Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1 Особенности развития фонематического слуха и восприятия у детей в норме 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня 14
1.3 Особенности развития фонематического слуха и восприятия у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 21
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 28
2.1 Организация и принципы констатирующего эксперимента 28
2.2 Методика проведения констатирующего эксперимента 32
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 50
3.1 Теоретическое обоснование, организация, принципы и направления логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи III уровня 50
3.2 Содержание логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи III уровня 56
3.3 Контрольный эксперимент и анализ его результатов 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1 Особенности развития фонематического слуха и восприятия у детей в норме 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня 14
1.3 Особенности развития фонематического слуха и восприятия у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 21
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 28
2.1 Организация и принципы констатирующего эксперимента 28
2.2 Методика проведения констатирующего эксперимента 32
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 50
3.1 Теоретическое обоснование, организация, принципы и направления логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи III уровня 50
3.2 Содержание логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи III уровня 56
3.3 Контрольный эксперимент и анализ его результатов 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
Актуальность исследования: вопрос развития и коррекции фонематических процессов подробно описывается в отечественной и зарубежной логопедии. Нарушение фонематического восприятия может выступать как первичным дефектом, так и вторичным, но в обоих случаях напрямую связано с формированием нормативного звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи и, как следствие, с обучением чтению и письму. В настоящее время большой процент посещающих специализированные логопедические группы, составляют дети с общим недоразвитием речи III уровня. Именно поэтому формирование фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи является одной из основных логопедических задач. В старшем дошкольном возрасте нарушение фонематического восприятия может значительно осложнить обучение грамоте и подготовку к школе. Именно поэтому работа по коррекции данных нарушений должна быть комплексной и последовательной.
Изучением проблемы формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста занимались Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др. Существуют различные подходы к описанию таких процессов, как «фонематический слух» и «фонематическое восприятие», однако авторы единогласно отмечают важную роль целенаправленной логопедической работы по предупреждению и коррекции нарушений фонематического восприятия на этапе подготовки к школе.
Проблема исследования связана с изучением специфики фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и условиями его эффективного развития.
Объект исследования: состояние сформированности общей, артикуляционной, мимической моторики, звукопроизношения и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Предмет исследования: процесс логопедической работы по развитию общей, артикуляционной, мимической моторики, звукопроизношения и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать, подобрать и апробировать содержание работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести исследования состояние сформированности общей, артикуляционной, мимической моторики, звукопроизношения и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, проанализировать результаты исследования и разработать план коррекции выявленных нарушений.
3. Подобрать и апробировать содержание логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: Предполагается, что развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста будет происходить эффективнее при условиях:
• Учета структуры и механизмов речевого дефекта;
• Применения индивидуального дифференцированного подхода;
• Включения родителей в процесс коррекционно-развивающей работы логопеда.
Методологической основой исследования явились положения:
• о психофизиологических механизмах формирования звукопроизношения в норме и патологии (Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, 3. А. Репина);
• о системном подходе к анализу речевых нарушений (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева); 6
• о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению (Л. С. Выготский, A. A. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.);
• о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова).
Для реализации поставленных задач исследования использовались следующие методы: теоретическое изучение и анализ учебно-методической, психолого-педагогической, психолингвистической литературы по проблеме исследования, обобщение материала, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.
Работа проводилась на базе учреждения: МБДОУ «Детский сад «Солнышко» п. Свободный.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, и приложения.
Изучением проблемы формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста занимались Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др. Существуют различные подходы к описанию таких процессов, как «фонематический слух» и «фонематическое восприятие», однако авторы единогласно отмечают важную роль целенаправленной логопедической работы по предупреждению и коррекции нарушений фонематического восприятия на этапе подготовки к школе.
Проблема исследования связана с изучением специфики фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и условиями его эффективного развития.
Объект исследования: состояние сформированности общей, артикуляционной, мимической моторики, звукопроизношения и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Предмет исследования: процесс логопедической работы по развитию общей, артикуляционной, мимической моторики, звукопроизношения и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать, подобрать и апробировать содержание работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести исследования состояние сформированности общей, артикуляционной, мимической моторики, звукопроизношения и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, проанализировать результаты исследования и разработать план коррекции выявленных нарушений.
3. Подобрать и апробировать содержание логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: Предполагается, что развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста будет происходить эффективнее при условиях:
• Учета структуры и механизмов речевого дефекта;
• Применения индивидуального дифференцированного подхода;
• Включения родителей в процесс коррекционно-развивающей работы логопеда.
Методологической основой исследования явились положения:
• о психофизиологических механизмах формирования звукопроизношения в норме и патологии (Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, 3. А. Репина);
• о системном подходе к анализу речевых нарушений (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева); 6
• о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению (Л. С. Выготский, A. A. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.);
• о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова).
Для реализации поставленных задач исследования использовались следующие методы: теоретическое изучение и анализ учебно-методической, психолого-педагогической, психолингвистической литературы по проблеме исследования, обобщение материала, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.
Работа проводилась на базе учреждения: МБДОУ «Детский сад «Солнышко» п. Свободный.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, и приложения.
В ходе изучения научно-методической литературы по проблеме развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня выявлено, что в отечественной логопедии нет единого определения понятия «фонематическое восприятия». Также существуют противоречия при описании особенностей формирования данного процесса в различные периоды развития ребенка. Однако все авторы сходятся во мнении, что данный процесс обусловлен наличием способности слышать, различать слова и выделять близко звучащие фонемы. Фонематическое восприятие опосредовано навыками анализа и синтеза собственной речи и речи взрослых, поэтому недостаточность форсированности данных процессов сказывается на произношении ребенка.
Описывая психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, отечественные логопеды указывают на несформированность всех компонентов речи. При этом отмечаются отдельные проблемы звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи, ритмической структуры, и, как следствие, нарушение формирования ВПФ. Также для детей данной категории характерна бедность экспрессивной речи на фоне высокого уровня понимания речи.
В процессе исследования состояния моторики артикуляционного аппарата, звукопроизношения и фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня были использована методика Н. М. Трубниковой.
В результате анализа проведенных диагностик выяснилось, что развитие перечисленных речевых и неречевых функций у большинства воспитанников находится на среднем и низком уровне развития. Детей с высоким уровнем в группе обследуемых детей с псевдобульбарной дизартрией всего 5. Установлено, что у обследованных детей нет нарушений в распознавании отдельных фонем, однако существуют трудности при различении фонем, близких по месту и способу образования и акустическим признакам, выделении звука среди слогов и слов и при дифференциацию звуков [С] и [Ш]; - нарушения в произношении свистящих, шипящих и сонорных; - нарушения в слоговой структуре слова: нарушение количества слогов (сокращение (пропуск) слога, пропуск слогообразующей гласной, увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечение согласных); нарушение последовательности слогов в слове; искажение структуры отдельного слога; уподобление слогов; антиципация.
Данные результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о вторичности дефекта нарушения фонематического восприятия на фоне патологической симптоматики в артикуляционном аппарате.
Результаты, полученные при проведении констатирующего эксперимента, позволили определить направление коррекционной работы по формированию фонематического восприятия в обследуемой группе детей старшего дошкольного возраста. Коррекционная работа была направлена на развитие моторных навыков, коррекцию звукопроизношения. Для коррекции выявленных у исследуемой группы нарушений запланированы индивидуальные и фронтальные занятия. В течение 22 недель эксперимента благодаря совместной работе воспитателя, логопеда и родителей были реализованы два проекта по играм-драматизациям: кукольный театр «Аленький цветочек» и спектакль «Приключения Буратино».
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы свидетельствует об улучшении общей и мелкой моторики дошкольников с ОНР, положительной динамике в развитии мелкой моторики пальцев, артикуляционной моторики. Также улучшилась динамическая организация движений, мимическая моторика, звукопроизношение и фонематическое восприятие детей.
Полученные данные позволяют сделать вывод о правильности выбранного маршрута и методов коррекции.
Описывая психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, отечественные логопеды указывают на несформированность всех компонентов речи. При этом отмечаются отдельные проблемы звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи, ритмической структуры, и, как следствие, нарушение формирования ВПФ. Также для детей данной категории характерна бедность экспрессивной речи на фоне высокого уровня понимания речи.
В процессе исследования состояния моторики артикуляционного аппарата, звукопроизношения и фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня были использована методика Н. М. Трубниковой.
В результате анализа проведенных диагностик выяснилось, что развитие перечисленных речевых и неречевых функций у большинства воспитанников находится на среднем и низком уровне развития. Детей с высоким уровнем в группе обследуемых детей с псевдобульбарной дизартрией всего 5. Установлено, что у обследованных детей нет нарушений в распознавании отдельных фонем, однако существуют трудности при различении фонем, близких по месту и способу образования и акустическим признакам, выделении звука среди слогов и слов и при дифференциацию звуков [С] и [Ш]; - нарушения в произношении свистящих, шипящих и сонорных; - нарушения в слоговой структуре слова: нарушение количества слогов (сокращение (пропуск) слога, пропуск слогообразующей гласной, увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечение согласных); нарушение последовательности слогов в слове; искажение структуры отдельного слога; уподобление слогов; антиципация.
Данные результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о вторичности дефекта нарушения фонематического восприятия на фоне патологической симптоматики в артикуляционном аппарате.
Результаты, полученные при проведении констатирующего эксперимента, позволили определить направление коррекционной работы по формированию фонематического восприятия в обследуемой группе детей старшего дошкольного возраста. Коррекционная работа была направлена на развитие моторных навыков, коррекцию звукопроизношения. Для коррекции выявленных у исследуемой группы нарушений запланированы индивидуальные и фронтальные занятия. В течение 22 недель эксперимента благодаря совместной работе воспитателя, логопеда и родителей были реализованы два проекта по играм-драматизациям: кукольный театр «Аленький цветочек» и спектакль «Приключения Буратино».
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы свидетельствует об улучшении общей и мелкой моторики дошкольников с ОНР, положительной динамике в развитии мелкой моторики пальцев, артикуляционной моторики. Также улучшилась динамическая организация движений, мимическая моторика, звукопроизношение и фонематическое восприятие детей.
Полученные данные позволяют сделать вывод о правильности выбранного маршрута и методов коррекции.
Подобные работы
- Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2016 - Развитие предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (Саратовский Национальный Исследовательский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023 - Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с использованием серии компьютерных игр
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - Формирование связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня методами мнемотехники
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2025 - Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ РЕЧЕВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - Формирование связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня методами мнемотехники
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023



