ВВЕДЕНИЕ с.4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО
ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА с.8
1.1. Нейролингвистическое программирование при обучении иностранному
языку: анализ методической действительности с.8
1.2. Формирование лексических навыков на уроках английского языка
обучающихся 7 класса с. 15
1.3. Приемы нейролингвистического программирования при обучении
иноязычной лексике и формировании лексических навыков с.25
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ с.40
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИЕМОВ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ с.43
2.1. Анализ действующих УМК на предмет учета типов восприятия
обучающихся 7 класса с.43
2.2. Комплекс упражнений, реализующий приемы нейролингвистического
программирования, направленные на формирование лексических навыков с.47
2.3. Опытное обучение: ход, анализ, результаты с.57
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ с.63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ с.65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ с.68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 с.75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 с.77
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 с.78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 с.79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 с.85
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 с.98
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 с.112
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 с.118
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 с.127
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 с.132
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 с.138
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 с.144
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 с.149
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 с. 155
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 с.161
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 с.167
ПРИЛОЖЕНИЕ 17 с.173
ПРИЛОЖЕНИЕ 18 с.179
ПРИЛОЖЕНИЕ 19 с.188
ПРИЛОЖЕНИЕ 20 с.194
ПРИЛОЖЕНИЕ 21 с.201
ПРИЛОЖЕНИЕ 22 с.207
ПРИЛОЖЕНИЕ 23 с.220
Разработка приемов и методик, применяемых на уроках английского языка, является необходимой задачей для достижения образовательных результатов. Однако с учетом основ психолингвистики и психологии в целом, основанных на них приемов нейролингвистического программирования, сегодня данная тема приобретает иную окраску в методике обучения иностранным языкам в целом, и лексической стороне иностранного языка в частности. Ученые психолингвисты и психологи еще в начале 50-хх годов XX века выделили ряд стратегий для наиболее успешного взаимодействия между людьми. В дальнейшем данные стратегии были использованы учеными методистами в образовательных целях. Так, в целях эффективного взаимодействия сторон образовательного процесса необходимо изучить особенности строения мозга ребенка (ученика). Это позволит решить многие проблемы образовательного процесса, в частности проблему мотивации обучающихся к изучению иностранных языков. На сегодняшний день, к сожалению, проблема использования элементов нейролингвистического программирования (далее - НЛП) в обучении иностранному языку до сих пор является актуальной. Учителя либо не знают о данных приемах, либо используют их по наитию, либо с опаской относятся к использованию инновационных подходов в образовании. С учетом актуальности данной области психологии, психолингвистики, ее инновационности, применение приемов нейролингвистического программирования на практике в образовательной деятельности встречает скептические настроения, прежде всего, среди самих педагогов.
На основе вышеуказанной проблеме в обучении иностранным языкам определена тема исследования: «Применение элементов нейролингвистического программирования при обучении иноязычной лексике в 7 классе».
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс приемов, направленный на формирование иноязычных лексических навыков с использованием приемов нейролингвистического программирования.
Объектом исследования в данной работе выступает процесс обучения иноязычной лексике обучающихся в 7 классе.
Предметом исследования - формирование иноязычных лексических навыков на уроках английского языка в 7 классе с применением элементов нейролингвистического программирования.
В качестве гипотезы данного исследования выступает следующее положение: формирование иноязычных лексических навыков обучающихся на уроках английского языка в 7 классе будет результативным при дидактически организованном применении приемов НЛП.
В качестве задач исследования выделяются следующие:
1. выявить особенности обучающихся 7 класса, трудности обучения иноязычной лексике и определить способы их преодоления;
2. изучить формирование лексических навыков на уроках английского языка с целью определения приемов НЛП, направленных на формирование лексических навыков;
3. проанализировать действующие УМК для 7 класса, рекомендованные Министерством образования РФ, на наличие системы обучения иноязычной лексике;
4. разработать комплекс приемов, направленных на формирование лексических навыков.
В работе были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ методической, психологической и педагогической литературы по выявлению особенностей использования приемов нейролингвистического программирования, анализ практики обучения лексической стороне речи учеников 7 класса. Основу исследования составят труды и положения современных исследователей в области методики обучения иностранным языкам, психолингвистов, психологов: Бэндлера Р., Гриндера Д., Гриндера М., Выготского Л.С., Гальперина П.Я., Гальсковой Н.Д., Гез Н.И., Дилтса Р., Леонтьева А.А., Лойда Л., Медеведевой О.И., Павловой М.А., Роговой Г.В., Рабинович Ф.М., Пассова Е.И., Шмелева Д.Н. и др.
Элемент теоретической значимости исследования определяется тем, что в нем выделена группа приемов нейролингвистического программирования при обучении иноязычной лексике.
Практическая значимость заключается в разработке комплекса упражнений, реализующих приемы нейролингвистического
программирования, направленные на формирование лексических навыков. Результаты исследования могут быть использованы в практике обучения школьников, при разработке психологических стратегий обучения иностранному языку, для создания учебных пособий и методических рекомендаций, направленных на повышение результативности процесса обучения иностранному языку.
Структура диссертационной работы включает: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
В I главе будут рассмотрены теоретические вопросы:
1. Нейролингвистическое программирование при обучении иностранному языку: анализ методической действительности;
2. Формирование лексических навыков на уроках английского языка обучающихся 7 класса;
3. Приемы нейролингвистического программирования при обучении иноязычной лексике и формировании лексических навыков.
II глава (практическая) предполагает рассмотрение следующих вопросов:
1. Анализ действующих УМК на предмет учета типов восприятия обучающихся 7 класса;
2. Комплекс упражнений, реализующий приемы нейролингвистического программирования, направленные на формирование лексических навыков;
3. Опытное обучение: ход, анализ, результаты.
Овладение лексикой при обучении иностранному языку имеет системообразующее значение. В качестве цели исследования ставилась необходимость теоретически обосновать и разработать комплекс приемов, направленный на формирование иноязычных лексических навыков с использованием приемов нейролингвистического программирования.
В исследовании выделены возрастные особенности обучающихся 7 класса, которые необходимо учитывать в образовательном процессе, обусловленные психофизиологическими особенностями обучающихся 7 класса, включающие в себя когнитивные изменения и социокультурный аспект.
В исследовании намечены пути преодоления трудностей обучения лексической стороне иноязычной речи и особенностей учащихся - применение приемов нейролингвистического программирования, направленные на активизацию интеллектуальной и эмоциональной сферы обучающихся.
В работе выделена группа лексических навыков (аудирование, чтение, письменная речь, говорение), которые необходимо сформировать у обучающихся 7 класса.
Представлены принципы НЛП: субъективного восприятия реальности; перманентного изменения сознания человека в результате взаимодействия с окружающей действительностью; элементы: обучение с использованием приемов НЛП основано на личностно-ориентированном подходе, создание системы эффективных убеждений, учета языка программирования мозга обучающегося, использование «ключей доступа» и якорения как катализаторов нейрологических процессов в сознании обучающегося, создание четкого маршрута обучения; систематизированы приемы НЛП при обучении лексике иностранного языка: определение типа мотивации обучающегося; представление преподавателем «маршрута движения», плана 65
занятий, цели обучения, понятной каждому обучающемуся, критериев оценивания обучающихся и способов поощрения; определение основного языка программирования обучающегося, и через использование «ключей доступа» произвести «якорение», перенос эмоций от удовольствий на учебный процесс; учет психофизических особенностей обучающихся; подбор актуальных примеров и иллюстраций; учет цветовой гаммы визуальной подачи информации; акцент на поведении самого педагога, направленность на создание заинтересованности обучающихся в изучении иностранного языка; создание ситуации повышенного эмоционального возбуждения при формировании лексических навыков; учет модальности обучающегося на этапе введения новой лексики, задействование всех трех каналов получения информации: аудиального, визуального и кинестетического; использование технологии визуализации информации; обучение на основе компактных опорных сигналов.
В результате проведенного исследования выделены конкретные микростратегии, которые позволяют педагогу реализовать данные приемы: создания необходимого эмоционального фона; запоминание визуальной и аудиальной формы слова и их соотнесение с семантической составляющей, со смыслом слова; совмещения двух вышеуказанных микростратегий, создания других вариантов образов и ассоциаций, закрепление новых образов, встраивание в подсознание человеческого мозга; внутреннего проговаривания; поиска знакомых лексических единиц.
В результате анализа действующих УМК на предмет применения приемов НЛП в обучении английскому языку, учета основных понятий НЛП, были сделаны выводы, что в основном в учебниках представлен новый лексический материал в виде перевода новых слов на русский язык, либо перевод представлен в рамочке в иноязычной форме, а также о недостаточности использования приемов НЛП. Таким образом, данные учебные пособия требуют доработки этапа введения новой лексики и ее первичного закрепления. Предлагается использовать приведенные в 66
исследовании приемы, технологии НЛП и комплекс упражнений по развитию лексических навыков обучающихся. Он включает в себя: ассоциограмму, в рамках которой происходит развитие ассоциативных и логических связей между лексическими единицами, упражнения на создание кластера или майнд мэп (формирование групп слов по каким-либо критериям), способствующих систематизации лексических знаний, развитию навыков по выделению общих и отличительных признаков между лексическими единицами, модель дерева, которая обобщает пройденный лексический материал и позволяет визуализировать значение слова с его образом, а также упражнения, которые развивают у обучающихся когнитивные стратегии, способствующие правильному словоупотреблению.
Целью применения данного комплекса упражнений является эффективное формирование лексических навыков обучающихся. В качестве задач применения данного комплекса были выделены следующие: введение лексического материала через активизацию всех трех каналов восприятия информации: аудиального, визуального и кинестетического; максимальная актуализация нового материала для каждого обучающегося, «якорение»; создание максимальных ассоциативных связей в рамках новой лексики; создание семантических полей обучающимися; употребление новой лексики в речи. Проведенный с обучающимися эксперимент подтвердил, что задачи исследования выполнены, цель - достигнута.
С учетом полученных результатов и приемов НЛП были разработаны технологические карты уроков по всем разделам учебника Вербицкой М.В., Маккинли С., Хастингс Б., Миндрул О.С., Твердохлебовой И.П. «Forward» (см. Приложения 6 - 21).
1. Аведова Р.П. Использование нейролингвистического программирования в обучении иностранным языкам: мотивационный аспект. - Тамбов: Грамота, 2015. - Вып. III. - C. 17-20.
2. Алдер Г. НЛП-графика. Мышление в картинках и образах. - СПб.: Питер, 2003. - 134 с.
3. Андерсон Д. Думай, пытайся, развивайся. - СПб.: Азбука, 1996. - 92 с.
4. Ардашев А.В. Клиническая аритмология. - М.: Медпрактика, 2010. - 1220 с.
5. Байрон А., Льюис Р., Пуселик Ф. NLP - магия нейролингвистического программирования без тайн. - М.: Речь, 2012. - 144 с.
6. Бакиров А. С чего начинается НЛП. - М.: КСП+, 2001. - 320 с.
7. Бэндлер Р., Гриндер Д. Большая энциклопедия НЛП. Структура магии. - М.: АСТ, 2015. - 448 с.
8. Бендлер Р., Гриндер Д. Из лягушек - в принцы. - СПб.: Корвет, 2017. - 176 с.
9. Брунер Дж. Психология познания. - М.: Прогресс, 2003. - 42 с.
10. Бэйтсон Г. Экология разума. - М.: Смысл, 2000. - 296 с.
11. Вайсбурд М.Л., Рубинская Б.И. Деятельностный подход при отборе коммуникативного минимума для среднего этапа обучения // ИЯШ. - 1990. - № 1. - С. 23-29.
12. Воедилов Д.В. НЛП по-русски. - М.: ФАИР, 2007. - 208 с.
13. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестник Московского университета. - 1991. - №4. - С. 5-18.
Педагогика, 2008. - 480 с.
15. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. - М.: Психологическая наука, 2001. - 41 с...