ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ПОЖАРОБЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 7
1.1. Анализ проблемы пожаробезопасного поведения 7
1.2. Нормативно-правовые основы для формирования пожаробезопасного
поведения 21
1.3. Анализ существующих методик по формированию пожаробезопасного
поведения 27
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПОЖАРОБЕЗОПАС
НОМУ ПОВЕДЕНИЮ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 34
2.1. Особенности развития учащихся с нарушением зрения 34
2.2. Оценка эффективности использования методических рекомендаций в работе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 79
Каждый год при пожарах гибнет большое количество человечек, государству наносится значительный материальный ущерб. Так, по данным МЧС, количество пожаров в 2018 году, составило 132 тыс. Наиболее распространенные причины пожаров — нарушение требований безопасной эксплуатации оборудования, а так же неосторожное обращение с огнем. В результате трагического пожара в 2018 году в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерово, погибли 60 человек, значительная часть которых — дети. За последние несколько лет наблюдается увеличение количества погибших среди детей: в 2018 году погибло 458 несовершеннолетних, годом ранее — 359. Согласно данных СКР, второе месте по количеству пожаров, после столичного региона занимает Свердловская область.
Одним из решений данной проблемы, является формирование у учащихся школы теоретических знаний, умений и навыков по недопущению пожаров, а так же уменьшению травмирующих последствий в случае его возникновения за счет правильного использования навыков безопасного поведения при пожаре.
В соответствии с этим Федеральным государственным образовательным стандартом в школе реализуется курс основы безопасности жизнедеятельности, в котором представлены отдельные вопросы пожарной безопасности, однако, эффективность формирования готовности подростков к безопасному поведению при пожаре остается недостаточно высокой. Что требует повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, тем более что одной из причин определяющих формирование высокого уровня знаний, практических умений пожаробезопасного поведения является недостаточное количество учебного времени на изучение темы пожарной безопасности в рамках школьного курса ОБЖ.
Особую значимость приобретает решение данной проблемы в отношении учащихся с нарушением зрения. Психофизиологические особенности данной категории учащихся, в частности ограничения, связанные с особенно- 3
стью зрительного восприятия, требуют разработки методических рекомендаций по формированию пожаробезопасного поведения, учитывающих своеобразие их развития, а так же особенности построения образовательного процесса.
Проблема тем более значима, что согласно данным Всемирной организации здравоохранения за последние десятилетия количество инвалидов в мире возросло примерно на 10 % и достигло ориентировочно 1 млрд. чел., что составляет около 15 % населения земли. В отношении подрастающего поколения, так же наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Анализ нормативно-правовых документов и научно-педагогических исследований демонстрирует, что за последнее время отмечается возрастание внимания к отдельным вопросам обучения, воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Вышесказанное в полной мере определяет актуальность проблемы и, следовательно, темы выпускной квалификационной работы.
Специфика учебного процесса учащихся с нарушением зрения обусловлена следующими факторами: ограниченностью получения опыта безопасного поведения от ближайшего социального окружения; низким уровнем сформированности коммуникативных навыков, искаженностью представлений о безопасном поведении в потенциально опасных ситуациях, имеющихся психофизиологических ограничениях, неуверенности в собственных возможностях; спецификой познавательной деятельности (фрагментарностью, снижением качества усвоения знаний, ограниченным использованием визуальных средств обучения), что серьезно затрудняет процесс формирования готовности к пожаробезопасному поведению.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить следующее противоречие: между потребностями общества в социально активной личности человека с ОВЗ, подготовленной к потенциальным современным опасностям, и степенью разработанности данного вопроса в современном отечественном образовании, проявляющейся как на теоретическом, так и на практическом уровнях.
Проблема: заключается в научно-теоретическом обосновании процесса формирования готовности к пожаробезопасному поведению у учащихся с нарушением зрения.
Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, необходимость разрешения имеющихся противоречий обусловили выбор темы: «Формирование готовности к пожаробезопасному поведению у учащихся с нарушением зрения».
Объект: учебно-воспитательный процесс по формированию готовности к пожаробезопасному поведению у учащихся с нарушением зрения.
Предмет: методика формирования готовности к пожаробезопасному поведению у учащихся с нарушением зрения.
Цель работы: разработка эффективных методических рекомендаций по формированию готовности к пожаробезопасному поведению у учащихся с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: использование разработанных рекомендаций. повысит эффективность процесса формирования готовности к пожаробезопасному поведению у учащихся с нарушением зрения повыситься при
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать проблему формирования готовности к пожаробезопасному поведению у учащихся с нарушением зрения.
2. Определить базовое понятие исследования - «готовность к пожаробезопасному поведению у учащихся с нарушением зрения».
3. Разработать рекомендации по формированию готовности к пожаробезопасному поведению у учащихся с нарушением зрения учебновоспитательном процессе.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
• наблюдение, беседа, анкетирование;
• анализ и обобщение результатов.
База исследования: ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат им. С.А. Мартиросяна».
Проблема формирования готовности к пожаробезопасному поведению учащихся с нарушением зрения приобретает особую актуальность и значимость, определяемую наличием психофизиологических особенностей, затрудняющих учебно-воспитательный процесс.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в школах для детей с нарушением зрения реализуется курс ОБЖ в 8 и 11 классе, что не позволяет достичь необходимого уровня готовности к пожаробезопасному поведению.
Опыт работы по данному направлению показал необходимость использования в ходе подготовки учащихся, как уроков ОБЖ, окружающего мира, так и коррекционных курсов: социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве, работы с родителями, а так же дополнительных программ внеурочной деятельности.
Рассматриваемая проблема является недостаточно разработанной, что обуславливает необходимость поиска современных подходов эффективного формирования навыков безопасного поведения у учащихся с нарушением зрения, обеспечивающих в дальнейшем их успешную социальную адаптацию и самореализацию.
Одним из решений данной проблемы, является формирование у учащихся школы теоретических знаний, умений и навыков по недопущению пожаров, а так же уменьшению травмирующих последствий в
случае его возникновения.
Психофизиологические особенности данной категории учащихся, в частности ограничение, обусловленные особенностью зрительного восприятия, требуют разработки методических рекомендаций по формированию пожаробезопасного поведения, учитывающих своеобразие их развития, а так же особенности построения образовательного процесса.
На основе теоретического анализа поставленной проблемы нами были сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования. Для доказательства гипотезы мы уточнили определение феномена «готовность к пожаробезопасному поведению учащихся»; предложили модель формирования готовности к пожаробезопасному поведению учащихся; проверили эффективность предложенных методических рекомендаций по формированию готовности учащихся с нарушением зрения к пожаробезопасному поведению.
Готовность к пожаробезопасному поведению учащихся с нарушением зрения, мы рассматриваем как интегративное образование личности, определяемое уровнем сформированности составляющих компонентов, позволяющее совершать самостоятельные, осмысленные шаги по предотвращению пожаров, а так же минимизации негативных последствий в случае их возникновения.
Значимость результатов проведенного исследования была доказана в ходе внедрения данной системы в образовательный процесс специальной коррекционной школы интерната для слепых и слабовидящих детей г. В Пышма. Опытно-поисковая работа с учащимися обеспечила у них повышение уровня развития готовности к пожаробезопасному поведению.
Результаты исследования могут быть использованы как в специальных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, в массовой образовательной практике, так и педагогами, специалистами региональных и муниципальных центров дополнительного образования.
1. Ананьев, Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая
диагностика / Б.Г. Ананьев // Вопросы психологии. 1968. №6. С. 21 -
33. - Текст: электронный.
2. Белов, С.В., Девисилов В.А.,. Козьяков А.Ф и др. Безопасность жизнедеятельности: учебн. для студ. средних проф. учеб. заведений / Под общ ред. С.В. Белова. М.: Высш. шк.; НМЦ СПО, 2000. - 285 с. - Текст: электронный.
3. Власова, Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии - М.: Наука, 1973. - 122с. - Текст: непосредственный.
4. Воробьев, Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Комплексная безопасность человека// Основы безопасности жизнедеятельности. 2011. Вып.
11. С. 13-16.- Текст: электронный.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480с. Текст: непосредственный.
6. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. - 334с. Текст: непосредственный.
7. Выготский, Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности // Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. М., 1924. -132с. - Текст: электронный.
8. Воспитание ребенка с нарушением зрения в семье / Под ред. В.А. Феоктистовой. - СПб.: РГПУ им. Герцена, 1993. - 224с. Текст: непосредственный.
9. Воспитание ребенка с нарушением зрения в семье / Под ред. Л.И. Солнцевой, В.П. Ермакова. - М.: АПН СССР, 1979. - 207с. Текст: непосредственный.
10. Гафнер, В.В. «Безопасный образ жизни: как его сформировать учителю? От теории к практике» // 2014 г. - Текст: электронный.
11. Гафнер, В. В. Основы безопасности жизнедеятельности: понятийно-терминологический словарь/М.:ФЛИНТА: Наука, 2013. - 280 с.- Текст: электронный.
12. Гандер, В.А. Первоначальное обучение и воспитание слепых детей.
• М.: Учпедгиз, 1934. - 221с. Текст: непосредственный.
13. Головина, Т.П., Никулина Г.В., Фомин В.А. Самооценка и отношения к дефекту в процессе реабилитации инвалидов по зрению // Некоторые вопросы социальной реабилитации инвалидов по зрению. - М., 1995. С. 33 - 44. - Текст: электронный.
14. Гудонис, В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: ИПО, МОДЭК, 1998. -122с. Текст: непосредственный.
15. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка // В.И Даль. - М.: Эксмо, 2009. - 736 с. Текст: непосредственный...