ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 9
1.1. Подходы к определению понятия «Информационно-коммуникационные
технологии» 9
1.1.1. С позиции информатики 9
1.1.2. С позиции психолингвистики 13
1.2. Информационно-коммуникационные технологии в стандартах 18
ГЛАВА 2. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННО
КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 30
2.1. Психолингвистические аспекты содержания информационно-коммуникационных
технологий 30
2.2. Интеллект 39
2.3. Базовые когнитивные операции для учащихся 6-7 классов 42
ГЛАВА 3. ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК ТЕХНОЛОГИЯ, РЕАЛИЗУЮЩАЯ
ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННО
КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 53
3.1. Понятие интеллект-карты 53
3.2. Диагностика обучающихся 58
3.3. Рекомендации для родителей обучающихся и педагогов 64
3.4. Разработка учебных заданий для формирования умения структурировать
информацию 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. МАТЕРИАЛЫ ДИАГНОСТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7А КЛАССА ..106
Современные общеобразовательные учреждения приступили к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (далее - ФГОС), в которых реализуется системно-деятельностный подход. Суть его заключается в актуализации навыков самостоятельного приобретения знаний учащимися. Учащийся становится самостоятельным субъектом.
Во множестве общеучебных познавательных действий, совокупности обобщенных действий обучающегося и относящихся к ним умений и навыков учебной работы, указано такое умение, как «выделение существенных пространственно-графических или знаково-символических характеристик объекта и их преобразование»[ФГОС]. Целью овладения таких действий является обеспечение обучающихся способностью самостоятельного усвоения компетенций разного рода.
Информационная среда, являющаяся основой для получения новых знаний и формирования необходимых компетенций, в которой находится современный школьник, требует от него эффективной обработки большого количества информации. Очевидно, что степень эффективности этого напрямую зависит от ряда умений и навыков, которыми каждый школьник овладевает на протяжении всего учебного процесса. Одним из ключевых умений для повышения степени эффективности обработки информации является умение структурировать информацию.
На современном этапе развития педагогической науки перед преподавателями, активно использующими ИКТ в своей работе, всё чаще встают вопросы методической целесообразности и обоснованности столь широкого применения современных компьютерных технологий в обучении. При обилии технологий и методов их использования мы все чаще сталкиваемся с их недостаточной эффективностью. Знание особенностей организации мыслительной деятельности обучающихся может решить эту проблему.
Современные методы и технологии обучения, как правило, направлены на левополушарных детей. Около 20% людей в мире - это правополушарные левши. Получается, что в среднем 20% детей хуже усваивают материал не потому, что они плохо готовятся к уроку, а потому, что им объясняют так, как они не могут воспринимать: они не могут читать схемы, не умеют работать по алгоритму, а работают по аналогу, образцу, примеру. Не учитывается тип мышления, не учитываются ведущие модальности, латеральный профиль. Более того, ни один педагог об этом не задумывается. Все знают, что нужно использовать множество технологий на своих уроках, но каких именно и для чего - никто не понимает, как показал опыт.
Актуальность работы обусловлена тем, что используемые методы структурирования информации (список, таблица, график, схема) в рамках средней образовательной школы теряют свою эффективность. Это связано увеличением объема получаемых знаний, отсутствием учета межполушарной асимметрии головного мозга, индивидуального латерального профиля и типа мышления обучающихся. Представляется, что психолингвистическое обоснование использования метода интеллект карт как метода структурирования информации в какой-то степени поможет современному учителю в решении методических проблем обучения школьников в соответствии с требованиями ФГОС.
Новизна исследования заключается в том, что проанализирован процесс восприятия информации при помощи метода интеллект-картс учетом межполушарной асимметрии головного мозга, индивидуального латерального профиля и типа мышления обучающихся.
Гипотеза исследования - использование психолингвистического потенциала интеллект-карт позволит сделать процесс восприятия и обработки учебной информации школьниками более эффективным.
Объект исследования: информационно-коммуникационные
технологии в обучении русскому языку и информатики.
Предмет исследования: психолингвистический потенциал интеллект- карт в восприятии информации.
Цель исследования: выявить психолингвистические особенности интеллект-карт как технологии предъявления информации, её обработки, воспроизведения в ситуациях нового типа.
В соответствии с намеченной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Выделить сущность умения структурировать информацию;
2. Проанализировать сущность метода интеллект-карт,
проанализировать опыт применения интеллект-карт в образовательном процессе школы;
3. Обосновать целесообразность применения интеллект-карт для формирования общеучебных компетенций, связанных с восприятием, обработкой, хранением и воспроизведением учебной информации;
4. В опоре на модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда, разработать комплекс методических рекомендаций по использованию интеллект-карт, с учетом особенностей организации мыслительной деятельности учащихся;
5. Выявить стратегии обработки и усвоения информации школьниками.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она вносит вклад в решение многоаспектной проблемы восприятия информации с помощью средств ИКТ, в частности, интеллект-карт как непосредственном объекте восприятия, на психолингвистических механизмах этого процесса. Выявленные особенности восприятия интеллект-карт в зависимости от особенностей латерального профиля расширяют представления о вариативности механизмов восприятия право- и левополушарными учащимися. Результаты диссертации значимы для психолингвистики, лингводидактики, теории и методики обучения...
Анализ работы учащихся с интеллект-картами позволил выявить сущность умения структурировать информацию. В рамках определения данного понятия были выделены следующие компоненты: центрирование, группировка и реорганизация. Этот анализ позволяет моделировать работу преподавателей по изучению восприятия учебного материала разного типа с учетом индивидуального латерального профиля учащихся. Результатом этого этапа работы стало выявление базовых когнитивных операций для учащихся 6-7 класса (в соответствии с моделью интеллекта Дж. Гилфорда). Например, операция абстрагирования от лексической семантики при определении грамматического класса слов и их объединения в кластеры.
Анализ материала интеллект-карт позволил определить этапы процесса обучения (формирование понятия, автоматизация понятия, перенос знания в нестандартную ситуацию нового типа), в которых целесообразно использование интеллект-карт разных типов. Сформулированы типы заданий соответствующие разным этапам работы с интеллект-картами. К этапу формирования понятия относятся:
1. Исследование интеллект-карты;
2. Добавление в систему интеллект-карты недостающих элементов;
3. Удаление из системы интеллект-карты неверных элементов.
К этапу автоматизации понятия относятся:
4. Установление связей между элементами интеллект-карты;
5. Дополнение интеллект-карты.
К этапу переноса знания в нестандартную ситуацию нового типа:
6. Подготовка текста в заданном жанре по интеллект-карте;
7. Создание интеллект-карты по материалам учебника, конспекта, статьи и т.п.
Этот этап работы был еще начат в процессе работы над выпускной квалификационной работой по уровню бакалавриата педагогического образования по профилю «Информатика».
На этапе работы над выпускной квалификационной работой в магистратуре мы объединили психолингвистические основы и информационно-коммуникационные технологии, т.е. мы показали, как психолингвистика может работать на разные предметные области, где может быть применен метод интеллект-карт (математика, информатика, история, русский язык, литература и др.).
Для обоснования целесообразности применения интеллект-карт для формирования общеучебных компетенций в учебном процессе, мы использовали модель интеллекта Дж. Гилфорда, которая нам представляется операциональной. Данная модель показывает единство операций (познание конвергенции и дивергенции) содержания (символического и семантического) готового продукта (элементы, классы и отношения). Мы не ставили задачи разработать задания для всех элементов структуры интеллекта, но предложенные задания могут быть аналогом для работы с этой моделью.
Практическим результатом данного исследования стала разработка методических рекомендаций по использованию интеллект-карт, которая включает следующие параметры:
1. Учет когнитивных стратегий, используемых в процессе формирования универсальных учебных действий;
2. Учет индивидуального латерального профиля учащихся;
3. Активизация доминирующей модальности ведущего полушария.
Особое внимание уделено кинестетикам, поскольку они, как правило, являются менее успешными, и, в то же время, используемые учебники и учебные материалы по всем предметам рассчитаны на визуалов.
Использование обучающимися метода интеллект-карт позволило повысить процент качества образования (успеваемость) с 39% на 62%, что говорит об успешности применения данного метода.
1. JonassenD. H. Designing constructivist learning environments // Instructional design models and strategies/ Ed. by C.M. Reigeluth. 2nd ed. Mahwah, NJ: LawrenceEribaum, 1998.
2. Lyman P., Varian H.R. How much information / Release of the University of California, 2003. URL:
https://chnm.gmu.edu/digitalhistory/links/pdf/preserving/8 5a.pdf
3. Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд[Текст] / Г.Ю. Айзенк // Вопросы психологии, 1995. - № 1. - С. 111-131.
4. Акимова И. В. Обучение школьников структурированию знаний по математике на основе использования программных средств образовательного назначения: дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2006. - 173 с (66 с).
5. Алашеева С.А. Интеллект-карта как способ систематизации и визуализации информации // Культурно-исторические исследования в Поволжье: проблемы и перспективы(материалы III Всероссийского научнометодологического семинара). Самара, 2015. с.528-532
6. Апсон, С. Почему правшей больше, чем левшей? / С. Апсон // В мире науки. - 2006. - июль (№ 7). - М.: В мире науки, 2006.
7. Асмолов, А.Г., Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя // М.: Просвещение, 2008.
8. Асмолов, А.Г., Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал, 2011, №1(15), с. 104-110.
9. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980.
10. Бекир Н.В. Использование технологии интеллект-карт в работе учителя литературы. // Языковое и литературное развитие личности в процессе обучения: деятельностный аспект. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 25-летию кафедры методики преподавания русского языка и литературы. Пермь, 2014. с.82-88
11. Белоусов К.Б. Использование опорных сигналов для формирования умений учебной работы (компетенций) на уроках истории. // Актуальные направления развития научной и образовательной деятельности: сборник научных трудов. Чебоксары, 2014 - с.41-48
12. Бьюзен Т. и Б. Супермышление. Пер. с англ. Мн.: Изд. ООО «Попурри», 2003. - 304с.
13. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. Общ.ред. С. Ф. Горбова, В. П. Зинченко. - М. : Прогресс, 1987. - 336 с.
14. Гаврилова Т.А., Лещева И.А., Страхович Э.В. Об использовании визуальных концептуальных моделей в преподавании. Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 8: Менеджмент. 2011. № 4. С. 124-150.
15. Газейкина, А.И. Конструирование учебных заданий по информатике, направленных на формирование метапредметных результатов обучения. // Педагогическое образования в России. 2014. №8. с.159-164...