ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ИЗУЧЕНИЯ
МЕДИАЦИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 13
1.1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ В
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 13
1.2 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ В РОССИИ 23
2. ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ШКОЛЬНОЙ
МЕДИАЦИИ 34
2.1 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОГРАММ
ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНЫХ МЕДИАТОРОВ 34
2.2 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
ШКОЛЬНЫХ МЕДИАТОРОВ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
«Состояние российской системы общего образования в последние два десятилетия характеризуется как динамичное. Масштабность и разнонаправленность происходящих изменений оказывают непосредственное влияние на образовательные учреждения. Это зарождает потребность модернизации управления школой, что, в свою очередь, актуализирует значение современного научного обоснования этого процесса. В настоящее время обучение является общественной ценностью, оказывая влияние не только на уровень знаний населения, но и на формирование у подростков таких качеств, как культура, общее психологическое развитие, нравственность, принятие сформированных ценностей и толерантность.
Современная школа является объектом, взаимодействующим с окружающей внешней средой, и одновременно имеет свою внутреннюю среду, которая состоит из субъектов, взаимодействующих между собой. Поэтому школа, как система, в которой находится большое количество взаимодействующих между собой субъектов, является пространством для появления различных конфликтов, влияющих на процесс взросления учеников. В современных образовательных учреждениях обучаются дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания, что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники вынуждены находиться значительную часть своего времени. В то же время, во многих школах приняты правила и способы реагирования учителей на конфликты, которые не дают результатов в освоении навыков цивилизованного общения, понимания, обустройства отношений, культурных форм приобретения авторитета, необходимых подросткам для будущей жизни»1 2.
Актуальность. «Образовательный процесс предполагает групповое взаимодействие людей, объединенных в одном пространстве и участвующих в различных видах совместной деятельности. В ходе этого взаимодействия между участниками образовательных отношений, к которым относятся ученики, их родители (законные представители), работники образовательных организаций всех уровней, возникает большое количество конфликтных ситуаций. При этом участники «сложных» и негативно-насыщенных проблемных ситуаций, скорее всего, будут продолжать встречаться в границах учебного пространства независимо от их желания. Ведь, всем известно насколько сложно менять учебное заведение, даже если в нем сложились напряженные отношения. Поэтому актуальным для всех участников образовательной деятельности становится не только «выход» из конкретной ситуации, но и нормализация, гармонизация, восстановление социальных отношений, нарушенных в результате произошедших событий» 2.
Научно-техническая революция и демократизация общества приводит к расширению базы школьных споров. В образовательных организациях в основном активно используются традиционные методы урегулирования конфликтов, они в свою очередь не полностью учитывают специфику современных споров в школе. При работе с такими конфликтами стоит применять современные методы психолого-педагогического воздействия, одним из которых является медиация.
Как технология урегулирования конфликтов в школе, медиация стала применяться относительно недавно (80-90-е г. ХХ столетия). Зарубежные исследователи утверждают, что впервые она появилась в Америке и постепенно стала распространяться по всему миру3. В начале XXI в. во многих странах мира медиатор является официально признанной профессией.
В последние десятилетия в школах все чаще стали возникать конфликтные ситуации, которые становятся все более опасными. Выход из создавшегося положения видится в привлечении в образовательный процесс школы процедур медиации, способствующих предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций4.
В настоящее время термин «медиация» становится популярнее. В современном понимании медиация это разновидность примирительной процедуры. Она представляет собой наиболее мягкую форму разрешения споров. Медиация, основными принципами которой являются проявление уважения друг к другу, принятие друг друга, умение слушать и слышать, обязательное соблюдение конфиденциальности это возможность для всех участников конфликта выйти из него победителем при отсутствии побежденных5.
Понятие «медиация» происходит от латинского mediare посредничать, занимать середину между двумя точками зрения либо сторонами, предлагать средний путь, держаться нейтрально, беспристрастно6. Отсюда медиация это «осуществление примирительной процедуры с помощью нейтрального, беспристрастного третьего лица медиатора, или посредника. Это лицо, которое избирается участниками конфликта и которому они доверяют урегулирование своего спора. Посредник медиатор не выносит своего решения, он лишь помогает создать условия, приемлемые для переговорного процесса. Он, руководствуясь своим опытом, знаниями, определенными техниками ведения переговоров, умением разрешать конфликты, помогает оппонентам выработать такую позицию, которая максимально соответствовала бы интересам спорящих сторон»7. Таким образом, разрешение спора полностью зависит от воли самих спорящих.
Примирительные методы урегулирования споров применялась со времен существования первобытного общества. Так, Р. Михаловски доказывает, что существовавшие 30 тыс. лет назад клановые сообщества, независимо от того, оседлый или бродячий образ жизни они вели, предпочитали скорее мирные способы разрешения споров, а поскольку были небольшими и опирались на экономическую кооперацию, тяготели к уравнительности8. Необходимостью привлечения третьей нейтральной стороны для разрешения конфликтов являлось, прежде всего, желание выжить. Первыми, кто стал применять примирительные технологии, были жрецы и вожди, которые таким образом останавливали убийства и насилие, угрожающие самому племени. В книге Ксенофонта «Киропедия» описано посредничество персидского царя Кира между армянами и халдеями, которые постоянно воевали. Одержав победу над ними, Кир, узнав, что одним не хватает рабочих рук и пастбищ для скота, а другим полей для выращивания пшеницы, заключает взаимовыгодный для обеих сторон мир9.
И таких примеров в истории огромное количество. Историки находят корни современного посредничества в финикийской цивилизации, основанной на морской торговле, в древнем Вавилоне, Китае и Японии. В этих странах даже сегодня моральные нормы ставят примирение сторон на основе диалога далеко за пределы решения проблемы государственным судом. Посредники были также известны в древней Греции, где конфликты между городами регулировались третьими сторонами - другими городами. Меньшие греческие города также предлагали посреднические услуги в конфликтах между крупными городами Афинами и Спартой10.
В Средние века на Руси с помощью посредников предпринимались попытки закончить миром княжеские междоусобицы. В этих случаях посредниками часто выступали представители духовенства (довольно распространенной такая практика была среди первых христиан). Называлось это по-разному: «посредничество», «ходатайство», «предложение добрых услуг»11...
Все мы живем в обществе, общаемся, взаимодействуем, и при этом не редко возникают конфликты и разногласия. Способов решения конфликтных ситуаций существует достаточно много. Мы встречаем их и в практике психологов, и в практике педагогов, и в практике юристов. Каждый специалист, занимаясь своей профессиональной деятельностью, применяет свои способы решения конфликтных и спорных ситуаций. В нашей работе мы предлагаем еще один способ решения конфликтных ситуаций - медиацию. Можно сказать, что этот способ решения конфликтов может быть универсальным и применимым во всех областях жизнедеятельности человека. В педагогической деятельности мы можем применять медиацию, решая достаточно большой круг вопросов, это улучшение взаимоотношения между всеми субъектами образования, семейные отношения, вопросы профилактики насилия и преступности среди несовершеннолетних, развитие коммуникативных умений, приобщение детей к конструктивным формам взаимодействия, ненасильственное решение конфликтов.
Школьная жизнь - это сложный процесс, который включает в себя не только учебные ситуации, но и разные уровни взаимодействия большого количества людей, что, несомненно, приводит к возникновению различных конфликтных ситуаций. Признавая конфликт нормой общественной жизни, специалисты говорят о необходимости создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. В этой связи возникает необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог, способности граждан конструктивно взаимодействовать.
Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место. Развитие школьных служб медиации является важнейшей инновацией, востребованной сегодняшней жизнью и ставшей одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования.
На сегодняшний момент недостаточно нормативно -правового и методического обеспечения и рекомендаций для оптимизированной работы школьной медиации.
Главная цель школьной медиации - превратить школу в безопасное, комфортное пространство и для учеников, и для учителей. В работе службы медиации (примирения) большую роль играют медиаторы, которые представлены педагогом (медиатор-координатор) и учеником (медиатор- сверстник). Педагог (медиатор-координатор) - преподаватель, лицо, получившее соответствующую подготовку в соответствии с рекомендованными стандартами, которое координирует текущее функционирование медиации (примирения) сверстников. Медиатор - сверстник, ученик средней школы, который прошел соответствующую подготовку по медиации, имеет необходимую квалификацию и может облегчить процесс урегулирования споров между учениками, применяя медиацию.
В настоящее время объектом педагогического воздействия в основном, являются школьники, а учителя и родителя остаются вне поля зрения. Работа с конфликтами в школе требует специальной подготовки учителей, организации рефлексии их деятельности, педагогических консилиумов по обсуждению коммуникативной этики учителя, умению слушать и слышать учеников, применению современных воспитательных подходов к ученикам и изучению их менталитета. Умение грамотно и конструктивно разрешать конфликтные ситуации может и должно стать одним из ведущих навыков у современных педагогов, работающих в современной школе.
Потребность в специалистах по урегулированию конфликтов в системе образования стала новой реальностью последних лет. Причинами послужили такие изменения в обществе, как усиление социального расслоения, ослабление роли семьи в социализации личности, низкий уровень развития коллективных форм деятельности детей и подростков, усиление миграционных процессов и другие общественные явления, провоцирующие рост конфликтов в образовательных организациях.
Службы школьной медиация призваны стать эффективным инструментом для предупреждения и разрешения конфликтов между всеми участниками образовательного процесса. Они также будут способствовать созданию безопасного школьного пространства, основанного на взаимном уважении и сотрудничестве. Важность трансляция модели медиативной работы из школьной среды в другие государственные, общественные, производственные и бизнес структуры не вызывает сомнений. Подготовить специалистов, способных на высоком профессиональном уровне решать эту чрезвычайно важную для современного общества задачу и призвана данная программа.
Медиация как процесс, имеющий своей целью максимально выгодно разрешить конфликт при содействии нейтрального посредника, решает сразу несколько важных социальных задач, в том числе касающихся воспитания нового успешного поколения граждан нашей страны.
Медиация как современная коммуникативная технология взаимодействия педагога с учащимися и родителями открывает новые подходы и пути преодоления сложных и конфликтных ситуаций. Здесь учитель становится тем самым посредником (медиатором), который грамотно регулируя процесс конфликта, мягко подводит стороны к его решению.
В первой главе, которая называется «История возникновения, развития и изучения медиации в общеобразовательных организациях» мы рассмотрели понятие школьной медиации и историю применения школьной медиации в общеобразовательных организациях Российской Федерации и Соединенных штатах Америки. Изучили историю становления школьной медиации отдельно в России и в Соединенных Штатах.
Во второй главе «Зарубежный и отечественный опыт школьной медиации» мы провели сравнительный анализ существующих программ подготовки школьных медиаторов. Выделили недостатки и преимущества разных подходов разрешения конфликтов в школах Соединенных Штатов Америки и в Российской Федерации. На основе произведенного анализа нами выделены основные преимущества программ, а также выделены недостатки.
В центре «Диалог» по программе Коновалова А.Ю. по теме «Восстановительная медиация» много часов уделяется самостоятельной работе; режим занятий на курсах тренинга составляет 12 академических часов в день, что утомительно для слушателей программы.
В Соединенных Штатах Америки программа обучения школьных медиаторов проводится через онлайн обучение. У такой организации обучения есть один большой минус - все подобные сайты платные. Соответственно, не всем доступна услуга в разрешении школьных конфликтов с помощью таких онлайн платформ.
Разработана программа, которая частично реализована в лицее № 159, в которой учтены все недостатки:
1. Строго контролируется количество часов по обучению педагогов, и особое внимание уделяется теме «Восстановительная медиация» и Peer Mediation, этой теме отведен целый модуль, состоящий из 2 дней занятий.
2. По опыту анализа программы в Соединенных Штатах Америки составлена программа так, чтобы была возможность самому решать, когда удобно пройти курс обучения, сделан акцент на удобстве, гибкости и простоте использования программы. Особенностью программы будет возможность обучения заочно, и отдельно по модульной системе.
Также нами разработан тренинг подготовки школьных медиаторов, который входит в 3 модуль программы. Этот тренинг был апробирован в лицее № 159 на малом педагогическом совете. Результатом апробирования тренинга стало решение о внедрении школьных служб медиации в лицее.
Таким образом, программа подготовки школьных медиаторов поможет развитию служб школьной медиации, на сегодняшний день такие программы востребованы в жизни общества и их создание является одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования.
Желательно, чтобы в каждом учебном заведении была группа медиаторов. Их задача - интегрировать метод школьного посредничества в учебное пространство и обучать своих коллег. В свою очередь, эти же учителя уже смогут обучать методике школьного посредничества детей, родителей и молодежь, воспитателей и родителей в школах.
Однако следует учитывать, что возникающие конфликты не будут ждать возникновения такой «цепочки». Они требуют немедленного решения.
Для этого необходимо подготовить специальный персонал на месте, который не только сможет обучить взрослых, детей и молодежь основам медиации, но и сможет в любое время выступить медиатором и разрешить настоящий конфликт. Однако сегодня службы школьного посредничества, как институт гражданского общества и как дополнительный инструмент защиты прав детей, нуждаются в помощи и поддержке со стороны государства. Чем раньше представители всех уровней власти (местного, регионального и федерального) поймут это, тем скорее эта идея начнет приносить ожидаемую практическую помощь молодому поколению и государству.
1. АНО «Уральский центр медиации». URL: http://www.uralmediator.ru/
2. Восстановительное правосудие и школы. URL: http://za-
nrav.narod.ru/index/0-10;
3. ГБОУ СО «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ладо». URL: http://centerlado .ru
4. Директива Европейского парламента и Совета по альтернативному разрешению потребительских споров. URL: http://www.consultant.ru
5. Ксенофонт. Киропедия. Книга III. URL:
http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1348001000
6. МГИМО. URL: https://mgimo.ru/
7. МГУ. URL: https://www.msu.ru/
8. Медиатор. Персональный сайт. URL:
http://mosmediator.narod.ru/index/0-699
9. Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа». URL: http://sprc.ru
10. Мета. Г. Что такое медиация? URL:: http://www.pt-center.ru/public.php#3
11. Ресурсы по посредничеству со стороны сверстников в интернете - учебный план. URL: http://www.peermediationonline.org/resources-peer- mediation-online-curriculum.html
12. СПБУ. URL: https://spbu.ru/
13. Типовой закон Uncitral «Oninternationalcommercialconciliation» URL: http://www.consultant.ru
14. Ученическое посредничество в школьных конфликтах. URL:
https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200001808
15. Центр медиации и права. URL: www.mediacia.com...