Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов во взаимодействии школы, семьи, комиссии по делам несовершеннолетних и религиозных организаций

Работа №95149

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
158
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ
10
1.1. Формирование законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов
как педагогическая проблема 10
1.2. Принципы, формы, методы, направления формирования
законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов 21
1.3. Ососбенности формирования законопослушного повдения
обучающихся 7-9 классов 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ШКОЛЫ, СЕМЬИ, КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 42
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня формирования
законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов 42
2.2. Содержание программы по формированию законопослушного
поведения обучающихся 7-9 классов во взаимодействии школы, семьи, комиссии по делам несовершеннолетних и религиозных организаций 51
2.3. Диагностическое исследование по выявлению уровня сформированности законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов
на итоговом этапе опытно-поисковой работы 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73

На сегодняшний день из важнейших приоритетов модернизации в системе образования общеобразовательных организаций является формирование законопослушного поведения у несовершеннолетних. В первую очередь это связано с изменениями в законодательстве, переоценкой ценностей, изменением сознания граждан нашей страны.
Высокий уровень законопослушного поведения каждого гражданина является необходимым условием для построения гражданского общества правового государства. Это возможно лишь тогда, если права и свободы отдельного человека рассматриваются как наивысшая ценность общества, и как следствие, безусловно, соблюдаются. Граждане и государство будут нести взаимную ответственность. И каждый член общества займет активную гражданскую позицию, будет проявлять интерес к изменениям законодательства, каждый гражданин станет ориентироваться в основах частного права (семейного, трудового, гражданского), и с уверенностью будет знать, в какие органы обращаться с целью восстановления нарушенных прав. Законопослушное поведение способствует установлению границ дозволенного поведения, свобод субъектов правоотношений, укрепляет социальную справедливость, законность - в целом происходит создание благоприятной атмосферы для комфортной жизни каждого человека. Повышение уровня законопослушного поведения значительно снизит число правонарушений, которые совершают люди по причине незнания того, что в законе имеется норма, которая запрещает такое поведение.
Важную роль в решении задач по формированию законопослушного поведения подростков играет система образования. На образовательные организации возложена огромная ответственность по обучению и воспитанию личности. Основная задача школы - это помощь обучающимся в освоении правил поведения, взаимодействию друг с другом, выражать своё мнение и уважать мнение остальных людей. Несовершеннолетний, так же может защитить свои некоторые права только в присутствии своего законного представителя (в том числе, если дело касается разбирательств в суде по поводу насилия над ребенком, жестокого обращения). Основные составляющие законопослушного поведения, такие как знания, отношения и опыт, могут быть востребованы в различных жизненных ситуациях, в том числе, и таких, где от наличия у ребёнка сформированного законопослушного поведения будет зависеть его собственная безопасность.
Формирование законопослушного гражданина происходит постепенно, по мере складывания и развития личности. Одним из основных инструментов формирования законопослушного гражданина является воспитание. Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребёнка, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», школа выстраивает работу по воспитанию законопослушного гражданина.
Над проблемой формирования законопослушного поведения работали такие ученые как: Матузов Н.И., Зивс Л.С., Гусев С.И., Темушин О.П., Коренев А.П., Шейнсен Х.Б., Кудрявцев В.Н., Малеин Н.С., Самощенко И.С..
В процессе обучения несовершеннолетние должны освоить специальные умения и навыки, овладеть законным и нравственным способам защиты своих свобод и прав, так как гражданское общество начинается с воспитания законопослушного поведения человека и только тогда, когда человек имеет сформированное законопослушное поведение право начнет защищать его.
Из-за отсутствия должного внимания к данной проблеме, совершаются правонарушения подростками. А ученые-юристы в своих исследованиях показали, что подростки, которые нарушили закон не осведомлены в своих правах и обязанностях, а знают их только после вынесения им приговора.
Помощь подросткам в адаптации к жизни в демократическом обществе и урегулировании отношений с государством, является главной задачей формирования законопослушного поведения в данное время.
Результатом формирования законопослушного поведения несовершеннолетних будет являться развитие их правового сознания и правовой культуры, достижение ими понимания права как важнейшего завоевания культуры, цивилизации, устойчивого развития общества, а также выполнение ими норм закона и права.
Таким образом, к настоящему времени в педагогической науке накоплено значительное количество работ, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы. Вместе с тем анализ психолого-педагогической литературы и деятельности общеобразовательных организаций свидетельствует, что на современном этапе существует ряд значительно снижающих эффективность процесса формирования законопослушного поведения противоречий:
- на социально-педагогическом уровне - между большим количеством проводимых мероприятий по профилактике и увеличением числа совершенных правонарушений (работы проводится много, эффективности нет);
- на научно-педагогическом уровне - между теоретической разработанностью в сфере профилактики правонарушений и недостатком специальных исследований этой проблемы в педагогике;
- на научно-методическом уровне - между значимостью влияния школы на формирование законопослушного поведения и недостаточностью методического обеспечения данного процесса в практике общеобразовательных организаций.
Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в предупреждении девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних, формировании
устойчивости личности к негативным социальным зависимостям на основе усвоения базовых национальных ценностей.
Актуальность проблемы и поиск эффективных педагогических условий разрешения противоречий определили выбор темы исследования: «Формирование законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов во взаимодействии школы, семьи, комиссии по делам несовершеннолетних и религиозных организаций».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу по формированию законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов во взаимодействии школы, семьи, комиссии по делам несовершеннолетних и религиозных организаций.
Объект исследования: процесс формирования законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов.
Предмет исследования: программа по формированию законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов во взаимодействии школы, семьи, комиссии по делам несовершеннолетних и религиозных организаций.
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: формирование законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов во взаимодействии школы, семьи, комиссии по делам несовершеннолетних и религиозных организаций пройдет успешно если:
- процесс будет строиться на основе антропологического, аксиологического, деятельностного подходов;
- будут созданы условия эффективного взаимодействия школы, семьи, комиссии по делам несовершеннолетних и религиозных организаций, способствующие формированию законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов;
- будет разработана и реализована программа по формированию законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов, включающая в себя различные виды деятельности и формы организации, носящий интегративный характер.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи исследования:
- осуществить по проблеме исследования анализ педагогической, психолого-педагогической, научно-методической литературы, уточнить понятие «законопослушное поведение», уточнив педагогическим содержанием
- выявить условия успешности координации и взаимодействия школы, семьи, комиссии по делам несовершеннолетних и религиозных организаций
- разработать программу формирование законопослушного поведения несовершеннолетних 7-9 классов Асбестовского городского округа
- провести опытно-поисковую работу, включающую в себя начальную и итоговую диагностику, описать результаты и сделать выводы
Выбор методов исследования обусловило сочетание теоретико-методологического исследования с решением задач практического характера:
- теоретические - изучение и анализ нормативно-правовых документов, психолого-педагогической, научно-педагогической и методической литературы;
- экспериментальные - опытно-исследовательская работа;
- эмпирические - беседа, включенное наблюдение, обобщение, систематизация и описание полученных в ходе исследования данных, графическая обработка результатов исследования (диаграммы).
База исследования: опытно-поисковая работы проводилась на территории Асбестовского городского округа.
Этапы исследования:
Первый этап исследования заключался в выборе темы и ее формулировке, обосновании центральных идей, цели и конкретных задач исследовательской работы. Были изучены теоретические основы проблемы, сделан анализ психолого-педагогической, научно-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, в результате чего определена его методологическая и теоретическая база.
На втором этапе исследования уточнена тема, выдвинута гипотеза, определены задачи. Второй этап состоял в проведении опытно-поисковой работы. В процессе опытно-поисковой работы осуществлялась проверка эффективности применения в практике программы по формированию законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов. Материалы были обобщены в опытно-поисковой работе.
Третий этап исследования состоял в анализе полученных результатов исследования, систематизации материала, уточнении выдвинутых теоретических положений, формулировании итогов исследования, структурирование и оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования:
1. Обоснована необходимость применения антропологического, аксиологического, деятельностного подходов по формированию законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов во взаимодействии школы, семьи, комиссии по делам несовершеннолетних и религиозных организаций.
2. Выявлены, обоснованы и реализованы на практике условия результативности процесса формирования законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов во взаимодействии школы, семьи, комиссии по делам несовершеннолетних и религиозных организаций.
Теоретическая значимость исследования:
- понятие законопослушного поведения несовершеннолетних уточнено педагогическим содержанием;
- выявлены педагогические условия формированию законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов.
Практическая значимость исследования:
- разработана и внедрена в практику программа по формированию законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов во взаимодействии школы, семьи, комиссии по делам несовершеннолетних и религиозных организаций;
- определены компоненты сформированности законопослушного поведения у обучающихся 7-9 классов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних представляет собой развитие личности с учетом следующих составляющих: влияние среды, возрастных, психологических, индивидуальных особенностей личности, основой которого выступает система ценностей, определяющих правовое сознание и поведение.
2. Процесс формирования законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов строится на основе антропологического, аксиологического, деятельностного подходов.
3. Условия взаимодействия с субъектами профилактики, религиозными организациями, семьи и школы позволяют применять активные и интерактивные методы и формы работы: беседы; встречи с интересными людьми; дискуссии; тренинги; мастер-классы; обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций и др.
4. Положительная динамика в личностных результатах обучающихся 7-9 классов зафиксированная в результате опытно-поисковой работы подтвердила эффективность выявленных и реализованных условий, важным из которых стала программа по формированию законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В проведенном исследовании рассмотрен процесс формирования законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов во взаимодействии школы, семьи, комиссии по делам несовершеннолетних и религиозных организаций.
Основные результаты и выводы исследования.
1. Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних представляет собой развитие личности с учетом следующих составляющих: влияние среды, возрастных, психологических, индивидуальных особенностей личности, основой которого выступает система ценностей, определяющих правовое сознание и поведение.
Говоря о результатах процесса формирования законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов мы будем опираться на классификацию показателей и критериев по И.А. Полищук:
- когнитивный критерий - правосознание, знание государственных символов России, символики региона, основных событий в истории России, региона; знания гражданскоправового характера, знание общественных и правовых норм, правил поведения, в том числе правил безопасной для себя и окружающих жизнедеятельности, основных прав, свобод и обязанностей школьника, сына (дочери), гражданина многонационального государства; понимание сущности общечеловеческих гражданских и нравственных ценностей; осознание своих прав и обязанностей;
- эмоциональный критерий - ценностное переживание своего поведения как общественнополезного, значимого для общества, ценностное отношение к Родине и малой родине, своей и иной культуре, к правам и свободам человека, моральным и правовым нормам; наличие установки на законопослушное поведение, уважение чести и достоинства других людей, уважительное отношение к представителям разных национальностей; отрицательное отношение к нарушителям правовых и общественных норм; 
– деятельностный критерий - ответственное поведение,
соответствующее нормам закона, умения и навыки социально полезного и правопослушного поведения; осознанное выполнение обязанностей; сформированность качеств личности: ответственность, вежливость,
дисциплинированность, толерантность; умение работать и сотрудничать в коллективе, реализовать свои права и свободы, не нарушая прав и свобод других граждан).
2. Проведен анализ методологических подходов к воспитанию гражданственности и патриотизма у старших подростков, так:
Антропологический подход. Опираясь на антропологический подход в своем исследовании, смогли установить взаимосвязь становления личности несовершеннолетнего с природой, обществом, культурой, что позволило определить актуальность темы.
Аксиологический подход. Данный подход использовался в ходе определения цели исследования, его актуальность определяется необходимостью формирования системы ценностных ориентаций как основы поведения, отношений, сознания, отражает ценностно-осознанное понимание и принятие всеми участниками процесса значимости законопослушного поведения в современном обществе.
Деятельностный подход предполагает единство сознания, деятельности и поведения; включенность в социально-значимую деятельность в образовательной организации и за ее пределами при условии сформированности законопослушного поведения.
3. Была разработана и применена программа формирования законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов во взаимодействии школы, семьи, комиссии по делам несовершеннолетних и религиозных организаций.
5. Итоговые результаты опытно-поисковой работы показывают положительную динамику и позволяют утверждать о формировании законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов во взаимодействии школы, семьи, комиссии по делам несовершеннолетних и религиозных организаций.
Подытоживая вышеизложенное, следует отметить, что на практике были подтверждены выдвинутые положения гипотезы:
- процесс строился на основе антропологического, аксиологического, деятельностного подходов;
- были созданы условия эффективного взаимодействия обучающихся 7-9 классов, педагогов, родителей, религиозных организаций, способствующие воспитанию законопослушности у обучающихся 7-9 классов;
- была разработана и реализована программа по формированию законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов во взаимодействии школы, семьи, комиссии по делам несовершеннолетних и религиозных организаций, включающая в себя различные виды деятельности и формы организации, носящий интегративный характер.
Осуществив гипотезу в действительность, нами была достигнута поставленная цель исследования, а именно теоретически обосновать, разработать и апробировать программу по формированию законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов во взаимодействии школы, семьи, комиссии по делам несовершеннолетних и религиозных организаций. Были получены успешные результаты по формированию законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов, чему свидетельствуют результаты диагностики на итоговом этапе исследования.


I. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних».
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
РФ».
3. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 2016. Ст. 6.
4. Алексеев С.С. Восхождение к праву: Поиски и решения. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2012. 608 с.
5. Артамонова Л.Г. Использование активных методов в правовом обучении и воспитании // Вестник образования России. 2014. № 6. С. 48-61.
6. Асташова Н.А. Формирование личности с законопослушным поведением. Издат. МПСИ., МОДК., 2013. 19 с.
7. Баранов В.Н., Правосознание, правовая культура и правовое воспитание. М.:Изд. «Лань». 2003. 347 с.
8. Баранов П.Л., Русских В.В., Актуальные проблемы теории правового сознания, правовой культуры и правомерного воспитания. Ростов - на-Дону: изд. РГУ, 2012. 26-37 с.
9. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2000. 192 с.
10. Божович Е.Д. Психология особенного развития личности подростка. М.: Знание, 2009. 40 с.
II. Болдырев Н.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. Инст. М: Просвещение, 2013. 115 с.
12. Выготский Л. С. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж.
Пиаже: Собр. соч. т. 2. М., 1982. 284 с.
13. Выготский Л.С. Педология подростка. М., 1929. 671 с.
14. Выготский Л.С. Проблемы психического развития ребенка. В кн.: Избранные психологические исследования. М.: 1956., 519 с.
15. Выготский Л.С. собр. соч.: 6 т, М: Педагогика. 1984. т.4., 17 с.
16. Головченко В.В., Эффективность правового воспитания: понятие, критерии, методика измерения. Киев.: Наукова Думка, 1985г. 128 с.
17. Гранат Н.Л., Правосознание и правовое воспитание // Общая теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М.: ПРАВО, 2001. 72¬79 с.
18. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения // М.: ИНТОР, 2010. 544с.
19. Давыдов Г.П., Формирование правосознания и поведения
учащихся. М.: Академия, 2008. 80 с.
20. Драгунова Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Т. В. Драгунова, Д. Б Эльконин. М.: Мысль, 2006. 125 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ