Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Преодоление недостатков развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с умственной отсталостью

Работа №95213

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
45
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГО­
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Внимание как психологический феномен. Виды и свойства
внимания 7
1.2. Особенности развития внимания у нормально развивающихся
детей младшего школьного возраста 15
1.3. Своеобразие развития внимания у детей младшего школьного
возраста с умственной отсталостью 18
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППРАТА В СОЧЕТАНИИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 24
2.1. Характеристика базы исследования и выборки испытуемых 24
2.2. Обзор методик для изучения внимания у детей младшего
школьного возраста, обоснование возможности их применения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с умственной отсталостью 27
2.3. Анализ результатов диагностического обследования внимания у
детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно­двигательного аппарата в сочетании с умственной отсталостью 31
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В СОЧЕТАНИИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 39
3.1. Программа специального психолога по преодолению недостатков
в развитии внимания у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с умственной отсталостью 39
3.2. Промежуточный мониторинг результатов частичной апробации программы, направленной на преодоление нарушений в развитии внимания у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с умственной
отсталостью 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 66

Проблема развития внимания является одной из очень сложных проблем в психологии. В отличие от познавательных процессов, к числу которых относятся восприятие, память и мышление, внимание не обладает определенного содержания и как бы возникает внутри этих процессов. Внимание неотделимо от них, характеризуется динамикой любого психического процесса, выступает в качестве фактора, обеспечивающего селективность и избирательность, как простой, так и сложной психической деятельности.
Развитию вниманию придаётся большое внимание на разных возрастных этапах. Однако особый акцент ставится на младшем школьном возрасте - в возрастном периоде, когда внимание усиленно повышается и играет немаловажную роль в становлении познавательных процессов, что в свою очередь обуславливает успешность обучения и усвоения школьной программы. Особенности внимания в младшем школьном возрасте изучали такие известные психологи, как А. Л. Венгер, С. В. Липень, В. С. Мухина, Г. В. Разумова, Е. Д. Хомская.
В специальной психологии значима проблема развития внимания у умственно отсталых детей. Этой проблеме посвящены работы И. Л. Баскаковой, Л. В. Занкова, С. В. Липень, Л. И. Переслени и др. В данных исследованиях подчеркивается, что для внимания детей с умственной отсталостью характерным является недостаточность развития, небольшой объем, слабая устойчивость и переключаемость. Вместе с тем, как отмечают Л. С. Выготский, Л. В. Занков и другие, дети с умственной отсталостью способны к развитию, у них могут проявляться качественно новые, более сложные психические образования [8].
Однако в специальной психологии не в полной мере проработаны вопросы изучения, коррекции и развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В связи с этим проблема развития внимания детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с умственной отсталость актуальна и требует изучения.
Объект исследования - внимание детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с умственной отсталостью.
Предмет исследования - процесс изучения и преодоления недостатков развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с умственной отсталостью.
Цель исследования - преодоление недостатков развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с умственной отсталостью посредством составленной и частично реализованной коррекционно-развивающей программы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и их нормально развивающихся сверстников.
2. Подобрать методические средства для выявления недостатков развития внимания у детей младшего школьного возраста.
3. Обосновать применение подобранного комплекса диагностического инструментария в отношении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с умственной отсталостью.
4. Осуществить диагностическое обследование по выявлению недостатков развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с умственной отсталостью
5. Составить, частично апробировать и провести промежуточный мониторинг результатов внедрения составленной программы.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Внимание является одним из ведущих познавательной деятельности, которое развивается за время жизни человека, но его фундамент развивается во младшем школьном возрасте.
Внимание у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с умственной отсталостью развивается довольно своеобразно. У детей данной категории внимание отличается повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрации и неустойчивостью на объектах, также малым объемом внимания.
Преодоление недостатков внимания у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с умственной отсталостью основывается на тех же принципах коррекции, что и другие познавательные процессы.
В ходе исследования было проведено теоретическое изучения по изучаемой проблеме. Также проведен констатирующий этап эксперимента, в который входила первичная диагностика внимания обучающихся, включенных в экспериментальную группу - 5 человек. Диагностика
проводилась по трем методикам: методика «Запомни и расставь точки» (автор В. Богомолов), методика «Корректурная проба Бурдона», методика «Пьерона-Рузера». В последующем был проведен формирующий этап эксперимента, в ходе которого была осуществлена частичная апробация коррекционно-развивающей программы, направленной на преодоление недостатков развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с умственной отсталостью. Всего реализовано 10 занятий, включенных в составленную программу. Промежуточный мониторинг включал в себя повторную диагностику внимания у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с умственной отсталостью.
Результаты промежуточного мониторинга коррекционно­
развивающей работы и сравнительного анализа всех диагностических мероприятий, позволяют заметить, что после частичной апробации коррекционно-развивающей программы у двух обучающихся наблюдается положительная динамика, а незначительные изменения у трех обучающихся. Для улучшения результатов, необходимо продолжать внедрять в практику работы специального психолога коррекционно­развивающую программу, направленную на преодоление недостатков в развитии внимания у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с умственной отсталостью.
Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что цель данной выпускной исследовательской работы была достигнута.


1. Акимова, М. К. Психологическая диагностика [Текст] : учебное пособие / М. К. Акимова. - СПб. : Питер, 2015. - 304 с.
2. Белопольская, Н. Л. Детская патопсихология [Текст] / Н. Л. Белопольская. - М. : Когито-Центр, 2014. - 351 с.
3. Буторин, Г. Г. Основы психологии детей с нарушением интеллекта [Текст] : учебно-методическое пособие к курсу лекций по специальной психологии / Г. Г. Буторин. - Челябинск : Изд-во «АТОКСО», 2014. - 112 с.
4. Буторин, Г. Г. Основные разделы патопсихологии и психопатологии в таблицах и схемах [Текст] : учебное пособие / Г. Г. Буторин, Л. А. Бенько. - Челябинск : РИО ЧФ УРАО, 2015. - 149 с.
5. Буторин, Г. Г. Рекомендации по проведению экспериментально психологического обследования и составлению заключений [Текст] : методическое пособие к курсу клинической психологии / Г. Г. Буторин, Л. А. Бенько. - Челябинск : Изд-во «АТОКСО», 2016. - 64 с.
6. Блок, В. Уровни бодрствования и внимания [Электронный
ресурс]. - URL : http://psychologylib.ru/books/item/
f00/s00/z0000003/st021.shtml (дата обращения: 26.02.2019).
7. Вундт, В. Внимание как апперцепция в теории В. Вундта
[Электронный ресурс]. - URL : http://www.psyworld.info/vnimanie-kak-
appercepciya-v-teorii-vundta (дата обращения: 22.02.2019).
8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский, В. В. Давыдов. - М. : Педагогика, 2015. - 480 с.
9. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии [Текст] /
Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 2015. - 527 с.
10. Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст] /
П. Я. Гальперин. - М. : Университет, 2000. - 336 с.
11. Газман, О. С. В школу с игрой: книга для учителя [Текст] / О. С. Газман, Н. Е. Харитонова. - М. : Просвещение, 1991. - 96 с.
12. Гиппенрейтер, Ю. Б. Психология внимания [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М. : ЧеРо ; Изд-во «Омега-Л», 2015. - 858 с.
13. Добрынин, Н. Ф. Основные вопросы психологии внимания. Психологическая наука в СССР [Текст] / Н. Ф. Добрынин. - М., 1959. - 236 с.
14. Долгова, В. И. Учителю коррекционного образовательного учреждения [Текст] / В. И. Долгова, Е. Г. Капитанец, О. А. Шумакова. - Челябинск : ЧГПУ, 2017. - 64 с.
15. Дорофеева, Г. А. Особенности и условия адаптации детей 6 - 7 лет к учебной деятельности [Текст] / Г. А. Дорофеева // Прикладная психология. - 2014. - № 3. - 116 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ