ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ИГРЫ НА
САКСОФОНЕ У ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Обзор теоретической литературы по проблеме формирования у
школьников навыков игры на саксофоне 8
1.2. Характеристика начальных навыков игры на
саксофоне 15
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ИГРЫ НА САКСОФОНЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ 27
2.1. Характеристика условий опытной работы, контингента
обучающихся игре на
саксофоне 27
2.2. Содержание процесса формирования у школьников навыков игры
на саксофоне 30
2.3. Итоговый этап опытной работы 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
Актуальность исследования. Исполнительство и обучение на духовых инструментах претерпевали как периоды всенародной популярности массового увлечения, так и моменты снижения интереса со стороны учащихся и концертной публики. В конце ХХ века игра на духовых инструментах вступает в новый этап в отечественной культуре. Большой вклад в развитие игры на духовых инструментах оказала творческая деятельность отечественных саксофонистов, композиторов и педагогов. В последние десятилетия школа игры на саксофоне поднялась на такую высоту, которая позволила исполнителям получить признание и в нашей стране и за границей. Накопленный творческий опыт в области исполнительства на саксофоне, концертный и учебный репертуар, весьма разнообразные научные и эмпирические знания являются свидетельством серьёзных достижений. Повышается слушательский интерес, а также желание детей обучаться игре на саксофоне, так как игра на этом музыкальном инструменте является одним из самых популярных видов музыкального исполнительства. В процессе обучения на саксофоне ребёнок развивается физически, расширяет свой кругозор, происходит развитие его музыкальных и творческих способностей, музыкального вкуса, эмоциональной и эстетической сферы в целом. Игра в ансамбле и оркестре способствует развитию музыкально-коммуникативных навыков. Однако, сегодня мы видим, что в массовых школах детей не обучают игре на каком-либо музыкальном инструменте, на изучение предметов в области искусства в учебном плане выделено незначительное время. Полноценное обучение на духовых инструментах сегодня возможно только в условиях дополнительного образования, где сосредоточена
достаточная материальная база и кадровый состав специалистов. В условиях дополнительного образования, школах искусства ведётся обучение школьников по классу саксофона. В 2012 году Министерством культуры РФ были введены Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты (ФГТ), где изложены основные требования к уровню подготовки музыкантов-духовиков: «Минимум содержания, указанной программы должен обеспечивать целостное художественно-этетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы музыкально исполнительских и теоретических знаний, умений, навыков [25]. Однако, не всегда создаются оптимальные условия индивидуально для каждого школьника, нередко традиционные занятия приводят к усталости, ухудшению психологического и физического самочувствия, теряется интерес и желание обучаться. Поэтому необходимо продумать условия обучения игре на саксофоне, которые будут способствовать повышению мотивации к обучению, удовлетворённости занятиями, эмоциональному, музыкальному развитию.
Начальный этап формирования у школьников навыков игры на духовых инструментах, в том числе на саксофоне, является самым важным, для того чтобы в дальнейшем добиться высокого качественного уровня исполнения. Поэтому нужна серьезная музыкальная педагогическая работа с детьми. Для качественного исполнения музыкального произведения юному саксофонисту необходимо овладеть целым набором практических исполнительских навыков. Навыки игры на саксофоне включают в себя не только специфические приёмы игры на духовых инструментах, но и развитие эмоциональной сферы, влияющей на качество художественного исполнения, интерпретации музыкального произведения. Необходимо на занятиях со школьниками создавать ситуации для развития эмоциональной сферы. Эмоциональная насыщенность занятий значительно повышает мотивационную сторону школьников при обучении игре на саксофоне.
По-нашему мнению, в современном процессе обучения игре на саксофоне можно выявить следующие противоречия:
• между желанием обучающихся- саксофонистов быстро достигнуть высокого результата обучения игровым навыкам и сложностью процесса их начального освоения;
• между высокими требованиями, предъявляемыми к исполнительскому уровню выпускников -- саксофонистов и недооценкой значимости начального этапа постановки исполнительского аппарата и навыков;
Выявленные противоречия позволили избрать проблему исследования формирование начальных навыков игры на саксофоне.
Темой выпускной квалификационной работы явился «Начальный этап формирования у школьников навыков игры на саксофоне в условиях дополнительного образования».
Цель данной работы - выявить и опытным путём апробировать эффективность методов, направленных на формирование навыков игры на саксофоне на начальном этапе обучения в условиях дополнительного образования.
Гипотеза исследования: начальный этап формирования у школьников навыков игры на саксофоне может быть успешным, если: опираться на научно обоснованные теоретические подходы к данному процессу; знать сущность начальных навыков игры на саксофоне; иметь необходимые условия для проведения опытной работы, учитывать особенности и возможности контингента обучающихся при осуществлении процесса формирования у школьников навыков игры на саксофоне; использовать эффективные методы и приемы обучения; осуществлять контроль за результатами опытной работы.
Цель данной работы - выявить и опытным путём апробировать эффективность методов, направленных на формирование навыков игры на саксофоне на начальном этапе обучения в условиях дополнительного образования.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к обучению игре на саксофоне на начальном этапе обучения.
2. Дать характеристику начальных навыков игры на саксофоне.
3. Охарактеризовать условия опытной работы, контингент обучающихся игре на саксофоне.
4. Описать содержание процесса формирования у школьников навыков игры на саксофоне.
5. Представить результаты опытной работы.
Объект исследования: процесс формирования навыков игры на саксофоне.
Предмет исследования: навыки игры на саксофоне на начальном этапе обучения.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• труды по общей и музыкальной психологии, раскрывающие
закономерности развития познавательных процессов, имеющих значение для освоения музыкально-исполнительских навыков (Л. Л. Бочкарев,
А. А. Мелик-Пашаев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов);
• теоретические положения музыкального исполнительства в области искусства игры на саксофоне (Д. А. Браславский, Б. А. Диков, В. Д. Иванов, М. К. Шапошникова);
• педагогические концепции начального обучения игре на саксофоне (В. Д. Иванов, Л. М. Михайлов, А. Б. Ривчун).
Методы исследования:
• теоретические: изучение педагогической и специальной литературы по теме исследования; анализ, синтез и обобщение;
• эмпирические: педагогическое наблюдение, анализ педагогических ситуаций, диагностирование, опытная работа.
Опытная работа проводилась на базе МАУ ДО «Североуральская ДШИ», Свердловской области.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Представленный в выпускной работе материал привел нас к следующим выводам:
Сущность понятия «навык» является действием, производимым субъектом автоматически, с помощью многократных упражнений. Анализ публикаций ряда авторов - саксофонистов показал единство их взглядов на основные навыки, формирование которых необходимо на начальном этапе обучения. К таковым они относят правильную рациональную постановку исполнительского аппарата (осанку, амбушюр, аппликатуру), исполнительское дыхание, звукоизвлечение, штрихи. Для развития техники игры рекомендуется при выполнении специальных упражнений сохранять эмоционально-ценностный подход к исполнению.
Рассмотрев основной объём навыков, которые необходимо сформировать школьнику на начальном этапе игры на саксофоне, мы выявили следующие: постановка позы, амбушюр, пальцев, исполнительское дыхание.
Исследуя педагогические условия, необходимые для их успешного формирования, мы выяснили, что наиболее эффективно их освоение осуществляется в условиях дополнительного образования; что начинать обучение следует с правильной рациональной постановки позы, исполнительского дыхания; что техническая оснащенность саксофониста требует постоянных и систематических занятий, что первый год обучения игре на саксофоне является самым трудным и самым важным для успешного овладения искусством игры на саксофоне.
Условия опытной работы оказались благоприятными для организации учебного процесса. Использованная нами диагностика уровня готовности школьников к начальному обучению на саксофоне (опиравшаяся на критерии музыкальный слух, музыкально-ритмическое чувство; общее физическое развитие) позволила объективно оценить исходный уровень музыкального
развития о поступающих и в соответствии с ним наметить для каждого из них содержание процесса освоения начальных навыков игры на саксофоне.
Для начальных занятий необходимо было соблюдать определенную последовательность, начиная с инструктажа по технике безопасности, знакомства с устройства инструмента, показа, как с ним нужно обращаться. Далее следовало объяснение особенностей аппликатуры и звукоизвлечения, демонстрации выразительных возможностей саксофона. На последующих занятиях вводился комплекс различных упражнений на постановку исполнительского аппарата - базы для достижения дальнейшей технической оснащённости. Начиналась работа над гаммами и этюдами, формирующими правильное исполнительское дыхание, развивающими беглость пальцев, помогающую обучающимся преодолевать метроритмические и аппликатурные трудности. Наибольшую трудность вызывала синхронизация дыхания (звуковой атаки) и движения пальцев, Уже в это время при работе над этюдами особое внимание мы уделяли воспитанию у обучающихся уважения к авторскому тексту, академичность, тонкое чувство ансамбля, попыткам передать художественный замысел композитора.
Существенное значение придавалось учету индивидуальных физиологических и психологических особенностей учащихся, влияющих на работоспособность, утомляемость, подвижности психических процессов, эмоциональной возбудимости, активности, доминирующему настроению. Необходимость яркой позитивной мотивации к обучению игре на саксофоне в этот сложный период требовала создания эмоциональной насыщенности занятий.
На протяжении всего первого года обучения было проведено два диагностических среза уровня овладения вышеперечисленными навыками. За первое полугодие большинство участников сумели добиться среднего уровня и процесс обучения был продолжен далее с учётом индивидуальных особенностей, выявленных в ходе диагностики. Во втором полугодии произошёл прирост юных саксофонистов в группе с высоким уровнем, 46
половина школьников имели высокий уровень сформированности начальных навыков игры на саксофоне, кроме того у двенадцати человек из тринадцати мы наблюдали достаточно высокую мотивацию к обучению, все эти ребята пожелали обучаться дальше в учреждении дополнительного образования, совершенствовать свои навыки игры.
Опытная работа подтвердила наше предположение о том, что начальный этап формирования у школьников навыков игры на саксофоне может быть успешным, если: опираться на научно обоснованные' теоретические подходы к данному процессу; знать сущность начальных навыков игры на саксофоне; иметь необходимые условия для проведения опытной работы, учитывать особенности и возможности контингента обучающихся при осуществлении процесса формирования у школьников навыков игры на саксофоне; использовать эффективные методы и приемы обучения; осуществлять контроль за результатами опытной работы.
Количественные и качественные результаты нашего исследования показали значительный прирост обучающихся с высоким уровнем сформированности начальных навыков игры на саксофоне и блок-флейте. У подавляющего большинства обучающихся (одиннадцати из двенадцати человек) мы наблюдали достаточно высокую мотивацию к обучению, все эти ребята пожелали обучаться дальше в учреждении дополнительного образования, совершенствовать свои навыки игры.
Результаты, полученные в ходе исследования, подтвердили выдвинутую гипотезу. Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.
Выполненное исследование не исчерпывает полностью решение поставленной проблемы. Поиск новых методов формирования у школьников навыков игры на саксофоне на начальном этапе нуждается в дальнейшей разработке.
1. Алимов А.Г. К вопросу советского исполнительства на духовых инструментах // В помощь военному дирижеру. М.: ВДФ при МГК, 1984. Вып. 23. С. 3 - 20.
2. Болотин С.В. Биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. Л.: Музыка, 1969. 200 с.
3. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М. , 2006.
4. Браславский Д.А. Саксофон // Инструменты духового оркестра: Учебное пособие для учащихся муз. училищ, студентов муз. вузов и вузов культуры / Сост. Б. Кожевников. М. , 1984. С. 112-126.
5. Браславский Д. А.Основы инструментовки для эстрадного оркестра. Учеб. пособие для муз. вузов.М. : Музыка, 1967. 324 с.
6. Волков Н. Экспериментальное исследование некоторых факторов процесса звукообразования на язычковых духовых инструментах // Актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах: Труды ГМПИ им. Гнесиных. М., 1985, Вып.80. С 50-70 с.
7. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Т. 1 М. , 2004.
8. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. М.: Гос. муз. изд-во. М.,1973. 231 с.
9. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. М.: Музгиз,1956. 101 с.
10. Диков Б., Седракян А. О штрихах духовых инструментов //Методика обучения игре на духовых инструментах. М.: Музыка, 1966 Вып.2. С 44-81, 33.
11. Иванов В. Д. Основы индивидуальной техники саксофониста М. Музыка,1993. 25 с.
12. Иванов В. Д. Школа академической игры на саксофоне. Выпуск 1. М Издательство «Брасс-коллегиум», 2003. Издатель: Михаил Диков.
13. Иванов В.Д. Саксофон. М.: Музыка, 1990. 39 с.
14. Иванов, В. Д.. Эмоциональная культура музыканта-инструменталиста в контексте самостоятельной творческой деятельности // Проблемы музыкознания и музыкально-прикладного искусства. М.: МГИК, 2017. С. 32-35.
15. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М. 1981. 250 с...