Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Индивидуальный подход к формированию пространственных представлений и ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Работа №95115

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы107
Год сдачи2021
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
146
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Определение понятий «пространственные представления» и
«пространственная ориентировка» в научной литературе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития с точки зрения сформированности пространственных представлений и ориентировки 11
1.3. Обзор преимуществ и технологий индивидуального подхода к
формированию пространственных представлений и ориентировки у нормотипичных детей и детей с задержкой психического развития 18
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 24
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых
2.2. Обоснование выбора методик и организация констатирующего
эксперимента 34
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 40
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА 51
3.1. Составление программы по формированию пространственных
представлений и ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического развития 51
3.2. Апробация программы по формированию пространственных
представлений и ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического развития на основе индивидуального подхода 56
3.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 101

Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, восприятие пространства и понимание различных пространственных отношений (определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и др.).
Психолого-педагогические исследования показывают, что пространственные различения возникают очень рано, однако являются более сложным процессом, чем различение качеств предмета.
У детей с задержкой психического развития особенно сложно формируются пространственные представления. Детям данной категории сложно усвоить пространственные понятия, а тем более оперировать ими в реальной жизни. Осознание себя во времени и пространстве является важным показателем психического здоровья и уровня развития интеллекта ребенка. Большая часть пространственных представлений формируется у детей в дошкольном возрасте. Поэтому, с самого начала коррекционного процесса, необходимо вести работу в данном направлении.
Основополагающие труды по проблеме формирования пространственных представлений и ориентировки, которые использовались при теоретическом анализе литературы, это исследования Б. Г. Ананьева, М. В. Вовчик-Блакитной, З. М. Дунаевой, М. Ю. Кистяковской, П. Ф. Лесгафта, Т. А. Мусейибовой, В. В. Мыслюк, Э. Я. Степаненковой, Л. Ф. Фатиховой и др.
Процесс воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Еще в прошлом столетии и на современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема формирования пространственных представлений и пространственной ориентировки у детей с задержкой психического развития имеет приоритетное значение. Решение данной проблемы связано с осуществлением индивидуализированного, а также дифференцированного и поэтапного коррекционного воздействия.
Объектом исследования являются пространственные представления и пространственная ориентировка детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - процесс формирования пространственных представлений и ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с опорой на индивидуальный подход.
Цель исследования - экспериментально проверить эффективность использования программы по формированию пространственных представлений и пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе индивидуального подхода.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ состояния проблемы по формированию пространственных представлений и пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Определить уровень сформированности пространственных представлений и ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в экспериментальных условиях.
3. Составить и апробировать программу по формированию пространственных представлений и ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе индивидуального подхода.
4. Осуществить итоговый анализ результатов формирующего эксперимента.
5. Выполнить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 43», г. Озерска.
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение теоретического материала.
2. Диагностические методы: наблюдение, беседа, эксперимент, тесты.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность проблемы по развитию пространственных представлений и пространственной ориентировки неоспорима.
Развитием пространственной ориентировки дошкольников с задержкой психического развития занимались многие отечественные и зарубежные ученые. По мнению большинства ученых, именно дошкольное детство - это наиболее благоприятное время для формирования пространственных представлений и ориентировки.
В первой главе «Теоретический анализ состояния проблемы формирования пространственных представлений и ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» основное внимание уделено проблеме развития пространственных представлений и ориентировки у детей с задержкой психического развития с позиции ученых, философов, психологов, педагогов на различных этапах формирования.
Были изучены психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития и особенности формирования пространственных представлений и ориентировки у данной категории детей. Процесс развития познавательных способностей при задержке психического развития часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами, нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.
Проведен обзор преимуществ индивидуального подхода в работе с детьми с нормальным уровнем развития и с детьми с задержкой психического развития, выделена необходимость применения индивидуализированного обучения при формировании пространственных представлений и ориентировки.
Отсюда сделан вывод о том, что работа педагогов с детьми с задержкой психического развития с применением фронтальных групповых форм обучения не является эффективной. При планировании коррекционной работы с детьми этой категории важно учитывать индивидуальные особенности развития и использовать индивидуальный подход в обучении.
Во второй главе «Определение уровня сформированности пространственных представлений и ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в экспериментальных условиях» был проведен констатирующий эксперимент.
Обследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида №43», г. Озерска. В эксперименте участвовали 5 детей старшей группы с задержкой психического развития. Для проведения обследования были подобраны адаптированные методики известных ученых С. Д. Забрамной, О. В. Боровика, Л. Ф. Фатиховой. В ходе обследования на каждого ребенка велись протоколы обследования.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что в обследуемой группе детей развитие пространственных представлений и ориентировки происходит замедленно. Возможности детей в работе по данному разделу разные, формирование знаний, умений и навыков требует применения принципа индивидуального подхода.
В третьей главе «Составление и апробация программы по формированию пространственных представлений и ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе индивидуального подхода» была составлена поэтапная программа формирования пространственных представлений и ориентировки у детей исследуемой группы.
В содержание программы входит: планируемые результаты программы, этапы формирования пространственных представлений и ориентировки, перспективное планирование индивидуальной работы.
Перспективное планирование представляет собой последовательное поэтапное формирование пространственных представлений и ориентировки, с учетом возможностей каждого ребенка и включением направлений индивидуальной работы.
В ходе экспериментальной работы раскрыты результаты диагностического исследования уровня сформированности пространственных представлений и ориентировки, которые проводились на этапе констатирующего и контрольного эксперимента.
По результатам проведения формирующего эксперимента и апробации программы по формированию пространственных представлений и пространственной ориентировки на основе индивидуального подхода, у детей сформировались новые и улучшились уже имеющиеся умения и навыки.
До проведения индивидуальной коррекционно-развивающей работы:
- Данил М. не способен был ориентироваться в схеме собственного тела, на плоскости, в пространстве без помощи взрослого; имел недостаточные представления о геометрических фигурах, допускал грубые ошибки при конструировании изображений.
- Сергей Т. затруднялся в ориентировке в телесном пространстве, на плоскости и в пространстве ориентировался с большим трудом, не использовал в речи пространственные отношения и предлоги; действия при конструировании были хаотичны.
- Рома В. навыки различения частей тела были не сформированы, правую и левую стороны определять не умел; ориентировка на плоскости и в пространстве не производилась; предметно-практическая деятельность была слабо развита.
- Даша П. слабо ориентировалась в правой и левой стороне собственного тела, в сторонах пространства и плоскости требовалась значительная помощь взрослого; узнавание геометрических фигур вызывало трудности, оперирование с ними происходило только по прямым указаниям взрослого, самостоятельно не справлялась.
- Оля С. не могла самостоятельно справиться с ориентировкой в схеме собственного тела; в пространстве и на плоскости ориентировалась слабо, пространственные обозначения в речи активно не использовала; при усложнениях в предметно-практической деятельности не справлялась.
После проведения индивидуальной коррекционно-развивающей работы:
- Рома В. научился различать части собственного тела, правую и левую сторону определяет, но допускает ошибки; на плоскости и в пространстве стал способен ориентироваться по словесной инструкции, но иногда действия остаются хаотичными. Предметно-практическая деятельность стала лучше: Рома знает геометрические фигуры и выстраивает изображения по образцу.
- Даша П. научилась ориентироваться в частях своего тела, определяет положение правой и левой стороны, но иногда путает; с незначительной помощью взрослого может ориентироваться в пространстве и на плоскости. В предметно-практической деятельности может действовать по словесной инструкции, узнавать геометрические фигуры.
- Оля С. стала самостоятельно ориентироваться в пространстве своего тела, выделять местоположение предметов по отношению к нему; проявляет самостоятельность в определении местоположения частей изображенного предмета и местоположения объекта на плоскости, словесно использует основные пространственные отношения; в предметно-практической деятельности навыки стали более совершенны.
- Сергей Т. научился различать части тела, может самостоятельно определять правую и левую сторону тела; по словесной инструкции ориентируется в пространстве и на плоскости, стал употреблять некоторые словесные пространственные отношения; научился узнавать основные геометрические фигуры, конструирует по образцу.
- Данил М. с помощью взрослого ориентируется в схеме своего тела, различает его части; стал использовать в речи простые пространственные отношения; при конструировании небольших изображений может действовать самостоятельно; научился узнавать геометрические фигуры и оперировать деталями по словесной инструкции.
На основе положительной динамики развития умений и навыков у каждого из детей, доказана значимость и необходимость применения принципа индивидуального подхода в работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по формированию пространственных представлений и пространственной ориентировки:
• прослеживается тенденция к повышению уровня сформированности пространственных представлений и ориентировки;
• наблюдается динамика в развитии интереса к заданиям на
ориентировку;
• улучшение психических процессов: восприятия, воображения,
внимания, памяти, мышления;
• в поведении детей прослеживается заинтересованность, желание играть и заниматься.
Результаты исследования показали, что полученный опыт необходимо продолжать, дополняя, расширяя и корректируя его начальный вариант.
Учитывая сложную психологическую структуру детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, педагоги должны быть готовы к творческой деятельности, предполагающей изучение специальной научной и методической литературы. Педагогам необходимо экспериментировать, подбирать наиболее эффективные методы работы с детьми данной категории, разрабатывать содержание образовательной деятельности с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.



1. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. - Москва : Просвещение, 1964. - 304 с.
2. Бабкина, Н. В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития / Н. В. Бабкина // Дефектология. - 2002. - № 5. - С. 40-45.
3. Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития в условиях образовательной интеграции / Н. В. Бабкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии . - 2012. - № 1. - С. 23-31.
4. Баряева, Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: (с проблемами в развитии) : учеб.-метод. пособие / Л. Б. Баряева. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2002. - 479 с.
5. Бондаревская, Е. В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 2001. - № 1. - С. 17-24.
6. Борякова, Н. Ю. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с задержкой психического развития: теория и практика : монография / Н. Ю. Борякова. - Москва : МГГУ, 2016. - 170 с.
7. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития: ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : учеб.-метод. пособие для дефектологов / Н. Ю. Борякова. - Москва : Гном-Пресс, 1999. - 62 с.
8. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - Москва : Просвещение, 1973. - 175 с.
9. Вовчик-Блакитная, М. В. Развитие пространственного различия в дошкольном возрасте / М. В. Вовчик-Блакитная // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников : хрестоматия : в 6 ч. Ч. 4-6 / сост. З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. - Санкт-Петербург : АРК, 1994. - С. 123-129.
10. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург : Лань, 2003. - 654 с.
11. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1983. - 368 с.
12. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П. Я. Гальперин. - Москва : МГУ, 1985. - 45 с.
13. Гриценко, Л. И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход : учеб. пособие / Л. И. Гриценко. - Москва : Академия, 2008. - 240 с.
14. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : пособие для учителей и специалистов коррекц.-развивающего обучения / под ред. С. Г. Шевченко. - Москва : АРКТИ, 2001. - 224 с.
15. Дудьев, В. П. Психомоторика : слов.-справ. / В. П. Дудьев - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 366 с.
16. Дунаева, З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития / З. М. Дунаева // Дефектология. - 1980. - № 2. - С. 26-30.
17. Екжанова, Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии : науч.-метод. пособие / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - Санкт- Петербург : КАРО, 2008. - 330 с.
18. Забрамная, С. Д. Методические рекомендации к пособию
«Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» : пособие для психол.-пед.-мед. комиссий /
С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. - Москва : ВЛАДОС, 2002. - 32 с.
19. Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию : материалы для психол.-пед. изучения детей в дошкол. учреждениях и нач. кл. / С. Д. Забрамная. - Москва : Новая шк., 1998. - 144 с.
20. Забрамная, С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.- пед. комиссии / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. - Москва : ВЛАДОС, 2002. - 32 с.
21. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей : учеб. для студентов пед. вузов / С. Д. Забрамная. - Москва : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. - 112 с.
22. Лебединская, К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К. С. Лебединская // Дефектология. - 2006. - № 3. - С. 15-27.
23. Лезина, Л. Н. Особенности пространственной ориентировки умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста / Л. Н. Лезина // Дефектология. - 1989. - № 6. - С. 65-73.
24. Лесгафт, П. Ф. Воспитание ребенка / П. Ф. Лесгафт. - Москва : Книговек, 2012. - 416 с.
25. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. М. Леушина. - Москва : Просвещение, 1974. - 368 с.
26. Михайлова, 3. Методы формирования элементарных
математичес-ких представлений / 3. Михайлова, Р. Непомнящая //
Дошкольное воспитание. - 1988. - № 2. - С. 26-30.
27. Мусейибова, Т. А. Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. А. Мусейибова ; Ленинград. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. - Ленинград, 1964. - 19 с.
28. Мыслюк, В. В. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью : учеб.-метод. пособие для педагогов / В. В. Мыслюк. - Минск : Нар. асвета, 2007. - 94 с.
29. Обучение детей с задержкой психического развития : пособие для учителей / В. И. Лубовский, Л. И. Перслени, П. Б. Шошин [и др.] ; под ред. Т. А. Власовой. - Москва : Просвещение, 1981. - 119 с.
30. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников : учеб. пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - Москва : Академия, 2002. - 160 с.
31. Петрова, Л. И. Индивидуальный подход в воспитании младшего школьника : учеб. пособие / Л. И. Петрова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 336 с.
32. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Кн. 1 / под ред. С. Г. Шевченко. - Москва : Школ. Пресса, 2005. - 96 с.
33. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Кн. 2 / под ред. С. Г. Шевченко. - Москва : Школ. Пресса, 2005. - 112 с.
34. Подласый, И. П. Педагогика : новый курс : учеб. для студентов вузов : в 2 т. / И. П. Подласый. - Москва : ВЛАДОС, 1996. - 2 т.
35. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития. - URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obrazova-tlnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-detej-s-umstvennoj-otstalostyu-intellektualnymi-narusheniyami/(дата обращения: 11.04.2020).
36. Примерная адаптированная основная общеобразовательная
программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. - URL :http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshheobrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-obucha-yushhixsya-s-umstvennoj-otstalostyu/ (дата
обращения: 11.04.2020).
37. Психолого-педагогическая диагностика развития детей
дошкольного возраста : метод. пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. - Москва : Полиграф сервис, 1998. - 226 с.
38. Семаго, Н. Я. Проблемные дети : основы диагност. и коррекц. работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - Москва : АРКТИ, 2001. - 203 с.
39. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте : учеб. пособие для вузов / А. В. Семенович. - Москва : Академия, 2002. - 232 с.
40. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга / И. М. Сеченов // Сеченов И. М. Физиология нервной системы : избр. тр. : в 4 вып. Вып. 1 / И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. Е. Введенский. - Москва : Медгиз, 1952. - С. 143-211.
41. Слепович, Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития / Е. С. Слепович. - Москва : Педагогика, 1990. - 95 с.
42. Степаненкова, Э. Я. К вопросу о формировании пространственных ориентировок у детей 5-6 лет в подвижных играх и упражнениях / Э. Я. Степаненкова // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников : хрестоматия : в 6 ч. Ч. 4-6 / сост. З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. - Санкт-Петербург : АРК, 1994. - С. 48-56.
43. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста : пособие для воспитателей дет. сада / Е. И. Тихеева, - Москва : Просвещение, 1981. - 159 с.
44. Ульенкова, У. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии : учеб. пособие для студентов вузов / У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. - Москва : Академия, 2005. - 176 с.
45. Фатихова, Л. Ф. Методическое обеспечение процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития / Л. Ф. Фатихова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 3. - С. 106-112.
46. Фатихова, Л. Ф. Обучение детей с интеллектуальными нарушениями ориентировке в пространстве / Л. Ф. Фатихова // Современное дошкольное образование. - 2009. - № 6. - С. 32-40.
47. Фатихова, Л. Ф. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития : учеб.- метод. пособие : в 2 кн. / Л. Ф. Фатихова. - Уфа : Мир печати, 2011. - 2 кн.
48. Физическое воспитание детей дошкольного возраста : (развитие некоторых основ. движений и двигат. качеств) / М. Ю. Кистяковская, Е. А. Тимофеева, Е. Н. Вавилова [и др.] ; под ред. М. Ю. Кистяковской. - Москва : Педагогика, 1978. - 160 с.
49. Чернова, В. И. Формирование элементарных математических представлений у детей с речевыми нарушениями : метод. пособие / В. И. Чернова, М. А. Тарасов, М. В. Надтока ; под общ. ред. В. И. Черновой. - Хабаровск : [б. и.], 2003. - 117 с.
50. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе : социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. - Санкт- Петербург : Речь, 2005. - 477 с.
51. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников : учеб. пособие / Е. И. Щербакова ; Моск. психол.-социал. ин¬т. - Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2005. - 392 с.
52. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. - Москва : Сентябрь, 1996. - 96 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ