ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Анализ проблемы формирования социальной ответственности у
подростков в психолого-педагогической литературе 12
1.2. Возможности дополнительного образования в формировании
социальной ответственности у подростков, занимающихся единоборствами 22
1.3. Теоретическое обоснование программы формирования социальной
ответственности у подростков, занимающихся единоборствами в условиях дополнительного образования 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 45
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня
сформированности социальной ответственности подростков 45
2.2. Содержание работы по формированию социальной
ответственности у подростков, занимающихся единоборствами в условиях дополнительного образования 54
2.3. Контрольный этап опытно-поисковой работы по формированию
социальной ответственности у подростков, занимающихся единоборствами в условиях дополнительного образования 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Проблема формирования социальной ответственности у подрастающего поколения крайне актуальна сегодня на фоне социально нестабильной ситуации современного общества. Негативное влияние на растущую личность оказывает низкопробная информационная продукция, распространяемая через прессу, телевидение, интернет и пропагандирующая праздный образ жизни, насилие, секс, преступность. Особую тревогу вызывают процессы распада семьи, криминализации жизни, потери нравственных идеалов, что ведет к росту потребительских настроений в обществе, распространению наркотиков, пьянства.
Задача формирования социальной ответственности у подрастающего поколения отражена в программных документах Правительства Российской Федерации (Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования в РФ», «Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года», «Стратегия развития молодежи РФ на период до 2025 года», «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы»), а также в документах, регламентирующих деятельность учреждений дополнительного образования («Концепция развития дополнительного образования детей», Приказ Министерства образования и науки РФ «Порядок организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», «Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых»). В данных документах социальная ответственность формулируется как этический принцип, определяющий жизненную позицию личности и связанный со способностью личности руководствоваться чувством долга в процессе принятия решений, контролировать свою деятельность в соответствии с системой моральных норм и ценностей, интересов и целей общества.
Особую актуальность проблема формирования социальной ответственности приобретает в старшем подростковом возрасте, который, по словам исследователей, является периодом социального самоопределения, формирования жизненной перспективы, морального сознания [25, с. 39]. Подростки, психика которых отличается эмоциональной реактивностью и напряженностью в восприятии окружающей действительности, остро реагируют на социальную несправедливость, существующую в нашем обществе. Часто их попытки восстановить справедливость и стремление к социальной самореализации принимают неадекватные формы.
Занятия единоборствами в спортивных секциях помогают подросткам решить проблему самореализации. Боевые единоборства, развивают волю к победе, закаляют характер и способствуют приобретению чувства уверенности в своих силах, учат достойно противостоять противнику, предугадывать его действия и не менее достойно проигрывать, сохраняя уважение к себе и сопернику. С другой стороны, на неокрепшую психику подростка единоборства могут оказать не самое благоприятное влияние, сформировав представление о своей исключительности, силового превосходства над другими, привычки быть на особом положении, рисковать по абсурдным поводам. Все это подчеркивает актуальность проблемы формирования социальной ответственности у подростков, занимающихся единоборствами.
Большие возможности для формирования социальной ответственности у подростков открываются в условиях дополнительного образования. В спортивных секциях, которые посещают подростки, занимающиеся единоборствами, существуют тренировочные циклы: подготовительные, соревновательные, восстановительные и т.д. Во время восстановительных циклов можно проводить социально ориентированные мероприятия: походы, экскурсии, встречи с прославленными спортсменами, осуществлять волонтерскую деятельность и т.д.
Важным фактором в развитии социальной ответственности подростка, занимающегося единоборствами, является личность тренера - педагога дополнительного образования, его авторитет в глазах ребенка. Однако многие тренеры в единоборствах нацелены, в основном, на результат, на высокие достижения и не всегда обращают внимание на развитие нравственной стороны личности спортсмена.
Таким образом, аспект воспитания социальной ответственности спортсменов изучен недостаточно. До настоящего времени не разработана эффективная модель воспитания социальной ответственности подростков в детско-юношеских спортивных организациях. Нет четкой классификации факторов, влияющих на данный процесс, недостаточно исследованы педагогические средства, при помощи которых формируется социально ответственное поведение подростков-спортсменов.
На основании вышеизложенного определяется ряд противоречий между:
- потребностью общества в формировании социально ответственной личности и недостаточной реализацией данных требований при организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования;
- изученностью вопросов формирования социально ответственной личности в педагогической теории и практике и их недостаточной разработанностью применительно к спортивной подготовке подростков, занимающихся единоборствами;
- востребованностью потенциала дополнительного образования в формировании социальной ответственности у подростков, занимающихся единоборствами, и недостаточностью методического обеспечения этого процесса.
Выявленные актуальность и противоречия позволяют сформулировать проблему исследования, состоящую в поиске путей и средств формирования социальной ответственности у подростков, занимающихся единоборствами в условиях дополнительного образования.
Противоречия и сформулированная проблема позволили определить тему диссертационного исследования: «Формирование социальной ответственности у подростков, занимающихся единоборствами в условиях дополнительного образования».
Объект исследования - процесс формирования социальной ответственности у подростков, занимающихся единоборствами.
Предмет исследования - программа формирования социальной ответственности у подростков, занимающихся единоборствами в условиях дополнительного образования.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать программу формирования социальной ответственности у подростков, занимающихся единоборствами в условиях дополнительного образования.
Гипотеза исследования. Предполагается, что процесс формирования социальной ответственности у подростков, занимающихся единоборствами, будет эффективным, если:
- будут использованы аксиологический, личностно ориентированный,
деятельностный подходы в работе с подростками, позволяющие
активизировать и обогатить с помощью общественно-полезной деятельности опыт нравственных и ответственных отношений с окружающими людьми;
- будет разработана и реализована программа формирования социальной ответственности у подростков, занимающихся единоборствами, которая включает мероприятия по развитию социальной компетентности и разнообразные формы общественно полезной деятельности: пропаганда здорового образа жизни, гражданско-патриотические мероприятия, волонтерство, этические беседы на примерах из жизни знаменитых спортсменов (их побед и поражений), показательные выступления.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «социальная ответственность» применительно к подростковому возрасту.
2. Раскрыть возможности дополнительного образования в формировании социальной ответственности у подростков, занимающихся единоборствами.
3. Теоретически обосновать программу формирования социальной ответственности у подростков, занимающихся единоборствами в условиях дополнительного образования.
4. Провести опытно-поисковую работу и доказать эффективность разработанной программы формирования социальной ответственности у подростков, занимающихся единоборствами в условиях дополнительного образования.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
- теоретические - изучение и анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы;
- эмпирические - включенное наблюдение, беседа, анализ деятельности подростков, опытно-поисковая работа, обобщение, систематизация и описание полученных данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- исследования о механизмах формирования социальной (Г.Е. Арефьева, В.Н. Иванова, Л.Н. Когана, A.M. Омарова, О.Е. Пазиной,
А.К. Удилова, В.М. Шепеля) и нравственной (И.Ш. Александровой, Т.И. Артемьева, А.А. Гусейнова) ответственности как факторов всестороннего развития личности;
- работы, освещающие проблему воспитания социальной
ответственности у подрастающего поколения в отечественной образовательной теории и практике М.Н. Аплетаева, Н.В. Винокуровой, С.Б. Елканова, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, А.К. Осницкого, О.А. Петрухиной, A.M. Прихожан, В.Н. Сорока-Росинского,
B. А. Сухомлинского, В.Г. Хворостовской, С.Т. Шацкого;
- методологические подходы к воспитанию молодежи в современных условиях в научных трудах Н.М. Борытко, В.А. Блюмкина, И.А. Колесниковой, B.C. Кукушкина, Л.И. Маленковой, Д.И. Фельдштейна, Н.Е. Щурковой;
- исследования, проведенные психологами Л.С. Выготским, Э.В. Ильенковым, В.С. Мухиной, Д.Б. Элькониным, Д.И. Фельдштейном,
C. Холлом, А. Гезеллом, Д. Коулменом, Р. Куленом, Л. Кольбергом, К. Левиным, Ж. Пиаже, 3. Фрейдом, Э. Шпранглером и др. об особенностях подросткового возраста: специфике потребностей, идеалов, интересов, особенностей воли, нравственных представлений, мотивов деятельности;
- работы М.О. Антоновой, С.П. Акуниной, А.С. Гаязова, Г.Я. Гревцовой, Е.С. Казакова, В.Н. Лукина, М.В. Николаева, И.Ю. Новичковой, М.М. Плоткина, Т.П. Скребцова, посвященные социально¬педагогическим аспектам воспитания у подрастающего поколения;
- исследования, связанные с воспитанием ответственности в учебной деятельности Н.В. Винокурова, Л.И. Грядуновой, Е.И. Козаковой;
- проблемы воспитания морально-волевых качеств у спортсменов в трудах В.К. Бальсевич, М.Я. Виленского, Л.И. Лубышевой, В.И. Столярова и др.
База исследования: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская юношеская спортивная школа единоборств». В опытно-поисковой работе принимали участие 10 подростков 14 - 16 лет.
Этапы исследования.
Первый этап исследования заключался в выборе темы и ее формулировке, обосновании центральных идей, цели и конкретных задач исследовательской работы. Были изучены теоретические основы проблемы, сделан анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования социальной ответственности у подростков, в результате чего определена методологическая и теоретическая база исследования.
На втором этапе исследования уточнена тема, выдвинута гипотеза, определены задачи. Второй этап состоял в проведении опытно-поисковой работы по формирования социальной ответственности у подростков, занимающихся единоборствами в условиях дополнительного образования.
Третий этап исследования состоял в анализе полученных результатов, систематизации материала, уточнении теоретических положений, формулировании выводов, оформлении диссертационной работы.
Научная новизна исследования:
1. Выявлено, что содержание процесса формирования социальной ответственности применительно к подросткам, занимающимся единоборствами, включает развитие способности к прогнозированию и контролю собственных поведенческих решений, рефлексии своих поступков на основе понимания ценностей и норм общественной морали, мотивацию к здоровому образу жизни и к общественно-полезной деятельности.
2. Разработана и реализована программа формирования социальной ответственности у подростков, занимающихся единоборствами, которая включает мероприятия по развитию социальной компетентности и разнообразные формы общественно-полезной деятельности: пропаганду здорового образа жизни, гражданско-патриотические мероприятия, волонтерство, этические беседы на примерах из жизни знаменитых спортсменов (их побед и поражений), показательные спортивные выступления.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем.
1. Уточнено понятие социальной ответственности как жизненной позиции личности, связанной с выполнением ею взятых на себя обязательств перед другими людьми, осознанным отношением к своим решениям, действиям и поступкам на основе учета общественных интересов, что проявляется в различных формах контроля над своей деятельностью в соответствии с системой моральных норм и ценностей.
2. Доказана целесообразность построения педагогического процесса по
формированию социальной ответственности у подростков на основе взаимосвязи подходов: аксиологического (активизирующего опыт
нравственных и ответственных отношений с окружающими людьми), деятельностного (реализующегося в общественно полезной деятельности), личностно ориентированного (стимулирующего самостоятельность личности в контроле собственных поведенческих решений, рефлексии своих поступков).
Практическая значимость.
1. Определен и реализован диагностический инструментарий, включающий критерии оценки уровня сформированности социальной ответственности у подростков: мотивационный, деятельностный, личностно-рефлексивный, и входящие в них показатели, представляющие необходимые личностные качества, знания, способности.
2. Разработана программа формирования социальной ответственности у подростков, занимающихся единоборствами, ее тематическое и содержательное наполнение.
Разработанные программа и методические рекомендации отражают теоретические положения диссертации и могут быть использованы в качестве практического пособия в учреждениях дополнительного образования.
Обоснованность и достоверность результатов данного исследования обеспечивается: исходными методологическими и
теоретическими положениями; анализом результатов экспериментально - исследовательской работы; использованием комплекса различных методов, соответствующим цели и задачам исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Содержание процесса формирования социальной ответственности применительно к подросткам, занимающимся единоборствами, включает развитие способности к прогнозированию и контролю собственных поведенческих решений, рефлексии своих поступков на основе понимания ценностей и норм общественной морали, мотивацию к здоровому образу жизни и к общественно полезной деятельности.
2. Основой для разработки программы формирования социальной ответственности у подростков являются подходы: аксиологический (активизирующий опыт нравственных и ответственных отношений с окружающими людьми), деятельностный (реализующийся в общественно полезной деятельности), личностно ориентированный (стимулирующий самостоятельность личности в контроле над собственными поведенческими решениями, рефлексии своих поступков).
3. Программа формирования социальной ответственности у подростков, занимающихся единоборствами, включает мероприятия по развитию социальной компетентности и разнообразные формы общественно-полезной деятельности: пропаганду здорового образа жизни, гражданско- патриотические мероприятия, волонтерство, этические беседы на примерах из жизни знаменитых спортсменов (их побед и поражений), показательные спортивные выступления.
В современном обществе вопрос о формировании социальной ответственности у подростков в условиях дополнительного образования стоит очень остро, потому как социальная ответственность и компетентность являются показателями духовно-нравственного развития человека.
Результаты проведенного теоретического и опытно-поискового исследования процесса формирования социальной ответственности у подростков-единоборцев в условиях дополнительного образования свидетельствуют о достижении цели исследования и позволяют сделать следующие выводы:
1. В ходе исследования научной педагогической литературы было конкретизировано содержание понятия «социальная ответственность» применительно к подростковому возрасту как жизненная позиции личности, связанная с выполнением ею взятых на себя обязательств перед другими людьми, осознанным отношением к своим решениям, действиям и поступкам на основе учета общественных интересов, что проявляется в различных формах контроля над своей деятельностью в соответствии с системой моральных норм и ценностей.
2. На основе изучения психолого-педагогической литературы был составлен психологический портрет подростка и доказана актуальность формирования социальной ответственности в старшем подростковом возрасте. Обобщение психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволило выделить следующие педагогические условия, при создании которых процесс формирования социальной ответственности подростков протекает наиболее эффективно:
включение подростков как субъектов социальной ответственности в социально значимую деятельность;
организация субъектного опыта подростков на основе их самостоятельной, активной деятельности;
высокий уровень профессиональной компетенции педагога дополнительного образования.
3. Мы рассмотрели возможности и преимущества дополнительного образования для формирования социальной ответственности у подростков. В ходе исследования мы отметили, что в дополнительном образовании, есть больше возможностей, чем в образовательных учреждениях, решать вопросы духовно-нравственного становления подростков, в том числе и в формировании их социальной ответственности.
Доказана целесообразность построения педагогического процесса по формированию социальной ответственности у подростков на основе взаимосвязи подходов: аксиологического (активизирующего опыт
нравственных и ответственных отношений с окружающими людьми), деятельностного (реализующегося в общественно полезной деятельности), личностно ориентированного (стимулирующего самостоятельность личности в контроле собственных поведенческих решений, рефлексии своих поступков).
4. Были выделены критерии сформированности социальной ответственности у подростков:
Когнитивно-аналитический - включает правовые знания и обязанности, понимание ценностей и норм общественной морали.
Ценностно-мотивационный - связан с мотивацией к здоровому образу жизни и к общественно полезной деятельности.
Деятельностно-рефлексивный - определяется способностью к прогнозированию и контролю собственных поведенческих решений, рефлексии своих поступков.
Анализ первичной диагностики показал, что социальная ответственность у подростков-боксеров проявляется преимущественно на ситуативном уровне. В то же время данная ценность входит в круг образовывающихся ценностей жизни и для большинства ребят она является важным жизненным новообразованием, признается необходимым показателем успешности. Это актуализирует целенаправленную работу по формированию социальной ответственности, требует планомерной системной работы тренера, что немаловажно при разработке программы по развитию социальной ответственности у подростков-единоборцев в условиях учреждения дополнительного образования.
5. На базе изучения передового педагогического опыта, учитывая
личность тренера, его компетентность в вопросах развития и воспитания подрастающего поколения, мы разработали программу по формированию социальной ответственности у подростков-боксеров 14-16 лет. Данная
программа была адаптирована к условиям города Лесного и характера взаимоотношений в сложившемся коллективе.
Программа включила в себя более 50 мероприятий разной направленности, в том числе 13 занятий-тренингов по развитию социальной компетентности, социально-коммуникативные и досуговые мероприятия, волонтерство.
6. Диагностика, проведенная на контрольном этапе опытно-поисковой работы, показала, что внедрение в воспитательно-образовательный процесс нашей программы способствовало духовно-нравственному становлению личности подростков и развитию у них социальной ответственности. Подростки стали более общительны и требовательны к себе, у них раскрылись организаторские и творческие способности, они охотно принимали участие в социально-значимой деятельности. Кроме того, улучшились взаимоотношения внутри сложившегося коллектива и в семьях воспитанников, повысилась успеваемость в школе, подростки активно помогают друг другу и окружающим.
Таким образом, в ходе поисково-исследовательской деятельности мы достигли цели и решили поставленные задачи, чем доказали эффективность разработанной нами программы по формированию социальной ответственности у подростков-единоборцев в условиях дополнительного образования.
1. Абишева, М. М. Роль дополнительного образования в формировании социально активной личности / М. М. Абишева. — Текст // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Международной научной конференции (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 143 - 145.
2. Акимова, Е. В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско- молодежных объединений : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Рязань, 2006. - 23 с.
3. Асташова, Н.А. Теоретические основы формирования социальной ответственности у современного подростка. / Н.А. Асташова, Е.В. Стручек // Вестник Брянского гос. ун-та. - 2013.
4. Барановская, Л.А. Социальная ответственность в системе педагогических ценностей // Вестник КрасГАУ. - 2006. - Вып.11. - С. 414 - 419
5. Беспалов П. В. Воспитание социальной ответственности подростков в
детско-юношеской спортивной школе : автореферат диссертации на
соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Воронеж, 2011. - 24 с.
6. Богданова, Е.В. Социальная педагогика в социальных практиках. / Е.В. Богданова, Е.С. Лысенко // Социальная педагогика: актуальные проблемы и перспективы : Материалы международного симпозиума / под ред. А.В. Мудрика, Т.Т. Щелиной. - Н. Новгород, 2014. - С. 50-55.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб. : Питер, 2009.- 400 с.
8. Болотова, М.И. Педагогические условия воспитания нравственной ответственности у подростков в дополнительном образовании детей (в свете идей В.А. Сухомлинского) / М.И. Болотова, Г.И. Биушкин // Вестник ОГУ. - 2007. - № 2 - С. 12 - 18.
9. Булычева, Н.М. Воспитание социальной ответственности у подростков в организации дополнительного образования : выпускная квалификационная работа / Н.М. Булычева ; Уральский государственный педагогический университет - Екатеринбург. - 2017. - 108 с.
10. Выготский, Л.С. Собрание сочинений : В 6 т. Т.3. - М., 1983. - 146 с.
11. Гараева, С. Н. Воспитание ответственности у старшеклассников через деятельность органов самоуправления : выпускная квалификационная работа. - Пермь, 2017. - 86 с.
12. Гиенко, Л.Н. Деятельность социального педагога по формированию
социальной компетентности подростков в общеобразовательном учреждении / Л.Н. Гиенко // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 8. - С. 298¬303.
13. Гиенко, Л.Н. Социальная компетентность подростков и их социализация / Л.Н. Гиенко // Молодежь - Барнаул : материалы научно-практической конференции. - Барнаул, 2005. - С. 53-55.
14. Гладышева, И. А. Проблема воспитания социальной ответственности у молодежи [Электронный ресурс] / И.А. Гладышева. - URL: https://superinf.ru/view helpstud.php?id=1640 (дата обращения: 17.10.2020).
15. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов - М. : Академия, 2000. - 288 с.
16. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб. : Речь, 2004. - 272 с.
17. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей : учебник для студентов педагогических училищ и колледжей /Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.М. Михайлова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 349 с.
18. Ефремова ,Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. - М. : Русский язык, 2000. - в 2 т. - 1209 с.
...