмо, 2005. - 416 с.
8. Вийтар, Э. А. Исследование межличностных отношений и интерперсональной перцепции слабослышащих школьников [Текст] / Э. А Вийтар // Дефектология. - 1981. - № 4. - С. 30-34.
9. Вийтар, Э. А. Особенности понимания дружеских отношений у слабослышащих. Исследование личности детей с нарушением слуха [Текст] / Э. А. Вийтар // АПНСССР. - 1981. - С. 5-11.
10. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Текст] / под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. - М. : Просвещение, 1967. - 360 с.
11. Воспитание нравственных чувств у старших школьников [Текст] / под ред. A. M. Виноградовой. - М. : Нар. образование, 1989. - 96 с.
12. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6-ти т. / Л. С. Выготский ; под ред. Т. А. Власовой. - М. : Педагогика, 1983
Т. 5 : Основы дефектологии. - 1983. - 386 с.
13. Граш, Н. Е. Развитие эмоционально-эстетической сферы детей с недостатками слуха на уроках чтения [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Н. Е. Граш. - М. : Просвещение, 2001. - 188 с.
14. Гурова, Е. В. Диагностика психического развития детей [Текст] : учеб.-методич. пособие / Е. В. Гурова, Н. Ф. Шляхта, Н. Н. Седова. - М. : Институт молодежи, 1992. - 256 с.
15. Дерманова, И. Б. Психологический практикум. Межличностные отношения [Текст] / И. Б. Дерманова, Е. В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2001. - 45 с...