ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Психолого-педагогические аспекты процесса музыкального развития
детей дошкольного возраста 7
1.2. Сущность понятия «Индивидуальный маршрут» как одного из способов
реализации личностного потенциала ребенка в современных педагогических исследованиях 16
1.3. Предпосылки использования индивидуального образовательного
маршрута для успешного музыкального развития ребенка в условиях групп развития 23
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. ..31
2.1. Характеристика условий опытно-поисковой работы, контингента
участников, диагностических методик 31
2.2. Содержание опытно-поисковой работы 39
2.3. Характеристика результатов опытно-поисковой работы 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
Актуальность исследования заключается в решении комплекса задач, стоящих перед современным образованием. Федеральный государственный образовательный стандарт [25] представляет совокупность обязательных требований к образованию в общем и к дошкольному образованию в частности. Период дошкольного детства считается поистине уникальным периодом в жизни каждого человека, потому что именно в нем происходит как формирование здоровья, так и процесс развития личности. Приоритетным направлением Федерального государственного образовательного стандарта [25] является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка и с учетом его потребностей, жизненной ситуации и здоровья, а значит, подчеркивается первостепенное значение применения всех педагогических ресурсов для полноценного развития ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт [25] неоднократно подчеркивает важность принципа индивидуализации, о нем упоминается в задачах стандарта - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; прослеживается в принципах стандарта - индивидуализация дошкольного образования; раскрывается в содержании - способы и направления детской инициативы. В отдельных пунктах стандарта обозначены использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; индивидуализация образования, в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития; построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ученика.
Таким образом, заявленная в федеральном государственном образовательном стандарте индивидуализация образования ориентирует на воспитание инициативной, творческой, самостоятельной личности, что ведет к разработке и внедрению индивидуального образовательного маршрута.
Следует отметить, что на данном этапе развития современного образования степень разработанности исследуемой проблемы недостаточна: несмотря на то, что имеется значительное количество исследований в области дошкольного музыкального воспитания, необходима дальнейшая разработка этой проблемы в плане внедрения индивидуального образовательного маршрута.
Таким образом, в практике дошкольного музыкального воспитания
налицо противоречия: между заявленным индивидуализированным подходом к музыкальному развитию дошкольников и преобладанием коллективных форм музыкальных занятий; между признанием необходимости индивидуальной траектории развития ребенка и недостаточной разработанностью данной проблемы в музыкальнопедагогической литературе.
Проблема исследования: поиск результативных методических путей музыкального развития дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей.
Тема: Индивидуальные маршруты музыкального развития дошкольников в условиях групп развития.
Объект исследования процесс музыкального развития детей в дошкольных образовательных учреждениях в условиях групп развития.
Предмет исследования методы и приемы, необходимые для реализации индивидуальных маршрутов музыкального развития дошкольников.
Цель: отобрать методы и приемы реализации индивидуальных
маршрутов музыкального развития дошкольников и проверить их результативность.
Задачи:
• осветить психолого-педагогические аспекты процесса музыкального развития детей дошкольного возраста;
• рассмотреть сущность понятия «Индивидуальный маршрут» в современных педагогических исследованиях как одного из способов реализации личностного потенциала ребенка;
• изучить предпосылки использования индивидуального образовательного маршрута для успешного музыкального развития ребенка в условиях групп развития;
• отобрать методы и приемы музыкального развития дошкольников для различных индивидуальных маршрутов музыкального развития;
• провести опытно-поисковую работу и проанализировать ее результаты.
Гипотеза: музыкальное развитие дошкольников в условиях группы развития будет эффективным, если:
• знать психолого-педагогические аспекты процесса музыкального развития детей дошкольного возраста;
• понимать «индивидуальный маршрут» как один из способов
реализации личностного потенциала ребенка;
• выбирать индивидуальные маршруты на основе применения
диагностики;
- использовать разнообразные методы и приемы музыкального развития дошкольников, подбирая их в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Методы исследования: теоретические: изучение научно-педагогических источников по проблеме исследования, обобщение, сопоставление и анализ; эмпирические: педагогические наблюдения, диагностика, опытно-поисковая работа.
Теоретико-методологическая основа исследования: теоретические положения современной психологии о свойствах личности ребенка (Н. А. Горлова, Е. О. Смирнова, Д. И. Фельдштейн), положения современной педагогики о формировании личности (Т. В. Ахутина, Е.В. Боякова, М.А. Михайлова), педагогическая концепция индивидуального образовательного маршрута (Н.А. Будаева, Н.В. Давкуш, Р. А. Уразова), теоретические аспекты и методические положения музыкального развития дошкольников (Н.А. Ветлугина, И. М. Каплунова, Л.А.Нагорнова, О.П. Радынова).
Структура ВКР состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.
В ходе рассмотрения психолого-педагогических аспектов процесса музыкального развития детей дошкольного возраста мы выяснили, что существуют особенности, которые необходимо учитывать: современные дети более развиты, но в то же время и более импульсивны, и каждый ребенок обладает своими музыкальными задаткам и способностями. Таким образом, использование индивидуального подхода в музыкальном развитии современных дошкольников становится весьма актуальным.
Рассмотрев сущность понятия «Индивидуальный маршрут» как одного из способов реализации личностного потенциала ребенка, мы выяснили, что в современных педагогических исследованиях он заключается в такой образовательной программе, которая наиболее эффективно подходила бы для обучения определенного конкретного ребенка, учитывая его особенности и личностные характеристики.
Проанализировав предпосылки использования индивидуального образовательного маршрута для успешного музыкального развития ребенка в условиях групп развития, мы выяснили, что они определяются возможностями создания таких условий для педагогического процесса, при которых расширяются возможности организации обучения в соответствии с потребностями и интересами ребенка; коррекцией обучающей программы в соответствии с индивидуальными различиями детей.
Характеристика условий опытно-поисковой работы показала, что в данном дошкольном образовательном учреждении созданы благоприятные условия для ее проведения: имеется материально-техническая база, поддержка администрации и родителей, наличие контингента детей, желающих обучаться, учебно-методическое обеспечение. Разработана и проведена диагностика индивидуальных особенностей музыкального развития детей. Это позволяет применить индивидуальные образовательные маршруты для эффективного педагогического процесса, расширить возможности организации обучения в соответствии с потребностями и интересами ребенка.
Содержание опытно-поисковой работы состояло в проведении начальной диагностики для сбора данных, в определении образовательных маршрутов, подходящих по уровню способностей детей, и проведении занятий с применением индивидуального подхода.
Сопоставление данных начальной и итоговой диагностики убедительно свидетельствуют о позитивном влиянии использования индивидуальных образовательных маршрутов на музыкальное развитие участников опытной группы. С помощью составленных нами индивидуальных образовательных маршрутов достигнут положительный результат в развитии музыкальных задатков и способностей детей.
Подтвердилась выдвинутая нами гипотеза о том, что музыкальное развитие дошкольников в условиях группы развития будет эффективным, если:
• знать психолого-педагогические аспекты процесса музыкального развития детей дошкольного возраста;
• понимать «индивидуальный маршрут» как один из способов
реализации личностного потенциала ребенка;
• выбирать индивидуальные маршруты на основе применения
диагностики;
• использовать разнообразные методы и приемы музыкального развития дошкольников, подбирая их в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Цель исследования - отобрать методы и приемы реализации индивидуальных маршрутов музыкального развития дошкольников и проверить их результативность, достигнута.
1. Боякова Е.В. Особенности развития современного ребенка [Электронный ресурс] : http://www.art-education.ru/electronic-journal/osobennosti-razvitiya- sovremennogo-rebenka
2. Будаева Н.А. Методическое пособие [Электронный ресурс] :https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/razrabotka-i-oformlieniie- individual-nogo-obrazovatiel-nogo-marshruta
3. Бурнос Г.П. [Электронный ресурс] :https://multiurok.ru/files/modiel- individual-nogho-obuchieniia-obuchaiushchie.html
4. Бутенко Н.В. Концептуальная модель художественно-эстетического
развития детей дошкольного возраста [Электронный
ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnaya-model- hudozhestvenno-esteticheskogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta
5. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студ-ов пед ин-тов. - М.: просвещение, 1983. - 255 с.
6. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. Изд. 5-е. М., 1989. 125 с.
7. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958. 75 с.
8. Гобова Е., Игнатова О. Психологический портрет поколения. Типология
представлений о себе // Школьный психолог. 2007.№ 6.
[Электронныйресурс] :http://psy.1september.ru/article.php?ID=200700612.
9. Горлова Н. А. Современные дошкольники: какие они? // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2009. № 1. С. 3-6.
10. Гуро О.С. Методические рекомендации [Электронный ресурс] :
https://infourok.ru/metodicheskaya-kopilka-metodicheskie-rekomendacii-po- razrabotke-i-ispolzovaniyu-individualnogo-obrazovatelnogo-marshruta- doshkol-1201932.html
11. Давкуш Н.В. Особенности разработки индивидуального образовательного
маршрута ребенка дошкольного возраста
https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-razrabotki-individualnogo- obrazovatelnogo-marshruta-rebenka-doshkolnogo-vozrasta
12. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1978. - 96 с.
13. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студ. Пед. ин-тов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.
14. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада.- СПб. : Композитор, 2005.170 с.
15. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном
воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз.руководителей дет. садов. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.
16. Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников...