ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧИСТОГО ИНТОНИРОВАНИЯ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ПЕВЦОВ В УСЛОВИЯХ ЭСТРАДНОЙ СТУДИИ 7
1.1. Сущность понятия «чистое интонирование» 7
1.2. Проблема формирования навыка чистого интонирования в
современной педагогике 12
1.3. Теоретические подходы к решению проблемы формирования навыка
чистого интонирования у самодеятельных исполнителей 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ЧИСТОГО ИНТОНИРОВАНИЯ У ИСПОЛНИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭСТРАДНОМУ ВОКАЛУ 35
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы по определению
уровня сформированности навыка чистого интонирования у самодеятельных исполнителей в условиях эстрадной студии 35
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы по формированию
навыка чистого интонирования у самодеятельных исполнителей в условиях эстрадной студии 45
2.3. Итоговый этап опытно-поисковой работы по выявлению уровня
сформированности навыка чистого интонирования у самодеятельных исполнителей в условиях эстрадной студии 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность работы. В современном мире вокал приобретает всё большую популярность среди любителей музыки. С развитием звуковых компьютерных технологий, обилием эстрадной популярной музыки, человеку становится доступнее исполнять любимые песни вне зависимости от наличия или отсутствия музыкального образования какого-либо уровня. Ввиду популяризации вокальных ТВ-шоу, мы видим высокие рейтинги просмотра передач, бурные обсуждения выбора песен, их исполнения и самих певцов. Вместе с тем наблюдается следующая тенденция: люди всё чаще в качестве любимого хобби, проведения своего досуга выбирают себе пение. И сейчас обучение вокалу востребовано как в средне-специальных и высших учебных профильных заведениях, так и в дополнительном образовании, кружках, культурно-досуговых центрах и частных студиях.
Имея желание петь лучше, исполнять только конкретные песни, заниматься уроками вокала в своё удовольствие, часто люди не имеют представление о той работе, которая проделывается на занятиях по эстрадному вокалу. В особенности это касается тех, кто имеет проблемы с чистым интонированием, тех, кто не замечает, что поёт интонационно неточно, или замечает, но не знает, как это исправить. В этих случаях педагогу и ученику требуется долгая, кропотливая работа, к которой часто ученик не готов ввиду отсутствия или малой, незначительной практики пения в прошлом. И, столкнувшись с такой трудностью, нередко ученик теряет веру в себя и вполне естественно может утратить интерес к пению, если мотивация невысока. У более замотивированных учеников, более уверенных в себе, бывает и обратная ситуация - не придавая должного значения чистоте интонации, они «впевают» неверные ноты и, как следствие, поют фальшиво, а это, нужно отметить, в наше время слышно и обывателю, поэтому не приносит ему удовлетворения как слушателю, а исполнитель вполне заслуженно может услышать критику в свой адрес. Бывают и другие случаи, когда у человека «душа поёт», он с детства мечтал заниматься вокалом, но ему сказали, что «слуха нет», «медведь на ухо наступил», «тебе лучше не петь», и с этим знанием человек проходит через многие годы, так и не реализуя свою потребность, потому что больше и не пробовал развивать себя в этом направлении. И для такого человека становится открытием, что имеются конкретные упражнения для улучшения слуха, координации слуха и голоса, точного интонирования, и, уделив этому время и внимание, он сможет сформировать и развить свои навыки.
Так мы можем выявить социальный аспект актуальности нашей темы, ведь представителя современной эстрадной музыки невозможно представить поющим «нечисто», непопадающим в ноты - слушателями это считается недопустимым, а коллегами-музыкантами это воспринимается как проявление неуважения к песенному материалу, к музыкальной и исполнительской культуре в целом.
Согласно требованиям к педагогу по вокалу, что предъявляются сегодня, он должен обладать общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. Профессиональный стандарт предполагает подготовленность педагога к работе не только с детьми, но и со взрослыми людьми, не имеющих музыкального образования. С педагогической точки зрения в научных исследованиях хорошо представлены теоретические и технологические разработки, рассматривающие конкретные методы и приемы формирования навыка чистого интонирования, с которым так часто сталкиваются самодеятельные исполнители.
Таким образом, можно выделить противоречие между необходимостью организации процесса формирования навыка чистого интонирования самодеятельных исполнителей в эстрадной студии, осознанием педагогической значимости этого процесса и самим наличием сложности чистоты интонирования у самодеятельных исполнителей.
Исходя из этого, проблемой данной выпускной квалификационной работы является обобщение информации об интонировании, поиск и анализ методических рекомендаций по формированию навыка чистого интонирования у самодеятельных исполнителей в условиях эстрадной студии.
Таким образом, темой выпускной квалификационной работы явилось: «Формирование навыка чистого интонирования у самодеятельных исполнителей в условиях эстрадной студии».
Цель: исследование условий формирования навыка чистого интонирования у самодеятельных исполнителей в условиях эстрадной студии.
Объект: процесс обучения самодеятельных исполнителей в условиях эстрадной студии «Romantic Sound».
Предмет: комплекс упражнений для формирования навыка чистого интонирования у самодеятельных исполнителей в студии «Romantic Sound».
Гипотеза: формирование навыка чистого интонирования самодеятельных исполнителей в условиях эстрадной студии будет наиболее эффективным, если:
• в соответствии с индивидуальными особенностями будут выявлены методические подходы формирования навыка чистого интонирования у самодеятельных исполнителей в эстрадной студии;
• вокальное обучение будет осуществляться систематически, в крепкой связи педагога и ученика, в совокупности с формированием общей музыкальной культуры;
• использовать потенциал дополнительного образования, частных студий и андрагогические процессуальные подходы в обучении, позволяющие максимально использовать их возможности в формировании навыка чистого интонирования.
Задачи:
• проанализировать содержание понятие «чистое интонирование» в социально-гуманитарных науках, выявить его сущность;
• рассмотреть существующие методические подходы в обучении вокалу в аспекте формирования у обучающихся навыка чистого интонирования;
• выявить психолого-педагогические особенности самодеятельных исполнителей;
• исследовать педагогические возможности формирования навыка чистого интонирования у самодеятельных исполнителей в эстрадной студии;
• разработать диагностирующую методику по определению степени сформированности интонационных навыков у участников опытной работы;
• провести опытно-поисковую работу по формированию и совершенствованию навыка чистого интонирования у обучающихся вокалу и подвести результаты.
Методологической основой исследования явились: интонационная теория Б. Асафьева; теоретические положения и развитии музыкальных способностей - Б.М. Теплов, Г.М. Цыпина; основные положения теории и методики развития голоса - Л.Б. Дмитриев, В.В. Емельянов, Г.П. Стулова, Сет Риггс;
Методы, использованные в работе:
• теоретические: изучение литературы по теме исследования, отбор, анализ, обобщение опыта работы педагогов по теме работы, сравнение, сопоставление, анализ;
• эмпирические: педагогическое наблюдение, интервьюирование, и обобщение собственного опыта работы по формированию навыка чистого интонирования.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе эстрадной студии «Romantic Sound», г. Екатеринбург в 2018 году.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Проведенное нами исследование на основе анализа методической литературы по проблеме исследования, опыта педагогов - музыкантов, а также собственного опыта по формированию навыка чистого интонирования у самодеятельных исполнителей на уроках эстрадного вокала в музыкальном центре, позволяет сделать следующие выводы:
Анализ сущности понятия «чистое интонирование» показал, что термин «интонирование» входит в профессиональный обиход с середины 19 века. Термин «интонирование» применяется Асафьевым при освещении процесса становления, развития; «интонация» же есть некий результат интонирования - «интонационная структура» музыкального произведения. Стало быть, интонация есть производное от интонирования. По характеру интонирования - как речевого, так и музыкального - мы различаем вопросительные и утвердительные интонации, считываем как неуверенность и злость, так и нежность, радость.
По мнению рядя ученых и исследователей, чистое интонирование - это «знание» вокальным аппаратом звуковысотности каждой ноты на физиологическом уровне.
Работа над чистотой интонации в процессе голосообразования проводится параллельно с формированием всех базовых певческих навыков, при выполнении вокальных упражнений. Неточную интонацию в пении принято связывать с недостаточной координацией между голосом и слухом. По утверждению Р. Юссона, чистота интонации зависит от «качеств слуховой коры человека и от рецепторного передаточного аппарата, каким является ухо». По Емельянову В. В. чистота интонирования - это не только вокальная, но и психологическая задача, на что важно обращать внимание как педагогу, так и учащемуся.
Проанализировав ряд методических подходов к формированию вокально-интонационных навыков у обучающихся вокалу (М. И. Глинка, В. В. Емельянов, Л. Б. Дмитриев, Г. П. Стулова, Г. А. Орвид, С. Риггс), мы пришли к заключению, что разнообразие методик делает возможным устранение проблем, связанных с нечистым интонированием, позволяя подбирать более подходящие упражнения с учетом индивидуальных особенностей ученика.
В своей работе педагог, формируя навыки чистого интонирования у самодеятельных певцов, должен опираться на индивидуальные особенности обучающихся - подбирать соответствующий темп как подачи нового материала, так и скорость упражнений. В этом поможет андрагогический процессуальный подход к обучению, который успешно может реализовываться в системе дополнительного образования, в частных студиях, которые раскрывают потенциал, задатки музыкальных способностей человека, основываясь на личностно-ориентированном подходе.
Подавляющее количество ученых приходит к выводу, что формировать интонацию нужно на примарных, естественных для человека тонах, постепенно расширяя диапазон. Пение не должно быть чрезмерно громким или тихим, но должно быть опертым, с правильным подключением дыхания. Для лучшего формирования навыка интонирования помогают визуальные образы, схематическое изображение мелодий и демонстрирование её на музыкальном инструменте. При этом важно помочь ученику получить теоретические знания - представления о ладах и тональностях, нотной грамоте в целом - так у обучающегося будет наиболее полное представление о звуках, мелодии, музыке, что поможет достичь бОльших результатов в формировании навыка чистого интонирования.
Таким образом, мы делаем вывод о том, что чистое интонирование - это необходимость, тот навык, который важно и можно сформировать в совокупности с развитием вокала в целом у самодеятельных исполнителей в условиях эстрадной студии.
Исходя из темы нашего исследования, нами была разработана диагностика, направленная на определение степени сформированности навыка чистого интонирования. Она включила в себя шесть критериев, уровень которых определялся на основе шкале оценок. Среди этих критериев мы выделили: музыкальный слух на уровне восприятия, музыкальный слух на уровне воспроизведения, музыкальную память, координацию между пением и игрой на музыкальном инструменте, вокальные данные и артистичность, выразительность исполнения.
Констатирующий этап опытно-поисковой работы и проведенное тестирование в качестве диагностики уровня сформированности навыка чистого интонирования его участников показал, что каждый из 15 человек испытывал трудности в интонировании. 9 человек продемонстрировали низкий уровень и 6 человек - средний. Это подтвердило актуальность нашей работы и необходимость подбора подходящих методик по решению проблемы.
Занятия с обучающимися велись с опорой на вокально-методические принципы М. И. Глинки, уделявшему внимание примарному тону и концентрическому методу воспитания голоса, считавшего верным развивать голос, начиная с природных, «лёгких» звуков, а затем переходя к последующим; В. В. Емельянова и его Фонопедический метод развития голоса, включающий артикуляционные и интонационно-фонопедические упражнения, направленные на развитие певческого звукообразования; Л. Б. Дмитриева (работа над атакой звука и звукообразованием, ощущением опоры и предчувствования первого звука); Г. П. Стуловой (метод внутреннего, мысленного пропевания, метод подражания, пластическое интонирование, пение без повтора аккомпанемента, уточнение интонации на «стаккатированную» гласную «у»; Г. А. Орвида (слуховые и психофизические настройки на звуки, ладотональность, выработка мышечных ощущений при исполнении); С. Риггса (пение в речевой позиции, единой на всем диапазоне); придерживаясь андрагогического процессуального подхода (по Ноулзу), личностно-ориентированного подхода (Зимняя, Якиманская) и учитывая особенности и развивая музыкальные способности каждого ученика (Теплов, Цыпин).
Формирование навыка чистого интонирования у самодеятельных исполнителей может быть наиболее успешным при использовании специально организованного учебного процесса, применении педагогических методов, предусматривающих синтез слухового и зрительного восприятия, улучшение координации слуха и голоса, повышение уровня вокального мастерства, взаимосвязь теоретических знаний и музыкальной образности, воспроизведении освоенного учебного материала в музыкально - творческих формах деятельности.
Для формирования навыка чистого интонирования необходимо:
• вести работу в данном направлении с самого начала обучения;
• вести работу по повышению уровня оценки критериев чистого интонирования - в их взаимосвязи и отдельно над каждым из них;
• применять разнообразные приемы работы, избегать единых для всех шаблонов.
• использовать в работе музыкально-компьютерные технологии в виде приложений, позволяющих ученику самостоятельно формировать навык чистого интонирования.
Резюмируя, мы хотим отметить, что формирование навыка чистого интонирования самодеятельных исполнителей в эстрадной студии будет наиболее эффетивным, если:
• в соответствии с индивидуальными особенностями будут выявлены методические подходы формирования навыка чистого интонирования у самодеятельных исполнителей в условиях эстрадной студии;
• вокальное обучение будет осуществляться систематически, в крепкой связи педагога и ученика, в совокупности с формированием общей музыкальной культуры;
• использовать потенциал дополнительного образования, частных студий и андрагогические процессуальные подходы в обучении, позволяющие максимально использовать их возможности в формировании навыка чистого интонирования.
Количественные данные, полученные в ходе повторного диагностирования на итоговом этапе опытно-поисковой работы, подтверждают эффективность используемой нами методики обучения. У каждого участника тестирования произошли позитивные изменения в чистоте интонирования, что позволяет нам считать выдвигаемую нами гипотезу верной.
1. Апраксина О. А. Выявление неверно поющих детей и методы занятий с ними. М. : Музыка, 1961. 230 с.
2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. избр. труды. М. : АПН СССР, 1957. 386 с.
3. Асафьев Б. В. Путеводитель по концертам (Словарь наиболее необходимых терминов и понятий). Изд. 2-е, доп. М. : Сов. композитор, 1978. 200 с.
4. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 17
5. Глинка М. И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические пояснения к ним и вокализы-сольфеджио. М. : Кифара, 1997. 56 с.
6. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М. : Музыка, 1968. 675 с.
7. Дресвянников В. А. Андрагогика: принципы практического обучения для взрослых [электронный ресурс] /http://www.elitarium.ru/obuchenie-princip- znanija-opyt-celi-potrebnosti-razvitie-andragogika-sposobnosti/
8. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж. СПб., 1997. 189 с.
9. Емельянов В. В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Новосибирск, 1991. 121 с.
10. Зимняя Е. И. Педагогическая психология: учебник для ВУЗов. М. : Московский психолого-социальный институт, 2004. [электронный ресурс] /http://knigi.link/psihologiya-pedagogicheskaya/pedagogicheskaya- psihologiya.html
11. Карпенко Л. А. Краткий психологический словарь. М. : Политиздат, 1985. 431 с.
12. Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. М. : Таланты-XXI век, 2007. 578 с.
13. Лебедев О. Е. Дополнительное образование детей: учеб. Пособие для студентов вузов. М. : Владос, 2003. 254 с.
14. Локшин Д. Л. Хоровое пение в русской дореволюционной школе. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1957. 296 с.
15. Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений: учеб. пособие для муз. вузов - 3-е изд. М. : Музыка, 1986. 527 с...