Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование предикативного словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Работа №95107

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы157
Год сдачи2021
Стоимость4835 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
241
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО¬ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОНТОГЕНЕЗЕ И С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
1.1. Предикативная лексика и ее роль в речевом развитии детей 8
1.2. Онтогенез словаря у детей в норме 11
1.3. Психолого-педагогическая характеристика и особенности
предикативного словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 28
2.1. Характеристика базы исследования и контингента детей,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 28
2.2. Организация, принципы и методики констатирующего
исследования, направленные на выявление сформированности предикативного словаря у младших школьников 37
2.3. Анализ результатов логопедического обследования детей младшего
школьного возраста 41
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 56
3.1. Теоретические обоснованные, принципы и обзор методик формирования предикативного словаря у младших школьников с
общим недоразвитием речи III уровня 56
3.2. Содержание логопедической работы по формированию
предикативного словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 65
3.3. Контрольный эксперимент и анализ результативности
логопедической работы по формированию предикативного словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 126
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 146

Актуальность исследования. Одной из важнейших задач современной логопедии является разработка эффективных методов преодоления общего недоразвития речи (далее - ОНР). Данная речевая патология представляет собой сложный симптомокомплекс, включающий в себя нарушения как фонетико-фонематического, так и лексико-грамматического строя речи (Т. Д. Барменкова, В. К. Воробьёва, В. П. Глухов, И. С. Кривовяз, Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева и др.).
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время увеличивается количество детей, у которых затруднено порождение высказываний, понимание текста, последовательное изложение содержания монолога, выражение своих мыслей через текстовое сообщение, что является следствием задержки лексической системы языка, так как появляются новые формы опосредованного общения (компьютер, телефон и т. д.). Раскрытие представлений ребенка об окружающем мире появляется при взаимодействии с реальными объектами и явлениями в процессе неречевой и речевой деятельности. И, конечно же, посредством общения со взрослыми, которое является важнейшим условием психического развития ребенка.
Отечественные и зарубежные ученые отводят предикату главную роль в организации синтаксических единиц, составляющих основу речевой коммуникации (Ю. Д. Апресян, Л. М. Васильев, В. В. Виноградов, Г. А. Золотова, Ю. А. Левицкий, А. А. Потебня, А. А. Шахматов). Ядром предикативной лексики являются глаголы, организующие в определённую систему другие части речи, а также имена прилагательные. В синтаксисе предикат является сказуемым. Глагол-сказуемое представляет собой структурный член предложения, который образует смысловую связь с подлежащим.
Психолингвистические изучения говорят о том, что центральной категорией становления синтаксиса детской речи считается психологическая предикативность как соотнесение содержания выражения с действительностью (Л. C. Выготский, A. A. Леонтьев, A. M. Шахнарович и др.). Исследование речевой продукции дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) говорит о значимых трудностях в использовании лексических единиц, что выражается в стандартных ответах, неадекватных семантических подменах, стойком аграмматизме. Специфичность нарушений лексики ориентируется структурой речевого недостатка, возрастом социально-культурными причинами и др.
В логопедической литературе многократно подымался вопрос об особенностях организации лексико-грамматического строя речи детей с алалией, дизартрией и ринолалией (P. E. Левина, Л. В. Лопатина, Г. В. Чиркина и др.). Рассматривая структуру речевой работы детей с алалией, Т. Д. Барменкова, В. К. Воробьёва, В. П. Глухов, В. А. Ковшиков, Л. Ф. Спирова и др. отмечают отрицательное воздействие несформированности языковых символов и ограниченности языковых средств на предикативные процессы. Беднота словарного запаса у дошкольников с дизартрическими расстройствами разъясняется проблемами реализации операций номинации и предикации, несовершенством парадигматических и синтагматических отношений (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова и др.).
По признанию множества ученых (Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская и др.), основным направлением коррекционной работы с детьми с ОНР считается развитие лексико-грамматической стороны речи и в частности - развитие предикативного словаря. Стоит обозначить, что в логопедии разработана и обширно используется методическая система приёмов коррекционной работы с детьми, имеющими ОНР (III уровень). Совместно с тем, своеобразные приёмы, нацеленные на составление предикативной лексики у младших школьников с больше невысоким уровнем речевого становления, представлены в научно-методических источниках недостаточно. Так, общее недоразвитие речи третьего уровня охарактеризовано P. E. Левиной как «начатки общеупотребительной речи», в данном случае логопедическая работа должна быть ориентирована на овладение семантически цельным выражением, устройство которого впрямую связана с формированием предикативных структур. Способ формирования предикативной лексики ориентирована дифференцированно для детей с ОНР (III уровень), в согласовании с программными притязаниями, предъявляемыми к коррекционной работе в специальных образовательных учреждениях, что является актуальной проблемой для теории и практики логопедии.
Объект исследования - предикативный словарь у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - процесс формирования предикативного словаря у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, в процессе реализации проект программы коррекционно-развивающего курса по формированию предикативного словаря.
Цель исследования - изучение предикативного словаря у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, логопедическая работа по формированию предикативного словаря и анализ ее эффективности.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1) провести анализ психолого-педагогической литературы и особенности предикативного словаря у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
2) проанализировать результаты констатирующего этапа экспериментального исследования по выявлению особенностей уровня сформированности предикативного словаря у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
3) логопедическая работа по формированию предикативного словаря у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: предполагаем, что активное включение в коррекционный процесс методов и приемов формирования предикативного словаря повысит эффективность коррекции общего недоразвития речи III уровня у детей младшего школьного возраста.
В процессе работы предполагается поэтапно применить следующие методы исследования:
1. Теоретические: теоретический анализ научной и научно-методической литературы по общей и специальной педагогике, медицине, нейропсихологии, психолингвистике, языкознанию и логопедии.
2. Эмпирические: изучение документации, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный анализ научно-методической литературы позволил определить такие понятия, как «работа по развитию словаря», «предикативный словарь», «обучающиеся с общим недоразвитием речи», «активизация словаря», «особенности предикативного словаря у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня».
Также было выявлено, что одним из главных направлений в работе с детьми с общим недоразвитием речи является целенаправленная логопедическая работа по развитию предикативного словаря. Эта работа длительная по времени и очень трудоемкая, поскольку требует множество практических заданий, выполнение которых обеспечивается также заинтересованностью самих обучающихся в обучении и коррекционном процессе.
При работе с обучающимися с ОНР основная задача в работе со словарем - это его активизация, обогащение и уточнение, работа с различными частями речи, а также формирование навыка их правильного применения в самостоятельной речи. Работа по обогащению словаря должна быть комплексной, она включает в себя развитие не только лексического стороны языка, но и грамматического, формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
Формирование лексикона у обучающихся младшего школьного возраста - довольно сложный и длительный процесс, который начинается в детстве и продолжается до школьного возраста. Предиктивный словарь - один из самых важных во всем словарном запасе. Он составляет основу и обеспечивает общение и правильное выражение внутренней речи.
У детей с общим недоразвитием речи, помимо нарушений высших психических функций, возникают трудности в формировании выразительной стороны речи. Особенно это касается предикативного словаря, поскольку именно предикативный словарь страдает в первую очередь в этой категории обучающихся. Поэтому в коррекционной работе необходимо уделять особое внимание формированию и развитию предиктивного словарного запаса обучающихся с общим недоразвитием речи.
Также теоретически обоснована необходимость в использовании специально подобранных и разработанных дидактических игр, а также игровых приемов для формирования словаря глаголов и прилагательных у младших школьников с ОНР. На основе анализа научно-методической литературы проведено детальное изучение предикативной лексики у данной группы обучающихся.
Организованный нами эксперимент длился 4 недели (1 месяц). Базой исследования проведения экспериментальной работы стало Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Речевой центр». В эксперименте участвовали дети примерно одного возраста, каждому обучающемуся было от 6 до 7 лет. Всего нами было отобрано 20 обучающихся. Из числа участников эксперимента у 9 детей было указано с ОНР II уровня, у большинства участников исследования, у 11 обучающихся указано ОНР III уровня.
По результатам логопедического обследования было выявлено следующее: проведенное логопедическое обследование свидетельствует о том, что у всех обучающихся отобранной группы с общим недоразвитием речи имеются нарушения в формировании предикативного словаря (словаря глаголов и прилагательных). Не было выявлено ни одного обучающегося, который продемонстрировал бы высокий уровень сформированности предикативного словаря. Во время проведенного исследования не было выявлено ни одного обучающегося, который бы продемонстрировал бы высокий уровень сформированности глагольного словаря или словаря прилагательных. Полученные данные свидетельствовали о том, что у всех обучающихся либо низкий, либо средний уровень сформированности предикативной лексики.
Это говорит об острой необходимости проведения дополнительной логопедической работы, направленной на обогащение активного и пассивного предикативного словаря.
Обучающий эксперимент длился 6 месяцев на той же базе исследования, что и на этапе констатирующего эксперимента. Предполагал проведение одного фронтального занятия с обучающимися в неделю.
Для проведения формирующего эксперимента были подобраны, модифицированы приемы для работы по обогащению, уточнению и активизации предикативного словаря у обучающихся, страдающих общим недоразвитием речи. С этой целью были использованы игры и игровые приемы для работы над обогащением, уточнением и активизации словаря глаголами. Логопедическая работа включала в себя три основных этапа (подготовительный, основной и заключительный), каждый из которого преследовал единую цель - уточнение, обогащение и активизацию предикативного словаря обучающихся с последовательным усложнением не только лексического материала, но грамматических форм глаголов и прилагательных.
После чего экспериментально проверена эффективность применения специально подобранных и разработанных дидактических игр, и игровых приемов в работе с обучающимися младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, и осуществлен качественный сравнительный анализ результатов экспериментального исследования. Из проведенных экспериментов были получены данные по развитию каждого из исследуемых параметров и определен уровень их развития (высокий, средний, низкий). Затем произведен общий количественный подсчет по каждому уровню развития.
Подсчет этих данных позволил определить, на каком уровне развития находилась дети до формирующего эксперимента и после него.
Следовательно обучающиеся экспериментальной группы имели средний уровень развития глагольного словаря до формирующего эксперимента, после формирующего эксперимента они перешли на высокий уровень развития глагольного словаря.
Таким образом, цель нашего исследования была достигнута, а задачи выполнены на практике. Разработанная методика может использоваться в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.



1. Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З. Е. Агранович. - Санкт- Петербург : Детство-Пресс, 2007. - 128 с.
2. Аркин, Е. А. Дошкольный возраст / Е. А. Аркин. - Москва : Сфера, 2008. - 335 с.
3. Артеменко, О. Н. Формирование диалогической речи у детей с ОНР / О. Н. Артеменко, Н. И. Семернина // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 8. - С. 42-43. - URL.: https://expeducation.rU/pdf/2011/8/2011_08_38.pdf(дата обращения: 09.06.2019).
4. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2006. - 320 с.
5. Балакина, А. С. Много дел : технология обучения составлению рассказа детей 5-6 лет с ОНР / А. С. Балакина // Логопед. - 2018. - № 4. - С. 36-39.
6. Бессонова, Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей / Т. П. Бессонова, О. Е. Грибова. Москва : АРКТИ, 1997. - 64 с.
7. Борякова, Н. Ю. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития ; (на примере глагол. лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространен. предложений) / Н. Ю. Борякова, Т. А. Матросова. - Москва : В. Секачев, 2010. - 200 с.
8. Бутон, Ш. Развитие речи / Ш. Бутон ; пер. с фр. Е. Протасова // Психолингвистика : сб. ст. зарубеж. психолингвистов, посвящ. проблемам анализа речевой деятельности / сост. А. М. Шахнаровича. - Москва : Прогресс, 1984. - С. З07-324.
9. Вахтеров, В. П. Избранные педагогические сочинения /
В. П. Вахтеров. - Москва : Педагогика, 1987. - 400 с
10. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с ОНР III уровня / О. М. Вершинина // Логопед. - 2004. - № 1. - С. 34-40.
11. Волкова, Г. А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи : метод. пособие / Г. А. Волкова, М. А. Илюк. - Санкт- Петербург : Детство-Пресс, 2006. - 70 с.
12. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи : вопр. дифференциал. диагностики : учеб.-метод. пособие / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2008. - 144 с.
13. Волковская, Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова ; под науч. ред. И. Ю. Левченко. - Москва : Нац. книж. центр, 2008. - 96 с.
14. Волосовец, Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : учеб.-метод. пособие / Т. В. Волосовец. - Москва: Ин-т общегуманитар. исслед., 2007. - 256 с.
15. Выготский, Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. Т. 4 / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1984. - С. 243-385.
16. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. Т. 2 / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1983. - С. 5-360.
17. Выготский, Л. С. Развитие устной речи / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. Т. 3 / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1983. - С. 164-176.
18. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2007. - 471 с,
19. Громова, О. Е. Формирование начального детского лексикона в условиях направленного коррекционно-развивающего обучения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / О. Е. Громова ; Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. - Москва, 2003. - 234 с.
20. Деревянко, Н. П. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. П. Деревянко, Е. А. Лапп // Практическая психология и логопедия. - 2006. - № 4. - С. 22-25.
21. Дзюба, О. В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Дзюба // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования : межвузов. сб. науч. тр. Вып. 23 / Калининград. гос. ун-т ; под ред. Е. А. Левановой. - Калининград : [б. и.], 2009. - С. 56-60.
22. Дубова, Н. В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР / Н. В. Дубова // Логопед в детском саду. - 2006. - № 3. - С. 36-38.
23. Елисеева, М. Б. Лексикон ребенка раннего возраста / М. Б Елисеева // Речь ребенка: ранние этапы / под ред. С. Н. Цейтлина. - Санкт-Петербург : Балтика, 2000. - С. 15-31.
24. Елисеева, М. Б. О лексическом развитии ребенка раннего возраста / М. Б. Елисеева // Логопед в детском саду. - 2006. - № 1. - С. 4-14.
25. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - Москва : АПН РСФСР, 1958. - 370 с.
26. Жукова, Н. С. Логопедия : преодоление общ. недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург : ЛИТУР, 2006. - 320 с.
27. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей : кн. для логопедов : учеб.-метод. пособие / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург : ЛИТУР, 2011. - 316 с.
28. Залевская, А. А. Вопросы организации лексикона человека в лингвистических исследованиях : учеб. пособие / А. А. Залевская ; Калинин. гос. ун-т. - Калинин : [б. и.], 1978. - 206 с.
29. Захарова, А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / А. В. Захарова ; Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск, 1975. - 23 с.
30. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова - Москва : Издательство ВЛАДОС, 2018. - 279 с.
31. Калягин, В. А. Логопсихология : учеб. пособие для студентов вузов / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. - Москва : Академия, 2008. - 318 с.
32. Козловская, Г. Ю. Онтогенез и дизонтогенез речевого развития : учеб.-метод. комплекс / Л. В. Ковригина ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2011. - 169 с.
33. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга у ребенка / М. М. Кольцова. - Москва : Педагогика, 1973. - 142 с.
34. Кондратенко, И. Ю. Проблема усвоения системы лексических значений у дошкольников с общим недоразвитием речи, отражающих их эмоциональные состояния и оценки / И. Ю. Кондратенко // Дефектология. - 2007. - № 6. - С. 41-48.
35. Кондратенко, И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи : монография / И. Ю. Кондратенко. - Санкт-Петербург : КАРО, 2006. - 240 с.
36. Коноваленко, В. В. Синонимы: лексико-семантич. тренинги для детей 6-9 лет / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - Москва : ГНОМ и Д, 2007. - 120 с.
37. Коновалова, С. Н. Особенности формирования словаря синонимов у дошкольников с общим недоразвитием речи различного генеза / С. Н. Коновалова // Логопед в детском саду. - 2010. - № 6/7. - С. 5-7.
38. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии : учеб.пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / под ред. Б. П. Пузанова. - Москва : Академия, 2007. - 269 с.
39. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи : учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. - Москва : Сфера, 2006. - 128 с.
40. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи : межвуз. сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина ; отв. ред. Л. И. Белякова. - Москва : МГПИ,1987. - 170 с.
41. Краузе, Е. Н. Практическая логопедия : конспект занятий по развитию речи у детей дошкол. возраста / Е. Н. Краузе. - Санкт-Петербург : КОРОНА принт ; Москва : Бином, 2008. - 80 с.
42. Кузьменкова, Н. Ю. Своеобразие коммуникативных умений
дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. Ю. Кузьменкова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - № 2. - URL:
http ://cyberleninka.ru/ article/n/svoeobrazie-kommunikativnyh-umeniy- doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 19.07.2016).
43. Лалаева, Р. И. К вопросу о ранней диагностике нарушений речевого развития у детей / Р. И. Лалаева. Н. В. Серебрякова // Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 13-15 окт. 2003 г., Санкт-Петербург. Ч. 1 / Рос. гос. пед. ун-т им.А. И. Герцена ; отв. ред. В. З. Кантор. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2003. - С. 148-153.
44. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников: (формирование лексики и грамматического строя / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Москва : СОЮЗ, 1999. - 160 с.
45. Лалаева, Р. И. Нарушения речи и система их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.03 / Р. И. Лалаева ; АПН СССР. НИИ дефектологии. - Москва, 1989. - 421 с.
46. Лапковская, В. П. Речевые развлечения в детском саду : сб. сценариев для работы с детьми 5-7 лет с ОНР / В. П. Лапковская, Н. П. Володькова. - Москва : Мозаика- Синтез, 2008. - 56 с.
47. Лебедева, Л. В. Обучение пересказу детей с общим недоразвитием речи / Л. В. Лебедева // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 1. - С. 26-28.
48. Левина, Р. Е. Общее недоразвитие речи / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина // Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. - Москва : Просвещение, 1968. - С. 67-165.
49. Леонтьев, A. A. Психофизиологические механизмы речи /
А. А. Леонтьев / Общее языкознание: формы существования, функции, история языка / отв. ред. Б. А. Серебренников. - Москва : Наука, 1970. - С. 96-139.
50. Логопедия : учеб. для студентов пед. вузов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой. - Москва : ВЛАДОС, 2006. - 677 с.
51. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: коррекция стертой дизартрии : учеб. пособие для вузов / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2006. - 191 с.
52. Лурия, А. Р. Речь и развитие психических процессов / А. Р. Лурия, Ф. Л. Юдович. - Москва : АПН РСФСР, 1956. - 94 с.
53. Ляховская, Ю. С. Особенности словаря старших дошкольников / Ю. С. Ляховская // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М. М. Алексеева [и др.]. - Москва : Академия, 2008. - С. 223-226.
54. Манакова, Е. Н. В помощь логопеду :дидактич. пособия и игры / Е. Н. Манакова, Н. И. Фоменко // Ребенок в детском саду. - 2009. - № 2. - С. 32-35.
55. Матросова, Т. А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т. А. Матросова. - Москва : В. Секачев, 2005. - 112 с.
56. Мешалкина, А. А. Развитие коммуникативной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи / А. А. Мешалкина // Детский сад от А до Я. - 2011. - № 4. - С. 79-102.
57. Михайлова, Е. А. Особенности глагольной лексики и навыков образования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. А. Михайлова, Л. В. Милютина, О. Д. Михайлова // Логопед в детском саду. - 2009. - № 8. - С. 22-27.
58. Новоторцева, Н. В. Развитие речи детей : дидактич. материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников : популяр.пособие для родителей и педагогов / Н. В. Новоторцева. - Ярославль : Гринго, 2006. - 61 с.
59. Особенности формирования лексического строя речи у детей с
ОНР / А. С. Динмухамедова, Б. Б. Габдулхаева, С. Ж. Кабиева [и др.] // Вестник НГПУ. - 2013. - № 2 (12). - URL:
http://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti-formirovaniya-leksicheskogo-stroya- rechi-u-detey-s-onr(дата обращения: 01.06.2016).
60. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 448 с.
61. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред.
B. И. Селиверстова. - Москва : ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
62. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : учеб.- метод. пособие / под общ. ред. Т. В. Волосовец. - Москва : Сфера, 2008. - 224 с.
63. Придумай слово : речевые игры и упражнения для дошкольников : кн. для воспитателей дет. сада и родителей / под ред. О. С. Ушаковой. - Москва : Сфера, 2010. - 195 с.
64. Розенгард-Пупко, Г. Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте / Г. Л. Розенгард-Пупко. - Москва : АМН СССР, 1948. - 200 с.
65. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования /
C. Л. Рубинштейн. - Москва : АПН СССР, 1958. - 147 с.
66. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи : комплекс. подход : учеб. пособие для студентов пед. вузов / С. Н. Сазонова. - Москва : Академия, 2006. - 144 с.
67. Седых, Н. А. Воспитание правильной речи у детей : практ. логопедия / Н. А. Седых. - Москва : АСТ-Сталкер, 2006. - 279 с.
68. Селиванова, С. А. Дизонтогенез развития детей с ОНР и его
влияние на формирование коммуникативной компетентности / С. А. Селиванова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2011. - № 20.- URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/dizontogenez-razvitiya-detey-s-onr-i-ego-vliyanie- na-formirovanie-kommunikativnoy-kompetentnosti(дата обращения: 09.07.2016).
69. Серебренникова, С. Психолого-педагогическая коррекция компонентов коммуникативных умений дошкольников с нарушениями речи / С. Серебренникова, М. Рууз // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 1. - С. 91-97.
70. Смирнова, И. А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи / И. А. Смирнова. - Санкт- Петербург : Детство-Пресс, 2010. - 48 с.
71. Смирнова, Т. Н. Формирование глагольного словаря у детей с
общим недоразвитием речи / Т. Н. Смирнова // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки. - 2014. - № 2 (9). - URL:
http://www.nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(9).pdf(дата обращения: 21.04 2019).
72. Современный русский литературный язык. Лексикология : хрестоматия / сост. И. И. Степанченко. - Киев : Украшське видавництво, 2009. - 60 с.
73. Спирова, Л. Ф. Приемы выявления речевых нарушений у детей / Л. Ф. Спирова // Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. - Москва : Просвещение, 1968. - С. 31-54.
74. Судакова, В. Е. Методика формирования речи-рассуждения у
старших дошкольников с речевым недоразвитием / В. Е. Судакова // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 5. - URL:
http://cyberleninka.ru/article/n7metodika-formirovaniya-rechi-rassuzhdeniya-u- starshih-doshkolnikov-s-rechevym-nedorazvitiem(дата обращения: 09.08.2016).
75. Тенкачева, Т. Р. Особенности грамматического строя речи у различных категорий детей старшего дошкольного возраста / Т. Р. Тенкачева // Специальное образование. - 2014. - № 1 (33). - С. 68-78.
76. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей : (ран. и дошкол. возраста) : пособие для воспитателей дет. сада / Е. И. Тихеева ; под ред. Ф. А. Сохина. - Москва : Сфера, 2007. - 111 с.
77. Тихонова, Г. А. Занятия по обогащению словаря, формированию лексико-грамматических категорий и навыков связной речи / Г. А Тихонова // Логопед в детском саду. - 2010. - № 6/7. - С. 76-81.
78. Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит / Т. А Ткаченко. - Санкт-Петербург : Акцидент, 2007. - 112 с.
79. Туманова, Т. В. К проблеме развития процессов словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи / Т. В. Туманова // Дефектология. - 2004. - № 5. - С. 34-41.
80. Туманова, Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи : монография / Т. В. Туманова ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова. - Москва : Альфа, 2006. - 113 с.
81. Усанова, О. Н. Дети с проблемами психического развития / О. Н. Усанова. - Москва : Коррекция, 1995. - 208 с.
82. Ушакова, О .С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкол. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 288 с.
83. Ушакова, Т. Н. Речь человека в общении / Т. Н. Ушакова, Н. Д. Павлова, И. А. Зачесова. - Москва : Наука, 1989. - 192 с.
84. Филимонова, О. Ю. Развитие словаря дошкольника в играх : пособие для логопедов, воспитателей и родителей / О. Ю. Филимонова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2007. - 128 с.
85. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи: воспитание и обучение : учеб.-метод. пособие / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова ; Моск. гос. открытый пед. ун-т. - Москва : ГНОМ и Д, 2007. - 128 с.
86. Филичева, Т. Б. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина // Дефектология. - 1985. - № 2. - С. 55-62.
87. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева. Г. В. Чиркина. - Москва : Высш. шк., 2006. - 224 с.
88. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста : дис. ... д-ра пед. наук в форме науч. докл. : 13.00.07 / Т. Б. Филичева ; Моск. гос. открытый пед. ун-т. - Москва, 2000. - 145 с.
89. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - Москва : Айрис-Пресс, 2004. - 224 с.
90. Филичева, Т. Б. Четвертый уровень недоразвития речи / Т. Б. Филичева // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студентов пед. вузов : в 5 кн. Кн. 5 / под ред. Л. С. Волковой. - Москва : ВЛАДОС, 2006. - С. 167-206.
91. Харченко, Е. П. Ранние этапы развития и нарушения языка / Е. П. Харченко, М. Н. Клименко // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 2. - С. 4-7.
92. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи : учеб. пособие / С. Н. Цейтлин. - Москва : ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
93. Чистякова, И. А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников / И. А. Чистякова. - Санкт-Петербург : КАРО, 2005. - 96 с .
94. Шаховская, С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи / С. Н. Шаховская // Психолингвистика и современная логопедия / отв. ред. Л. Б. Халилова. - Москва : Экономика, 1997. - С. 240-250.
95. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - Москва : Академия, 2007. - 240 с.
96. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи : пособие для практ. работников ДОУ / Г. С. Швайко. - Москва : Айрис-Пресс, 2006. - 176 с.
97. Швачкин, Н. Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника / Н. Х. Швачкин // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста : сб. ст. / под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - Москва : АПН РСФСР, 1948. - С. 97-127.
98. Шмелев, Д. Н. Современный русский язык. Лексика : учеб. пособие / Д. Н. Шмелев. - Москва : Просвещение, 1977. - 335 с.
99. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте : крат. очерк / Д. Б. Эльконин. - Москва : АПН РСФСР, 1959. - 115 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ