Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя при коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Закономерности формирования звукопроизношения у детей в норме.. .6
1.2. Роль логопеда и воспитателя в коррекции нарушений
звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 10
1.3. Характеристика детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 17
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 21
2.1. Организация, принципы, цель, задачи констатирующего
эксперимента 21
2.2. Логопедическое обследование старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 23
2.3. Исследование уровня знаний у воспитателей по коррекции
звукопроизношения 25
2.4. Анализ результатов констатирующего эксперимента 26
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФНР И ВОСПИТАТЕЛЯМИ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ 44
3.1. Организация, принципы, цель, задачи, этапы логопедической работы при коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с ФФНР 44
3.2. Содержание работы логопеда и воспитателя при коррекции нарушений
звукопроизношения у старших дошкольников с ФФНР 52
3.3. Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
У детей дошкольного возраста нередко сохраняются дефекты звукопроизношения, как выявили Гвоздев А.Н., Бельтюков В.И., Жинкин Н.И. и т.д., хотя к 5 годам в норме эти процессы должны закончиться, а у ряда детей, эти процессы не завершаются. Вот эти дефекты звукопроизношения могут иметь разные причины и разную степень выраженности, т.е. у одного ребенка 1 звук, а у другого их очень много. Часто эти дефекты связанны с дефицитом фонематического слуха, с расстройством артикуляционной моторики. Дефекты звукопроизношения ведут в дальнейшем к нарушению письма и чтения, которые негативно могут отражаться на формировании фонематического слуха и фонематического восприятия, а это может быть причиной стойкой школьной неуспеваемости. Поэтому необходимо взаимодействие воспитателя и логопеда чтобы скорректировать эти недостатки.
Объект: изучение направления и содержания взаимодействия логопеда и воспитателя.
Предмет: определить формы взаимодействия воспитателя и логопеда.
Цель: провести коррекционную работу по устранению нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу;
2. Провести констатирующий эксперимент;
3. Спланировать и провести обучающий эксперимент;
4. Оценить его эффективность.
Характер поставленных задач определил выбор методов исследования: анализ литературы, педагогический эксперимент, математические и статистические методы (шкалирование), составление библиографии.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Анализ научной литературы показал, что полноценное развитие личности ребенка не может существовать без правильной речи. Речь в свою очередь делится на устную и письменную, поэтому формирование элементарных навыков письма и чтения является одним из эффективных способов коррекции устной речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и подготовки их к овладению в школе письменной речи. Поэтому должно быть у детей правильное звукопроизношение.
С целью коррекции звукопроизношения у детей с ФФНР проводилось констатирующее исследование на базе МАДОУ №27 «Центр развития ребенка-детский сад «Малыш» в городе Богданович Свердловской области. В обследование приняли участие 14 детей 5-6 лет с недостатками звукопроизношения с ФФНР, которая поделились на 2 группы по 7 человек контрольную и экспериментальную.
Для выявления недостатков звукопроизношения у детей было проведено логопедическое обследование и проанализирована готовность воспитателей к совместной деятельности. Для коррекции звукопроизношения у детей были подобраны упражнения, а для воспитателей создана программа для повышения уровня знаний по данной теме.
После проведенного эксперимента провели повторное обследование и выявили, что она является эффективной.
1. Акименко, В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 77 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб.пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва: Академия, 2000. - 400 с.
3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва :Астрель, 2010. - 254 с.
4. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи: (в норме и патологии) / В. И. Бельтюков. - Москва: Педагогика, 1977. - 176 с.
5. Богомолова, А. И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов / А. И. Богомолова. - Москва: Просвещение, 1979. - 208 с.
6. Болибеков, А. А. Совместная работа воспитателя и логопеда дошкольного учреждения по устранению речевых нарушений у детей / А. А. Болибеков, М. Г. Эгамбердиева // Вестник науки и образования. - 2020. - № 10-3 (88). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7sovmestnaya-rabota- vospitatelya-i-logopeda-doshkolnogo-uchrezhdeniya-po-ustraneniyu-rechevyh- narusheniy-u-detey(дата обращения: 21.10.2019).
7. Борозинец, Н. M. Логопедия: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия; учеб.пособие / Н. M. Борозинец, Т. С. Шеховцова, М. В. Колокольникова ; Сев.-Кавказ. федер. ун-т. - Ставрополь : СКФУ, 2016. - 203 с.
8. Возрастная и педагогическая психология: учеб.пособие для пед. ин-тов / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина [и др.] ; под ред. М. В. Гамезо. - Москва: Просвещение, 1984. - 256 с.
9. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. - Москва: Просвещение, 1961. - 769 с.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
11. Гуровец, Г. В. К генезису фонетико-фонематических расстройств / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи : сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина ; отв. ред. В. И. Селиверстов. - Москва: МГПИ, 1982. - С. 61-70.
12. Детская логопсихология: учеб.для студентов вузов / О. А. Денисова, О. Л. Леханова, Т. В. Захарова [и др.] ; под ред. О. А. Денисовой. - Москва: ВЛАДОС, 2015. - 159 с.
13. Дудьев, В. П. Психомоторика детей с нарушением речи: состояние, диагностика, коррекция, развитие: учеб.пособие / В. П. Дудьев. - Барнаул :АлтГПУ, 2017. - 188 с. - URL: https://e.lanbook.com/book/112187(дата обращения: 15.07.2019).
14. Ефименкова, Л. Н.Формирование речи у дошкольников: (дети с общ.недоразвитием речи) : кн. для логопеда / Л. Н. Ефименкова. - Москва: Просвещение, 1985. - 111 с.
15. Жукова, Н. С.Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва: Просвещение, 1973. - 222 с.
16. Калягин, В. А. Логопсихология: учеб.пособие для студентов вузов / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. - Москва: Академия, 2006. - 320 с.
17. Козырева, О. А. Логопедические технологии: [формирование речевого дыхания, коррекция голоса, развитие речи] / О. А. Козырева. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2017. - 192 с.
18. Колосова, Н. В. Организация взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями массовых групп ДОУ / Н. В. Колосова // Логопед. - 2011. - № 6. - С. 12-16.
19. Левина, Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. - Москва: АПН РСФСР, 1961. - 311 с.
20. Логопедия: учеб.для студентов пед. вузов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой. - Москва: ВЛАДОС, 2006. - 677 с.
21. Лобанов, И. Б. Русский язык и культура речи: учеб.пособие для студентов вузов / И. Б. Лобанов. - Москва: Акад. Проект, 2007. - 325 с.
22. Мартынова, Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией / Р. И. Марты¬нова // Хрестоматия по логопедии: учеб.пособие для студентов высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений : в 2 т. Т. I / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - Москва: ВЛАДОС 2011. - С. 214-218.
23. Мастюкова, Е. М.Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии: ранний и дошкольный возраст: учеб.пособие для студентов вузов / Е. М. Мастюкова. - Москва : Классик Стиль, 2003. - 320 с.
24. Мелехова, Л. В. Речь дошкольника и ее исправление / Л. В. Мелехова, М. Ф. Фомичева. - Москва: Просвещение, 1967. - 96 с.
25. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб.пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / под ред. Т. В. Волосовец. - Москва: Академия, 2000. - 199 с.
26. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. - Москва: Просвещение, 1967. - 367 с.
27. Осипова, А. А. Общая психокоррекция: учеб.пособие для студентов вузов / А. А. Осипова. - Москва: Сфера, 2002. - 510 с.
28. Парамонова, Л. Г. Логопедия для всех / Л. Г. Парамонова. - Санкт- Петербург : Питер, 2009. - 370 с.
29. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. - Москва: ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
30. Пятница, Т. В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т. В. Пятни¬ца. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. - 173 с.
31. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи: учеб.для студентов пед. вузов / З. А. Репина. - Екатеринбург: Калинина Г. П., 2008. - 140 с.
32. Рудик, О. С. Практическая коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / О. С. Рудик. - Москва : ВЛАДОС. 2014. - 303 с.
33. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: кн. для логопедов / И. Н. Садовникова. - Москва: ВЛАДОС, 1995. - 255 с.
34. Смирнова, И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: учеб-метод. пособие / И. А. Смирнова. - Санкт-Петербург: Детство- Пресс, 2010. - 320 с.
35. Современное состояние и тенденции развития специальной педагогики и технологии: материалы Всерос. науч. конф. молодых ученых, 28-30 марта 2016 г. / под ред. А. В. Кротковой [и др.]. - Москва: Директ-Медиа, 2016. - 337 с.
36. Степанова, О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении / О. А. Степанова. - Москва: Сфера, 2003. - 112 с.
37. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей: (ран.идошкол. возраста) : пособие для воспитателей дет. садов / Е. И. Тихеева. - Москва: Просвещение, 1984. - 176 с.
38. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи: учеб.-метод. пособие / Н. М. Трубникова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2005. - 51 с.
39. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: учеб.пособие для сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - Москва: Академия, 1996. - 336 с.
40. Федосова, О. Ю. Принципы логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей / О. Ю. Федосова, Т. В. Нестерова // Самарский научный вестник. - 2014. - № 1 (6). - С. 110-113. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7printsipy-logopedicheskoy-raboty-po-korrektsii- zvukoproiznosheniya-u-detey(дата обращения: 21.07.2019).
41. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей : пособие для воспитателей дошкол. учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва : Проф. образование, 1993. - 232 с.
42. Филичева, Т. Б. Основы логопедии: учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева. Г. В. Чиркина. - Москва: Просвещение, 1986. - 224 с.
43. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: дис. ... д-ра пед. наук в форме науч. докл. : 13.00.07 / Т. Б. Филичева ; Моск. гос. открытый пед. ун-т. - Москва, 2000. - 145 с.
44. Филичева, Т. Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием: (старшая группа детского сада): учеб.пособие для логопедов и воспитателей дет. садов с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - Москва: МГОПИ,1993. - 72 с.
45. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: практикум по логопедии : учеб.пособие для учащихся пед. училищ / М. Ф. Фомичева. - Москва: Просвещение, 1989. - 239 с.
46. Хватцев, М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / М. Е. Хватцев // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб.пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва: Академия, 1999. - С. 331-344.
47. Цветкова, Л. С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение: учеб. пособие / Л. С. Цветкова ; Моск. психол.-социал. ин-т. - Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2000. - 148 с.
48. Цветкова, Л. С.Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление : учеб.пособие / Л. С. Цветкова. - Москва: Юристъ, 1997. - 255 с.
49. Чиркина, Г. В. Планирование логопедического занятия в группе детей с ФФН / Г. В. Чиркина, А. В. Лагутина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 4. - С. 14-20.
50. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - Москва: Академия, 2003. - 240 с.
51. Швачкин, Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н. Х. Швачкин // Возрастная психолингвистика: хрестоматия: учеб.пособие / сост. К. Ф. Седов. - Москва: Лабиринт, 2004. - С. 113-143.
52.Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте : крат.очерк / Д. Б. Эльконин. - Москва: АПН РСФСР, 1959. - 115 с.