Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Работа №95103

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы90
Год сдачи2021
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
657
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1 Особенности развития фонематического слуха и восприятия у детей в норме 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня 14
1.3 Особенности развития фонематического слуха и восприятия у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 21
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 28
2.1 Организация и принципы констатирующего эксперимента 28
2.2 Методика проведения констатирующего эксперимента 32
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 50
3.1 Теоретическое обоснование, организация, принципы и направления логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи III уровня 50
3.2 Содержание логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи III уровня 56
3.3 Контрольный эксперимент и анализ его результатов 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77

Актуальность исследования: вопрос развития и коррекции фонематических процессов подробно описывается в отечественной и зарубежной логопедии. Нарушение фонематического восприятия может выступать как первичным дефектом, так и вторичным, но в обоих случаях напрямую связано с формированием нормативного звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи и, как следствие, с обучением чтению и письму. В настоящее время большой процент посещающих специализированные логопедические группы, составляют дети с общим недоразвитием речи III уровня. Именно поэтому формирование фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи является одной из основных логопедических задач. В старшем дошкольном возрасте нарушение фонематического восприятия может значительно осложнить обучение грамоте и подготовку к школе. Именно поэтому работа по коррекции данных нарушений должна быть комплексной и последовательной.
Изучением проблемы формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста занимались Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др. Существуют различные подходы к описанию таких процессов, как «фонематический слух» и «фонематическое восприятие», однако авторы единогласно отмечают важную роль целенаправленной логопедической работы по предупреждению и коррекции нарушений фонематического восприятия на этапе подготовки к школе.
Проблема исследования связана с изучением специфики фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и условиями его эффективного развития.
Объект исследования: состояние сформированности общей, артикуляционной, мимической моторики, звукопроизношения и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Предмет исследования: процесс логопедической работы по развитию общей, артикуляционной, мимической моторики, звукопроизношения и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать, подобрать и апробировать содержание работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести исследования состояние сформированности общей, артикуляционной, мимической моторики, звукопроизношения и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, проанализировать результаты исследования и разработать план коррекции выявленных нарушений.
3. Подобрать и апробировать содержание логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: Предполагается, что развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста будет происходить эффективнее при условиях:
• Учета структуры и механизмов речевого дефекта;
• Применения индивидуального дифференцированного подхода;
• Включения родителей в процесс коррекционно-развивающей работы логопеда.
Методологической основой исследования явились положения:
• о психофизиологических механизмах формирования звукопроизношения в норме и патологии (Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, 3. А. Репина);
• о системном подходе к анализу речевых нарушений (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева); 6
• о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению (Л. С. Выготский, A. A. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.);
• о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова).
Для реализации поставленных задач исследования использовались следующие методы: теоретическое изучение и анализ учебно-методической, психолого-педагогической, психолингвистической литературы по проблеме исследования, обобщение материала, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.
Работа проводилась на базе учреждения: МБДОУ «Детский сад «Солнышко» п. Свободный.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе изучения научно-методической литературы по проблеме развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня выявлено, что в отечественной логопедии нет единого определения понятия «фонематическое восприятия». Также существуют противоречия при описании особенностей формирования данного процесса в различные периоды развития ребенка. Однако все авторы сходятся во мнении, что данный процесс обусловлен наличием способности слышать, различать слова и выделять близко звучащие фонемы. Фонематическое восприятие опосредовано навыками анализа и синтеза собственной речи и речи взрослых, поэтому недостаточность форсированности данных процессов сказывается на произношении ребенка.
Описывая психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, отечественные логопеды указывают на несформированность всех компонентов речи. При этом отмечаются отдельные проблемы звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи, ритмической структуры, и, как следствие, нарушение формирования ВПФ. Также для детей данной категории характерна бедность экспрессивной речи на фоне высокого уровня понимания речи.
В процессе исследования состояния моторики артикуляционного аппарата, звукопроизношения и фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня были использована методика Н. М. Трубниковой.
В результате анализа проведенных диагностик выяснилось, что развитие перечисленных речевых и неречевых функций у большинства воспитанников находится на среднем и низком уровне развития. Детей с высоким уровнем в группе обследуемых детей с псевдобульбарной дизартрией всего 5. Установлено, что у обследованных детей нет нарушений в распознавании отдельных фонем, однако существуют трудности при различении фонем, близких по месту и способу образования и акустическим признакам, выделении звука среди слогов и слов и при дифференциацию звуков [С] и [Ш]; - нарушения в произношении свистящих, шипящих и сонорных; - нарушения в слоговой структуре слова: нарушение количества слогов (сокращение (пропуск) слога, пропуск слогообразующей гласной, увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечение согласных); нарушение последовательности слогов в слове; искажение структуры отдельного слога; уподобление слогов; антиципация.
Данные результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о вторичности дефекта нарушения фонематического восприятия на фоне патологической симптоматики в артикуляционном аппарате.
Результаты, полученные при проведении констатирующего эксперимента, позволили определить направление коррекционной работы по формированию фонематического восприятия в обследуемой группе детей старшего дошкольного возраста. Коррекционная работа была направлена на развитие моторных навыков, коррекцию звукопроизношения. Для коррекции выявленных у исследуемой группы нарушений запланированы индивидуальные и фронтальные занятия. В течение 22 недель эксперимента благодаря совместной работе воспитателя, логопеда и родителей были реализованы два проекта по играм-драматизациям: кукольный театр «Аленький цветочек» и спектакль «Приключения Буратино».
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы свидетельствует об улучшении общей и мелкой моторики дошкольников с ОНР, положительной динамике в развитии мелкой моторики пальцев, артикуляционной моторики. Также улучшилась динамическая организация движений, мимическая моторика, звукопроизношение и фонематическое восприятие детей.
Полученные данные позволяют сделать вывод о правильности выбранного маршрута и методов коррекции.



1. Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям : сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. стороны речи у ст. дошкольников / З. Е. Агранович. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 381 с.
2. Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у детей : учеб.-метод. пособие / В. М. Акименко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 110 с.
3. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников : учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей / Т. В. Александрова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 48 с.
4. Антипов, Д. С. Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Д. С. Антипов, Ю. И. Родин // Современные проблемы науки и образования. - 2003. - № 6. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36871157(дата обращения: 11.07.2020).
5. Бастан, У. Н. Проявление нарушений фонетического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня / У. Н. Бастан // Логопедия. - 2015. - № 3. - С. 69-74.
6. Белоус, Е. Н. К проблеме структуры фонематического слуха / Е. Н. Белоус // Образование и наука. - 2009. - № 10 (67). - С. 122-128.
7. Белякова, Л. И Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для студентов вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
8. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 165 с.
9. Власенко, И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И. Т. Власенко. - Москва : Педагогика,1990. - 184 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь : психол. исслед. / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 2001. - 368 с.
11. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Гальперин П. Я. Психология как объективная наука : избр. психол. тр. / П. Я. Гальперин. - Москва : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1998. - С. 317-376.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт- Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
13. Горчакова, А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи: современные тенденции специальной педагогики и психологии / А. М. Горчакова. - Самара : СГПУ, 2003. - 83 с.
14. Дурнева, И. Е. Специфика развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и нормальным речевым развитием / И. Е. Дурнева, Е. В. Минаева, Н. В. Иванова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 16. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27240(дата обращения: 12.04.2020).
15. Дурова, Н. В. Формирование фонематического слуха детей / Н. В. Дурова. - Москва : Сфера, 1996. - 123 с.
16. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н. И. Дьякова. - Москва : Сфера, 2010. - 64 с.
17. Елецкая, О. В. Организация логопедической работы в школе / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. - Москва : Сфера, 2006. - 192 с.
18. Елфимова, Е. М. Анализ структуры и динамики речевого дефекта у
старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием / Е. М. Елфимова // Наука и образование сегодня. - 2018. - № 8 (31). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7analiz-struktury-i-dinamiki-rechevogo-defekta-u- starshih-doshkolnikov-s-fonetiko-fonematicheskim-nedorazvitiem (дата
обращения: 22.05.2020).
19. Ефименкова, Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформирован- ностью фонематического восприятия. Вып. 1 / Л. Н. Ефименкова. - Москва : Книголюб, 2003. - 144 с.
20. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей : кн. для логопедов : учеб. пособие / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург : Литур, 2011. - 316 с.
21. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л. Е. Жкрова // Сенсорное воспитание дошкольников : сб. ст. / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - Москва : АПН РСФСР, 1974. - С. 213-227.
22. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : ВЛАДОС, 2000. - 280 с.
23. Карпушкина, Н. В. Особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н. В. Карпушкина, И. С. Золотова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospriyatiya- u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi(дата обращения: 22.05.2020).
24. Каше, Г. А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - Москва : Просвещение, 1985. - 81 с.
25. Каштанова, С. Н. Проблемы дизорфографии у младших школьников и ее предпосылок у дошкольников с общим недоразвитием речи / С. Н. Каштанова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20528(дата обращения: 12.04.2020).
26. Кириллова, Е. В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста / Е. В. Кириллова. - Москва : Сфера, 2010. - 64 с.
27. Киселева, В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии : пособие для логопедов / В. А. Киселева. - Москва : Шк. Пресса, 2007. - 48 с.
28. Колесникова, Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет : учеб.-метод. пособие / Е. В. Колесникова. - Москва : БИНОМ, 2018. - 80 с.
29. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников: (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалева, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 1999. - 160 с.
30. Лалаева, Р. И. Развитие фонематического анализа и синтеза / Р. И. Лалаева // Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах : метод. пособие для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - С. 112-129.
31. Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей / Р. Е. Левина. - Москва : АПН РСФСР, 1958. - 31 с.
32. Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей : избр. тр. / Р. Е. Левина. - Москва : АРКТИ, 2005. - 224 с.
33. Левина, Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р. Е Левина. - Москва : АПН РСФСР, 1967. - 124 с.
34. Логопедия : учеб. для студентов пед. вузов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 703 с.
35. Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студентов пед. вузов : в 5 кн. Кн. 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / под ред. Л. С. Волковой. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - 480 с.
36. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: (коррекция стертой дизартрии) : учеб. пособие для вузов / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2009. - 192 с.
37. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека / А. Р Лурия. - Москва : МГУ, 1969. - 503 с.
38. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для студентов вузов / А. Р. Лурия. - Москва : Академия, 2003. - 384 с.
39. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция / Е. М. Мастюкова. - Москва : Просвещение, 1992. - 95 с.
40. Миронова, Н. М. Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы : альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями / Н. М. Миронова, - Москва : ГНОМ и Д, 2008. - 44 с.
41. Нищева, Н. В. Кабинет логопеда : картотека подвиж. игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики / Н. В. Нищева. - Санкт- Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 80 с.
42. Нищева, Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников / Н. В. Нищева. - Санкт- Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. - 64 с.
43. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В Нищева. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 60 с.
44. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учеб. пособие / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Т. Н. Кутепова [и др.] ; под ред. Т. В. Волосовец. - Москва : Академия, 2002. - 200 с.
45. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. - Москва : Просвещение, 1967. - 367 с.
46. Поваляева, М. А. Волшебный мир звуков и слов : пособие для логопедов / М. А. Поваляева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 47 с.
47. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под общ. ред. В. И. Селиверстова. - Москва : ВЛАДОС, 1997. - 398 с.
48. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : учеб.-метод. пособие / под ред. Т. В. Волосовец. - Москва : Сфера, 2007. - 223 с.
49. Психические и речевые нарушения у детей : вопр. реабилитации : сб. науч. тр. / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена ; отв. ред. Е. С. Иванов. - Ленинград : ЛГПИ, 1979. - 99 с.
50. Репина, З. А. Формирование фонематической системы языка у детей с ринолалией : учеб. пособие / З. А. Репина, И. А. Филатова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2020. - 80 с.
51. Савина, Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников : пособие для родителей и педагогов / Л. П. Савина. - Москва : АСТ : Астрель, 1999. - 48 с.
52. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников : кн. для логопедов / И. Н. Садовникова. - Москва : ВЛАДОС, 1997. - 60 с.
53. Салманова, Л. Р. Особенности фонематического слуха у дошкольников с
общим недоразвитием речи / Л. Р. Салмина, И. В. Егорова // Специальное образование. - 2016. - № XII. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti-fonematicheskogo-sluha-u- doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi(дата обращения: 22.06.2020).
54. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада / Л. Н. Жога, Н. Г. Саяпова, Е. Ю. Епрева [и др.] // Логопед. - 2007. - № 4. - С. 46-75.
55. Ткаченко, Т. А. Фонематическое восприятие: формирование и развитие : логопедиче. тетрадь / Т. А. Ткаченко. - Москва : ГНОМ и Д, 2006. - 100 с.
56. Ткаченко, Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза : логопедич. тетрадь / Т. А. Ткаченко. - Москва : ГНОМ и Д, 2006. - 100 с.
57. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи : учеб.-метод. пособие / Н. М. Трубникова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2005. - 50 с.
58. Туманова, Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников : учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей / Т. В. Тумианова. - Москва : ГНОМ и Д, 2001. - 48 с.
59. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста : пособие для учащихся пед. училищ / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев. - Москва : Просвещение, 1977. - 239 с.
60. Филичева, Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием: воспитание и обучение : учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - Москва : ГНОМ и Д, 2000. - 80 с.
61. Филичева, Т. Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи : практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - Москва : Айрис-пресс, 1991. - 144 с.
62. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : учеб. пособие / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва : Просвещение, 1989. - 223 с.
63. Филичева, Т. Б. Особенности словообразовательной и коммуникативной активности детей дошкольного возраста с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, А. Е. Батракова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - URL: https://science- education.ru/ru/article/view?id=15751(дата обращения: 11.07.2020).
64. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - Москва : Айрис-пресс, 2008. - 224 с.
65. Филичева, Т. Б. Формирование словотворческих возможностей детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи (III уровень) в образовании названий профессий / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, А. Е. Батракова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - URL: https://science- education.ru/ru/article/view?id=17721(дата обращения: 12.04.2020).
66. Фомичева, М. Ф. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / М. Ф. Фомичева. - Москва : Просвещение, 2000. - 314 с.
67. Хватцев, М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста : пособие для студентов пед. ин-тов, методистов и воспитателей дет. садов / М. Е. Хватцев. - Москва : Учпедгиз, 1961. - 207 с.
68. Хомская, Е. Д. Нейропсихология : учеб. для вузов / Е. Д. Хомская. - Санкт-Петербург : Питер, 2003. - 495 с.
69. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление : учеб. пособие / Л. С. Цветкова ; Моск. психол.- социал. ин-т. - Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2005. - 360 с.
70. Черкасова, Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи / Е. Черкасова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 11. - С. 15-22.
71. Чукаева, М. Н. Исследования фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией / М. Н. Чукаевава // Концепт. - 2016. - Т. 13. - С. 61-65. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25654305(дата обращения: 16.06.2020).
72. Шашкина, Г .Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. для вузов / Г. Р. Шашкина, И. А.Зимина. - Москва : Академия, 2003. - 240 с.
73. Швачкин, Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н. Х. Швачкин // Возрастная психолингвистика : хрестоматия / сост. К. Ф. Седов. - Москва : Лабиринт, 2004. - С. 113-143.
74. Эльконин, Д. Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста / Д. Б. Эльконин // Доклады АПН РСФСР.. - 1957. - № 1. - С. 107-110.
75. Ястребова, А. В. Учителю о детях с недостатками речи / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова. - Москва : АРКТИ, 2010. - 159 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ