ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ САМООТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С
НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 8
1.1. Общая характеристика самоотношения у детей подросткового
возраста 8
1.2. Факторы, влияющие на развитие самоотношения у детей
подросткового возраста с нарушением слуха 15
1.3. Арт-терапевтические методы в работе специального психолога 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ САМООТНОШЕНИЯ
У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.. 27
2.1. Обоснование выбора методов и методик исследования
самоотношения у детей подросткового возраста с нарушением слуха 27
2.2. Анализ процедуры экспериментального исследования
самоотношения у детей подросткового возраста с нарушением слуха 31
2.3. Анализ результатов экспериментального изучения самоотношения у
детей подросткового возраста с нарушением слуха 34
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ОПТИМИЗАЦИИ САМООТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С
НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 51
3.1. Описание программы по оптимизации самоотношения у детей
подросткового возраста с нарушением слуха 51
3.2. Анализ динамики изменений в ходе коррекционной работы по
оптимизации самоотношения у детей подросткового возраста с нарушением слуха 57
3.3. Анализ эффективности коррекционной программы по оптимизации
самоотношения у детей подросткового возраста с нарушением слуха 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
Тенденция к гуманизации в современном обществе определяет особые задачи в области педагогики и психологии, нацеленные на гармонизацию личности, в том числе и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Нарушение слуха среди других вариантов аномального развития занимает значительное место. По данным Всемирной организации здравоохранения сегодня в мире насчитывается 278 миллионов человек с глухотой или имеющих снижение слуха. Однако, только последние десятилетия ученые стали уделять некоторое внимания личностной сфере лиц данной категории (Т. Г. Богданова). До этого времени предметом исследования была лишь познавательная сфера детей и подростков с нарушением слуха (Т. В. Розанова, И. М. Соловьев, Л. И. Тигранова). В результате, в настоящий момент наметился явный дефицит сведений о развитии различных компонентов личности при нарушениях слуха, в том числе и самоотношения.
Самоотношение - это относительно постоянное эмоциональное отношение к себе. Оно рассматривается как компонент личности. В специальной психологии он исследуется через особенности характера и как проявление в общении. У детей подросткового возраста с нарушением слуха обнаруживается более замедленный темп становления личности, чем у нормально слышащих сверстников. Дети с нарушением слуха менее социально зрелы, у них преобладает некритичность и неадекватность самооценок (А. П. Гозова, М. М. Нудельман, В. Петшак). Одни авторы подчеркивают такие отрицательные черты качества детей подросткового возраста с нарушением слуха, как самонадеянность, обостренное самолюбие, недоверие к окружающим и враждебное отношение к слышащим людям (Э. Блейер, В. А. Гиляровский). Другие авторы отмечают у детей с нарушением слуха низкую значимость активной жизненной позиции, высокую значимость умственных и межличностных способностей.
Значительное влияние на становление личности детей с нарушением слуха оказывают семейные взаимоотношения. От того, как к детям относятся их слышащие или не слышащие родители, зависит самопринятие и самовосприятие детей, развитие их идентичности (А. В. Сюзева, Ю. Р. Сафонова).
Проблема самоотношения детей подросткового возраста с нарушением слуха является одной из самых значимых в современной психологии и педагогике, так как именно в подростковом периоде становление самоотношения подвержено влиянию нарушения и одновременно чувствительно к коррекционному воздействию. Дети подросткового возраста с нарушением слуха испытывают трудности с реальным видением себя. Это может способствовать формированию отрицательной самооценки и негативного самоотношения, которое выражается в низкой самоценности и самопринятии, неуверенности в себе и своих силах, самообвинении и самокритичности, а также в нетерпимости к своим реальным и придуманным недостаткам. Подобное негативное самоотношение может привести к снижению мотивации, депрессии, девиантному поведению и даже к суицидальным настроениям. Самоотношение определяет не только картину представления о себе, но также и поведенческие проявления. Подростковый возраст как экспериментальное поле исследования самоотношения имеет особое значение, так как именно в этом возрастном периоде формируется идентичность, уточняются критерии для самооценивания, формируются защитные механизмы и дифференцируется самооценка (С. И. Смирнова, Д. И. Фельдштейн, Н. Е. Харламенкова и другие). В подростковом возрасте дети максимально проявляют интерес к своей личности, к выявлению собственных возможностей и способам их оценки (Л. И. Божович). Однако, дети подросткового возраста редко сознательно прислушиваются к собственным переживаниям, тогда как подсознательно это происходит постоянно. Такая ситуация вызывает у них неустойчивость образа «Я» и постоянные изменения в самоуважении (И. С. Кон).
Вышесказанное проявляется и при различных вариантах аномального развития, в том числе и при нарушениях слуха (Л. А. Вачеян, Л. С. Выготский, С. И. Смирнова и другие). Своевременное выявление нарушений самоотношения имеет важное значение для адекватного выбора и реализации коррекционных мероприятий. Одним из коррекционных методов, популярных в специальной психологии является арт-терапия, которая позволяет в обход вербальным функциям воздействовать на личностную сферу детей, практически всех возрастных групп (С. Дженнингс, Л. Д. Лебедева, Е. Ю. Токарева и другие).
На основании изложенного была сформулирована цель исследования.
Цель исследования: Составление и частичная апробация
коррекционной программы с использованием арт-терапевтических методов по оптимизации самоотношения у детей подросткового возраста с нарушением слуха.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме самоотношения у детей подросткового возраста с нарушением слуха.
2. Систематизировать информацию о возможности использования арт-терапии в работе специального психолога по оптимизации самоотношения у детей подросткового возраста с нарушениями слуха.
3. Подобрать и адаптировать диагностический инструментарий и осуществить экспериментальное изучение самоотношения у детей подросткового возраста с нарушением слуха.
4. Экспериментальным путем исследовать самоотношение у детей подросткового возраста с нарушением слуха.
5. Составить и частично апробировать коррекционную программу с использованием арт-терапевтических методов по оптимизации самоотношения у детей подросткового возраста с нарушением слуха.
6. Проанализировать эффективность коррекционной программы по оптимизации самоотношения у детей подросткового возраста с нарушением слуха.
Объект исследования: самоотношение детей подросткового возраста с нарушением слуха.
Предмет исследования: процесс составления и апробации
программы по оптимизации методами арт-терапии самоотношения у детей подросткового возраста с нарушением слуха.
Методы и методики исследования: метод теоретического анализа, метод развернутого эксперимента, методика исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантелеева, методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн, проективная методика «Рисунок человека», проективная методика «Автопортрет», методы математико-статистической обработки данных: метод «t-критерий Стьюдента», метод расчета коэффициента корреляции «критерий Пирсона».
Методологическая основа исследования:
Положения о самоотношении у детей подросткового возраста с нарушением слуха В. В. Столина, С. Р. Пантелеева, Н. И. Сарджевеладзе, И. И. Чесноковой, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Т. Г. Богдановой, М. М. Нудельман, В. Г. Петровой, В. Л. Белинского, А. П. Гозовой, Т. Н. Прилепской.
Структура работы:
Работа состоит из 3 глав, включая в себя 9 таблиц, 29 рисунков и 18 приложений. Изучено 60 источников литературы.
Нарушение слуха среди других вариантов аномального развития занимает значительное место. Однако, только последние десятилетия ученые стали уделять некоторое внимания личностной сфере лиц данной категории. В результате, в настоящий момент наметился явный дефицит сведений о развитии различных компонентов личности при нарушениях слуха, в том числе и самоотношения.
Проблема самоотношения детей подросткового возраста с нарушением слуха является одной из самых значимых в современной психологии и педагогике, так как именно в подростковом периоде становление самоотношения подвержено влиянию нарушения и одновременно чувствительно к коррекционному воздействию. Дети подросткового возраста с нарушением слуха испытывают трудности с реальным видением себя. Это может способствовать формированию отрицательной самооценки и негативного самоотношения. Самоотношение определяет не только картину представления о себе, но также и поведенческие проявления. Подростковый возраст как экспериментальное поле исследования самоотношения имеет особое значение, так как именно в этом возрастном периоде формируется идентичность, уточняются критерии для самооценивания, формируются защитные механизмы и дифференцируется самооценка.
На основе выше сказанного, была сформулирована следующая цель исследования: составление и частичная апробация коррекционной
программы с использованием арт-терапевтических методов по оптимизации самоотношения у детей подросткового возраста с нарушением слуха.
Поставленная цель решалась через конкретные задачи.
В ходе исследования изучено 56 литературных источников. Выделены общие особенности самоотношения у детей подросткового возраста и особенности самоотношения у детей подросткового возраста с нарушением слуха, а также факторы, влияющие на его развитие.
Проанализированы различные методы и методики эмпирического исследования самотношения применительно к детям данной категории, а также способы их адаптации.
Для решения экспериментальной задачи был подобран диагностический инструментарий, в который вошли: методика исследования самоотношения (С. Р. Пантелеев), методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн (Т. Дембо, С. Я. Рубинштейн), проективная методика «Рисунок человека» (К. Маховер, Ф. Гудинаф), проективная методика «Автопортрет» (А. Карелин). Для математико-статистической обработки данных были использованы метод «t-критерий Стьюдента» и метод расчета коэффициента корреляции «критерий Пирсона».
Анализ результатов эмпирического исследования показал следующее:
• из результатов методики МИС С. Р. Пантелеева выяснилось, что все критерии самоотношения находятся на среднем уровне. По результатам корреляционного анализа выявилась статистически значимая связь корреляционная связь между такими критериями самоотношения, как «Самоуверенность» и «Самоценность»;
• в ходе анализа данных по методике исследования самооценки Дембо-Рубинштейн, выяснилось, что у 50% испытуемых средний уровень самооценки;
• в результате корреляционного анализа, при сравнении критериев самоотношения с показателем самооценки, выяснилось, что статичтически значимая корреляционная связи прослеживается только между самооценкой и критерием самоотношения «Самоуверенность».
Учитывая полученные результаты, была апробирована коррекционная работа по оптимизации самоотношения у детей подросткового возраста с нарушением слуха. Программа была составлена из тренингов. Проведено 10 занятий из 15. После апробации программы, была проведена повторная диагностика самоотношения по методике МИС С. Р. Пантелеева и выявлены следующие результаты: у контрольной группы изменения имеются, однако они не значительные и не все в положительную сторону, когда как у экспериментальной группы наблюдается положительная динамика, а негативная отсутствует.
Говоря об эффективности коррекционной программы, можно сделать вывод по результатам сравнительного анализа данных экспериментальной и контрольной групп при помощи «t-критерия Стьюдента»: прослеживается тенденция к положительным изменениям уровня показателей самоотношения. Следовательно, коррекционная программа по оптимизации самоотношения у детей подросткового возраста с нарушением слуха является эффективной.
Таким образом, все задачи исследования решены, цель достигнута. Работа может иметь продолжение в виде завершения коррекционной программы по оптимизации самоотношения у детей подросткового возраста с нарушением слуха.
1. Автоматический расчет t-критерия Стьюдента [Электронный ресурс]. - URL: ййрз://’№№№.рзусйо1-ок.ги^айзйсз/зШйеп1/_(дата обращения: 05.05.2019).
2. Андреева, И. Г. Исследование особенностей самоотношения подростков [Текст] / И. Г. Андреева // Гаудеамус. - 2016. - № 2. - С. 87-93.
3. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками [Текст] / Л. Ф. Анн. - СПб : Питер, 2007. - 271 с.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 465 с.
5. Валента, М. Драматерапия [Текст] / М. Валента ; пер. с чешск. М. Полинек. - М. : Когито-Центр, 2013. - 208 с.
6. Вальдес-Одриосола, М. С. Арт-терапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности [Текст] : методическое пособие / М. С. Вальдес-Одриосола. - М. : Владос, 2007. - 61 с.
7. Воробьева, Н. А. Оптимизация самоотношения подростков методами арт-терапии [Текст] : магистерская дис. / Н. А. Воробьева. - Тольятти, 2018. - 95 с.
8. Выготский, Л. С. Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : РСФСР, 1924. - 158 с.
9. Выготский, Л. С. Педология подростка [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Наука, 1931. - 300 с.
10. Гайдукевич, Е. А. Проблема внутренней картины дефекта в специальной психологии [Текст] / Е. А. Гайдукевич // Известия РГПУ им.
А. И. Герцена. - 2011. - № 132. - С. 331-335.
11. Гарифуллин, Р. Р. Психология искусства и творчества [Текст] : учеб. пособие / Р. Р. Гарифуллин. - М. : Институт общегуманитарных исследований, 2004. - 234 с.
12. Гаспарян, К. В. Музыкальная терапия как метод работы с деструктивными эмоциональными состояниями в юношеском возрасте [Текст] / К. В. Гаспарян // Новая наука: теоретический и практический взгляд. - 2016. - № 3. - С. 124-130.
13. Грецов, А. Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание [Текст] / А. Г. Грецов. - СПб : Питер, 2009. - 255 с.
14. Дженнингс, С. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии [Текст] / С. Дженнингс, А Минде ; пер. с англ. И. Динерштейн. - М. : Эксмо, 2003 - 384 с.
15. Диянова, З. В. Психология личности. Закономерности и механизмы развития личности [Текст] : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / З. В. Диянова, Т. М. Щеголева. - М. : Юрайт, 2018. - 173 с...