Формирование законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов
во взаимодействии школы, семьи, комиссии по делам
несовершеннолетних и религиозных организаций
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ
10
1.1. Формирование законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов
как педагогическая проблема 10
1.2. Принципы, формы, методы, направления формирования
законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов 21
1.3. Ососбенности формирования законопослушного повдения
обучающихся 7-9 классов 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ШКОЛЫ, СЕМЬИ, КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 42
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня формирования
законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов 42
2.2. Содержание программы по формированию законопослушного
поведения обучающихся 7-9 классов во взаимодействии школы, семьи, комиссии по делам несовершеннолетних и религиозных организаций 51
2.3. Диагностическое исследование по выявлению уровня сформированности законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов
на итоговом этапе опытно-поисковой работы 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
На сегодняшний день из важнейших приоритетов модернизации в системе образования общеобразовательных организаций является формирование законопослушного поведения у несовершеннолетних. В первую очередь это связано с изменениями в законодательстве, переоценкой ценностей, изменением сознания граждан нашей страны.
Высокий уровень законопослушного поведения каждого гражданина является необходимым условием для построения гражданского общества правового государства. Это возможно лишь тогда, если права и свободы отдельного человека рассматриваются как наивысшая ценность общества, и как следствие, безусловно, соблюдаются. Граждане и государство будут нести взаимную ответственность. И каждый член общества займет активную гражданскую позицию, будет проявлять интерес к изменениям законодательства, каждый гражданин станет ориентироваться в основах частного права (семейного, трудового, гражданского), и с уверенностью будет знать, в какие органы обращаться с целью восстановления нарушенных прав. Законопослушное поведение способствует установлению границ дозволенного поведения, свобод субъектов правоотношений, укрепляет социальную справедливость, законность - в целом происходит создание благоприятной атмосферы для комфортной жизни каждого человека. Повышение уровня законопослушного поведения значительно снизит число правонарушений, которые совершают люди по причине незнания того, что в законе имеется норма, которая запрещает такое поведение.
Важную роль в решении задач по формированию законопослушного поведения подростков играет система образования. На образовательные организации возложена огромная ответственность по обучению и воспитанию личности. Основная задача школы - это помощь обучающимся в освоении правил поведения, взаимодействию друг с другом, выражать своё мнение и уважать мнение остальных людей. Несовершеннолетний, так же может защитить свои некоторые права только в присутствии своего законного представителя (в том числе, если дело касается разбирательств в суде по поводу насилия над ребенком, жестокого обращения). Основные составляющие законопослушного поведения, такие как знания, отношения и опыт, могут быть востребованы в различных жизненных ситуациях, в том числе, и таких, где от наличия у ребёнка сформированного законопослушного поведения будет зависеть его собственная безопасность.
Формирование законопослушного гражданина происходит постепенно, по мере складывания и развития личности. Одним из основных инструментов формирования законопослушного гражданина является воспитание. Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребёнка, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», школа выстраивает работу по воспитанию законопослушного гражданина.
Над проблемой формирования законопослушного поведения работали такие ученые как: Матузов Н.И., Зивс Л.С., Гусев С.И., Темушин О.П., Коренев А.П., Шейнсен Х.Б., Кудрявцев В.Н., Малеин Н.С., Самощенко И.С..
В процессе обучения несовершеннолетние должны освоить специальные умения и навыки, овладеть законным и нравственным способам защиты своих свобод и прав, так как гражданское общество начинается с воспитания законопослушного поведения человека и только тогда, когда человек имеет сформированное законопослушное поведение право начнет защищать его.
Из-за отсутствия должного внимания к данной проблеме, совершаются правонарушения подростками. А ученые-юристы в своих исследованиях показали, что подростки, которые нарушили закон не осведомлены в своих правах и обязанностях, а знают их только после вынесения им приговора.
Помощь подросткам в адаптации к жизни в демократическом обществе и урегулировании отношений с государством, является главной задачей формирования законопослушного поведения в данное время.
Результатом формирования законопослушного поведения несовершеннолетних будет являться развитие их правового сознания и правовой культуры, достижение ими понимания права как важнейшего завоевания культуры, цивилизации, устойчивого развития общества, а также выполнение ими норм закона и права.
Таким образом, к настоящему времени в педагогической науке накоплено значительное количество работ, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы. Вместе с тем анализ психолого-педагогической литературы и деятельности общеобразовательных организаций свидетельствует, что на современном этапе существует ряд значительно снижающих эффективность процесса формирования законопослушного поведения противоречий:
- на социально-педагогическом уровне - между большим количеством проводимых мероприятий по профилактике и увеличением числа совершенных правонарушений (работы проводится много, эффективности нет);
- на научно-педагогическом уровне - между теоретической разработанностью в сфере профилактики правонарушений и недостатком специальных исследований этой проблемы в педагогике;
- на научно-методическом уровне - между значимостью влияния школы на формирование законопослушного поведения и недостаточностью методического обеспечения данного процесса в практике общеобразовательных организаций.
Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в предупреждении девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних, формировании
устойчивости личности к негативным социальным зависимостям на основе усвоения базовых национальных ценностей.
Актуальность проблемы и поиск эффективных педагогических условий разрешения противоречий определили выбор темы исследования: «Формирование законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов во взаимодействии школы, семьи, комиссии по делам несовершеннолетних и религиозных организаций».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу по формированию законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов во взаимодействии школы, семьи, комиссии по делам несовершеннолетних и религиозных организаций.
Объект исследования: процесс формирования законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов.
Предмет исследования: программа по формированию законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов во взаимодействии школы, семьи, комиссии по делам несовершеннолетних и религиозных организаций.
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: формирование законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов во взаимодействии школы, семьи, комиссии по делам несовершеннолетних и религиозных организаций пройдет успешно если:
- процесс будет строиться на основе антропологического, аксиологического, деятельностного подходов;
- будут созданы условия эффективного взаимодействия школы, семьи, комиссии по делам несовершеннолетних и религиозных организаций, способствующие формированию законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов;
- будет разработана и реализована программа по формированию законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов, включающая в себя различные виды деятельности и формы организации, носящий интегративный характер.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи исследования:
- осуществить по проблеме исследования анализ педагогической, психолого-педагогической, научно-методической литературы, уточнить понятие «законопослушное поведение», уточнив педагогическим содержанием
- выявить условия успешности координации и взаимодействия школы, семьи, комиссии по делам несовершеннолетних и религиозных организаций
- разработать программу формирование законопослушного поведения несовершеннолетних 7-9 классов Асбестовского городского округа
- провести опытно-поисковую работу, включающую в себя начальную и итоговую диагностику, описать результаты и сделать выводы
Выбор методов исследования обусловило сочетание теоретико-методологического исследования с решением задач практического характера:
- теоретические - изучение и анализ нормативно-правовых документов, психолого-педагогической, научно-педагогической и методической литературы;
- экспериментальные - опытно-исследовательская работа;
- эмпирические - беседа, включенное наблюдение, обобщение, систематизация и описание полученных в ходе исследования данных, графическая обработка результатов исследования (диаграммы).
База исследования: опытно-поисковая работы проводилась на территории Асбестовского городского округа.
Этапы исследования:
Первый этап исследования заключался в выборе темы и ее формулировке, обосновании центральных идей, цели и конкретных задач исследовательской работы. Были изучены теоретические основы проблемы, сделан анализ психолого-педагогической, научно-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, в результате чего определена его методологическая и теоретическая база.
На втором этапе исследования уточнена тема, выдвинута гипотеза, определены задачи. Второй этап состоял в проведении опытно-поисковой работы. В процессе опытно-поисковой работы осуществлялась проверка эффективности применения в практике программы по формированию законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов. Материалы были обобщены в опытно-поисковой работе.
Третий этап исследования состоял в анализе полученных результатов исследования, систематизации материала, уточнении выдвинутых теоретических положений, формулировании итогов исследования, структурирование и оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования:
1. Обоснована необходимость применения антропологического, аксиологического, деятельностного подходов по формированию законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов во взаимодействии школы, семьи, комиссии по делам несовершеннолетних и религиозных организаций.
2. Выявлены, обоснованы и реализованы на практике условия результативности процесса формирования законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов во взаимодействии школы, семьи, комиссии по делам несовершеннолетних и религиозных организаций.
Теоретическая значимость исследования:
- понятие законопослушного поведения несовершеннолетних уточнено педагогическим содержанием;
- выявлены педагогические условия формированию законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов.
Практическая значимость исследования:
- разработана и внедрена в практику программа по формированию законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов во взаимодействии школы, семьи, комиссии по делам несовершеннолетних и религиозных организаций;
- определены компоненты сформированности законопослушного поведения у обучающихся 7-9 классов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних представляет собой развитие личности с учетом следующих составляющих: влияние среды, возрастных, психологических, индивидуальных особенностей личности, основой которого выступает система ценностей, определяющих правовое сознание и поведение.
2. Процесс формирования законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов строится на основе антропологического, аксиологического, деятельностного подходов.
3. Условия взаимодействия с субъектами профилактики, религиозными организациями, семьи и школы позволяют применять активные и интерактивные методы и формы работы: беседы; встречи с интересными людьми; дискуссии; тренинги; мастер-классы; обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций и др.
4. Положительная динамика в личностных результатах обучающихся 7-9 классов зафиксированная в результате опытно-поисковой работы подтвердила эффективность выявленных и реализованных условий, важным из которых стала программа по формированию законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
В проведенном исследовании рассмотрен процесс формирования законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов во взаимодействии школы, семьи, комиссии по делам несовершеннолетних и религиозных организаций.
Основные результаты и выводы исследования.
1. Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних представляет собой развитие личности с учетом следующих составляющих: влияние среды, возрастных, психологических, индивидуальных особенностей личности, основой которого выступает система ценностей, определяющих правовое сознание и поведение.
Говоря о результатах процесса формирования законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов мы будем опираться на классификацию показателей и критериев по И.А. Полищук:
- когнитивный критерий - правосознание, знание государственных символов России, символики региона, основных событий в истории России, региона; знания гражданскоправового характера, знание общественных и правовых норм, правил поведения, в том числе правил безопасной для себя и окружающих жизнедеятельности, основных прав, свобод и обязанностей школьника, сына (дочери), гражданина многонационального государства; понимание сущности общечеловеческих гражданских и нравственных ценностей; осознание своих прав и обязанностей;
- эмоциональный критерий - ценностное переживание своего поведения как общественнополезного, значимого для общества, ценностное отношение к Родине и малой родине, своей и иной культуре, к правам и свободам человека, моральным и правовым нормам; наличие установки на законопослушное поведение, уважение чести и достоинства других людей, уважительное отношение к представителям разных национальностей; отрицательное отношение к нарушителям правовых и общественных норм;
– деятельностный критерий - ответственное поведение,
соответствующее нормам закона, умения и навыки социально полезного и правопослушного поведения; осознанное выполнение обязанностей; сформированность качеств личности: ответственность, вежливость,
дисциплинированность, толерантность; умение работать и сотрудничать в коллективе, реализовать свои права и свободы, не нарушая прав и свобод других граждан).
2. Проведен анализ методологических подходов к воспитанию гражданственности и патриотизма у старших подростков, так:
Антропологический подход. Опираясь на антропологический подход в своем исследовании, смогли установить взаимосвязь становления личности несовершеннолетнего с природой, обществом, культурой, что позволило определить актуальность темы.
Аксиологический подход. Данный подход использовался в ходе определения цели исследования, его актуальность определяется необходимостью формирования системы ценностных ориентаций как основы поведения, отношений, сознания, отражает ценностно-осознанное понимание и принятие всеми участниками процесса значимости законопослушного поведения в современном обществе.
Деятельностный подход предполагает единство сознания, деятельности и поведения; включенность в социально-значимую деятельность в образовательной организации и за ее пределами при условии сформированности законопослушного поведения.
3. Была разработана и применена программа формирования законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов во взаимодействии школы, семьи, комиссии по делам несовершеннолетних и религиозных организаций.
5. Итоговые результаты опытно-поисковой работы показывают положительную динамику и позволяют утверждать о формировании законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов во взаимодействии школы, семьи, комиссии по делам несовершеннолетних и религиозных организаций.
Подытоживая вышеизложенное, следует отметить, что на практике были подтверждены выдвинутые положения гипотезы:
- процесс строился на основе антропологического, аксиологического, деятельностного подходов;
- были созданы условия эффективного взаимодействия обучающихся 7-9 классов, педагогов, родителей, религиозных организаций, способствующие воспитанию законопослушности у обучающихся 7-9 классов;
- была разработана и реализована программа по формированию законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов во взаимодействии школы, семьи, комиссии по делам несовершеннолетних и религиозных организаций, включающая в себя различные виды деятельности и формы организации, носящий интегративный характер.
Осуществив гипотезу в действительность, нами была достигнута поставленная цель исследования, а именно теоретически обосновать, разработать и апробировать программу по формированию законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов во взаимодействии школы, семьи, комиссии по делам несовершеннолетних и религиозных организаций. Были получены успешные результаты по формированию законопослушного поведения обучающихся 7-9 классов, чему свидетельствуют результаты диагностики на итоговом этапе исследования.
I. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних».
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
РФ».
3. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 2016. Ст. 6.
4. Алексеев С.С. Восхождение к праву: Поиски и решения. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2012. 608 с.
5. Артамонова Л.Г. Использование активных методов в правовом обучении и воспитании // Вестник образования России. 2014. № 6. С. 48-61.
6. Асташова Н.А. Формирование личности с законопослушным поведением. Издат. МПСИ., МОДК., 2013. 19 с.
7. Баранов В.Н., Правосознание, правовая культура и правовое воспитание. М.:Изд. «Лань». 2003. 347 с.
8. Баранов П.Л., Русских В.В., Актуальные проблемы теории правового сознания, правовой культуры и правомерного воспитания. Ростов - на-Дону: изд. РГУ, 2012. 26-37 с.
9. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2000. 192 с.
10. Божович Е.Д. Психология особенного развития личности подростка. М.: Знание, 2009. 40 с.
II. Болдырев Н.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. Инст. М: Просвещение, 2013. 115 с.
12. Выготский Л. С. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж.
Пиаже: Собр. соч. т. 2. М., 1982. 284 с.
13. Выготский Л.С. Педология подростка. М., 1929. 671 с.
14. Выготский Л.С. Проблемы психического развития ребенка. В кн.: Избранные психологические исследования. М.: 1956., 519 с.
15. Выготский Л.С. собр. соч.: 6 т, М: Педагогика. 1984. т.4., 17 с.
16. Головченко В.В., Эффективность правового воспитания: понятие, критерии, методика измерения. Киев.: Наукова Думка, 1985г. 128 с.
17. Гранат Н.Л., Правосознание и правовое воспитание // Общая теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М.: ПРАВО, 2001. 72¬79 с.
18. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения // М.: ИНТОР, 2010. 544с.
19. Давыдов Г.П., Формирование правосознания и поведения
учащихся. М.: Академия, 2008. 80 с.
20. Драгунова Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Т. В. Драгунова, Д. Б Эльконин. М.: Мысль, 2006. 125 с.
...