Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Работа №95210

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы101
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
136
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО­
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО­ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
1.1. Сущность понятий «общение», «коммуникация»,
«коммуникативный навык»
1.2. Роль общения и коммуникации в младшем школьном возрасте
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей
младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-

2.1. Характеристика базы и контингента детей, задействованных в
экспериментальном исследовании
2.2. Диагностический инструментарий для выявления уровня развития коммуникативных навыков у обучающихся экспериментальной

2.3. Количественный и качественный анализ экспериментальных данных по исследованию уровня развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-
двигательного аппарата
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА,
НАПРАВЛЕННАЯ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО­

3.1. Обоснование необходимости составления коррекционно­развивающей программы, направленной на совершенствование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата...

Гуманистические тенденции в современной образовательной системе России, связанные с введением инклюзивного образования редакцией Федерального закона «Об Образовании в РФ» в 2012 г., являются не только прогрессивным и необходимым шагом на пути к более открытым и толерантным общественным взглядам, но также ставят новые задачи перед педагогами [45]. Среди них можно отметить развитие личности, способной успешно социализироваться, реализовать себя в будущей профессиональной деятельности. «Концепция модернизации российского образования» определяет коммуникативную компетенцию как одну из ключевых целей в обучении [38].
Младший школьный возраст - период, в который дети осваивают новые социальные роли, соответствующие им нормы и правила, здесь же происходит смена ведущего вида деятельности (Г. С. Абрамова, Л. О. Бадалян, Л. С. Выготский). Осваиваются границы собственной личности и других людей, поэтому чрезвычайно важно помогать развитию адекватных коммуникативных навыков. Развитие коммуникативных навыков относится к общению в целом.
Нарушения опорно-двигательного аппарата являют собой крупную группу различных по генезу и течению заболеваний, большая часть из которых представлена различными разновидностями детского церебрального паралича. Согласно статистическим материалам Министерства Здравоохранения Российской Федерации «О заболеваемости детского населения», в 2016 году зарегистрировано 11539 детей в возрасте от 0 до 14 лет с диагнозом церебральный паралич (или другими паралитическими синдромами), а в 2017 году 10208 детей (диагноз поставлен впервые) [16].
Помимо непосредственно нарушения опорно-двигательного аппарата у данной категории детей встречаются и сопутствующие нарушения. По данным
Е. М. Мастюковой, расстройства, связанные с коммуникацией, наблюдаются у 70 - 80 % детей с детским церебральным параличом [30]. Данные
расстройства связаны не только с физиологическими особенностями, искажающими произносительную сторону речи, что, как следствие, приводит к ухудшению понимания говорящего, но и к затруднению освоения различных норм общения.
Анализ исследований в области общения детей с нарушениями в развитии доказал, что такие дети могут максимально реализовать свой образовательный потенциал и достигнуть значительной степени социализации при организации специальных педагогических условий их обучения (Е. Р. Баенская, Ж. Н. Головина, Н. П. Задумова, Д. С. Казарова, B. В. Коржевина, Н. Ю. Кузьменкова, Е. В. Локтева, И. П. Лямина, Н. Н. Матвеева, О. С. Павлова, В. В. Скрипниченко, Е. С. Слепович).
Формулировка понятия «коммуникативный навык» встречается в широком круге публикаций (А. А. Бодалев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин и др.), однако единой, общепринятой классификации коммуникативных навыков не существует.
Тема совершенствования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата актуальна, поскольку научных публикаций в данной узкой тематике существуют единицы.
Цель исследования - выявить уровень развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно­двигательного аппарата.
Объект исследования - особенности формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования - особенности формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста: нормально развивающихся обучающихся и обучающихся с нарушениями опорно- двигательного аппарата.
Для осуществления поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме совершенствования и формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Подбор методических средств и осуществление психологической диагностики уровня развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Осуществление количественного и качественного анализа результатов диагностики по проблеме совершенствования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно­двигательного аппарата.
4. Определение направлений коррекционно-развивающей программы и составление программы, направленной на совершенствование коммуникативных навыков у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
5. Оценка промежуточного мониторинга по результатам апробации коррекционно-развивающей программы, направленной на совершенствование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Методы исследования: теоретический анализ, развёрнутый
эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Методики экспериментального исследования: Методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман), методика «Культура общения» (Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева), методика изучения умений вести диалог (И. А. Бизикова).
Структура работы: введение, основная часть (состоящей из трёх глав), заключение, список источников и литературы (в количестве 50 штук), приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Совершенствование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата является важной и актуальной проблемой в системе образования. Совершенствование коммуникативных навыков определяется их активностью в учебном процессе.
Формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата затруднено из-за особенностей физического развития. Дети младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата овладевают коммуникативными навыками медленнее и не в полной мере также в связи с рядом психологических особенностей, характерных для данной группы.
Цель выпускной квалификационной работы заключалась в выявлении уровня развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Для осуществления поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучена психолого-педагогической литература по теме
совершенствования и формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Подобраны методические средства и осуществлена
психологическая диагностика уровня развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Осуществлен количественный и качественный анализ результатов диагностики по проблеме совершенствования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
4. Определено направление коррекционно-развивающей программы и составлена программа, направленной на совершенствования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
5. Проведен промежуточный мониторинг по результатам частичной апробации коррекционно-развивающей программы, направленной на совершенствование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Для экспериментального изучения уровня развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно­двигательного аппарата подобран диагностический инструментарий:
1. Методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман).
2. Методика «Культура общения» (Ю. А. Афонькина,
Г. А. Урунтаева).
3. Методика изучения умений вести диалог (И. А. Бизикова).
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что у испытуемых в большинстве коммуникативные навыки развиты на среднем уровне.
Результаты эксперимента показали необходимость составления коррекционно-развивающей программы, направленной на совершенствование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Коррекционная программа составлена с опорой на адаптированную общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата ГБОУ Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест», реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
На формирующей части эксперимента была частично апробирована коррекционно-развивающая программа, направленная на совершенствование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Частичная апробация программы реализовалась с конца февраля до середины апреля 2019 года на базе ГБОУ Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест», реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». Проведено 8 коррекционно­-развивающих занятий.
Задачи формирующего эксперимента были частично реализованы. Успешная реализация всех задач в полном объёме возможно только при полной апробации коррекционно-развивающей программы.
Целью контрольного этапа эксперимента является оценка эффективности проведения коррекционной программы, направленной на совершенствование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Для реализации контрольного эксперимента была разработана карта наблюдения, критерии оценки которой опирались на методы, использованные на этапе экспериментального исследования.


1. Абкович, А. Я. К вопросу об особых образовательных потребностях младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата / А. Я. Абкович // Специальное образование. - 2016. - № 3. - С. 5-12.
2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова.
• М. : Академия, 1999. - 672 с.
3. Адлер, А. Очерки по индивидуальной психологии [Текст] /
А. Адлер. - M. : Когито-Центр, 2002. - 219 с.
4. Андреева, Г. А. Социальная психология [Текст] / Г. А. Андреева.
• М., 1999. - 195 с.
5. Бадалян, Л. О. Детские церебральные параличи [Текст] / Л. О. Бадалян, О. В. Тимонина, Л. Т. Журба. - М. : POD, 2012. - 326 с.
6. Бадалян, Л. О. Невропатология [Текст] / Л. О. Бадалян. - М. : Академия, 2015. - 400 с.
7. Богданова Т. Г. Сурдопсихология [Текст] / Т. Г. Богданова. - М. : Академия, 2002. - 203 с.
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 464 с.
9. Божович, Л. И. Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально-теоретическое исследование) / Л. И. Божович // Культурно-историческая психология. - 2006. - № 1-3.
10. Болотова, А. К. Социальная коммуникация [Текст] /
А. К. Болотова, Ю. М. Жуков. - М. : Высшая школа экономики, 2015. - 362 с.
11. Большебратская, Э. Э. Песочная терапия [Текст] / Э. Э. Большебратская. - Петропавловск, 2010. - 74 с.
12. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб. : Норинт, 2014. - 1556 с.
13. Выготский, Л. С. Проблема культурного развития ребенка (1928) / Л. С. Выготский // Вестник Московского университета. - Серия 14. - Психология. - 1991. - № 4. - С. 5-18.
14. Глозман, Ж. М. Нейропсихология детского возраста [Текст] / Ж. М. Глозман. - М. : Академия, 2009. - 272 с.
15. Грабенко, Т. М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. [Текст] / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998. - 50 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ