Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МУЗЫКАЛЬНО — ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №95200

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы56
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
150
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
I. Теоретические аспекты проблемы музыкально — двигательного
развития детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Характеристика музыкально — двигательного развития детей
старшего дошкольного возраста 8
1.2 Дополнительное музыкальное образование в дошкольном
образовательном учреждении 13
1.3 Элементы системы музыкального образования К. Орфа в
дошкольном образовательном учреждении 17
II. Практика музыкально — двигательного развития детей старшего дошкольного возраста 27
2.1 Диагностика музыкально — двигательного развития старших
дошкольников 27
2.2 Комплекс игр и упражнений, способствующих музыкально -
двигательному развитию старших дошкольников 32
2.3 Итоговая диагностика двигательного развития старших
дошкольников 45
Заключение 50
Список используемой литературы 53

Актуальность тематики выпускной квалификационной работы обусловлена требованиями, имеющимися в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). В настоящее время воспитание и обучение детей дошкольного возраста осуществляется в соответствии с этим стандартом. Все направления образования и развития в нем представлены в пяти образовательных областях: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие и физическое развитие.
Социально - коммуникативное развитие ориентировано на усвоение норм и ценностей, установленных в обществе.
Познавательное развитие подразумевает формирование и развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; воспитание познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; формирование складной, грамматически верной диалогической и монологической речи.
Художественно - эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру; становление элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; активизация сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие представляет собой приобретение опыта в двигательной сфере деятельности. Она способствует правильному формированию опорно - двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
ФГОС ДО предполагает ряд видов деятельности для детей дошкольного возраста, таких как игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально - ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Каждая из этих деятельностей важна для гармоничного развития ребенка. В настоящей выпускной квалификационной работе будет исследована музыкальная деятельность, в которой происходит музыкально - двигательное развитие детей.
Музыкальная деятельность является значимой составляющей процесса воспитания и образования в дошкольном образовательном учреждении.
Музыка помогает детям глубже воспринимать окружающий мир, воспитывает любовь к близким, обогащает и эмоционально окрашивает их язык, способствует развитию их музыкальных способностей.
Одним из основных понятий музыкально - двигательной деятельности являются музыкально - ритмические движения. Музыкально - ритмическое воспитание опирается на данные физиологии (исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бахтерева, М. И. Виноградова); психологии (труды Б. Боудона, К. Э. Сишоре, У. Мак-Даугола), а также на идеи отечественных исследователей Б. М. Теплова, К. В. Тарасовой.
Движение под музыку развивает у детей чувство ритма, способность улавливать настроение музыки, воспринимать и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, его ускорение и замедление, динамику - усиление и ослабление звучности; характер мелодии; структуру произведения.
Теоретические предпосылки изучения развития чувства ритма в процессе восприятия и осмысления музыки имеются в трудах Б. В. Асафьева, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, А. Н. Сохор, Б. М. Теплова, Г. М. Цыпина. Педагогические условия эстетического развития детей средствами музыки отражены в работах О. А. Апраксиной, Э. Б. Абдуллина, Н. А. Ветлугиной, В. И. Петрушина, К. В. Тарасовой.
При наличии литературы по ритмическому воспитанию детей, развитию музыкально - двигательной активности, все - таки ощущается недостаточность методической литературы по музыкально - ритмическому развитию детей дошкольного возраста.
Все вышеуказанное позволяет сформулировать противоречие между необходимостью производить музыкально - двигательное развитие детей и недостаточностью методического и, в частности игрового материала для данного развития.
Проблема выпускной квалификационной работы: поиск путей музыкально - двигательного развития детей в процессе игровой деятельности
Цель выпускной квалификационной работы: разработать комплекс игр, способствующих музыкально - двигательному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - музыкальное развитие детей в детском саду в процессе дополнительного музыкального образования.
Предмет исследования - комплекс музыкально - ритмических игр, для детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть характеристику музыкально - двигательного развития детей старшего дошкольного возраста
2. Раскрыть возможности дополнительного музыкального образования для музыкально - двигательного развития детей старшего дошкольного возраста
3. Рассмотреть элементы системы К. Орфа для внедрения в дополнительное музыкальное образование детей старшего дошкольного возраста
4. Разработать диагностический инструментарий для замера музыкально - двигательного развития детей старшего дошкольного возраста
5. Апробировать разработанный комплекс игр, способствующий музыкально - двигательному развитию детей старшего дошкольного возраста
Методологической основой работы стали педагогические и психологические идеи в области развития личности (Б. М. Теплова, Г.П. Новиковой, О. П. Радыновой, Н. А. Метлова); положения о игровой деятельности в музыкальном образовании дошкольников (Н. А. Ветлугина, К. В. Тарасова и др); положения о системе дополнительного музыкального образования детей в системе дошкольного образования (Е. Б. Евладова, Л. Н. Ходунова, В. А. Березина и др).
Гипотеза исследования - так как музыкально - двигательная деятельность детей дошкольного возраста реализуется через развитие музыкально - двигательных способностей, то мы предполагаем, что для ее развития необходим специально разработанный комплекс музыкально - двигательных игр, которые положительно воздействуют на развитие физических качеств детей (ловкость движения и координация), на формирование интереса детей к танцевальному творчеству, а так же на развитие таких качеств и способностей, как музыкальность, эмоциональность и чувство ритма.
Методы исследования: анализ психолого - педагогической литературы, самонаблюдение, самодиагностика, обобщение педагогического опыта, сравнение, сопоставление, графический анализ, обобщение.
Практическая значимость исследования: разработаны и апробированы упражнения для развития музыкально - двигательных способностей, показавшие свою эффективность в рамках проведенного исследования.
Опытная база исследования: МБДОУ ПГО «Детский сад №49 общеразвивающего вида» г. Полевского. Группа детей старшего дошкольного возраста в составе 14 человек.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что процесс дополнительного музыкального образования по развитию музыкально - двигательных способностей на базе дошкольного образовательного учреждения положительно воздействует на развитие физических качеств детей, их склонность к танцевальному творчеству, музыкальность, эмоциональность и чувство ритма. Все это позволило сделать следующие выводы:
1. Двигательная активность в старшем дошкольном возрасте представляет собой сильный биологический стимулятор жизненных функций растущего организма ребенка. Из этого следует, что потребность в движениях составляет одну из главных физиологических особенностей ребенка, что обеспечивает его нормальное формирование и развитие. Наиболее прямой и целесообразный путь музыкально - двигательного развития - это ритмика, понимаемая как передача ритма музыки в простых и легкодоступных детям движениях. Музыкально - двигательное развитие детей - эмоциональный, яркий путь передачи музыкально - эстетических переживаний, оно способствует как физическому развитию детей, так и развитию их танцевальных способностей, помогает эстетическому воспитанию.
2. Дополнительное музыкальное образование - особый вид образования, нацеленный на индивидуальное развитие каждого ребенка, оно более широко воплощает те области, которые представлены в основных программах. Вся работа на занятиях в процессе дополнительного музыкального образования по развитию музыкально - ритмических способностей направлена на приобщение детей к танцевальному искусству, эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Выявление и раскрытие творческих способностей дошкольника посредством хореографического искусства.
3. Среди методик музыкального развития детей раннего возраста занимает важное место система немецкого композитора Карла Орфа. Данная методика опирается, прежде всего, на развитие двигательных возможностей детей. Значительное внимание на Орф - занятиях уделяется музыкально - ритмическому воспитанию. Оно осуществляется в движении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в мелодической декламации. Суть методики К. Орфа заключается в выявлении и развитии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке и движении. Легкий для понятия материал занятий привлекает детей к процессу фантазии, сочинения и импровизации. С помощью этого, на музыкальных занятиях проще достигается цель развития творческого начала ребенка.
4. Для замера музыкально - двигательного развития детей старшего
дошкольного возраста. Был разработан диагностический инструментарий. Критериями данного инструментария служило: развитость чувства
метроритма, умение соединять движения с музыкой, развитость чувства темпа.
5. На формирующем этапе опытно - поисковой работы в комплекс упражнений для развития музыкально - двигательных способностей были включены упражнения с целью развития: танцевальных возможностей («Переправа»), чувства темпа, ритма («Колокола и колокольчики», «Бабочка», «Круг дружбы» и др.), умения ориентироваться в пространстве («Погуляем», «Я иду к тебе» и др.).
В комплекс игр для развития музыкально - двигательных способностей были включены игры с целью развития: координации, отчетливости движений («Аист и лягушата», «Ежик», и др.), ритмического слуха, слуховой памяти («Передай ритм», «Слушай и повтори», «Песня гриба» и др.)
Разработанный и апробированный комплекс игр и упражнений для формирования и развития музыкально - ритмических способностей у дошкольников в процессе дополнительного музыкального образования не только способствует музыкально - двигательному развитию, но и направлен на реализацию художественно - творческого развития детей.
Исследование показало, что важным преимуществом музыкально - двигательной деятельности является ее естественная связь с игровой деятельностью детей. Как в игре, так и в процессе развития музыкально - двигательных способностей дети овладевают умением коллективного творчества, учатся образному мышлению и ролевому взаимодействию в рамках определенной танцевальной сценки, построения игры.
Принимая во внимание эту связь с игровой деятельностью, были подобраны упражнения для активизации воображения и творческого проявления, игровые приемы и ситуации.
6. На итоговом этапе опытно - поисковой работы была проведена итоговая диагностика. Критериями замера служили: развитость чувства метроритма, умение соединять движения с музыкой, развитость чувства темпа. Методы замера: упражнения. По результатам данной диагностики было выявлено, что на конец года дети показали наиболее хорошие результаты во всех диагностируемых отраслях, нежели на начало года. На начало года высокий уровень был в среднем 5%, на конец года же он повысился на целых 50%. Что касается низкого уровня, то если на начало года он был в среднем 40%, на конец года дети усовершенствовали свои умения, низкий уровень составил в среднем 4%.
Исследование может быть продолжено в дальнейшем, посредством поиска и анализа методической литературы по музыкально - двигательному развитию детей младшего и среднего дошкольного возраста, а так же разработкой комплекса игр и упражнений, направленного на данный возраст.


1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: 2013.
2. Баренбойм Л. А. Изд. «Музыка» Ленинградское объединение 1970. 160с.
3. Березина В. А. Дополнительное образование детей в современных условиях / В. А. Березина. // Нормативные документы образовательного учреждения. - 2006. - № 3. - С. 17-19.
4. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы: программа для детей дошкольного возраста по музыкальному воспитанию. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 240 с.
5. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду М. : Просвещение, 1989. 270 с.
6. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М.: Изд. АПН СФСР. 1958; Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение. 1968. 364 с.
7. Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. пособие для студ. пед. институтов. М. : Просвещение, 1983. 276 с.
8. Гогоберидзе А. Г. Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М. : Академия 2007. 320 с.
9. Давыдова С.Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников: Вопросы теории и практики: учеб. пособие // Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург : 2003. 305 с.
10. Дзержинская И. Л. Музыкальное дошкольников.1. М. 1985. 160 с.
11. Дополнительное образование: опыт и перспективы развития: учеб. пособие / под ред. С. В. Сальцевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 135 с.
12. Дошкольная педагогика. Под ред. В. И. Логиновой и П. Г. Саморуковой. М. : Просвещение. 1988. 281 с.
13. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2008. 352 с.
14. Ильина Г. И. Особенности развития музыкального ритма у детей. Журнал. "Вопросы психологии" N1. 1966. 130 с.
15. Казанкина М. Г. Нравственное воспитание личности дошкольника в коллективе: учебник для вузов / М. Г. Казанкина. - М. : Аспект Пресс, 2007. 53 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ