Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ КОНЦЕРТНО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАСТНИКОВ ДЕТСКОГО ШКОЛЬНОГО ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА

Работа №95134

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

музыка

Объем работы61
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
66
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАСТНИКОВ ДЕТСКОГО ШКОЛЬНОГО ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА 7
1.1. Культура как понятие в концертно-исполнительской деятельности 7
1.2. Особенности формирования культуры концертно-исполнительской
деятельности в младшем школьном хоре 13
1.3. Организация занятий детского школьного хорового коллектива 18
Вывод по первой главе 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ КОНЦЕРТНО­ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАСТНИКОВ ДЕТСКОГО ШКОЛЬНОГО ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА 29
2.1. Диагностика сформированности культуры концертно-исполнительской
деятельности у участников детского школьного хорового коллектива 29
2.2. Комплекс упражнений формирования культуры концертно -
исполнительской деятельности у участников детского школьного хорового коллектива 37
2.3. Итоговая диагностика сформированности культуры концертно­исполнительской деятельности у участников детского школьного хорового
коллектива 43
Вывод по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 61

Актуальность проблемы формирования культуры концертно­исполнительской деятельности у участников детского школьного хорового коллектива обусловлена тем, что деятельностью хорового коллектива является не только вокальное воспитание, но и исполнительская деятельность на сцене, которая требует определенных знаний, умений, навыков. В свою очередь исполнительская деятельность может повлиять на развитие общей культуры личности.
Вопросом формирования культуры концертно-исполнительской деятельности и понятия культура занимались многие деятели искусства (Б.В. Асафьев, Г. М. Коган, Б.А. Струве) и современные деятели (А.И. Павловский, Е.Г. Гуренко). При этом вопросы о формировании культуры концертно-исполнительской деятельности у участников детского школьного хорового коллектива в научных трудах раскрыты не достаточно, тем более, что данная проблема не является предметом рассмотрения в широком спектре статей, раскрывающих исполнительскую культуру в целом.
Формирование культуры концертно-исполнительской деятельности в младшем школьном возрасте оказывает благоприятное воздействие на всю последующую жизнь ребёнка, так как оно способствует развитию коммуникабельности, делает жизнь ребенка насыщенной и интересной. Сформированная культура такой деятельности способствует формированию уверенного поведения ребенка как на цене, так и в жизни.
Культура концертно-исполнительской деятельности является одной из самых важных составляющих в деятельности хорового коллектива. Она требует много усилий и работы над собой, внутренними и внешними качествами. Ее формирование происходит в процессе вокально-хоровой работы, которая осуществляется в процессе хоровых занятий.
Культура концертно-исполнительской деятельности предполагает свободу и раскованность певческого аппарата, умение владеть голосом, дыханием, телом, умение передавать публике смысл музыкального произведения, доносить до слушателя его эмоциональную составляющую. Для формирования таких умений необходимых каждому участнику детского хорового коллектива регулярно заниматься хором. На таких занятиях дирижер хора, педагог, осуществляющий вокально-хоровую подготовку должен обладать знаниями о комплексах упражнений, направленных на формирование культуры концертно-исполнительской деятельности. Однако, как уже было указано, рассмотрение как теоретических оснований развития такой культуры, так и упражнений, способствующих ее формированию пока еще в отечественной литературе по музыкальному образованию не достаточно.
Из этого следует противоречие между необходимостью формирования культуры концертно-исполнительской деятельности у участников детского школьного хорового коллектива и недостаточностью методических рекомендаций по формированию культуры концертно-исполнительской деятельности у участников детского школьного хорового коллектива.
На основании противоречия была выявлена проблема выпускной квалификационной работы - поиск путей формирования культуры концерно­исполнительской деятельности у участников детского школьного хорового коллектива
Сформулированная проблема позволила определить тему выпускной квалификационной работы: «Формирование культуры концертно­
исполнительской деятельности у участников детского школьного хорового коллектива».
Целью выпускной квалификационной работы является разработка комплекса упражнений, направленных на формирование культуры концертно-исполнительской деятельности у младшего школьного хора.
Объектом исследования стал процесс музыкального образования младших школьников на занятиях хора.
Предмет исследования - комплекс упражнений, направленных на формирование культуры концертно-исполнительской деятельности у участников детского школьного хорового коллектива.
Гипотеза выпускной квалификационной работы - формирование культуры концертно-исполнительской деятельности у участников детского школьного хорового коллектива будет успешно, если:
• определить особенности, которые связаны с культурой концертно­исполнительской деятельности в младшем хоре;
• рассмотреть упражнения, которые могут быть задействованы на занятиях в детском хоровом коллективе;
• определить возможности их внедрения в процесс занятия в школьном хоре .
Для достижения цели выпускной квалификационной работы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «культура концертно-исполнительской деятельности».
2. Обозначить особенности формирования культуры концертно - исполнительской деятельности в младшем школьном хоре.
3. Определить организацию занятий в детском школьном хоровом коллективе направленную на развитие культуры концертно-исполнительской деятельности.
4. Провести начальную и итоговую диагностику, составить выводы по сформированности культуры концертно-исполнительской деятельности у участников детского школьного хорового коллектива.
5. Разработать комплекс упражнений направленных на сформирование культуры концертно-исполнительской деятельности.
Теоретико-методологическая основа исследования:
Теория и практика работы с детским хором (Г.П. Стулова); теория музыкальной формы как процесса (Б.В. Асафьев); теоретические основы хороведения (П.Г. Чесноков); идеи о психологии музыкально исполнительской деятельности (Ю.А. Цагарелли); положения о музыкально­исполнительское искусство (Г.М. Цыпин).
Методы исследования:
- Теоретический: анализ литературы по проблеме дипломной работы, сопоставление, обобщение и систематизация теоретического материала.
-Эмпирические: опытно-поисковая работа.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ теоретических и методических работ различных авторов по проблеме формирования культуры концертно-исполнительской деятельности у участников детского школьного хорового коллектива и диагностика сформированности культуры концертно-исполнительской деятельности у участников детского школьного хорового коллектива позволили сделать следующие выводы:
1. Изучено, раскрыто и сформировано содержание понятия «культура», которую понимают как человеческую деятельность в её самых разных проявлениях; сфера человеческого внеприродного формообразования в духовной целостности по книге А.И. Павловского; совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей по словарю С.И. Ожегова; образование умственное и нравственное по словарю В.И. Даля. Оттачивание культуры исполнительской деятельности позволяет развить ряд качеств: эмоциональные качества исполнения, художественные, психологические качества; формирует технические навыки. Основателями отечественного исполнительства как науки являются Б.В. Асафьев, Г. М. Коган, Б.А. Струве. Исполнительская культура включает в себя: прочную базу накопленных теоретических знаний и практических умений, глубокое понимание эстетических и психологических особенностей исполнительского процесса, осознание специфики инструмента и исполняемого на нем репертуара, а также культуру звука и техническое мастерство исполнителя, особенности трактовки музыкального произведения, возможности художественного воздействия на слушателя. Для развития в учениках культуры концертно-исполнительской деятельности, педагог сам должен обладать высокой развитостью. Воссоздание художественного образа в культуре исполнительской деятельности предполагает не только правильное соблюдение авторского текста, но также эмоциональную составляющую выполненной работы. Термин «исполнительская культура» рассматривается в учебнике по теории музыкального образования Е. Б. Абдуллиной, Е. В.
Николаевой, где приведены следующие показатели, характеризующие его: выраженные интересы, владение необходимыми исполнительскими знаниями, умениями и навыками, способствующими достижению единства интонационно-образного восприятия, воспроизведения в соответствии с характером, стилем и жанром произведения; отношение к исполнительству как творческому процессу. Культура объединяет в себе многочисленные составляющие профессиональной деятельности и является определяющим профессиональным качеством. Когда музыканты говорят о высоком уровне исполнительской культуры, подразумевается и сильная техническая база, и умелые навыки работы. Один из способов решить уровень производительности концертно- исполнительной культуры, по мимо регулярных репетиций, - это принимать участие в конкурсах. Опыт участия позволит сформировать все аспекты концертно-исполнительской культуры.
2. Выявлены особенности формирования культуры концертно­исполнительской деятельности в младшем школьном хоре.
3. Проанализирована организация занятий детского школьного хорового коллектива. Для успешного развития культуры концертно­исполнительской деятельности, необходима правильная организация занятий. Во время занятий могут происходить различные случаи, например, как жалобы от одних учеников, на других, ссоры, крики. Как правило, времени на занятия всегда мало, поэтому тратить его на дисциплину всегда дорого. Педагога можно считать по-настоящему талантливым в том случае, если из самой сложной ситуации, сложившейся в коллективе, он тут же сможет найти решение и заново активизировать на работу своих учащихся.
При правильно организованной работе творческого коллектива, определенных норм поведения, общения с товарищами, уважения к труду учителя, дисциплины, чувства ответственности, целеустремленности, серьезного отношения к порученному делу, внимания и усидчивости, умения подчинить свои интересы интересам коллектива, стремления делиться своими идеями для общего дела. Основой организации занятий, развития и укрепления хорового коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Педагогическое руководство внутри коллективной жизни, руководство происходящими в ней процессами осуществляется, прежде всего, посредством руководства деятельностью коллектива и требует выполнения ряда условий: увлекательные цели деятельности, желаемый результат; активное участие в работе; взаимное уважение друг к другу; мотив.
Для продуктивной, слаженной и организованной работы и её вытекающей в концертно-исполнительскую деятельность, необходима организация построения хода занятий: упражнения на артикуляцию, распевание, работа над хоровым произведением, его художественной ценности. Заключительным этапом в организации занятий детского школьного хорового коллектива является подготовка к концертному выступлению. Исполнение музыкальной программы в полном объеме на сцене с установкой на физическую выносливость. Стараться петь без ошибок и остановок, репетиция сценического ухода и выхода. Неотъемлемой частью является внешний вид исполнителей, поэтому к организации следует отнести определение общего концертного вида, подбор костюмов.
4. Проведена диагностика, которая включала: критерии
сформированности вокально-хоровой работы, умение вести себя на сцене, умение преодолевать психологический стресс; соответствующие показатели дыхания, звукообразования, дикции, артикуляции, интонирования, ансамблевого строя, ритмичности, выразительности, отклика на дирижёрский жест, поведения на сцене, психологического состояния; метод наблюдения и творческого задания. Результаты диагностики оценивались по 3-х бальной шкале. На начальном этапе диагностики низкий уровень составил показатель в 15 процентов от ста, средний - 50 процентов, а высокий - 35 процентов. На итоговом этапе диагностики низкий уровень составил - 0 процентов, средний 55 процентов и высокий - 45 процентов. Выявлено, что показатели сформированности культуры концертно-исполнительской деятельности у участников детского школьного хорового коллектива улучшились.
5. Составлен и рассмотрен комплекс упражнений для формирования культуры концертно-исполнительской деятельности у участников детского школьного хорового коллектива: упражнения на развитие дыхания, звукообразования, дикции, интонации, ансамблевого строя, ритмичности, выразительности, отклика на дирижёрский жест, поведения на сцене, психологического состояния.


1. Абелян Л., Гембицкая Е. Детский хор института художественного воспитания Академии педагогических наук СССР. Содержание и методы работы. М. : Музыка, 1976. 120 с.
2. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М. : Музыка, 1978. 288 с.
3. Алексеева Л. Вокально-творческое развитие школьников // Искусство в школе. 2016. С. 30-36.
4. Амирова Л. Т. Методика работы с детским хором: распевание и его значение // Новые стандарты и федеральные государственные требования в школе и детском саду: опыт, проблемы, перспективы (Миякинский район республики Башкортостан). 2012. С. 52-56.
5. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. М. : Просвещение, 1989. 224 с.
6. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника. Казань. : Молодой ученый, 2014. 116 с.
7. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. М. : Музыка, 1971. 376 с.
8. Вокально-хоровые упражнения как средство развития певческого голоса
младших школьников. [Электронный ресурс]. URL :
http: //vestnik. shgpi .edu.ru/j ournal/article/view/196/130
9. Выготский Л.С. Психология искусства. М. : Искусство, 1986. 345 с.
10. Грибкова О. В. Теоретические и практические аспекты развития музыкально-эстетического образования. Московский государственный открытый педагогический университет им. М. А. Шолохова, 2003. 24 с.
11. Гуманитарное развитие личности в современном обществе: проблемы психологии и музыкальной педагогики: материалы науч.-практ. конф. 24 - 25 апреля 2005 г., г. Екатеринбург / Уральская гос. консерватория им. М. П. Мусорского, Свердл. обл. училище им. П. И. Чайковского. Екатеринбург, 2005. 97 с.
12. Гуренко Е.Г. Что такое произведение культуры : Научное издание.
Новосибирск. : Новосибирская государственная консерватория им. И.М. Глинки, 2018. 327 с. [Электронный ресурс]. URL :
https://elibrary.ru/item.asp?id=37156454
13. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. [Электронный ресурс]. URL : https: //www.slovardalj a.net/word.php?wordid= 14400
14. Даньшина С. В., Тишина А. А. Особенности работы над строем в хоровых произведениях. 2017. С. 157-161.
15. Жданова Т. А. Организация учебно-воспитательной работы в детских хоровых студиях: методическое пособие / Министерство культуры РСФСР ВНМЦ им. Н. К. Крупской. М.,1987. 169 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ