Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА

Работа №95087

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
176
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА 6
1.1 Анализ понятия «творческая одаренность» в научной литературе 6
1.2 Особенности проявления творческой одаренности ребенка младшего
школьного возраста 16
1.3 Роль учреждений дополнительного образования и школы в развитии
творческой одаренности ребенка 26
1.4 Организация взаимодействия учреждений дополнительного образования
и школы в развитии творческой одаренности ребенка 36
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА 50
2.1 Организация и методы исследования 50
2.2 Модель взаимодействия учреждений дополнительного образования и
школы в развитии творческой одаренности ребенка 58
2.3 Анализ результатов научного исследования 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 85

Актуальность исследования. Согласно Национальной инициативе «Наша новая школа» должна реализовываться программа по развитию, поддержке, сопровождению одаренных детей, в том числе должны создаваться благоприятные условия для всесторонне гармоничного развития личности ребенка, раскрытия его творческих талантов и потенциалов. Осуществление работы с одаренными детьми - важный и нужный аспект для любого учебного учреждения и реализуется такая работа в школах и учреждениях дополнительного образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 года и Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) позволяют обосновать актуальность исследования на тему: «Взаимодействие учреждений дополнительного образования и школы в развитии творческой одаренности ребенка». Актуальность темы заключается в том, что ведется недостаточная работа по обеспечению взаимодействия учреждений дополнительного образования и школы и в отсутствии должного рассмотрения данного вопроса. Тема эта слабо изучена, хотя в последнее время привлекает все больше внимания для исследования как в России, так и за рубежом.
Помимо основного школьного образования дополнительное образование в виде всевозможных кружков и секций занимает также центральное место, так как здесь происходит расширение, углубление знаний, которые в дальнейшем ребенок может применить и в школе, и в жизни в целом, возможно, это станет его будущей профессией. При работе с одаренными детьми сначала выявляют их способности, затем определяются с секциями и кружками, результатом посещения которых является участие талантливого ребенка в конкурсах, выставках, фестивалях.
Усовершенствование системы образования возможно только лишь при постоянном взаимодействии с другими социальными институтами, например, со школой, когда происходит их деятельное взаимодополнение друг друга при решении проблем, касающихся развития творческих способностей детей.
Цель работы - теоретически разработать, обосновать и апробировать модель взаимодействия учреждений дополнительного образования и школы в развитии творческой одаренности детей.
Рассматриваемые задачи в связи с указанной целью это:
1) Анализ понятия «творческая одаренность» в научной литературе.
2) Особенности проявления творческой одаренности ребенка.
3) Роль учреждений дополнительного образования и школы в развитии творческой одаренности ребенка.
4) Организация и методы исследования.
5) Разработка и апробирование модели взаимодействия учреждений дополнительного образования и школы в развитии творческой одаренности ребенка.
6) Анализ результатов научного исследования.
Объектом исследования является творческая одаренность детей.
Предмет исследования - модель взаимодействия учреждений дополнительного образования и школы в развитии творческой одаренности детей.
В основу гипотезы было положено положение о том, что разработанная модель позволит повысить эффективность взаимодействия учреждений дополнительного образования и школы в развитии творческой одаренности ребенка.
Теоретико-методологические основы исследования составляют теоретические положения относительно развития творческой одаренности детей младшего школьного возраста, выдвинутые в работах ученых: Сократа, Аристотеля, Т.Рида, А.Смита, Д.Локка, И.Канта, И.Гете, Г.Гегеля, Жан Жака Руссо, Д.Дидро, Г.Песталоцци, Б.М.Теплова, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Н.С. Лейтеса и мн. др.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
• обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы и моделирование);
• психологические (психодиагностические и психолого-педагогические методики):
1. Опросник креативности Джонсона (адаптированный);
2. Тест креативности Торренса (диагностика творческого мышления);
• методы математической статистики (описательная статистика, сравнительно-сопоставительный анализ результатов психологического исследования, Т-критерий Вилкоксона).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит библиографию из 57 наименований, 8 приложений. Объем работы составляет 96 страниц. В работе результаты исследования отражены в 4 диаграммах, 1 схеме, 2 таблицах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования по проблеме психолого­методического обоснования взаимодействия учреждений дополнительного образования и школы в развитии творческой одаренности ребенка младшего школьного возраста можно заключить следующие выводы.
Издавна существует множество мнений и точек зрения при анализе понятий «одаренность» и «творческая одаренность». Одаренность анализировали еще с античных времен. Делая вывод на основе приведенного краткого анализа информации из словарей, разных мнений русских и зарубежных ученых (П.Торренс, Дж.Гилфорд, Л.С.Выготский, Н.С.Лейтес, Б.М.Теплов, Д.Б.Богоявленская, А.М.Матюшкин и мн.др.) относительно проблемы одаренности, можно сказать, что одаренность - это свойство психики, которое развивается в течение жизни, позволяющее достигать человеку выдающихся и выделяющихся результатов, отличных от других. Одаренность развивается в результате взаимодействия наследственных предпосылок и окружающей среды.
Одаренность - это природный дар, дальнейший процесс развития этого дара, способностей, которые заложены в ребенке, их необходимо развивать, создавая благоприятную окружающую среду и вовлекая детей в деятельностное созидание. При этом следует учитывать индивидуальный темп развития каждого отдельного ребенка. Причем начинать надо развивать одаренность с возраста дошкольников, потом школьников и т.д.
Творчески одаренные дети наделены ярко выраженными творческими способностями, которые основаны на высокоразвитом логическом и творческом мышлении. Творческая одаренность оценивается с точки зрения особенностей поведения ребенка и с учетом проявления ребенка в интересных для него учебных и факультативных предметах.
Особенности проявления творческой одаренности ребенка, по мнению И.Н.Вохмяниной, М.В.Грибановой, Ю.Б.Борева, М.С.Каган и др., - это явление многомерное, основанное на биологических и психических факторах, опосредованное социокультурными факторами развития социума. Участие детей в творческой деятельности имеет активный характер проявления, ребенок не пассивен в этом процессе, а ведет себя динамично и деятельно при преобразовании окружающей действительности, способен создавать продукт творчества, готов к саморазвитию и самореализации под руководством авторитетного взрослого.
Важную роль в процессе работы с одаренными детьми играет область дополнительного образования, которая позволяет расширить творческую сферу одаренного ребенка (кружки, секции, студии, мастерские), с помощью чего реализовываются интересы, которые выходят за границы школьной программы.
СДО играет важную роль при развитии творческой одаренности ребенка, так как школа плохо приспособлена для этого. Дополнительное образование способствует адаптации детей к жизни в обществе и профориентации. Пространство в учреждениях дополнительного образования более комфортно для развития творческой одаренности, оно более гармонично и спокойно, педагоги чаще находятся в приподнятом настроении, что также способствует плодотворному творческому сотрудничеству в тандеме «учитель-ученик». В школе развитие детской творческой одаренности может достигаться с помощью внеурочной деятельности, которая включает в себя, в первую очередь, проектно­исследовательские направления.
На основании рассмотренного теоретического материала по понятию «взаимодействие» можно сделать следующие выводы: в процессе
взаимодействия всегда участвуют как минимум две стороны. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые зависят от отношений и положения взаимодействующих.
Взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования при развитии творческой одаренности детей необходимо в целях обеспечения качественного нового образования, но в настоящее время существует много проблем и вопросов при этом, требуется модернизация и доработка моделей сетевого сотрудничества.
Исходя из проведенного теоретического анализа по проблеме изучения взаимодействия учреждений дополнительного образования и школы в развитии творческой одаренности ребенка младшего школьного возраста была сформулирована цель экспериментального исследования: разработка и апробация психолого-педагогической модели взаимодействия учреждений дополнительного образования и школы в развитии творческой одаренности ребенка младшего школьного возраста.
Проведенное экспериментальное исследование по взаимодействию учреждений дополнительного образования и школы в развитии творческой одаренности ребенка младшего школьного возраста дает возможность резюмировать полученные результаты исследования.
В психолого-педагогическом исследовании приняли участие две группы (экспериментальная и контрольная) детей младшего школьного возраста (7-8 лет), каждая группа состояла из 25 человек. Базой экспериментальной работы выступили МБОУ СОШ №86 (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 86), МАОУ СОШ №132 (Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №132) города Екатеринбурга.
На констатирующем этапе исследования было установлено, что уровень развития творческих способностей детей в контрольной группе высок по сравнению с аналогичным уровнем в экспериментальной группе, где показатели развития креативности находятся на среднем уровне, кроме показателя беглости (он находится на высоком уровне - 96%, 24 человека).
В обеих выборках представлены средние и высокие значения, а именно:
• беглость: в экспериментальной группе - 96% (24 человека) и в контрольной группе - 100% (25 человек);
• гибкость: в экспериментальной группе - 52% (13 человек) и в контрольной группе - 60% (15 человек);
• оригинальность: в экспериментальной группе - 56% (14 человек) и в контрольной группе - 64% (16 человек).
Это означает, что у детей экспериментальной группы не выражены, в достаточной степени, творческие способности, позволяющие им нестандартно мыслить на высоком уровне и в различных ситуативных обстоятельствах. Но при этом в ответах детей проявляется достаточно стандартизированные ситуации - изображение стандартных предметов и описание словесного опредмечивания, например, из круга нарисовано солнце - рисунок подписан как «солнце», нарисован квадрат, он и подписан так же, то есть не проявилось развитие оригинальности.
Также по результатам исследования посредством диагностики творческого мышления ребенка (Д. Джонсон) видно, что на констатирующем этапе исследования в обеих группах выражен средний и низкий уровни общего творческого развития у младших школьников, в частности: в экспериментальной группе - 36% и 36% (по 9 человек), а в контрольной - 44% (11 человек).
В целом, констатирующий этап исследования особенностей творческих способностей детей младшего школьного возраста позволил заключить, что школьники на уровне вербального и образного мышления проявляют стандартные способы разрешения творческих (проблемных) ситуаций. Творческое воображение имеет шаблонный характер, который опирается на воспроизведение полученного опыта в процессе социализации, что не соответствует возрастным нормам младших школьников. Именно это обусловило создание педагогических условий развития творческих способностей младших школьников посредством реализации художественной деятельности и совершенствования взаимодействия учреждений дошкольного образования и общеобразовательной школы.
В учреждении, которое сотрудничает с ДДТ, уровень развития творческих способностей детей выше, а в том, которое не сотрудничает - ниже. Результаты констатирующего этапа исследования свидетельствуют о необходимости развития творческих способностей у младших школьников экспериментальной группы, что и определило актуальность разработки психолого-педагогической модели взаимодействия учреждений
дополнительного образования и школы в развитии творческой одаренности ребенка.
На контрольном этапе исследования в экспериментальной группе наблюдается выраженность высокого уровня по показателям творческих способностей, только показатель оригинальности находится на среднем уровне (52% - 13 человек):
• беглость - 100% (25 человек);
• гибкость - 88% (22 человека).
В контрольной группе также преобладает высокий уровень показателей, а именно:
• беглость - 100% (25 человек);
• гибкость - 76% (19 человек);
• оригинальность - 68% (17 человек).
На контрольном этапе исследования наблюдаются несущественные различия в развитии творческого мышления в двух выборках. Так в экспериментальной выборке представлен высокий уровень у 44% детей (11 человек). Творческое мышление у этих детей имеет развернутую форму.
В контрольной группе на этом же этапе выражен также высокий уровень - 48% (12 человек).
Как видно из представленных данных в экспериментальной группе уровень развития творческой одаренности вырос. Произошли и изменения в увеличении уровня развития творческой одаренности детей и в контрольной группе.
Для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых, так же был применен T-критерий Вилкоксона. В ходе математического анализа зафиксирован достоверный положительный сдвиг в двух разных условиях в одной и той же выборке испытуемых на уровне значимости 0,05 - 0,01 критических значений Т - критерия Вилкоксона, а именно: беглость (Тэмп = 49 и 15 при p<0,05); гибкость (Тэмп =15 и 18 при p<0,01); оригинальность (Тэмп = 31 и 99 при p<0,05).
Исходя из полученных данных, был сделан вывод о том, что в результате реализации модели взаимодействия учреждений дополнительного образования и общеобразовательной школы в развитии творческой одаренности ребенка в экспериментальной группе были получены качественные сдвиги в большинстве компонентов. Следовательно, разработанную модель можно считать эффективной.
Результаты экспериментальной работы подтвердили оптимальность и эффективность разработанной модели взаимодействия учреждений дополнительного образования и общеобразовательной школы в развитии творческой одаренности ребенка. Полученные практические результаты подтверждают правильность теоретических положений и необходимость внедрения в массовый опыт разработанной модели. Что и подтверждает гипотезу исследования, в основу которой было положено положение о том, что разработанная модель позволит повысить эффективность взаимодействия учреждений дополнительного образования и школы в развитии творческой одаренности ребенка.


1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. Изд-во НМЦ СПО, 1999 г.
2. Гапоненко А.Л., Панкрухип А.П. Стратегическое управление: учебник. - М.: Омега - Л, 2004.-472 с.
3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.
4. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014. 192 с.
5. Казакова Е.И, Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. - СПб.: Петербург - 21 век, 1997.- 160 с.
6. Кларин М.В. Педагогическое наследие [Текст]/ М.В. Кларин. - М.: Педагогика, 1988 - 130 с.
7. Комарова Т.С. Художественная культура. Интегрированное занятие с детьми 5-7 лет: книга для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дошкольного образования и учителей начальных классов. [Текст] / Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина . - 2-е изд. - М.: АРКТИ, 2003. - 96 с.
8. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. М.: Издательский Дом «Зимородок», 2010. 418 с.
9. Краткое руководство для учителей по работе с одарёнными учащимися: Кто они такие, как их опознать, как им помогать расти и развиваться / под ред. Л.В. Поповой, В.И. Панова. - М.: Мол. гвардия, 1997. - 137 с.
10. Маяцкая В.А. Реализация творческого потенциала интеллектуально одаренного ребенка // Внешкольник. 2013. № 2. С.15-16.
11. Методология и методика сопровождения региональных проектов развития образования / под ред. Е.И. Казаковой, А.М. Моисеева. - М.: РОССПЭН, 2003. - 168 с.
12. Методология и методика сопровождения региональных проектов развития образования / под ред. Е.И. Казаковой, А.М. Моисеева. - М.: РОССПЭН, 2003. - 168 с.
13. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С. Комаровой. М.: Просвещение, 2014. 256 с.
14. Мейснер Т. Вундеркинды. Реализованные и нереализованные способности/Пер. с нем. Г.Рыбаковой. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. - 368 с.
15. Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В.М.Слуцкого; Предисл. В.М.Слуцкого,- М.: Прогресс, 1991.- 376 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ