Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ХОРОВАЯ ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО УСТРАНЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №95185

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
125
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХОРОВОЙ
ТЕАТРАЛИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВА УСТРАНЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Хоровая театрализация. История и современность 8
1.2. Психологические особенности младшего школьного
возраста 16
1.3. Характеристика сценического волнения младших школьников
при исполнении хоровых произведений 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХОРОВОЙ
ТЕАТРАЛИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВА УСТРАНЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО
ВОЛНЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Диагностика наличия сценического волнения младших
школьников 29
2.2. Методы хоровой театрализации по устранению сценического
волнения младших школьников 33
2.3. Итоговая диагностика наличия сценического волнения
младших школьников 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
Приложение № 1 58
Приложение № 2 60

Актуальность. В государственных документах о совершенствовании системы дополнительного образования детей, а именно в федеральных государственных требованиях к дополнительной предпроффесиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства, особое внимание уделяется на необходимость внедрения в образовательную деятельность специфических средств и методов обучения. Данные методы и средства должны быть направлены на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, способствующих успешному выполнению трудовой, творческой и учебной деятельности.
Одним из таких средств является хоровое пение - особый вид коллективной музыкальной деятельности, формирующий стабильное эмоциональное состояние учащихся, а также умения осуществлять самоконтроль и коррекцию. Все это принято называть «саморегуляцией».
Проблемы развития саморегуляции учащихся младшего школьного возраста решаются педагогами и учеными с позиций специфики становления данного феномена для активности личностных волевых процессов, связанных с умением школьников управлять и контролировать свою деятельность, эмоциональные состояния, поведение.
Феномен саморегуляции обусловлен личностными эмоционально - волевыми процессами. Во многих научных исследованиях о воле и эмоциях, подчеркивается их взаимосвязь, что определено термином «эмоционально-волевая» сфера личности (Л.С. Выготский, О.А. Малахова, Г.М. Цыпин и другие).
В музыкальном творчестве использование приемов саморегуляции рассматривается в большей степени в контексте преодоления сценического волнения (А.Л. Готсдинер, В.И. Петрушин, Г.М. Цыпин и другие), а также сохранения исполнительской надежности (Ю.А. Цагарелли).
Сама специфика музыкально-исполнительской деятельности, приводящая исполнителя не только к перевозбуждению, но и к повышенной раздражительности и нервозности, указывает на необходимость поисков специфических средств и приемов обучения для развития саморегуляции эмоциональных и волевых личностных процессов даже на начальном этапе обучения.
Одним из таких средств современной хоровой культуры является хоровая театрализация. Большое количество профессиональных хоров включают в свой репертуар произведения, которые сопровождаются театральными действиями и жестами. Театрализация затронула все сферы хоровой музыки. В первую очередь, вернувшиеся к своим театральным истокам, крупные кантатно-ораториальные жанры. Создаются хоровые театры, хоровые коллективы, реализующие идею хорового театра.
Впрочем, в области начального музыкального образования детей хоровая театрализация, наряду с другими видами деятельности, представляется менее разработанным направлением. Несмотря на это, эффективность театрализации очевидна, о чем свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования (Л.Л. Бочкарева, О.А. Малаховой, О.А. Головащенко, Н.Ю. Киреевой, Т. Курышевой, Г.М. Цыпина и других). Она оказывает существенное влияние на развитие у детей образного мышления, творческих способностей, позволяет избавить от ненужных комплексов и стеснительности.
Анализ психолого-педагогической, научно-методической
литературы позволил выявить следующие противоречия:
- на социально-педагогическом уровне - между требованиями по развитию у младшего школьника волевых качеств , отраженных в государственных документах и недостаточной реализацией этих требований в дополнительном музыкальном образовании;
• на теоретико-педагогическом уровне - между теоретической
разработанностью проблемы развития эмоционально-волевой
саморегуляции в работах по педагогике, психологии и недостаточной ее разработанностью в педагогике музыкального образования;
• на научно-методическом уровне - между наличием приемов и методов хоровой театрализации и отсутствием методики использования хоровой театрализации как средства устранения сценического волнения младших школьников.
Указанные противоречия определили проблему работы, суть которой заключается в поиске, определении и теоретическом обосновании путей использования хоровой театрализации как средства устранения сценического волнения.
Актуальность указанных противоречий, практическая значимость и недостаточная разработанность обозначенной проблемы определили тему работы: «Хоровая театрализация как средство устранения
сценического волнения младших школьников».
Цель работы - выявление методов хоровой театрализации как средства устранения сценического волнения младших школьников.
Объект исследования: процесс хоровой театрализации как средства устранения сценического волнения младших школьников.
Предмет исследования: методы хоровой театрализации как средства устранения сценического волнения младших школьников.
Гипотеза: применение описанных в работе приемов и методов позволит повысить эффективность хоровой театрализации как средства устранения сценического волнения младших школьников, если:
• необходимым компонентом обучения ребенка будет являться
процесс становления положительного эмоционального состояния, осознания и выражения эмоционального содержания исполняемого произведения...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ проблемы хоровой театрализации как средства устранения сценического волнения младших школьников, практика проведения диагностической процедуры, внедрение методов хоровой театрализации позволили сделать следующие выводы:
1. Хоровая театрализация - это особое явление художественной культуры, основой которого является использование в создании и понимании художественного образа различных видов искусства. В основе лежит музыкально-театральное действие, являющееся единством хорового пения, движения, драматического и речевого выражения.
2. История взаимоотношений театра и хора уходит в глубину веков. Их источник - искусство древности. Контакты хора и театра можно обнаружить и в бытовых обрядовых действах, и в храмовом синтезе. Одним из важнейших фактов XX века становится то, что театральность начинает проникать в далекие от театра области, например в камерную хоровую музыку, порождая новое художественное явление - хоровой театр.
3. Рассмотрение психологических особенностей детей младшего школьного возраста показало, что большее равновесие в данном возрасте приобретают процессы торможения и нервного возбуждения. Несмотря на то, что основным видом деятельности младшего школьного возраста является игра, характерная для хоровой театрализации, признаки сценического волнения у учащихся все равно присутствуют.
4. Деятельность музыканта-исполнителя - напряженный, сложный и вместе с тем ответственный процесс. Сценическое волнение - одна из форм психического состояния учащегося, вызванная страхом, ожиданием, тревогой до и вовремя концертного выступления. Волевая регуляция - это свойство личности, выражающееся в умении управлять эмоциональным состоянием для сохранения и обретения внутренней стабильности в процессе хоровой деятельности и в момент концертного выступления. Основными причинами сценического волнения являются:
1) Чувство ответственности музыканта-исполнителя за свое выступление.
2) Преувеличенное опасение заслужить критическую оценку со
стороны посторонних.
3) Боязнь музыканта-исполнителя забыть текст.
4) Особенности нервной системы.
5. По результатам диагностирования можно отметить, что на
итоговом этапе диагностирования в сравнении с начальным - показатели возросли. Так критерий «Слуховой самоконтроль, в процессе музыкально-исполнительской деятельности» от низкого уровня поднялся к среднему уровню развития эмоционально-волевой саморегуляции учащихся. Критерий «Эмоциональное исполнение музыкального произведения» увеличился от среднего до достаточного уровня развития эмоционально-волевой саморегуляции учащихся, а критерий
«Произвольное регулирование психофизического состояния» от низкого уровня поднялся к среднему уровню развития эмоционально-волевой саморегуляции учащихся . Таким образом, уровень учащихся соответствует среднему уровню развития эмоционально-волевой саморегуляции учащихся.
6. Для преодоления сценического волнения были предложены следующие методы хоровой театрализации:
• Метод игры, как основанная форма занятий, направленная на развитие у учащихся основных психических процессов (внимания, памяти, воображения, речи);
• Метод импровизации, важный компонент в театральной деятельности. В процессе импровизации ребенок раскрепощается, выражает эмоциональное отношение;
• Метод коллективного хорового творчества - один из наиболее
сложных и значимых видов музыкальной деятельности. В хоровой коллективной деятельности, обусловленной групповой направленностью, помощью, поддержкой, ребенку легче преодолевать эмоциональные зажимы, возникаемые при публичных выступлениях.
Предложен примерный репертуарный список произведений русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов и народные песни разных жанров. А также музыка, звучащая в музыкальных спектаклях, мультипликационных фильмах, детских кинофильмах, театральных и радиопостановках, детских телепередачах.
Каждый учащийся неповторимая индивидуальность, и, следовательно, методы подготовки всегда должны основываться на его индивидуальных качествах внутренней и внешней среды.
Педагогу следует изучать личностные особенности учащегося, его отрицательные и положительные стороны характера, психики, эмоционально-волевой сферы, а также его поведения на сцене, профессиональных успехов, уровня профессиональной выносливости, в результате чего составляется план занятий. И от стратегии, последовательно выстраиваемой педагогом с самого начала обучения зависит результат.
Изучение рассмотренной в выпускной квалификационной работе проблемы может быть продолжено в плане поиска дополнительных методов, способствующих устранению сценического волнения, приемов включения хоровой театрализации в процесс предмета «Хоровой класс» в детской музыкальной школе у обучающихся других возрастных групп.


1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: ВЛАДОС, 2003г. 103 с.
2. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1990. 207 с.
3. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974. 52 с.
4. Безбородова Л.А. Дирижирование: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
5. Бекина С.И. Музыка и движение. М.: Просвещение, 1984. 146 с.
6. Березина В.Г. Детство творческой личности. СПб.: издательство Буковского, 1994. 60с.
7. Благой Д.Д. Роль эстрадных выступлений в обучении музыкантов-исполнителей // Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып.2. М., 1979. С. 166 - 183.
8. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических
терминов [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://gendocs.ru/v35247/?cc=1&view=txt
9. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Классика - XXI, 2008. 220 с.
10. Бузони Ф. О пианистическом мастерстве // Исполнительское искусство зарубежных стран: Сб. мат. М.: Гос. муз. издат., 1962. Вып.1. С. 89 - 120.
11. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества // Дошкольное воспитание. №11. 1982. С. 32 - 38.
12. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981. 240 с.
13. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В., М.: Просвещение, 1973. 66 с.
14. Воронина О. Полихудожественная деятельность младших
школьников. Из опыта работы хора «Иволга» над театрализацией песен. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.musnotes.com/articles/Voronina/
15. Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. СПб.: Союз, 1997. 92с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ