Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ДЖАЗОВОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА В КЛАССЕ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА

Работа №95111

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ДЖАЗОВОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА В КЛАССЕ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА 7
1.1. Исторические аспекты становления джаза 7
1.2. Понятие импровизации в современной музыковедческой и музыкально­педагогической литературе. Сущность вокальной импровизации 16
1.3. Теоретические подходы к формированию навыков джазовой
импровизации у студентов музыкального колледжа в классе эстрадного вокала 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ДЖАЗОВОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА В КЛАССЕ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА 37
2.1. Организационные основы опытно-поисковой работы по формированию
навыков джазовой импровизации у студентов музыкального колледжа в классе эстрадного вокала. Результаты констатирующего этапа опытно­поисковой работы 37
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы по формированию
навыков джазовой импровизации у студентов музыкального колледжа в классе эстрадного вокала 48
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по формированию навыков
джазовой импровизации у студентов музыкального колледжа в классе
эстрадного вокала 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 65

Актуальность. Развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом, совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества являются приоритетными направлениями государственной политики в сфере культуры, составляют одну из главных проблем системы художественного образования. Значимая роль в их решении принадлежит учреждениям среднего профессионального образования, содержание подготовки специалистов в которых составляет творческая деятельность, выступающая предметом освоения и результатом учебной работы.
Совершенствование содержания образования осуществляется и в музыкальных колледжах, целью обучения в которых является формирование творческой индивидуальности специалистов, реализация их творческих способностей в сфере культуры и искусства.
Все вышесказанное относится и к обучению исполнителей в области музыкального искусства эстрады.
Современную вокальную эстрадную музыку невозможно представить без элементов импровизации - варьирования мелодии или полноценного соло в джазовом стандарте. Навык владения импровизацией является одним из важнейших для эстрадного вокалиста. Это умение дает возможность использовать все разнообразие индивидуальных возможностей исполнителя: штрихи, ритмические построения, фразировку, мелодизм и т.д. Согласно действующему Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 53.02.02. «Музыкальное искусство эстрады», артист, преподаватель, руководитель эстрадного коллектива должен уметь демонстрировать владение особенностями джазового исполнительства, средствами джазовой импровизации (профессиональная компетенция ПК-1.3.).
Однако проблема формирования у обучающихся навыков джазовой импровизации не нашла должного развития в отечественной вокальной педагогике. Особенности вокального эстрадного исполнительства активно изучаются современными исследователями, которые изучают творческие процессы воплощения художественного замысла, интерпретации музыкальных произведений. Но до сих пор проблемы, которые имеют непосредственную связь с искусством джаза, рассматриваются по большей части в искусствоведческих исследованиях отечественных и зарубежных ученых (А. Баташов, К. Берендт, Д. Коллиер, В. Конен, А. и О. Медведевы, Е. Овчинников, У. Сарджент и др.). Также существуют методические разработки, направленные на практическое обучение исполнителей- инструменталистов искусству исполнения джазовых произведений (Е. Барбан, И. Бриль, Ю. Воронцов, Е. Есаков, Ли Ивенс, Д. Крамер, Ю. Маркин, Д. Мехеган, О. Степурко, Р. Столяр, Г. Файн, Ю. Чугунов, М. Шмитц и др.). Проблема формирования у вокальных исполнителей в области музыкального искусства эстрады навыков джазовой импровизации изучена не достаточно.
Отсюда вытекает противоречие между современными требованиями к уровню сформированности навыков джазовой импровизации у студентов- вокалистов в области музыкального искусства эстрады, выдвигаемыми в действующих ФГОС СПО, и недостаточной теоретической и методической разработанностью данной проблемы в современной литературе в области вокальной педагогики.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, суть которой заключается в поиске, теоретическом обосновании и осмыслении эффективных путей формирования навыков джазовой импровизации у студентов музыкального колледжа в классе эстрадного вокала.
Выявленное противоречие и проблема позволили сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Формирование навыков джазовой импровизации у студентов музыкального колледжа в классе эстрадного вокала».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и опытно­поисковым путем проверить педагогические условия формирования навыков джазовой импровизации у студентов музыкального колледжа в классе эстрадного вокала.
Объект исследования: процесс формирования навыков джазовой импровизации у студентов музыкального колледжа в классе эстрадного вокала.
Предмет исследования: педагогические условия формирования навыков джазовой импровизации у студентов музыкального колледжа в классе эстрадного вокала.
Гипотеза исследования: формирование навыков джазовой
импровизации у студентов музыкального колледжа в классе эстрадного вокала будет успешным, если:
• в основе данного процесса будут лежать принципы постепенности и последовательности;
• применять метод наблюдения за музыкой, метод музыкально­стилевого анализа, ассоциативный метод;
• учитывать уровень музыкального развития студентов и уровень владения ими вокальными навыками;
• применять комплекс вокальных упражнений, способствующий формированию данных навыков.
Задачи исследования:
1. Раскрыть исторические аспекты становления джаза как одного из направлений музыкального искусства.
2. Выявить содержание и сущность понятий «импровизация» и
«вокальная импровизация» в современной музыковедческой и музыкально-педагогической литературе.
3. Определить педагогические условия, способствующие успешному формированию навыков джазовой импровизации у студентов музыкального колледжа в классе эстрадного вокала.
4. В ходе опытно-поисковой работы проверить эффективность
педагогических условий, способствующих формированию навыков джазовой импровизации у студентов музыкального училища в классе эстрадного вокала.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теоретические положения об истории становления джаза как одного из направлений музыкального искусства (S.W Finkelstein, Д. Коллиер, П.К. Корнев, Ф. Ньютон, Д. Саймон); теоретические положения отечественных и зарубежных ученых о сущности понятия «импровизация» (С. Н. Бирюков, Т. А. Диденко, А.С. Зайцева, Г.П. Каганович, Ю. Г. Кинус, А. А. Никитин, А. Петров, М. Сапонов, П. В. Свиридов, Н. Л. Сродных, О.М. Степурко, Е. Т. Феранд); идеи отечественных исследователей в области вокальной педагогики о необходимости применения специфических методов и приемов обучения вокалистов джазовой импровизации (А.С. Зайцева, С. Риггс, О.М. Степурко, Б. Столов).
В ходе исследования применялись следующие методы: теоретические (изучение и анализ литературы по данной проблеме исследования, обобщение); эмпирические (педагогическое наблюдение, беседа, качественный и количественный анализ результатов опытно-поисковой работы).
Внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе педагогической деятельности автора данного исследования в качестве педагога СОМУ им. П.И. Чайковского по классу эстрадного вокала.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационной работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ проблемы исследования и результаты опытно­поисковой работы позволили сделать следующие выводы.
Анализ научной литературы позволил нам раскрыть такие понятия, как «импровизация», «импровизация эстрадного вокалиста», «скэт».
Импровизация представляет собой одновременное исполнение музыки без предварительной подготовки, спонтанное музыкальное высказывание, непосредственную, сиюминутную реализацию музыкальной мысли. Также мы дали определение импровизации эстрадного вокалиста. Она представляет собой творческий процесс создания музыкально-художественного образа в момент непосредственного вокально-слогового интонирования музыкального и литературного текста (скэт-пение), сущностью которого является познание, воспроизведение и распространение объективно и субъективно нового использования общепринятых слоговых сочетаний и привнесения оригинальных в скэт-вокал, джазовой фразировки, свинга, акцентирования и новой артикуляции, специфика которого заключается в особых способах звукоизвлечения, использования широкого спектра тембровых красок и звукоподражательных элементов в рамках структурной схемы пьесы.
Опытно-поисковая работа показала, что формирование навыков джазовой импровизации у студентов музыкального колледжа в классе эстрадного вокала невозможно без создания соответствующих условий, в данном случае педагогических, включающих в себя общение учитель- ученик, различные методы и упражнения, влияющие на качество формирования навыков джазовой импровизации.
Опираясь на теоретические исследования и учитывая результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы, на формирующем этапе опытно-поисковой работы использовались следующие методы: метод наглядности, метод анализа музыкальных произведений, ассоциативный метод, метод импровизации, метод сравнения, игровой метод, упражнения по
овладению техникой вокальной импровизации, направленные на развитие музыкального мышления во всех направлениях: мелодическом,
гармоническом, ритмическом, ладовом, а также развитию навыков восприятия ритмики, характерной для джазовых импровизаций, излагают законы джазовой импровизации.
Включение учащихся в творческую деятельность, использование различных методов в работе со студентами способствовало проявлению положительной динамики в формировании навыков джазовой импровизации у студентов музыкального колледжа в классе эстрадного вокала.
Высокие показатели связаны с успешной организацией занятий, применением различных методов, направленных на формирование навыков джазовой импровизации у студентов музыкального колледжа в классе эстрадного вокала.
Данная работа создает предпосылки для дальнейшего изучения проблемы формирования навыков джазовой импровизации у учащихся других возрастных групп и образовательных учреждений.


1. Finkelstein S.W. Jazz: A People’s Music / Sydney Walter Finkelstein. - New-York : Citadel Press, 1948. - 180 p.
2. Коллиер Дж. Становление джаза. Популярный исторический очерк - М.: Радуга, 1984. - 389 с.
3. Зайцева А.С. Дидактические особенности обучения джазовой импровизации вокалистов музыкального искусства эстрады в вузах культуры и искусств : дис ... канд. пед. наук : М. 2012. 197 с.
4. Саймон Д. Большие оркестры эпохи свинга/ Джордж Саймон.-СПб.: Скифия, 2008. 616 с.
5. Ferand E. T. Die Improvisation. - 2. Aug. Koln, 1961. 370 p.
6. Риггс С. Как стать звездой. Нью Йорк : Guitar College, 2000. 185 с.
7. А. Рубинштейн ст. «Русская музыка», 1861 г.
8. Ньютон Ф. Джазовая сцена / Френсис Ньютон. Новосибирск : Сибирское Университет, изд-во, 2007. - 224 с.
9. Артановский С. Н. Понятие культуры : лекция / С. Н. Артановский ; СПбГУКИ. СПб. :СП6ГУКИ, 2000. - 35 с.
10. Сродных Н. Л. Джазовая импровизация в структуре
профессиональной подготовки учителя музыки : дис. ... канд. пед. наук Екатеринбург, 2000. 134 c.
11. B. И. Быков // Научно-методические проблемы подготовки специалистов в области культуры и искусств / СПбГУКИ. СПб., 2000. - С. 206-214.
12. Сапонов М. Искусство импровизации. М. : 1982. 77 с.
13. Коллиер Д. JI. Луи Армстронг. Американский гений : пер. с англ. / Д. Л. Коллиер. -М. : Прессверк, 2001. 510,1. е., 8. л. ил.
14. Каганович Г. П. Импровизация и обучение игре на ф-но: метод. рек­и. Сост. Сб. 1-2. Минск. : 1977. 86 с.].
15. Кинус Ю. Г. Импровизация и композиция в джазе. Ростов н/Д : Феникс, 2008. 188 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ