ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА
ЖИЗНИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования безопасного образа жизни
1.2. Место безопасного образа жизни в федеральном государственном стандарте начального общего образования
1.3. Компоненты безопасного образа жизни
1.4. Методические рекомендации по формированию у обучающихся
начального общего образования безопасного образ жизни
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГООБ- ЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
2.1 Диагностика сформированности знаний у обучающихся
начального общего образования о безопасном образе жизни
2.2. Содержание работы по формированию безопасного образа жизни
в начальной школе
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы по формированию у обучающихся начального общего образования безопасного образа жизни
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ценность человеческой жизни, тем более детской, неизмерима никакими показателями. Сейчас все чаще мы говорим о качестве жизни, одним из признаков такого качества является безопасность человека, в том числе, детская. Уровень детского травматизма является одним из критериев этой безопасности. В России ежегодно регистрируется около 20 тысяч случаев травматизма в образовательных учреждениях.
Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою важность и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в образовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. Решением данной проблемы является формирование и воспитание безопасного образа жизни обучающихся, которые являются приоритетом образовательной политики, которая закреплена в ФГОС.
Актуальность исследования. Цифры детского травматизма впечатляют. По разным причинам только от 10% до 14% детей заканчивают школу здоровыми, в каждой школе, как показывает статистика, за год травмы получают в среднем 10 ребят. Ежегодно Россия теряет более 700 тысяч человек трудоспособного возраста. По данным Минздрава России, в начальной школе абсолютно здоровы лишь 11-12% детей. Возросло число бытовых травм у детей младшего возраста. Статистические данные показывают, что значительно повысилось число несытных случаев на водоемах, в которых фигурируют дети младшего школьного возраста. Часто детская шалость огнем является причиной пожара [10].
Проблема безопасного образа жизни (БОЖ) мало изучена. Программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в основном охватывают только проблему здорового образа жизни. В этих программах есть темы про гигиену, о том, как сохранить здоровье, работа с родителями и т.д., но нет единого слова о безопасном образе жизни. Кроме этого, данные программы, в основном, оказывают предпочтение работе со здоровьесберегающими технологиями. Это упущение как составителей программ, которые не задумываются о важности безопасности, так и методистов и педагогов, работающие по готовым программам, которая может в будущем плачевно отразиться на безопасности обучающихся. Ведь обучение в начальной школе по предмету «Окружающий мир» состоит в основном следующем, как правильно помыть руки, укрепить физическое здоровье, а как переходить улицу и как действовать при пожаре рассказывается единожды учителем, и потом «благополучно» забывается учеником.
Проблемы формирования безопасного образа жизни у школьников должны решаться комплексно и последовательно, такая программа должна включать урочную и внеурочную деятельность с учащимися, а также тесное взаимодействие учителей и родителей.
Формирование безопасного образа жизни обучающихся является важнейшей задачей государства. Формирование и пропаганда БОЖ - задача, которая стоит перед социальной защитой, образованием и правоохранительными органами. Ее решение затрудняется недостаточной разработанной системой педагогических воздействий, средств и условий, при которых не обеспечивается в должной мере формирование безопасного образа жизни. Программа формирования безопасного образа жизни должна способствовать достижению личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС, овладение навыками адаптации безопасного образа жизни в динамично изменяющемся мире.
Степень изученности проблемы исследования. При изучении данной темы мы встретились с определенными трудностями, так как информации по данной теме мало. Следует отметить, что аспекты безопасного образа жизни нашли свое отражение в психолого-педагогических исследованиях Гафнера В.В., Акимовой Л.А., Жиренко О.Е., Обуховой Л.А., Безруких М.М., Филли- повой Т.А., Гум Г.В.
Противоречие исследования заключается между необходимостью формирования безопасного образа жизни обучающихся и недостаточным методическим обеспечением данного процесса.
Значимость рассматриваемой проблемы в ее неполной теоретической и практической разработанности, послужили причиной для определения темы научной работы - «Формирование у обучающихся начального общего образования безопасного образа жизни».
Цель исследования - разработка методических рекомендаций по формированию у обучающихся начального общего образования безопасного образа жизни.
Объект исследования - образовательный процесс в общеобразовательной организации.
Предмет исследования - формирование у обучающихся начального общего образования безопасного образа жизни.
Гипотеза исследования состоит в следующем: использование методических рекомендаций будет способствовать повышению уровня сформиро- ванности в области БОЖ у обучающихся начального общего образования.
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать состояние рассматриваемой проблемы в педагогической науке и практике в образовательных учреждениях, уточнив содержание понятия «безопасный образ жизни обучающихся».
2. Определить критерии, показатели и охарактеризовать уровни сфор- мированности у обучающихся начального общего образования безопасного образа жизни.
3. Разработать рекомендации, направленные на формирование у обучающихся начального общего образования безопасного образа жизни, и проверить их эффективность.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические (моделирование, анализ литературы по исследуемому вопросу, обобщение опыта и практики);
• эмпирические (опрос и беседы с учащимися, мониторинг, эксперимент, исследование документации), методы обработки результатов (анализ результатов исследования качественный и количественны, метод наглядного представления результатов);
- элементы научной и (или) практической новизны (для магистерских диссертаций).
Эксперимент проводился на базе образовательного учреждения МКОУ «Бисертская средняя школа №2» . В исследовании приняли участие 155 школьников.
Содержание и этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап - анализировалось психолого-педагогические положения по вопросу исследования, формулировалась цель, рабочая гипотеза, задачи, программа, был проведен эксперимент и его анализ результатов.
Второй этап - проходила разработка, апробация и корректировка примерной программы по формированию у обучающихся начального общего образования безопасного образа жизни; осуществлялась анализ, проверка и классификация полученных результатов; проводилась оценка и конкретизация научно-методических выводов по эксперименту: разрабатывались методические рекомендации и апробация в практике.
Третий этап - анализ и обобщение результатов полученных в результате эксперимента, текстовое оформление результатов работы.
Структура работы состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Проблема формирования безопасного образа жизни среди школьников начальной школы в процессе обучения является актуальной проблемой в связи с тенденциями, связанных с возрастанием опасностей для учащихся, как в школе, так и за ее пределами. Период школьного возраста это наиболее важный этап формирования безопасного образа жизни, а также характера и личности учащегося.
На первом этапе работы - исследование психолого-педагогической литературы, проведен анализ государственного стандарта начального общего образования, были определены категории БОЖ, разработаны методические рекомендации по исследуемой теме. Анализ учебников по окружающему миру показал, что по вопросу формирования БОЖ в третьем и четвертом классах в учебном предмете дается мало часов, что говорит о неполном знаниях по данным темам, и необходимости вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность.
На втором этапе работы определен уровень сформированности безопасного образа жизни у обучающихся. При выявлении уровня знаний в области БОЖ, мы пришли к выводу, что наиболее сформированными оказались знания из категорий безопасность вне дома, безопасность в школе, экологическая этика, сохранение здоровья. Следует отметить, что в основном у всех классов уровень знаний в сумме был выше 80%, что говорит о изначально высоком уровне знаний учащихся по данной теме. Однако были трудности с вопросами из категории информационной и социальной безопасности, этики школьника.
Результаты второго тестирования и анкетирования позволяют убедиться в том, что более 90% школьников сформировали знания о безопасном образе жизни. Таким образом, результаты научных исследований в области данной проблемы показали, что при применении методических рекомендаций по формированию безопасного образ жизни в начальной школе будут успешными в формировании безопасного образ жизни и знаний в данной в данной области.
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза нашла свое подтверждение, действительно, использование методических рекомендаций способствует формированию безопасного образа жизни у обучающихся начального общего образования.
Однако данная тема требует большего времени для практической работы, нами были использованы только анкетирование, тестирование, анализ результатов, занятия в урочное и неурочное время в виде, проводилась работа с родителями. Для дальнейшей формирующей работы необходимо и для более точного анализа результатов:
1. Написать мини-эссе «мои представления о безопасном образе жизни» для третьего и четвёртого класса. Для первого и второго класса данное занятие должно проводится в форме беседы. По результатам данной работы мы можем получить комплексный анализ по всем категориям БОЖ.
2. Анкета для родителей, откуда можно узнать какой образ жизни ведут сами родители и какой пример показывают детям. Также анкета как себя ведут дети дома, которая нам даст более точный результат по категориям безопасность дома, безопасность вне дома, этикет школьника, сохранение здоровья, духовное воспитание.
3. Наблюдение на перемене, в столовой, на уроке за обучающимися, как себя ведут, как общаются со сверстниками, со старшими и младшими. Данная работа нам даст более точный результат по категориям этика школьника, безопасность в школе, духовное воспитание.
4. Косвенные наблюдения проводить в местах досуга, на улице, в местах общего пребывания людей, в общественном транспорте. Данная работа нам даст более полное представление сформированности категорий безопасность вне дома, этикет школьника.
5. Общение и беседа по всем категория БОЖ для более точного результата формирующей работы.
6. Внеурочная деятельность по формированию БОЖ, особенно для третьего и четвертого класса, так как мало выделено по учебном предмете по вопросам безопасного образа жизни.
7. Классные часы с родителями, только совместная работа с родителями даст более лучший результат в формировании БОЖ. Информацию по формированию БОЖ следует выдавать на каждом собрании по 10-15 минут, чтобы не было обременительным и для лучшего усвоения информации.
8. Организовать кружок по формированию БОЖ, что дает нам выводить детей на экскурсии, где дети получают новые знания по изучению правил поведения в экстремальных ситуациях дома, на улице, в природе, устанавливают причинно - следственные связи, побуждая детей к деятельности и действиям.
9. У детей которых более низкие показатели, более частое общение с родителями.
Для лучшей формирующей работы необходимо проводить больше практических занятий, вовлекать детей к проектной деятельности, проводить конкурсы с привлечением родителей. На занятиях обыгрывание ситуаций по данной теме, проводить профилактические акции, составление безопасного маршрута совместно с родителями.
Занятия по формированию безопасного образа жизни у обучающихся начального общего образования необходимо проводить на регулярной основе, непрерывно и систематично. Это, в свою очередь, обеспечивает многоступенчатую и непрерывную подготовку к безопасности в социуме путем приобретения школьниками специальных умений, знаний и навыков в области безопасного образа жизни. Тем не менее, одного знания ребенком правил пожарной безопасности, дорожного движения, правил безопасного поведения недостаточно. Безопасный образ жизни обеспечивают только привычки, а их нельзя сформировать лишь словами. Они вырабатываются путем многократного (в различных формах) повторения действий, имитирующих поведение на улице, во дворе, дома, в школе.
1. Айзман, Р. И. Основы безопасности жизнедеятельности : учебное пособие для вузов по пед. специальностям : рек. УМО вузов РФ / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова ; науч. ред. А. Я. Тернер. - 2-е изд., стер. - Новосибирск : Сиб. университетское изд-во, 2010. - 247 с. - Текст : электронный.
2. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры : энциклопедический словарь педагога / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 937 с. - Текст : электронный.
3. Белашева, И. В. Технологии формирования модели безопасного поведения : учебное пособие / Д. А. Ершова, М. Л. Есаян, И. В. Белашева. — Ставрополь : изд-во СКФУ, 2017. — 166 с. - Текст : электронный.
4. Большая советская энциклопедия : в 61 томах / Н. И. Бухарина, В. В. Куйбышева, М. Н. Покровского [и др.] - Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия» - Текст : электронный // URL: https://gufo.me/dict/bse (дата обращения: 11.09.2018).
5. Большой юридический словарь / Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. [и др.]. - Инфра-Москва : 2001. — 790 с. - Текст : электронный.
6. Боровской, Е.В. Образ жизни школьника как условие становления его личности : автореф. дис. ...канд. пед. наук : 13.00.01 / Е.В. Боровской ; Нижегородский гос. пед. ун-т. - Нижний Новгород, 2009. - 22 с. - Текст : электронный.
7. Возьмитель, А.А. Образ жизни: тенденции и характер изменений в пореформенной России : учебное пособие / А.А. Возьмитель. - Москва : Ин-т социологии РАН, 2012. - 228 с. - Текст : электронный.
8. Возьмитель, А. А. Образ жизни : теоретико-методологические основы анализа / А. А. Возьмитель, Г. И. Осадчая // СОЦИС : социологические исследования. - 2009. - N.8. - С. 58-64. - Текст : электронный.
9. Гафнер, В.В. Основы безопасности жизнедеятельности: понятийнотерминологический словарь / В.В. Гафнер. - Флинта, 2016. - 280 с. - Текст : непосредственный.
10. Гафнер В.В. Безопасный образ жизни: Как его сформировать учителю? От теории к практике / В.В. Гафнер. - Народное образование, №3. - 186-192 с. - Текст : электронный.
11. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / Головин С.Ю. - Минск.: Харвест, 1998. - 551 с. - Текст : электронный.
12. Грани педагогической безопасности: материалы всероссийской научной студенческой конференции с международным участием, Екатеринбург /сост. и ред. Гафнер В.В., Павлова А.Н. - ФГБОУ ВО «УрГПУ», Екатеринбург, 2015. - 200 с. - Текст : непосредственный.
13. Грачев, Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты / Г.В. Грачев. - Москва : изд-во «Флинта». 1996. - 203 с. - Текст : электронный.
14. Грицанов, А.А. Новейший философский словарь / под ред. А.А. Грица- нова. - Минск : Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с. - Текст : электронный.
15. Груздев, П. Н. Вопросы воспитания и обучения : научное издание / П. Н. Груздев. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1949. - 171 с. - Текст : электронный...