Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя при коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Закономерности формирования звукопроизношения у детей в норме.. .6
1.2. Роль логопеда и воспитателя в коррекции нарушений
звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 10
1.3. Характеристика детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 17
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 21
2.1. Организация, принципы, цель, задачи констатирующего
эксперимента 21
2.2. Логопедическое обследование старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 23
2.3. Исследование уровня знаний у воспитателей по коррекции
звукопроизношения 25
2.4. Анализ результатов констатирующего эксперимента 26
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФНР И ВОСПИТАТЕЛЯМИ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ 44
3.1. Организация, принципы, цель, задачи, этапы логопедической работы при коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с ФФНР 44
3.2. Содержание работы логопеда и воспитателя при коррекции нарушений
звукопроизношения у старших дошкольников с ФФНР 52
3.3. Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
У детей дошкольного возраста нередко сохраняются дефекты звукопроизношения, как выявили Гвоздев А.Н., Бельтюков В.И., Жинкин Н.И. и т.д., хотя к 5 годам в норме эти процессы должны закончиться, а у ряда детей, эти процессы не завершаются. Вот эти дефекты звукопроизношения могут иметь разные причины и разную степень выраженности, т.е. у одного ребенка 1 звук, а у другого их очень много. Часто эти дефекты связанны с дефицитом фонематического слуха, с расстройством артикуляционной моторики. Дефекты звукопроизношения ведут в дальнейшем к нарушению письма и чтения, которые негативно могут отражаться на формировании фонематического слуха и фонематического восприятия, а это может быть причиной стойкой школьной неуспеваемости. Поэтому необходимо взаимодействие воспитателя и логопеда чтобы скорректировать эти недостатки.
Объект: изучение направления и содержания взаимодействия логопеда и воспитателя.
Предмет: определить формы взаимодействия воспитателя и логопеда.
Цель: провести коррекционную работу по устранению нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу;
2. Провести констатирующий эксперимент;
3. Спланировать и провести обучающий эксперимент;
4. Оценить его эффективность.
Характер поставленных задач определил выбор методов исследования: анализ литературы, педагогический эксперимент, математические и статистические методы (шкалирование), составление библиографии.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Анализ научной литературы показал, что полноценное развитие личности ребенка не может существовать без правильной речи. Речь в свою очередь делится на устную и письменную, поэтому формирование элементарных навыков письма и чтения является одним из эффективных способов коррекции устной речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и подготовки их к овладению в школе письменной речи. Поэтому должно быть у детей правильное звукопроизношение.
С целью коррекции звукопроизношения у детей с ФФНР проводилось констатирующее исследование на базе МАДОУ №27 «Центр развития ребенка-детский сад «Малыш» в городе Богданович Свердловской области. В обследование приняли участие 14 детей 5-6 лет с недостатками звукопроизношения с ФФНР, которая поделились на 2 группы по 7 человек контрольную и экспериментальную.
Для выявления недостатков звукопроизношения у детей было проведено логопедическое обследование и проанализирована готовность воспитателей к совместной деятельности. Для коррекции звукопроизношения у детей были подобраны упражнения, а для воспитателей создана программа для повышения уровня знаний по данной теме.
После проведенного эксперимента провели повторное обследование и выявили, что она является эффективной.