ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования навыков чтения с листа у учащихся-инструменталистов 6
1.1. Историческое развитие взглядов выдающихся отечественных и
зарубежных композиторов на навыки чтения с листа 6
1.2. Основные приемы чтения с листа у учащихся-инструменталистов 17
ГЛАВА II. Опытно-поисковая работа по формированию навыков чтения
с листа у учащихся-инструменталистов в условиях дополнительного
образования 27
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы 27
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы 32
2.3 Контрольный этап опытно-поисковой работы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
Тема исследования «Формирование навыков чтения с листа у учащихся-инструменталистов в условиях дополнительного образования» представляет научный интерес, так как данные навыки являются основополагающими в разучивании какого-либо музыкального произведения вне зависимости от вида инструмента, облегчают процесс ознакомления с произведением и определяют скорость его выучивания. В данной работе мы рассматриваем одну из важнейших групп навыков, формирующих мастерство исполнителя, а именно, навыки чтения с листа у учащихся- инструменталистов в условиях дополнительного образования.
Актуальность работы. В современной педагогике музыкального образования при формировании учащихся-инструменталистов
профессиональных навыков, недостаточное внимание уделяется чтению с листа, что существенно ограничивает сферу реализации творческих возможностей учащихся в дальнейшей жизни, будь то профессиональная сфера, или бытовое музицирование. Проблемой развития и формирования навыков чтения нот с листа ранее занимались такие выдающийся российские и советские педагоги, как А.Г. Рубинштейн, Н.Г. Рубинштейн, С.Е. Фейнберг, Т.И. Смирнова, Н.К. Копылова, Т.Ю. Камаева и А.Ф. Камаев и т. д. Несмотря на глубокое освящение теоретических аспектов проблематики чтения нот с листа, в настоящее время мы можем наблюдать, что одной из главных целей современного музыкального обучения в условиях дополнительного образования становится разучивание музыкального произведения и заучивание его наизусть.
Все вышесказанное позволяет сформулировать противоречие: между пониманием важности навыков чтения с листа на всех этапах обучения музыке с одной стороны, и недостаточной методической проработанностью процесса формирования навыков чтения с листа в практике преподавания у учащихся-инструменталистов в условиях дополнительного образования с другой.
Проблема исследования: учебно-воспитательный процесс формирования навыков чтения с листа у учащихся-инструменталистов в условиях дополнительного образования.
Целью исследования является разработка и апробирование комплекса методов формирования у учащихся-инструменталистов навыков чтения с листа, применяемых в современной педагогике музыкального образования.
Объектом исследования является процесс обучения учащихся- инструменталистов в условиях дополнительного образования.
Предметом исследования является комплекс методов начального этапа обучения учащихся-инструменталистов навыкам чтения с листа.
Гипотеза исследования. Формирование навыков чтения с листа учащихся-инструменталистов в условиях дополнительного образования будет проходить успешно, если:
1) обучение будет идти последовательно, с опорой на теоретические знания, при наличии специально подобранного материала;
2) педагог будет применять в обучении комплекс методов формирования навыков чтения с листа, учитывая индивидуальные особенности восприятия музыкального текста учащимися.
В соответствии с целью исследования были определены задачи:
• изучить литературу по проблеме исследования; провести исторический анализ обращения к проблеме чтения нотного текста с листа;
• проанализировать отечественную технологию по формированию навыков чтения с листа нотного текста в условиях дополнительного образования;
• выявить критерии и показатели сформированности навыков чтения с листа;
• систематизировать и разработать комплекс методов формирования навыков чтения с листа в процессе обучения;
• проверить на практике успешность разработанного комплекса методов.
Методы исследования: теоретические - изучение опыта, сравнение, сопоставление, обобщение педагогического опыта, исторический метод, а также изучение и анализ литературы (в том числе и нотной) по исследуемой проблеме; эмпирические - психолого-педагогические, наблюдения.
Теоретическая основа исследования: психологические концепции развития музыкальных способностей (Д.К. Кирнарская, Б.М. Теплов) и фортепианного исполнительства (А.Б. Гольденвейзер, Г.П. Прокофьев, А.А. Николаев, Я.И. Мильштейн, А.А. Шмидт-Шкловская); педагогические подходы к обучению детей игре на фортепиано (Л.А. Баренбойм, Ф.Д. Брянская, Г.М. Цыпин, Р.А. Верхолаз, Т.И. Беркман, А.Д. Артоболевская).
Опытная база исследования - ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» г. Екатеринбурга.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Результаты опытно-поисковой работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу, позволив сделать следующие выводы:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования привело нас к выводу, что свободное и беглое чтение нот с листа - один из ключевых моментов современного музыкального образования, важное условие всестороннего развития учащегося, основа его будущей самостоятельности. Формирование навыка чтения с листа требует особого внимания со стороны педагога и должно начинаться с начальных классов обучения.
2. Проведенное исследование позволяет утверждать, что формирование навыков чтения с листа у обучающихся возможно при соблюдении следующих условий:
1) Систематичность работы;
2) Опора на теоретические знания;
3) Учет индивидуальных особенностей учащихся;
4) Специально подобранный репертуар.
3. Анализ музыкально-педагогической и методической литературы по теме исследования показал, что успешное чтение с листа требует формирования специальных навыков. К ним относятся: зрительный обзор, мысленное чтение, «предслышание», «смотрение вперед», графический метод, тактильная игра, смысловая догадка, повторная игра.
4. Опытно-поисковая работа, проводившаяся в условиях дополнительного образования с учащимися 8-10 лет, подтвердила эффективность использования разработанного комплекса методов по формированию навыков чтения с листа.
5. В ходе опытно-поисковой работы изначально были выявлены следующие критерии сформированности навыков чтения с листа: восприятие нотного текста, темпоритм, фразировка, воспроизведение средств художественной выразительности.
Показателями выделенных критериев сформированности навыков чтения с листа являются:
• восприятие нотного текста - мотивами, фразами;
• темпоритм ровный, без внезапных перепадов;
• фразировка целостная - большими построениями;
• воспроизведение средств художественной выразительности в соответствии с требованиями композитора, жанром и фактурной произведения.
Выделенные критерии и показатели позволили определить уровни сформированности навыков чтения с листа:
• Низкий (учащийся воспринимает ноты неструктурированными
группами; неверное прочтение ритма, темпа; нарушает целостность фразировки: чтение нота за нотой, «по складам»; не имеет собственного отношения к исполняемой музыке);
• Средний (учащийся воспринимает нотный текст малыми группами по несколько нот; фраза дробится на более мелкие построения; частичное эпизодическое воспроизведение средств художественной выразительности);
• Высокий (учащийся воспринимает нотный текст - мотивами, фразами; темпоритм ровный, без внезапных перепадов; фразировка целостная - большими построениями; воспроизводит средства художественной выразительности в соответствии с требованиями композитора, жанром и фактурной произведения).
В целях конкретизации предмета наблюдения, на основе обобщения литературных данных и практического опыта, были выделены следующие критерии и показатели, характеризующие игру с листа:
1) остановки - их количество и качество;
2) повторы - возврат к сыгранному и исправление неверного;
3) колебания темпа - резкие темповые сдвиги (отклонения), не связанные с художественным содержанием музыки.
4) игра «вслепую» - исполнение почти не глядя на клавиатуру и связанная с этим возможность «забегать глазами вперед» предвосхищать и подготавливать последующее;
5) упрощение фактуры - облегчение текста по ходу исполнения, пропуски несущественного;
6) эмоциональная насыщенность исполнения.
6. В начале опытно-поисковой работы у всех учащихся был диагностирован низкий уровень сформированности навыков чтения с листа. Сложностью для детей являлись: восприятие нотного текста, темпоритм, фразировка, воспроизведение средств художественной выразительности. Апробация комплекса методов, в ходе опытно-поисковой работы, показала эффективность их применения. Наблюдается положительная динамика.
Можно утверждать, что после проделанной работы, изменилось само отношение участников опытно-поисковой работы к чтению с листа: повысилось качество музыкальных занятий, расширились и обогатились художественные представления учащихся.
Таким образом, полученные в ходе исследования результаты позволяют говорить о том, что поставленные при проведении опытно- поисковой работы задачи выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Данное исследование может быть продолжено в направлении разработки методики формирования навыков чтения с листа у учащихся- инструменталистов в условиях дополнительного образования или в условиях ДМШ.
1. Алексеев А.Д. Русские пианисты. М.: Музгиз, 1948. 286 с.
2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Уч. пособие. С- Петербург.: Композитор, 2005. 56 с.
3. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. М.: Советский композитор, 1993. 270 с.
4. Баренбойм Л.А. Фортепианно-педагогические принципы Ф.М. Блуменфельда. М.: Музыка, 1964. 258 с.
5. Беркман Т.И. Индивидуальное обучение музыке. М.: Просвещение, 1964. 270 с.
6. Блонский П.П. Память и мышление. С-Петербург.: Питер, 2001. 288 с.
7. Брянская Ф.Л. Пособие по чтению с листа на фортепиано. М.: Музыка, 1964. 67 с.
8. Брянская Ф.Л. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. М.: Классика XXI, 2007. 156 с.
9. Буасье А.А. Уроки Листа. Л.: 1964. 158 с.
10. Верхолаз Р.А. Вопросы методики чтения нот с листа, под редакцией Беркман Т.И. М.: АПН РСФСР, 1960. 130 с.
11. Винокурова Е.Б. Развивающее обучение в классе фортепиано детской музыкальной школы. Астрахань: LENOLIUS, 2008. 196 с.
12. Выготский Л.С., Л.С. Выготский Собрание сочинений. В 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1994. 480 с.
13. Геталова З.О., Визная И.И. В музыку с радостью. Уч. пособие. С- Петербург: Композитор, 2005. 257 с.
14. Гитлиц В.М. Пособие по чтению нот с листа. М.: Музыка, 1967. 280 с.
15. Голованов В.В. Техника беглого чтения нот: для преподавателей и учащихся ДМШ и ДТПИ. М.: Композитор, 2002. 61 с...