ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ 6
1.1. Проблема развития творческих способностей детей в психолого-
педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста 14
1.3. Арт-терапия как средство развития творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ 31
2.1. Диагностика развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста 31
2.2. Организация работы по развитию творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста посредством арт -терапии 38
2.3. Сравнительный анализ результатов 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
Важным условием реализации стратегических целей нашей страны является воспитание творческой, инициативной, самостоятельно мыслящей личности. Эта задача отражена в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [61], Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [60]. В частности, в соответствии с ФГОС ДО программа дошкольного образования должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.
Проблема развития творческих способностей не нова. Отечественные и зарубежные ученые уделяли и уделяют большое внимание проблеме творчества и творческих способностей личности (Д.Б. Богоявленская [8], Л.С. Выготский [11, 12], А.Н. Лук [351], А.М. Матюшкин [37], К. Роджерс [46], С.Л. Рубинштейн [48], Э.П. Торренс [64], В.Д. Шадриков [63] и др.). Многие педагоги и психологи: Л.А. Венгер [44], О.М. Дьяченко [18, 19],
Н.Н. Поддъяков [42], Е.О. Смирнова [531], Г.А. Урунтаева [58] и другие - признают период дошкольного детства наиболее благоприятным для развития творческих способностей. При этом считается, что художественная деятельность детей обладает большим потенциалом для развития творческих способностей.
В то же время постоянно меняющиеся жизненные условия требуют поиска новых эффективных средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Одним из средств, которые не часто используются в целях развития творческих способностей дошкольников, является арт- терапия. Нам не удалось найти ни одного серьезного исследования, посвященного этой проблеме. Арт-терапия традиционно понимается как «метод лечения, основанный на использовании художественного творчества» [27, с. 4]. Она используется психологами для коррекции некоторых психоэмоциональных состояний детей (В.Г. Колягина [26], Е.Р. Кузьмина [29], Л.Д. Лебедева [31], Л.Д. Мардер [36], С.Г. Рыбакова [49] и др.).
Некоторые исследователи наряду с арт-терапией выделяют арт- педагогику, понимание сущности которой неоднозначно. Одни ученые (В.П. Анисимов [4], И.Ю. Кульчицкая [30], Н.Ю. Сергеева [50] и др.) придерживаются взгляда на арт-педагогику как на самостоятельную отрасль педагогической науки, изучающую закономерности воспитания и развития человека средствами искусства. По мнению других исследователей /(Г.А. Касен, А.Б. Айтбаева [23], Е.А. Медведева [5] и др.), арт-педагогические техники являются «более общедоступными и облегченными» по сравнению с арт-терапевтическими и позволяют работать с «менее глубинными проблемами личности» с. 15. Касен
Мы разделяем мнение третьей группы ученых (М.В. Киселева [24], А.И. Копытин [27], Л.Д. Лебедева [31] и др.), которые выделяют медицинское и педагогическое направления арт-терапии. Педагогическое направление арт- терапии предполагает использование спонтанной изобразительной деятельности детей для активизации их творческого потенциала, развития творческих способностей. В основе арт-терапии лежит именно мобилизация творческого потенциала личности, предоставление ей дополнительных возможностей для выражения экспрессии и раскрытия содержания художественных образов.
В практике работы детских дошкольных организаций комплексы занятий по арт-терапии нечасто используются воспитателями для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, в литературе таких комплексов встречается недостаточное количество.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью поиска новых средств развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, большими возможностями для этого, заложенными в арт-терапии и нехваткой разработанных комплексов занятий по арт-терапии для дошкольников.
Это противоречие определяет проблему исследования: каким должен быть комплекс занятий по арт-терапии, который может обеспечить эффективное развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по арт-терапии, способный обеспечить эффективное развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: педагогический процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по арт-терапии, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить сущность понятия «творческие способности».
2. Выявить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать возможности арт-терапии как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностику уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать комплекс занятий, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством арт-терапии.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого¬
педагогической литературы; эмпирические: наблюдение, тестирование, качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: МАДОУ детский сад № 3 «Третье королевство» г. Среднеуральска, 20 воспитанников старшей группы в возрасте 5 -6 лет.
Структура работы: введение, две главы основной части, заключение, список использованной литературы, приложение.
Подводя итоги проделанной работы, опишем кратко решенные нами задачи исследования.
Был проведен анализ психолого-педагогической литературы и определены сущность понятия «творческие способности». За основу было принято определение Л.Н. Шутаревой: «Творческие способности - это индивидуальные свойства и качества личности, способствующие преобразующей деятельности по созданию нового и оригинального, совершенствованию самой личности».
В качестве критериев оценки уровня развития творческих способностей дошкольников использовались критерии, выделенные Дж. Гилфордом:
- беглость - способность генерировать большое число идей, выраженных словесно или в рисунках;
- гибкость - способность генерировать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;
- оригинальность - способность к выдвижению необычных идей, умение видеть в объекте новые, неочевидные признаки;
разработанность - способность усовершенствовать объект, наилучшим способом воплотить замысел, добавляя детали.
Выявлены особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей. Творческие способности старших дошкольников развиваются в ведущих видах деятельности этого возраста: в игре и продуктивных видах деятельности, таких, как рисование, аппликация, лепка, конструирование и др. Суть творческих способностей детей заключается в том, чтобы не следовать готовым стандартам, штампам, шаблонам, а искать как можно больше своих собственных оригинальных решений, не бояться свободно показывать их, направлять свое воображение на поиск нового. Ключевыми особенностями творческих способностей старших дошкольников считаются подвижность образов воображения, умение отступить от стандартного, трафаретного решения, создать новое, оригинальное произведение, придумывать разные варианты одного и того же сюжета.
Далее были проанализированы возможности арт-терапии как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Арт-терапия рассматривалась нами в рамках ее педагогического направления как разновидность творческой деятельности, в которой методы и приемы арт-терапии используются для активизации творческого потенциала личности. В нашем исследовании мы опираемся на определение, данное А.В. Гришиной: «Арт-терапия есть педагогическая технология, использующая спонтанное изобразительное творчество детей и направленная на развитие их творческих способностей». В работе рассмотрены некоторые арт- терапевтические техники и приемы, позволяющие решать задачу развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, а также структура занятия по арт-терапии с детьми старшего дошкольного возраста, которую может использовать воспитатель детского сада.
Для проведения диагностики уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста выделены критерии, определены уровни развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, подобраны диагностические методики:
- метод наблюдений за детьми в процессе занятий по изобразительной деятельности по названным критериям (автор методики - Л.Н. Шутарева);
- второй субтест фигурной батареи тестов П. Торренса в адаптации Е.Е. Туник для детей дошкольного возраста.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе МАДОУ детский сад № 3 «Третье королевство» г. Среднеуральска. В результате диагностики были сделаны выводы о том, что 50% старших дошкольников находятся на низком уровнем, 40% - на среднем уровне и 10% - на высоком уровне развития творческих способностей. Наиболее высокий уровень развития творческих способностей старших дошкольников наблюдается по критериям «беглость» и «разработанность». Такие результаты обусловили необходимость составления комплекса занятий по арт-терапии «Играем, фантазируем, рисуем».
В комплекс вошли 14 занятий. Основным видом арт-терапии, использованным в комплексе занятий, является изотерапия (рисование, лепка, аппликация). В содержание занятий входят такие изобразительные арт- терапевтические приемы, как упражнения с цветами (рисование руками, смешение пластилина и др.); «каракули», «монотипия», «маски», «рисование в круге», «отпечаток», рисование пластилином, аппликация сыпучими продуктами, изготовление кукол и др. Также используются игры, танцевальные и пластические импровизации, драматизации, составление рассказов и сказок и др. На занятиях используются различные виды коллективной работы: графические упражнения, составление карты звездного неба, создание совместной композиции и совместного рисунка, разыгрывание сценок, создание образов букв в группе и др.
Составленный комплекс занятий по арт-терапии был частично проведен в период с января по март 2019-2020 уч. года. Затем проводилась повторная диагностика уровня развития творческих способностей старших дошкольников в соответствии с выделенными ранее критериями.
Уровень развития творческих способностей детей увеличился, хотя и незначительно, что связано, по-видимому, с тем, что комплекс занятий по арт- терапии в связи со сложившимися обстоятельствами проведен не полностью. Вместе с тем, положительная динамика развития творческих способностей детей подтверждается изменением среднего балла их развития по каждому критерию. На практике эти изменения отражаются в результатах детского творчества.
Можно предположить, что при проведении составленного нами комплекса занятий по арт-терапии в полном объеме уровень творческих способностей детей старшего дошкольного возраста станет более высоким. Таким образом, составленный комплекс занятий по арт-терапии можно считать эффективным для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Итак, поставленные в работе задачи решены.
1. Алексеева, М. Ю. Развитие творческого мышления младших школьников средствами арт-терапии : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М. Ю. Алексеева ; Курский государственный университет. - Курск, 2007. - 240 с.
2. Ананьев, Б. Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера / Б. Г. Ананьев // Доклады на совещании по вопросам психологии личности. - Москва : Наука, 1956. - С. 93-97.
3. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества / В. И. Андреев. - Казань : Издательство Казанского университета, 1988. - 236 с.
4. Анисимов, В. П. Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса / В. П. Анисимов // Вестник ОГУ.
- 2003. - № 4. - С. 146-148.
5. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании : учебник для академического бакалавриата / Е. А. Медведева [и др.] ; под редакцией Е. А. Медведевой. - Москва : Издательство Юрайт, 2019.
- 274 с.
6. Белобрыкина, О. А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству : методические рекомендации. / О. А. Белобрыкина. - Новосибирск :Издательство НГПИ, 1993. - 62 с.
7. Бетенски, М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии / М. Бетенски. - Москва : ЭКСМО Пресс, 2002. - 256 с.
8. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей : учебное пособие / Д. Б. Богоявленская. - Москва : Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
9. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 398 с.
10. Брыкина, Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами : кн. для педагогов дошкольных учреждений / Е. К. Брыкина ; под науч. ред. Т. С. Комаровой. - Москва: Педагогическое общество России, 2002. - 143 с.
11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 1996. - 96 с.
12. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 2008. - 352 с.
13. Грановская, Р. М. Творчество и преодоление стереотипов / Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская. - Санкт-Петербург : Издательство ОМС, 1994. - 192 с.
14. Гришина, А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А. В. Гришина ; Волгоградский государственный педагогический университет. - Волгоград, 2004. - 185 с.
15. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. - Москва : Педагогика, 1986. - 240 с.
16. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - Санкт-Петербург : Питер, 2007. - 368 с.
...