Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПОЖАРОБЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Работа №95118

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

безопасность жизнедеятельности (БЖД)

Объем работы108
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
94
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ И НОРМА­ТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ПОЖАРОБЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕ­НИЮ 7
1.1. Анализ проблемы пожаробезопасного поведения 7
1.2. Нормативно-правовые основы для формирования пожаробезопасного
поведения 21
1.3. Анализ существующих методик по формированию пожаробезопасного
поведения 27
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПОЖАРОБЕЗОПАС­
НОМУ ПОВЕДЕНИЮ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 34
2.1. Особенности развития учащихся с нарушением зрения 34
2.2. Оценка эффективности использования методических рекомендаций в ра­боте 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 79

Каждый год при пожарах гибнет большое количество человечек, госу­дарству наносится значительный материальный ущерб. Так, по данным МЧС, количество пожаров в 2018 году, составило 132 тыс. Наиболее распростра­ненные причины пожаров — нарушение требований безопасной эксплуата­ции оборудования, а так же неосторожное обращение с огнем. В результате трагического пожара в 2018 году в торговом центре «Зимняя вишня» в Кеме­рово, погибли 60 человек, значительная часть которых — дети. За последние несколько лет наблюдается увеличение количества погибших среди детей: в 2018 году погибло 458 несовершеннолетних, годом ранее — 359. Согласно данных СКР, второе месте по количеству пожаров, после столичного регио­на занимает Свердловская область.
Одним из решений данной проблемы, является формирование у уча­щихся школы теоретических знаний, умений и навыков по недопущению пожаров, а так же уменьшению травмирующих последствий в случае его возникновения за счет правильного использования навыков безопасного по­ведения при пожаре.
В соответствии с этим Федеральным государственным образователь­ным стандартом в школе реализуется курс основы безопасности жизнедея­тельности, в котором представлены отдельные вопросы пожарной безопасно­сти, однако, эффективность формирования готовности подростков к безопас­ному поведению при пожаре остается недостаточно высокой. Что требует повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, тем более что одной из причин определяющих формирование высокого уровня знаний, практических умений пожаробезопасного поведения является недостаточное количество учебного времени на изучение темы пожарной безопасности в рамках школьного курса ОБЖ.
Особую значимость приобретает решение данной проблемы в отноше­нии учащихся с нарушением зрения. Психофизиологические особенности данной категории учащихся, в частности ограничения, связанные с особенно- 3
стью зрительного восприятия, требуют разработки методических рекоменда­ций по формированию пожаробезопасного поведения, учитывающих своеоб­разие их развития, а так же особенности построения образовательного про­цесса.
Проблема тем более значима, что согласно данным Всемирной органи­зации здравоохранения за последние десятилетия количество инвалидов в мире возросло примерно на 10 % и достигло ориентировочно 1 млрд. чел., что составляет около 15 % населения земли. В отношении подрастающего поколения, так же наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Анализ нормативно-правовых до­кументов и научно-педагогических исследований демонстрирует, что за по­следнее время отмечается возрастание внимания к отдельным вопросам обу­чения, воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Вышесказанное в полной мере определяет актуальность проблемы и, следо­вательно, темы выпускной квалификационной работы.
Специфика учебного процесса учащихся с нарушением зрения обу­словлена следующими факторами: ограниченностью получения опыта безо­пасного поведения от ближайшего социального окружения; низким уровнем сформированности коммуникативных навыков, искаженностью представле­ний о безопасном поведении в потенциально опасных ситуациях, имеющихся психофизиологических ограничениях, неуверенности в собственных возмож­ностях; спецификой познавательной деятельности (фрагментарностью, сни­жением качества усвоения знаний, ограниченным использованием визуаль­ных средств обучения), что серьезно затрудняет процесс формирования го­товности к пожаробезопасному поведению.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить сле­дующее противоречие: между потребностями общества в социально актив­ной личности человека с ОВЗ, подготовленной к потенциальным современ­ным опасностям, и степенью разработанности данного вопроса в современ­ном отечественном образовании, проявляющейся как на теоретическом, так и на практическом уровнях.
Проблема: заключается в научно-теоретическом обосновании процесса формирования готовности к пожаробезопасному поведению у уча­щихся с нарушением зрения.
Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, необходимость разрешения имеющихся противоречий обусловили выбор те­мы: «Формирование готовности к пожаробезопасному поведению у учащих­ся с нарушением зрения».
Объект: учебно-воспитательный процесс по формированию готовно­сти к пожаробезопасному поведению у учащихся с нарушением зрения.
Предмет: методика формирования готовности к пожаробезопасному поведению у учащихся с нарушением зрения.
Цель работы: разработка эффективных методических рекомендаций по формированию готовности к пожаробезопасному поведению у учащихся с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: использование разработанных рекомендаций. повысит эффективность процесса формирования готовности к пожаробезо­пасному поведению у учащихся с нарушением зрения повыситься при
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать проблему формирования готовности к пожаробезопасному поведению у учащихся с нарушением зрения.
2. Определить базовое понятие исследования - «готовность к пожа­робезопасному поведению у учащихся с нарушением зрения».
3. Разработать рекомендации по формированию готовности к пожаро­безопасному поведению у учащихся с нарушением зрения учебно­воспитательном процессе.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературных источников по исследуемой про­блеме;
• наблюдение, беседа, анкетирование;
• анализ и обобщение результатов.
База исследования: ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат им. С.А. Мартиросяна».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема формирования готовности к пожаробезопасному пове­дению учащихся с нарушением зрения приобретает особую актуаль­ность и значимость, определяемую наличием психофизиологических особенностей, затрудняющих учебно-воспитательный процесс.
В соответствии с Федеральным государственным образователь­ным стандартом в школах для детей с нарушением зрения реализуется курс ОБЖ в 8 и 11 классе, что не позволяет достичь необходимого уровня готовности к пожаробезопасному поведению.
Опыт работы по данному направлению показал необходимость использования в ходе подготовки учащихся, как уроков ОБЖ, окру­жающего мира, так и коррекционных курсов: социально-бытовой ори­ентировки, ориентировки в пространстве, работы с родителями, а так же дополнительных программ внеурочной деятельности.
Рассматриваемая проблема является недостаточно разработан­ной, что обуславливает необходимость поиска современных подходов эффективного формирования навыков безопасного поведения у уча­щихся с нарушением зрения, обеспечивающих в дальнейшем их ус­пешную социальную адаптацию и самореализацию.
Одним из решений данной проблемы, является формирование у учащихся школы теоретических знаний, умений и навыков по недопу­щению пожаров, а так же уменьшению травмирующих последствий в
случае его возникновения.
Психофизиологические особенности данной категории учащихся, в частности ограничение, обусловленные особенностью зрительного восприятия, требуют разработки методических рекомендаций по фор­мированию пожаробезопасного поведения, учитывающих своеобразие их развития, а так же особенности построения образовательного про­цесса.
На основе теоретического анализа поставленной проблемы нами были сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования. Для до­казательства гипотезы мы уточнили определение феномена «готов­ность к пожаробезопасному поведению учащихся»; предложили мо­дель формирования готовности к пожаробезопасному поведению уча­щихся; проверили эффективность предложенных методических реко­мендаций по формированию готовности учащихся с нарушением зре­ния к пожаробезопасному поведению.
Готовность к пожаробезопасному поведению учащихся с нару­шением зрения, мы рассматриваем как интегративное образование лич­ности, определяемое уровнем сформированности составляющих ком­понентов, позволяющее совершать самостоятельные, осмысленные ша­ги по предотвращению пожаров, а так же минимизации негативных по­следствий в случае их возникновения.
Значимость результатов проведенного исследования была дока­зана в ходе внедрения данной системы в образовательный процесс спе­циальной коррекционной школы интерната для слепых и слабовидя­щих детей г. В Пышма. Опытно-поисковая работа с учащимися обеспе­чила у них повышение уровня развития готовности к пожаробезопас­ному поведению.
Результаты исследования могут быть использованы как в специ­альных образовательных учреждений для детей с ограниченными воз­можностями здоровья, в массовой образовательной практике, так и пе­дагогами, специалистами региональных и муниципальных центров до­полнительного образования.


1. Ананьев, Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая
диагностика / Б.Г. Ананьев // Вопросы психологии. 1968. №6. С. 21 -
33. - Текст: электронный.
2. Белов, С.В., Девисилов В.А.,. Козьяков А.Ф и др. Безопасность жиз­недеятельности: учебн. для студ. средних проф. учеб. заведений / Под общ ред. С.В. Белова. М.: Высш. шк.; НМЦ СПО, 2000. - 285 с. - Текст: электронный.
3. Власова, Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии - М.: Наука, 1973. - 122с. - Текст: непосредственный.
4. Воробьев, Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Комплексная безопас­ность человека// Основы безопасности жизнедеятельности. 2011. Вып.
11. С. 13-16.- Текст: электронный.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давы­дова. - М.: Педагогика, 1991. - 480с. Текст: непосредственный.
6. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. - 334с. Текст: непосредствен­ный.
7. Выготский, Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности // Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых де­тей. М., 1924. -132с. - Текст: электронный.
8. Воспитание ребенка с нарушением зрения в семье / Под ред. В.А. Феоктистовой. - СПб.: РГПУ им. Герцена, 1993. - 224с. Текст: непо­средственный.
9. Воспитание ребенка с нарушением зрения в семье / Под ред. Л.И. Солнцевой, В.П. Ермакова. - М.: АПН СССР, 1979. - 207с. Текст: не­посредственный.
10. Гафнер, В.В. «Безопасный образ жизни: как его сформировать учи­телю? От теории к практике» // 2014 г. - Текст: электронный.
11. Гафнер, В. В. Основы безопасности жизнедеятельности: понятий­но-терминологический словарь/М.:ФЛИНТА: Наука, 2013. - 280 с.- Текст: электронный.
12. Гандер, В.А. Первоначальное обучение и воспитание слепых детей.
• М.: Учпедгиз, 1934. - 221с. Текст: непосредственный.
13. Головина, Т.П., Никулина Г.В., Фомин В.А. Самооценка и отноше­ния к дефекту в процессе реабилитации инвалидов по зрению // Неко­торые вопросы социальной реабилитации инвалидов по зрению. - М., 1995. С. 33 - 44. - Текст: электронный.
14. Гудонис, В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением. М.: Московский психолого-социальный инсти­тут; Воронеж: ИПО, МОДЭК, 1998. -122с. Текст: непосредственный.
15. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка // В.И Даль. - М.: Эксмо, 2009. - 736 с. Текст: непосредственный...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ